Культура повседневности Средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:29, контрольная работа

Краткое описание

Народная культура этой эпохи - новая и почти неразведанная еще в науке тема. Идеологам феодального общества удалось не только оттеснить народ от средств фиксации его мыслей и настроений, но и лишить исследователей последующих времен возможности восстановить основные черты его духовной жизни. “ Великий немой”, ”великий отсутствующий”, “люди без архивов и без лиц” - так именуют современные историки народ в эпоху, когда для него был закрыт непосредственный доступ к средствам письменной фиксации культурных ценностей.

Оглавление

Ведение………………………………………………………………………3
Раннее средневековье……………………………………………………5
Высокое (классическое) Средневековье………………………………..7
Позднее средневековье…………………………………………………..9
Одежда……………………………………………………………………10
Заключение………………………………………………………………….15
Список используемой литературы………………………………………..18

Файлы: 1 файл

Культура повседневности Word.docx

— 36.77 Кб (Скачать)

Одежда мужчин и женщин была однородной, различаясь по длине и украшениям. Мужская одежда состояла из двух туник, надетых друг на друга. Первоначально  туники были короткими - до колена, но с  середины XI века они удлинились до середины икры, короткие же носили только крестьяне  и молодежь. Возрастные отличия в  костюме были во все времена и  эпохи. Обычно пожилые люди избегали слишиком коротких, слишком узких  и слишком ярких одежд. Также  носили штаны, которые могли быть до колен или длиннее, они прикреплялись  обмотками к икрам. Женщины тоже носили две туники, только обе были длинной до пят. И у мужчин, и  у женщин талия, а чаще бедра плотно охватывались поясом (тканым или кожаным  с металлическими накладками) с прикрепленными к нему оружием, оберегами, гребнями и кошельками.Крайнее распространение получил плащи длинной обычно до икр. Они могли шиться из шкур, кожи или шерсти. Закреплялись они разнообразными фибулами, булавками, завязками.

Одежда высокого средневековья

Период XII -XIII веков был периодом большого богатства разнообразия в  материальной и духовной жизни. Крестовые походы, начавшиеся в прошлом столетии принесли с собой различные изменения в используемых материалах, технологии окраски тканей, в стилях и различных предметах одежды, используемыми мужчинами и женщинами. Дворянство приняв новшества из Святой земли и объединив их с Европейским стилем одежды - выдало великое разнообразие и различие в одежде, чем одеяния простолюдинов. Как само собой разумеющееся был тот факт, что если вы можете позволить себе носить одежду из таких тканей как шелк, бархат(который уже существовал в этот период), золотое шитье, то вероятнее всего, вы будете иметь благородное происхождение.

Середина XII-го века символизирует  своего рода революцию в манере одеваться. Действительно, к 1140 году исчезли последние  черты германского костюма, принесенного в V веке варварами-завоевателями и  просуществовавшего без особых изменений  во времена правления Меровингов и Каролингов. Мужчины, так же как и женщины, стали носить длинное платье, вызывая возмущение со стороны церкви, видевшей в этом неуместную и женоподобную моду. Вдобавок, вместо того чтобы стричь волосы и бриться, они стали отращивать бороду и локоны и завивать их щипцами.

Самыми распространенными были полотняные ткани местного производства: тонкое льняное полотно, из которого шили рубашки и простыни; тик - плотный  материал из конопли, используемый для  подкладки и рабочей одежды; бумазея - полотняная ткань с добавлением  хлопка (привозимого из Египта и  Италии), она равным образом подходила  и для шитья одежды, и для  убранства помещения. Шерстяные  ткани производились только в  отдельных областях (во Фландрии, Шампани, Нормандии, в Центральной и Восточной Англии). Их качество не оставило бы равнодушным и современного кутюрье: это и обычные простыни из саржи, и тирлен, и знаменитый станфорт - плотная шерстяная ткань, производимая в Стамфорде. В каждом городе имелись свои особенности в отношении качества, цвета и узоров. Существовали ткани гладкие (то есть одноцветные), пестрые (узорчатые), камчатные (с каймой из цветочных мотивов или вязью). Самые разные шелковые ткани, так полюбившиеся на Западе, привозили с Востока, из Египта и из Сицилии. Наиболее изысканными считались парча - плотная роскошная ткань, пэль - затканное полотно из Александрии и муслин - мягкий материал, напоминавший современную тафту.

Появление моды на меха, так же как  на шелковые ткани, связано с развитием  торговли. Из Сибири, Армении, Норвегии и Германии экспортировали самые  роскошные меха: куницу, бобра, соболей, медведя, горностая и белку. Особенно ценились последние два. На белый  горностаевый мех мастера набирали крапинки из черных кончиков хвоста, а  беличий мех сшивали, чередуя  шкурки так называемой "сибирской  белки" с белым животиком и  серо-голубой спинкой. Такой мех  шел на воротники и подкладку  парадных одежд. Мех местных животных (выдры, барсука, каменной куницы, лисы, зайца, кролика, барана) ценился намного  меньше; его обычно вшивали внутрь рукавов.

Мода диктовала и свои требования в отношении цвета. Его выбор  определялся иерархическими соображениями. Больше всего ценился красный - "цвет цвета". В те времена умели находить множество оттенков этого совершенного цвета, используя красящие растения (например, марену) и животные вещества (кошениль). Помимо красного в одежде предпочитали белый и зеленый  цвета. Желтый не отличали от золотого и употребляли очень умеренно. Голубой стал восприниматься как  изысканный цвет только во времена  правления Людовика Святого, а до этого он обычно предназначался для  будничной одежды, так же как серый, черный, коричневый.

Одежда позднего средневековья 

Готический стиль стал следующим этапом развития текстильного ремесла в Европе. Готический стиль в модной одежде является продолжением и развитием готического стиля вообще. Он представляет собой причудливое сочетание строгости и излишеств. Преобладание вертикальных линий и обилие острых углов – вот важнейшие черты готики, как в архитектуре, так и в одежде. Нельзя отрицать, что готические изделия обладали весьма своеобразной красотой, однако в угоду красоте и особым требованиям стиля был забыт важнейший принцип, которому неукоснительно следовали в античную эпоху и которого старались придерживаться в романский период, а именно – удобство и целесообразность. В готике получают распространение крайне неудобные предметы одежды – от крайне удлиненных остроносых туфель до островерхих конических головных уборов высотой до метра. А в позднем Средневековье вычурность стиля достигает предела.

В ХIIIв. были заложены основы кроя, особенно повлиявшие на изменение формы женского костюма. Умение кроить ткани освободило фасон одежды от ширины ткацкого станка крой, требовавший определенных профессиональных навыков, повлек, за собой дальнейшее развитие портновского искусства. Портные  объединяются в профессиональные цехи, которые изготовляют одежду в  основном по заказам знати. В этот период усовершенствуется сама техника  шитья. В XIV в. появляются распашные  одежды (т. е. одежды, разрезные спереди  сверху донизу), а также воротники. Классовые различия в костюмах становятся все более разнообразными. Законы предусматривают классовые ограничения  в одежде бюргеров, которые, в отличие  от дворян, не имели права носить шелковые одежды, длинные шлейфы и  т. д. Самой модной тканью считался появившийся  в это время бархат. Ткани богато орнаментировались, излюбленным был  растительный орнамент. В одеждах  преобладали яркие цвета, сочетание  которых производило впечатление  чрезвычайной декоративности.

Костюм начинает повторять форму  тела. В XIV веке в мужском костюме  появляется два модных направления: мода "коротких" и мода "длинных" одежд. Одни носят длинные и свободные  одежды, другие (чаще всего молодежь) - узкие и короткие.Ношение лат  укоротило длину мужского костюма, обнажив ноги в обтягивающих штанах-чулках (шоссах). Длинные одежды остаются только для коронационных случаев, а  также у духовенства, судей и  как университетская униформа . В  женском костюме появляются приталенный  крой и небольшое декольте. Сильно расширяющиеся к низу рукава и  юбки только подчеркивают и концентрируют  внимание на эротически значимых частях тела. Впервые тенденция к подчеркиванию  фигуры проявится в X веке, ее кульминация  придется на XIII-XIV века. Приталенное  платье с длинными и расширенными книзу рукавами опоясывалось ниже талии, что обеспечивало прилегание костюма  к фигуре. В XIV веке платье разделили  на лиф и юбку, что стало революционным  событием в истории костюма, так  как открывало широкие возможности  варьировать степень облегания  одежды и создавать ее новые формы. К концу средневековой эпохи  в придворных кругах возникает новое  социальное явление, именуемое «модой». С этого времени форма костюма  будет меняться ради самой новизны, а право и возможность следовать  этим изменениям станут знаком принадлежности к элите общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

Дать какую-либо однозначную оценку средневековой повседневности как  и любому историческому явлению  или процессу довольно сложно. С  одной стороны многочисленные источники  свидетельствуют об исключительной убогости, нищете, грязи и страхе, наполнявших жизнь человека тех  времён. С другой стороны – на картинах мастеров Возрождения изображены люди в роскошных одеждах, на фоне богатых интерьеров. Такую двойственность, наверное, можно объяснить тем, что  каковы бы аскетичны ни были религиозные  верования, какова бы ни была идеология, человек так или иначе, осознанно  или нет, будет стремиться к красоте, реализуя это стремление всеми доступными ему способами. Однако речь идёт о  средневековье, поэтому следует  ещё добавить, что такие стремления могли себе позволить лишь состоятельные  люди, у которых не было необходимости  все свои помыслы вкладывать в  заботы о хлебе насущном.

В рамках данной работы были рассмотрены  лишь несколько аспектов средневекового быта - главным образом жилище и  одежда. Опираясь на данные изобразительных  источников можно выявить определённые характерные для указанной эпохи  черты предметов быта.

Таким образом, средневековое жилище можно условно разделить на две  группы по принадлежности представителям того или иного сословия. Дома зажиточных слоёв населения резко отличались от жилищ крестьян и ремесленников. Понятно, что первые соревновались  в роскоши и богатстве внутреннего  и внешнего убранства; вторые же за небольшими исключениями в основном отличались нищетой и убогостью. Жилища знати по большей части  находились в городах и являлись своего рода индикатором состоятельности  их владельцев. Дома бюргеров были богато декорированы снаружи, имели несколько  этажей, что отличало их от жилищ  ремесленников. Улицы во всех средневековых  городах были очень узкими, настолько, что порой городским властям  приходилось издавать специальные  законы, регулирующие ширину проходов между домами. Также улицы, по мнению многих исследователей, зачастую выполняли функцию сточных канав. Изобразительные источники дают неоднозначный ответ на вопрос о средневековой гигиене, который, кстати, и сейчас является предметом дискуссий. Дело в том, что на картинах, например, Босха или Брейгеля иногда действительно можно видеть улицы, полные нечистот, убогость, ветхость и тому подобные мрачные черты средневековой повседневности. Другие же мастера описывали города в ярких, чистых, праздничных тонах; эти полотна оставляют ощущение, что средневековый город был наполнен чистым воздухом и солнечным светом. Однако, такую разницу в интерпретации действительности возможно объяснить степенью влияния классического Ренессанса на того или иного художника. Известно, что Брейгель и Босх, несмотря на их принадлежность к Возрождению сильно отличались и манерой письма, и стилем, и выбором сюжетов для своих картин.

Что касается внутреннего убранства  средневекового жилища, то оно так  же напрямую зависело от социального  статуса их владельца. Знатные и  богатые горожане и феодалы окружали себя роскошными предметами быта как  местного происхождения так и  вывезенными из стран Востока. Дома знати были украшены коврами, резьбой, лепниной, изделиями из драгоценных  металлов, дорогими тканями преимущественно  красного и зелёного цветов.

Костюм, как и любой другой аспект повседневности, отражал мировоззрение  средневекового человека. К тому же изменения внешнего вида одежды напрямую находились под влиянием тех или  иных исторических процессов.

На протяжении всего средневековья  наиболее популярными тканями были шерсть и лён. Также очень ценился  шёлк, однако он был весьма дорог  и поэтому его могли себе позволить  только состоятельные люди. Внешний  вид и крой одежды постепенно изменялись от простого к сложному, совершенствовалась техника шитья, появлялось всё большее  количество аксессуаров. К началу Нового времени костюм прошёл путь от простых  коттов и сюрко к богато украшенным фальтрокам. Причём в странах Северного Возрождения почти до самого конца эпохи средневековья костюм сохранял в себе готические черты, что отличает его костюма Италии, Испании, Франции и других стран. Вместе с одеждой менялась и обувь, а также мода на причёску и цвет волос. Характерно то, что примерно в шестнадцатом столетии простые горожане и горожанки стали копировать в своей одежде костюмы знати, заменяя дорогие материалы простыми и дешёвыми. Также в это время появились имитации драгоценных камней и металлов, получили распространение украшения «под золото» или «под серебро». В целом же одежда, обувь, аксессуары, причёска зависели от идеала красоты, который сочетал в себе влияние религиозных и рыцарских идеалов.

Оба рассмотренных в данной работе элемента человеческой повседневности (жилище и одежда) во все времена  в полной мере отражают и во многом характеризуют ту эпоху, к которой  они относятся. Практически любой  предмет быта может стать первым штрихом к картине окружающей человека действительности. Использование  разнохарактерных источников и владение необходимыми методами исследования позволяют  проникнуть вглубь исторических событий  и процессов, осознать их суть, а  также попытаться увидеть их глазами  современников. К тому же история  повседневности не сводится к одним  лишь описаниям быта, обычаев, традиций и т. д., её цель гораздо масштабнее - «История снизу» призывает ученых оживить в памяти народа тех безымянных участников истории, чьи жизни во всех исторических сочинениях, в том  числе и в тех, где речь идет о «народных массах» как «движущей  силе истории», неизбежно исчезают, растворяются в величии исторических событий или в деяниях героев».

 

 

Список используемой литературы

 

1. Гуревич А.Я. “Средневековый  мир: культура безмолвствующего                     большинства”. М., 1990 г

2. Гуревич А.Я. “ Проблемы  средневековой народной культуры”. М., 1981

3. Гуревич А.Я. “ Категории  средневековой культуры” М., 1984 г

4. Каминская Н. М. История  костюма.

// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/INDEX_CULTUR.php

 

 


Информация о работе Культура повседневности Средневековья