Культура повседневности Средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:29, контрольная работа

Краткое описание

Народная культура этой эпохи - новая и почти неразведанная еще в науке тема. Идеологам феодального общества удалось не только оттеснить народ от средств фиксации его мыслей и настроений, но и лишить исследователей последующих времен возможности восстановить основные черты его духовной жизни. “ Великий немой”, ”великий отсутствующий”, “люди без архивов и без лиц” - так именуют современные историки народ в эпоху, когда для него был закрыт непосредственный доступ к средствам письменной фиксации культурных ценностей.

Оглавление

Ведение………………………………………………………………………3
Раннее средневековье……………………………………………………5
Высокое (классическое) Средневековье………………………………..7
Позднее средневековье…………………………………………………..9
Одежда……………………………………………………………………10
Заключение………………………………………………………………….15
Список используемой литературы………………………………………..18

Файлы: 1 файл

Культура повседневности Word.docx

— 36.77 Кб (Скачать)

Федеральное  государственное автономное

 образовательное  учреждение 

высшего профессионального образования 

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Филиал  РГППУ в г. Березовском 

Факультет высшего профессионального образования 

Кафедра профессионально-педагогического  образования

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: «Культура повседневности»

На тему: «Культура  повседневности средних веков»

 

 

 

  Выполнил студент:                                                          А.В. Авдюкова

  Группа:                                                                              Бз-211 СПИ

  Проверил:                                                                         М.В. Семенова

 

 

 

 

 

 

 

 

Березовский, 2012 г.

Содержание

Ведение………………………………………………………………………3

  1. Раннее средневековье……………………………………………………5
  2. Высокое (классическое) Средневековье………………………………..7
  3. Позднее средневековье…………………………………………………..9
  4. Одежда……………………………………………………………………10

Заключение………………………………………………………………….15

Список используемой литературы………………………………………..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Средними веками культурологи называют  длительный период в истории  Западной Европы между Античностью  и Новым Временем. Этот период охватывает более тысячелетия с V по  XV века.

Внутри тысячелетия принято  выделять по меньшей мере три периода :

  • Раннее Средневековье, от начала эпохи до 900 или 1000 годов (до X - XI вв);
  • Высокое (Классическое) Средневековье - от X -XI веков до примерно XIV века;
  • Позднее Средневековье, XIV- XV века.

Некоторые авторы в контексте  Средневековья рассматривают и  так называемый переходный период от Средних веков к Новому Времени ( XVI-XVII века), однако представляется более  обоснованным рассматривать период Реформации и Конрреформации  как  отдельный период истории и культуры, оказавший большое влияние на дальнейшее формирование  культурного  сознания народных масс.

Народная культура этой эпохи - новая и почти неразведанная  еще в науке тема. Идеологам  феодального общества удалось не только оттеснить народ от средств  фиксации его мыслей и настроений, но и лишить исследователей последующих  времен возможности восстановить основные черты его духовной жизни. “ Великий  немой”, ”великий отсутствующий”, “люди  без архивов и без лиц” - так  именуют современные историки народ  в эпоху, когда для него был  закрыт непосредственный доступ к средствам  письменной фиксации культурных ценностей.

Народной культуре средневековья  не повезло в науке. Обычно, когда  говорят о ней, упоминают самое  большее остатки древнего мира и  эпоса, пережитки язычества. В тех  сравнительно редких случаях, когда  современный специалист обращается к народной религиозности средневековья, у него не находится для нее  иных характеристик как “наивная”, “примитивная”, “неотесанная”, “грубая”, “поверхностная”, “паралогическая”, ”ребяческая”; это религия “народа-ребенка“, переполненная суевериями и ориентированная на сказочное и баснословное.

Критерии для подобных оценочных суждений берут из “высокой”  религии просвещенных и именно с  их позиции судят о сознании и  эмоциональной жизни простолюдинов, не ставя перед собой задачи рассмотреть  ее “изнутри”, руководствуясь ее собственной  логикой. [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Раннее средневековье

 

Раннее Средневековье - время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы, такие, как  вторжение варваров, закончившиеся  падением Римской империи. Варвары  селились на землях бывшей империи, ассимилировались с ее населением, создавая новую  общность Западной Европы.

Новые западноевропейцы при  этом, как правило, принимали христианство, которое  к концу существования  Рима стало его государственной  религией. Христианство в различных  его формах вытесняло языческие  верования, и этот процесс после  падения империи только ускорился. Это второй важнейший исторический процесс, определявший лицо раннего  Средневековья в Западной Европе.

Третьим существенным процессом  было формирование на территории, бывшей Римской империи новых государственных  образований, создававшихся теми же “варварами”.  Племенные вожди  провозглашали себя королями, герцогами, графами, постоянно воюя друг с другом и подчиняя себе более слабых соседей. Характерной особенностью жизни  в раннее Средневековье были постоянные войны, грабежи и набеги, которые  существенно замедляли экономическое  и культурное развитие.

В период раннего средневековья  идейные позиции феодалов и крестьян еще не оформились и крестьянство, только рождавшееся как особый класс  общества, в мировоззренческом отношении  растворялось в более широких  и неопределенных слоях.   [1]

Главная масса населения  Европы того времени - сельские жители, образ жизни которых был всецело  подчинен рутине, а кругозор до крайности  ограничен. Консерватизм- неотъемлемый признак этой среды.

Крестьянство и его  жизнь почти вовсе не отражаются в социальной картине мира, как  мыслилась она в ту пору, и этот факт сам по себе весьма симптоматичен. Общество, аграрное по своей природе, строившееся на эксплуатации и подчинении широких слоев сельского населения, как бы позволяло себе идеологически игнорировать собственное большинства.

Парадокс: простой люд, прежде всего - крестьянство, презираемое и  игнорируемое господствующим классом, вместе с тем, в определенном смысле, доминировало в духовной жизни раннего  Средневековья. Сельская жизнь с  ее неторопливой размеренностью и периодической  сменой производственных сезонов, была главным регулятором социального ритма общества [1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Высокое (классическое) Средневековье

 

В период классического, или  высокого Средневековья, Западная Европа начала преодолевать затруднения и  возрождаться. С X века укрупнились  государственные структуры, что  позволило собирать более многочисленные армии и до некоторой степени  прекратить  набеги и  грабежи. Миссионеры понесли христианство в страны Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что  и эти государства вошли в  орбиту западной культуры.

Наступившая относительная  стабильность обеспечила  возможность  быстрого подъема городов и экономики. Жизнь стала меняться к лучшему, в городах расцветала своя культура и  духовная жизнь. Большую роль в  этом играла та же церковь, которая  тоже развивалась, совершенствовала свое учение и организацию.

На базе художественных традиций  Древнего Рима   и прежних варварских племен  возникло романское, а позже  блестящее готическое искусство, причем развивалась не только архитектура  и литература, но и другие виды искусства- живопись, театр, музыка, скульптура... Именно в эту эпоху были созданы  шедевры литературы “ Песнь о  Роланде”, “Роман о Розе”.

Возникает  и развивается  так называемая рыцарская литература. Одно из наиболее знаменитых произведений - величайший памятник французского народного  героического эпоса -“Песнь о Роланде”. В XII в появляются рыцарские романы. В числе наиболее популярных  был стихотворный роман о британском короле Артуре.

Важнейший памятник английской литературы XIII в - знаменитые “Баллады о Робин Гуде” , который и поныне остается одним из самых известных  героев мировой литературы.

  Зарождение “городской  культуры”.

 В этот период быстро  развивается так называемая “городская  литература”, для которой было  характерно реалистическое изображение  городского повседневного быта  различных слоев городского населения,  а также появление сатирических произведений. Представителями городской литературы в Италии были Чекко Анджольери, Гвидо Орланди ( конец XIII века). [4]

Развитие городской литературы свидетельствовало о новом явлении  в культурной жизни западноевропейского  общества - городской культуре, сыгравшей очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом. Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия.

Городская культура зародилась во Франции в XI-XII вв. В этот период она была представлена, в частности, творчеством “жонглеров”, которые  выступали на городских площадях как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы. Они выступали  на ярмарках, народных праздниках, свадьбах, крестинах и т.п. и пользовались большой популярностью в народе.

Примерно с середины XII века  театральные действия перемещаются из-под церковных сводов на площади  и действия разыгрываются уже  не на латыни, а на французском языке. В роли же актеров выступают уже  не священнослужителя, а горожане, сюжеты пьес становятся все более светскими, пока не превращаются в сценки из обыденной  городской жизни, часто сдобренными  доброй порцией сатиры. Новым и  чрезвычайно важным явлением, свидетельствующим  об углублении процесса развития городской  культуры , было создание в городах  не церковных школ - это были частные  школы, материально от церкви не зависящие. Преподаватели этих школ жили за свет платы, взимаемой с учащихся и  обучать в них  своих детей  могли все, кто мог позволить  себе заплатить за обучение. С этого  времени идет быстрое распространение  грамотности в среде городского населения.

 

 

 

 

 

3. Позднее средневековье

 

Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской  культуры, начавшиеся в период классики. Однако ход их был далеко не гладким. В XIV-XV веках Западная Европа неоднократно переживала великий голод. Многочисленные эпидемии, особенно чумы, принесли неисчислимые человеческие жертвы. Очень сильно замедлила  развитие культуры Столетняя  война.

В  эти периоды неуверенность  и страх владели массами. Хозяйственный  подъем сменяется длительными периодами  спада и застоя. В народных массах усиливались комплексы страха перед  смертью и загробным существованием, усиливаются страхи перед нечистой силой.

 В конце Средневековья  в сознании простонародья Сатана  трансформируется  из, в общем-то, не страшного и иногда смешного  черта во всемогущественного  повелителя темных сил, который  в завершение земной истории  выступит в роли Антихриста.

Другая причина страхов - голод, как следствие низкой урожайности  и нескольких лет засух.

 Источники страхов   лучше всего высвечиваются в  молитве крестьянина того времени  :  “Избави нас, Господи, от  чумы, голода и войны“ [1]

Господство устной культуры мощно способствовало умножению  суеверий, страхов и коллективных паник.

Однако, в конце концов, города  возрождались, люди, уцелевшие  от мора и войны, получили возможность  устраивать  свою жизнь лучше, чем  в предыдущие эпохи. Возникли условия  для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства. Этот подъем с необходимостью вел к так  называемому  Возрождению или  Ренессансу.

 

 

 

4.Одежда

Одежда раннего средневековья

В V-VIII веках на территории Европы существовали так называемые варварские королевства. В одежде на протяжении нескольких веков происходило последовательное соединение элементов варварского  германского костюма и одежды романизированных галлов, при сохранении влияния позднеримских и византийских традиций. В IX-XI веках для всех слоев  общества была характерна простота форм одежды при резком различии в качестве материалов. Культуру эпохи определяет романский стиль, представленный не только в архитектуре соборов, но и в одежде, для которой характерны спокойные, упрощенные очертания, обилие гладких умеренно орнаментированных поверхностей и монументальная солидность облика. Античный принцип – одежда отдельно, а украшения отдельно – в романский период уже не соблюдался так строго. Сама одежда стала богато украшенной.

Ткани изготавливались в домашних условиях. Только в XI веке с развитием  городов появляются цехи, изготовляющие  одежду. Ширина полотна не превышала 80 см. Крой одежды диктовался шириной  ткацкого станка. Ткани были из льна, крапивы, конопли, шерсти. Шелк являлся  предметом роскоши и был доступен только богатым феодалам, покупавшим его у Византийских купцов. Помимо этого шили одежу из меха и кожи.

Информация о работе Культура повседневности Средневековья