Культура как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 16:01, контрольная работа

Краткое описание

Слово «культура» происходит от латинского слова «colere», что означает «культивировать(возделывать) почву». В Средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, что привело к возникновению термина «agriculture»(искусство земледелия). В XVIII и XIX веках данный термин стали употреблять также и по отношению к людям: если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. Немецкое слово «Kultur» включало также значение «высокий уровень цивилизации». В нашей сегодняшней жизни слово «культура», как правило, ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием. Таким образом, культура - сложный феномен, отдельные элементы которого нуждаются в самых разных и даже противоположных определениях.

Оглавление

1. Сущность, место и роль культуры в общественной жизни 3
2. Основные элементы культуры, ее формы и социальные функции 11
Список использованной литературы 17

Файлы: 1 файл

Культура как наука.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

      Вторая  называется  интегративная-дезинтегративная  (объединительно-разъединительная) функция культуры. Это означает, что в результате освоения культуры у индивидов одного сообщества появляется чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т.д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Но, сплачивая одних на основе какой-либо культуры, она противопоставляет их другим сообществам, объединенным на основе другой культуры, т.е. людей разных культур их разные культуры разъединяют. Это разъединение может служить причиной культурных конфликтов.

      Третья  функция называется регулирующей. О  ней уже шла речь выше, когда  мы говорили о чувстве меры, правилах и рамках поведения, в которых  живет и работает человек. Именно эти правила заставляют индивида соблюдать систему предписаний и запретов. В случае нарушения этих предписаний и запретов личность подвергают определенным санкциям - наказанию или наградам.

 

2.  Основные элементы  культуры, ее формы  и социальные функции

      Можно выделить следующие основные элементы культуры.

      Первый  элемент - это понятия, которые содержатся, главным образом, в человеческом языке. Благодаря понятиям упорядочивается опыт людей. Но это упорядочивание опыта у людей разных культур происходит по-разному. Например, у чукчей, которые живут десять месяцев со снегом, для обозначения снега существует около пятидесяти названий. В немецком языке слово «essen» обозначает прием пищи людьми, а слово «fressen» -прием пищи животными (по-русски первый глагол звучит как «есть», а второй - как «жрать»). А по-английски и то, и другое обозначается одним словом «eat». Так же широко известно, что в английском языке нет различия между вежливым «Вы» и простым «ты». А галантные поляки придумали еще нечто более возвышенное, что отсутствует в других языках: при обращении к дамам они применяют такой оборот «не желает ли пани». Давно замечено, что наибольшее количество философов дали два народа: древние греки и немцы. Очевидно, это связано как раз с особенностями древнегреческого и немецкого языков. Таким образом, можно сделать вывод, что восприятие окружающего мира через понятия, зафиксированные в языке, больше или меньше различается в разных культурах.

      Второй  элемент культуры - отношения. Имеется в виду отношения между понятиями, за которыми скрываются объекты, явления и процессы окружающего мира, а также отношения между людьми. Например, есть сильное различие в методах воспитания детей. Очень интересная система воспитания практикуется в Абхазии, где главное в воспитании детей -категорический запрет наказания и осуждения детей (их нельзя бить и нельзя ругать, наоборот, их надо всегда хвалить, даже за самые малые хорошие поступки). Если ребенок совершил что-то плохое, то похвалы прекращаются, и ребенок воспринимает отсутствие похвал как самое сильное наказание.

      Третий  элемент культуры - ценности, т.е. то, к чему люди должны стремиться, то, что в данной культуре уважается, ценится. Например, у мусульман ценностью является уважение старших, послушание старшим, что у русских встречается достаточно редко. В советские времена высшей ценностью считался патриотизм, любовь к Родине, культивировалось первенство общественного над личным. Сегодня на первом месте стоит индивидуализм, а самой высшей ценностью открыто провозглашены деньги, богатство, собственность, капитал.

      Четвертый элемент называется правила. Люди придумали множество разных правил и в разных культурах мы наблюдаем большую или меньшую разницу между этими правилами. Возьмем, к примеру, законодательные системы современной России и Китая (правовые нормы). Как известно, с 1996 г. на смертную казнь в России введет мораторий. В Китае же она применяется, существует несколько десятков преступлений, за которые в Китае следует наказание в виде смертной казни (в России за те же преступления вообще нет никаких наказаний). Назовем несколько таких наказаний: за коррупцию, за наркотики, за проституцию и - самое удивительное - за угон автомобиля.

      Названные выше четыре основных элемента культуры тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга, что и создает в  итоге неповторимую уникальную картину каждой конкретной культуры (то, что называют самобытностью).

      С ценностями культуры тесно связаны  нормы, т.е. определенные стандарты поведения, работы, взаимоотношений между людьми. Как было сказано выше, за соблюдение норм индивида уважают, любят, поощряют. За нарушение норм - наказывают, вплоть до уголовного преследования. Но бывает нарушение норм со знаком плюс. Например, героические подвиги на войне по защите Родины или в трудовом процессе. Поэтому существуют санкции негативные (наказание, осуждение) и санкции позитивные (награды, слава, льготы, привилегии и т.д.). И те, и другие санкции оказывают мощное воспитательное воздействие на всех людей.

      Теперь  о формах и видах культуры. Широко известно разделение культуры на материальную и духовную. Но не бывает чего-то такого, что было бы на 100 % материальной или, наоборот, на 100 % духовной культурой. Обычный легковой автомобиль - это, конечно, предмет материальной культуры, но кто-то его конструировал, придумывал, применяя свои знания, воображение и т.д., а это уже частичка духовной культуры. И обратный пример. Картина, написанная художником, - это, конечно, концентрированное выражение духовной культуры. Но сама культура есть материальный объект: она состоит из холста, красок, рамы.

      Меньше  известно другое деление культуры: на предметную и поведенческую. Предметная - это все предметы, которые созданы людьми. Предметная культура очевидна, а вот противостоящая ей поведенческая культура не так бросается в глаза. Очевидно, что поведенческая культура гораздо важнее для отдельного индивида и для всего общества, чем предметная. Приведем очень простой пример. У молодой девушки имеется сумма 30-50 тысяч рублей, и она думает, как их потратить. У нее возникают два варианта: первый - купить хорошую, красивую шубу, второй - заплатить за курсы английского языка и после их окончания в совершенстве знать язык. Кто поклоняется предметной культуре, тот, конечно, купит шубу. А тот, кто понимает важность поведенческой культуры - выучит язык, и потом сможет купить на заработанные от этого умения деньги не одну шубу, и не только шубу. Таким образом, не развивая свою поведенческую культуру (знания и умения) люди не смогли бы не только развивать, но и даже воспроизводить предметную культуру, поэтому и было сказано выше о превосходстве, первенстве именно поведенческой культуры. Необходимо сказать об особом значении в каждой культуре языка. Совершенно очевидно, что язык - это средство, инструмент для познания окружающего мира. Чем лучше конкретный индивид владеет языком, тем легче ему ориентироваться, познавать, устраиваться, делать карьеру, расти в личном плане, в мире природы и в мире людей. И наоборот, чем хуже индивид владеет языком, тем меньших успехов (а может быть, никаких вообще) он достигнет. Тех, кто имеет большой словарный запас, в обществе ценят, уважают. А.С. Пушкин и В. Шекспир владели словарным запасом примерно в 24 тысячи слов. Средний, имеющий высшее образование человек, имеет словарный запас около 5 тысяч слов. На другом полюсе мы имеем бессмертный образ Эллочки-людоедки, созданный И. Ильфом и Е. Петровым, которая употребляла всего 30 слов и считала при этом себя девушкой образованной, умной, модной и интеллигентной. На самом деле она была убогой, примитивной личностью. Для сравнения можно привести пример того, что некоторые виды птиц применяют для общения между собой 150 условных сигналов [4, с. 152-156].

      Существует  огромное разнообразие культурных форм. Начнем с высокой культуры. Она почти всегда связана с классической музыкой, литературой, живописью, архитектурой и т.д. Людей, которые приобщились к высокой культуре, во все времена было мало, так как приобщение к высокой культуре требует много времени, усилий и денег. Но культурная элита всегда задавала тон, устанавливала критерии для всех других форм культуры. Если высокая культура деградирует, исчезает, то это неизбежно отрицательно сказывается на всей культуре народа. К сожалению, именно это мы наблюдаем в современной культурной жизни России. Например, число ценителей классической музыки, по данным социологов, сегодня составляет сотые доли процента.

      Другая  важная форма культуры - народная культура. Эта культура включает в себя сказки, былины, частушки, фольклор, песни и мифы. Она играет важную роль в приобщении каждого индивида к ценностям своей родной культуры. Через ценности народной культуры человек приобщается к высокой культуре, созданной соотечественниками, и далее - к мировой высокой культуре. Без народной культуры индивид не может любить свою Родину, язык, народ. Подобный человек живет по принципу «где хорошо, там и родина».

      С появлением средств массовой информации появилась массовая культура. Феномены массовой культуры могут нести положительный и отрицательный духовные заряды.

      Следующая форма - субкультура. Субкультура - это часть какой-то большой культуры. Например, культура молодежи - это культура, в рамках которой существует культура студенческой молодежи, т.е. одна из ее субкультур. Внутри уже этой субкультуры можно выделить еще одну субкультуру, например, субкультура студенческой молодежи в крупных городах, в мегаполисах. Еще один пример. Есть большая культура, которая называется русская культура, внутри которой можно выделить такие субкультуры, как южнорусская культура или культура русского Севера, которые отличаются друг от друга.

      Теперь  рассмотрим три важных понятия: культура, антикультура и бескультурье. На наш  взгляд, очень важно их различать, так как некоторые люди, особенно молодые, смешивают их. Например, в  той же массовой культуре очень часто, особенно по телевидению, зрителям показывают под видом культуры антикультуру. Есть четкий критерий между культурой и антикультурой. Культура - это все то, что способствует развитию и совершенствованию отдельного индивида и, стало быть, всего общества в целом. Ключевые слова здесь - развитие и совершенствование. Антикультурой можно назвать то, что способствует медленной или быстрой деградации индивида, которая в итоге заканчивается разрушением личности. Ключевыми словами здесь являются «деградация» и «разрушение».

      С понятием бескультурье разобраться куда проще. Бескультурный в чем-то человек не вредит своему здоровью или личности, но и не развивает их. Это когда индивид поступает не как носитель какой-то культуры, а как животное, т.е. не обременяет себя условностями культуры.

      Очень интересный вопрос: что принадлежит к искусству, а что - к таковому не относится? Почему это важно знать? Это важно знать потому, что настоящее искусство, конечно же, несет более концентрированный заряд культуры, чем предметы, окружающие нас в нашей жизни, но к искусству отношения не имеющие. И хотя даже изделия фабричного, ремесленного производства также относятся к человеческой культуре, но духовной культуры в них гораздо меньше. Например, те же самые многочисленные боевики - это, как правило, плохое или хорошее ремесло (для тех, кто их смотрит). Есть редкие исключения (если говорить о боевиках), когда они принадлежат к высокому искусству. Очевидно, самый яркий пример - это фильм «Белое солнце пустыни». Еще пример: простой табурет или стул фабричной или ручной работы не является предметом искусства, а сделанный из ценной породы дерева, с резьбой, расписанный узорами, инкрустированный драгоценными камнями и металлами - это уже произведение искусства. У Л.Н. Толстого есть три критерия, которые помогают отделить искусство от ремесла, подделок под искусство (что называют китчем) и антиискусства (антикультуры). Критерии эти таковы: первый - произведение искусства должно быть эстетично, т.е. красиво, совершенно, им любуются, наслаждаются, получают удовольствие от его форм; второй - художник, создающий произведение искусства, руководствуется искренним, творческим порывом, а не денежным или каким-то другим материальным расчетом; третий - истинное произведение искусства несет огромный заряд нравственности, т.е. учит добру, отвращает от зла. Произведение искусства должно отвечать всем трем критериям. Если отсутствует хотя бы один из них, то это должно вызвать сомнение у зрителя, читателя, слушателя искусство это или нечто другое.

 

Список использованной литературы

  1. Бабосов Е.М. Общая социология. М., 2000. – 320 с.
  2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – 244 с.
  3. Комаров М.С. Введение в социологию. М., 2004. – 193 с.
  4. Кондауров В.И., Страданченков А.С. Социология. М., 2002. – 227 с.
  5. Кравченко А.И. Основы социологии. М., 2003. – 237 с.
  6. Курганов С.И., Кравченко А.И. Социология для юристов. М., 2006. – 178 с.
  7. Левин В.М. Культурология.-М.: 2001. – 178 с.
  8. Разумович А.Н. Введение в культурологию. – М.: 2000. – 230 с.
  9. Смелзер Н. Социология. М., 1994. – 190 с.
  10. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 - 256 с.

Информация о работе Культура как наука