Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:35, реферат
Античная цивилизация вписала золотые страницы в историю мировой культуры. На достижениях античной культуры основывается вся европейская цивилизация. История мирового искусства полна воспоминаниями об античном мире, темами греческой и римской мифологии, воспроизведением античных сюжетов, историей и бытом до такой степени, что античность неразрывно сливается со всей историей мировой художественной культуры со времен, когда античное общество завершило свое существование, и до наших дней. К античности восходят современные литературные жанры и философские системы, типы архитектуры и скульптуры, база астрономии, математики, естествознания. А
Введение
Крито-Микенский период
Гомеровский (предполисный) период
Архаический период
Эллинистический период
МГИМО (У) МИД РОССИИ КАФедра
всемирной и отечественной |
Информационно-аналитическая справка по Всемирной истории |
Древнегреческая культура и наука |
Подготовил студент 1 курса факультета Международной журналистики Сухомлинов Артём Алексеевич |
28.11.2012 |
Содержание:
Античная цивилизация вписала золотые страницы в историю мировой культуры. На достижениях античной культуры основывается вся европейская цивилизация. История мирового искусства полна воспоминаниями об античном мире, темами греческой и римской мифологии, воспроизведением античных сюжетов, историей и бытом до такой степени, что античность неразрывно сливается со всей историей мировой художественной культуры со времен, когда античное общество завершило свое существование, и до наших дней. К античности восходят современные литературные жанры и философские системы, типы архитектуры и скульптуры, база астрономии, математики, естествознания. Античность, чья многолетняя история накопила бесценные и прекраснейшие сокровища человеческого духа, хранит в себе неувядаемую прелесть.
Древние греки создали свой особый тип цивилизации и культуры, ставший отправной точкой развития западноевропейского общества. Уникальность культуры и характера необыкновенно одаренного была обусловлена географическим своеобразием Средиземноморья. Благодатная природа, хороший климат способствовали формированию у древних греков стремления к уравновешенности, созданию определенных и ясных образов, культа меры и гармонии. Разнообразие ландшафта и природных ископаемых, море и берег, удобные для судоходства, благоприятствовали развитию торговли, интенсивному культурному обмену.
Культура Древней Греции прошла в своем развитии несколько периодов: крито-микенский (III тыс. – XII в. до н.э.); предполисный, или гомеровский (XI–VIII вв. до н.э.); архаический (VII–VI вв. до н.э.); классический (V – первая треть IV в. до н.э.) и эллинистический (последние две трети IV–I в. до н.э.).
Рассмотрим каждый период в своем разнообразии и величии.
Источником культуры Древней Греции стала крито-микенская культура, сформировавшаяся в районе побережья и островов Эгейского моря. Огромную роль в культуре Крита играла религия. На первом плане выступали женские божества, в них некоторые ученые видят прототипы греческих богинь. Центральное место занимала Богиня-мать, которую представляла супруга царя. Изображения ритуальных боев с быками свидетельствуют о реминисценциях тотемизма. Священные ристалища устраивались, к примеру, в честь Минотавра (фантастического чудовища с головой быка и телом человека). Бык в критской культуре также являлся символом, условным обозначением царя (ежегодно «умирающего» и «возрождающегося »).
Критяне испытывали огромный интерес к зрелищам, увлекались музыкой, танцами, спортом. Задолго до греков они изобрели театральную сцену, окруженную рядами сидений. Искусство Крита хотя и имеет некоторое сходство с египетским (тематические мотивы, отдельные художественные приемы в скульптуре и живописи), но по существу своему резко от него отличается. Критскому искусству свойственны декоративность, динамизм, эмоциональная насыщенность образов, чувственность, выразительность, интерес к миру во всей его целостности и животворности. Для архитектурных построек характерны многоуровневая хаотичная композиция дворцовых комплексов, интерес к внутреннему пространству, световым эффектам, яркая раскраска помещений. Критские художники были большими мастерами росписи, изобретателями фресковой живописи. На фресках, украшавших наиболее важные дворцовые помещения, изображались сцены придворной жизни, религиозные обряды, состязания, обожествляемые явления естественной природы, звери, растения. Фигурам людей придавалась некоторая условность, вероятно, с оглядкой на египетский канон. Фрески были проникнуты жизнеутверждающим пафосом, рассчитаны на чувственное любование.
В скульптуре предпочтение отдавалось рельефам и мелкой пластике. Изображениям были свойственны подвижность, эмоциональное напряжение, преобладание извилистых линий. Критские скульпторы не стремились к соблюдению пропорций.
В 1450 г. до н.э. Крит был разрушен землетрясением, и критяне были покорены пришедшими с материка воинственными греками-ахейцами. После этого центр культуры сместился на юг Балканского полуострова – в Микены, Пилос и Тиринф. В микенской культуре заметны предпочтения воинской доблести и физической силе, что нашло выражение в стиле архитектуры, в многочисленных фресковых сценах войны, охоты.
В отличие от критских, дворцы ахейских властителей имели четкую систему расположения комнат и залов, ориентация по сторонам света не соблюдалась. Центральное место отводилось большому прямоугольному вытянутому залу с отверстием в кровле и очагом посередине - мегарону. Здания были в основном двухуровневые. Как и на Крите, у залов было различное назначение, их стены украшали фрески, отличающиеся от критских схематичностью и стилизованностью образов.
Для микенской скульптуры характерны статичность позы, подчеркивание структуры тела, тщательная проработка формы и деталей головы. Вместе с мелкой пластикой иногда встречается монументальная скульптура. Едва ли не единственным сохранившимся ее образцом являются «Львиные ворота» – плита с изображением львов, опирающихся передними лапами на колонну и сторожащих вход в город. Она размещалась рядом с микенской крепостью.
В последний период существования микенской цивилизации на территории Балканского полуострова велись масштабные военные действия. Вначале ахейские племена разрушили Трою, а чуть позже (около 1100 г. до н.э.) племенами дорийцев были покорены Микены, Тиринф, а также острова Крит, Мелос, Родос и др. Однако, несмотря на произведенные ими разрушения, культурное наследие крито-микенской культуры впоследствии существенно повлияло на развитие культуры Древней Греции.
Следующий за крито-микенской эпохой период греческой истории принято называть «гомеровским» по имени великого поэта Гомера, поэмы которого остаются важнейшим источником информации об этом времени.
Археология показывает, что дорийское завоевание отбросило Грецию на несколько столетий назад. Из достижений микенской эпохи остались лишь немногие производственные умения и технические приспособления, носившие жизненно важное значение как для новых обитателей страны, так и для остатков ее прежнего населения. Сюда можно отнести гончарный круг, сравнительно высокую технику обработки металла, корабль с парусом, культуру выращивания оливы и винограда. Сама микенская цивилизация со всеми характерными для нее формами социально-экономических отношений, государственных учреждений, религиозно- идеологических представлений и т. п., несомненно, прекратила свое существование. На всей территории Греции опять на долгое время утвердился первобытно-общинный строй. Микенские дворцы и цитадели были заброшены и лежали в развалинах. Почти все постройки этого времени были деревянными или сложенными из необожженного кирпича, поэтому ни одна из них не сохранилась. Погребения гомеровского периода, как правило, чрезвычайно бедны, если сравнивать их с микенскими могилами. Изделия греческих ремесленников гомеровского периода сильно уступают как по своим художественным качествам, так и в чисто техническом отношении произведениям микенских, а тем более критских, минойских мастеров. В росписи керамики господствует так называемый геометрический стиль. Стенки сосудов покрывает простейший узор, составленный из концентрических кругов, треугольников, ромбов, квадратов.
Все это, конечно, не означает, что гомеровский период не внес в культурное развитие Греции ничего от себя. В материальной культуре гомеровского периода элементы регресса удивительно переплетаются с рядом важных новшеств. Важнейшим из них было освоение греками техники выплавки и обработки железа. Несколько позже, в Х—IX вв. до н. э., появляются первые орудия труда, изготовленные из того же металла. Примерами могут служить топор и долото, найденные в одном из погребений афинской Агоры, долото и тесло из одной могилы в некрополе Керамика, железный серп из Тиринфа. Широкое внедрение нового металла в производство означало в условиях того времени настоящий технический переворот. Впервые металл стал дешевым и широкодоступным.
Но в целом культура гомеровского периода стоит намного ниже, чем хронологически предшествующая ей культура крито-микенской эпохи. Об этом единогласно свидетельствуют не только предметы, найденные археологами во время раскопок, но и те описания жизни и быта, с которыми нас знакомят гомеровские поэмы.
Несмотря на то что письменность в VIII в. до н. э. не была еще распространена, именно к этому времени относятся два шедевра древнегреческой литературы — «Илиада» и «Одиссея» Гомера. То, что у порога многовековой греческой литературной традиции стоят два уже столь совершенных произведения, заставляет предполагать предшествующее длительное развитие эпоса, блестяще увенчавшееся в поэмах Гомера. Древние обороты эпического языка, сам образ мира, в котором герои на колесницах сражаются бронзовыми копьями, ведут нас в эпоху микенскую, эпоху ахейских царей. Поэмы словно игнорируют те великие перемены в жизни греков, которые были связаны с приходом дорических племен, разрушением Аргоса, Спарты, Микен, складыванием новых форм политической организации и культуры.
Греческий эпос повлиял не только на формирование местных религиозных и этических понятий, но и на всю европейскую культуру. Его влияние сказалось прежде всего в создании новых литературных форм поэзии, греческой и римской. В Греции наследием Гомера жила как эпика, так и трагедия, а в некоторой степени и все прочие литературные жанры. Гомеровские традиции сохранялись в языке греческой поэзии до самого конца античной эпохи. Без Гомера были бы немыслимы ни Вергилий, ни какое-либо из многочисленных произведений псевдоклассической эпики. Гомер явился творцом эпической техники, которой пользовалась затем вся без исключения европейская литература. Но Гомер создал и ряд образов, будивших фантазию многих выдающихся европейских поэтов.
В историческом развитии Древней Греции на рубеже IX—VIII вв. до н. э. произошли глубокие изменения. Мелкие, изолированные друг от друга родовые и сельские общины превращаются в новые социально-политические организмы, в недрах которых начинается интенсивное экономическое развитие, между разными социальными группами возникают острые противоречия, перерастающие в кровопролитные столкновения, складывается система государственных органов, создается высокая культура. Эти новые социально-политические организмы, получившие название полисов, стали основными ячейками древнегреческого общества, государства и культуры.
Становление греческих полисов
сопровождалось формированием новой
культуры, новой системы духовных
ценностей, которые стали органической
частью греческой цивилизации. Основными
параметрами новой системы
Греки разработали оригинальную религиозную систему, в которой трактовка божества коренным образом отличалась от принятой в большинстве древневосточных религий. По греческим понятиям, божество — это могущественное существо, но и оно, в свою очередь, подчиняется высшей силе — судьбе. Для грека божество близко человеку, его конечное назначение — помогать людям в их трудной жизни, а не использовать лишь для служения себе. Греки представляли своих богов в образах красивых людей, которые живут в благоустроенных храмах. Эти представления о божествах вдохновляли скульпторов и архитекторов на разработку мужских и женских образов в скульптуре. Образ прекрасного бога в человеческом облике, а его храма как совершенного жилища стали исходными пунктами развития греческой скульптуры и архитектуры.
На рубеже IX—VIII вв. до н. э.
в Греции была создана более удобная
алфавитная система письменности, состоящая
из 24 букв, которые передавали не только
согласные, но и гласные звуки. На
становление греческой
В VIII—VI вв. до н. э. рождается греческая литература. С середины VII в. до н. э., по мере укрепления полисного строя, утверждения роли отдельной личности, обострения социальной борьбы с победами одних и поражениями других группировок, в греческой литературе появляются произведения, описывающие чувства отдельного человека, его радости и печали. Жанр лирической поэзии с его интересом к внутреннему миру человека получил особую популярность в VI в. до н. э. Одним из первых представителей лирической поэзии был Архилох с острова Парос (вторая половина VII в. до н. э.). Разнообразие литературных жанров, разработка многих стихотворных размеров, богатство содержания, прекрасный язык сделали молодую греческую литературу замечательным культурным явлением.
Бурное развитие переживает греческая архитектура. Главное внимание архитекторов было направлено на художественную разработку зданий общественного назначения и прежде всего храмов богов. Храм бога-покровителя того или иного полиса рассматривался как олицетворение города, его силы и красоты, и потому городские власти не жалели средств для их украшения. Именно в храмовом строительстве была разработана знаменитая ордерная система архитектуры, которая в последующем определила развитие греческой, а затем и римской архитектуры. Самым ранним греческим ордером был дорический, отличающийся некоторой приземистостью или массивными тяжеловесными формами. В VI в. до н. э. появляется ионический ордер, ему присущи более стройные и легкие формы.