Наука и техника как феномен культур

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

Целю данной контрольной работы, является – рассмотреть миф, как феномен культуры.
Задачи:
Проанализировать историю происхождение мифа;
Дать определение мифу, как образно-символической картине мира;
Составить словарь основных категорий мифов.
Рассмотреть миф как первую форму культуры.
Проанализировать специфику мифа как первой формы культуры.

Оглавление

Введение 3
1. История происхождение мифа 5
2.Миф как образно-символическая картина мира 7
3.Словарь основных категорий мифов 11
4.Миф как первая форма культуры 17
Заключение 24
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

Культурология Миф как феномен культуры.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ИНСТИТУТ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА

 

 

 

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И ПРАВА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

 «Культурология»

 

Тема: «Наука и техника  как феномен культуры»   

                           

                                                                Выполнила: студентка

                                                                          1 курса  314 учебной группы

Факультет заочного обучения

                                                           Фамилия  Евтухова

                                                Имя Марина 

                                                                   Отчество Вячеславовна

 

 

 

                                                                                                        Проверила_________________

 

 

 

 

Москва 2012

Содержание

Введение                                                                                                                   3

1. История происхождение мифа                                                                           5

2.Миф как образно-символическая  картина мира                                                7

3.Словарь основных категорий  мифов                                                                11

4.Миф как первая форма культуры                                                                      17

Заключение                                                                                                             24

Список литературы                                                                                                25

 

Введение

 

Слово «миф» греческое и буквально  означает предание, сказание. Обычно подразумеваются  сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира, его элементов как природных, так и культурных. Мифология есть совокупность подобных сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире.1 Мифологией называют и науку о мифах. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества.

В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания. «Миф как первоначальная форма духовной культуры человечества представляет природу и сами общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией» (Маркс К.).

Главными предпосылками своеобразной мифологической «логики» являлось, во-первых, то, что первобытный человек не выделял себя из окружающей природной  и социальной среды, и, во-вторых, то, что мышление сохраняло черты диффузности и нерасчленённости, было почти неотделимо от эмоциональной эффектной, моторной сферы. Следствием этого явилось наивное очеловечивание всей природы, всеобщая персонификация, «метафорическое» сопоставление природных, социальных, культурных объектов.

Целю данной контрольной работы, является – рассмотреть миф, как феномен культуры.

Задачи:

  • Проанализировать историю происхождение мифа;
  • Дать определение мифу, как образно-символической картине мира;
  • Составить словарь основных категорий мифов.
  • Рассмотреть миф как первую форму культуры.
  • Проанализировать специфику мифа как первой формы культуры.

 

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что мифология – это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность фантазии, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции. Мифология синтезировала в себе различные функции мировоззрения. Однако они были еще недостаточно развиты. В них в основном преобладали нормативно – регулятивная и оценочная функции. Все происходящее в мифах приобретало значение своеобразного образа для воспроизведения. Наряду с повествованием о событиях, важных для людей, их настоящем и будущем, утверждалась принятая в обществе система правил и ценностей. Это было своеобразное моделирование человеческого поведения в определенных условиях. Мифы служили своего рода способом сохранения жизненного опыта народа. При этом запоминались не только представления о действительности, но и приемы мышления, которые помогали ориентироваться в окружающем мире.

 

1. История происхождение мифа

Что такое мифы? В обыденном понимании - это прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Апполоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших "золотое руно", Троянской войне и злоключениях Одиссея.

Само слово "миф" имеет древнегреческое происхождение и означает именно предание, "сказание".Европейским народам вплоть до XVI-XVIIвв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях. Со временем сначала ученым, а потоми более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания.2

Что удивительно: обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов. Так встал вопрос о происхождении мифа.3

Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека.

Таким образом, миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека. Об особенностях этого способа осмысления мира будет сказано ниже, после того, как мы рассмотрим вопрос о содержании мифических сказаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Миф как образно-символическая картина мира

Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов. Назовем их:

- космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной;

- антропогонические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества;

- мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ;

- эсхатологические мифы - мифы о "конце света",конце времен;4

Остановимся подробнее на характеристике этих мифических циклов.

Космогонические мифы, как правило, делятся на две группы: мифы развития и мифы творения.

В мифах развития происхождениях мира и Вселенной объясняется эволюцией, превращением некоего бесформенного  первоначального состояния предшествующего  миру и Вселенной. Это могут быть хаос (древнегреческая мифология), небытие (древнеегипетская, скандинавская и др. мифология)."...все было в состоянии неизвестности, все холодное, все в молчании: все бездвижное, тихое, и пространство неба было пусто..." - из - мифов Центральной Америки.

В мифах творения акцент делается на утверждении о том, что мир  сотворен из каких-то первоначальных элементов (огня, воды, воздуха, земли). Самый известный пример мифов творения сверхестественным существом - богом, колдуном, творцом - рассказ о семи днях творения:"И сказал Бог: да будет свет...и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет - днем, а тьму ночью..." (творец может иметь облик человека или животного - гагары, вороны, койота).

Очень часто эти мотивы сочетаются в одном мифе: подробное описание первоначального состояния завершается подробным рассказом об обстоятельствах творения Вселенной.

Антропогонические мифы являются составной  частью мифов космогонических. Согласно многим мифам, человек сотворяется и самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны,медведя,ворона,лебедя). Мифы о культурных героях повествую о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем – иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей (в дословном переводе - "мыслящий прежде","предвидящий") наделил разумом жалких людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпит страшные мучения - орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь.5

Эсхатологические мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии "конца света" и наступлении "конца времен". Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском "Апокалипсисе":грядет второе пришествие Христа - Он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит "конец времен",и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям. Сказанного достаточно, чтобы подтвердить сформулированную выше мысль: мифы возникли из настоятельной потребности людей объяснить происхождения, природа, людей, устройство мира, предсказать судьбу человечества. Сам способ объяснения имеет специфический характер и коренным образом отличается от научной формы объяснения и анализа мира. Какие же особенности отличают мифологическое сознание?

- В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии : природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное, единое;6

- В мифе нет абстрактных понятий, в нем все - очень конкретно, персонифицировано, одушевлено.

- Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие.

- Миф живет в своем, особенном времени - времени "первоначало","первотворения", к которому неприложимы человеческие представления о течении времени.

- Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.7

 Какую же роль играли мифы и мифотворчество в истории человеческого общества и человеческой культуры?

- Они по своему объясняли мир, природу, общество, человека,

- Они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между прошлым, настоящим и будущем человечества,

- Они являлись каналом, по которым одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.

Подводя итог, можно сказать, что  мифы играли большую роль в сознании людей. Миф является тем культурологическим фактором, который во многом может  пролить свет в исследовании эволюции восприятия человечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Словарь основных категорий мифов

  1. Мифы этиологические (букв. <причинные>, т.е. объяснительные) - это мифы, объясняющие появление различных природных и культурных особенностей и социальных объектов. В принципе, этиологическая функция присуща большинству мифов и специфична для мифа как такового. Практически под этиологическими мифами понимаются прежде всего рассказы о происхождении некоторых животных и растений (или их частных свойств), гор и морей, небесных светил и метеорологических явлений, отдельных социальных и религиозных институтов, видов хозяйственной деятельности, а также огня, смерти и др. Подобные мифы широко распространены у первобытных народов, они часто слабо сакрализованы. Как особую разновидность этиологических мифов можно выделить мифы культовые, объясняющие происхождение обряда, культового действия. В случае эзотеричности культового мифа, он может быть сильно сакрализован.
  2. Мифы космогонические (большей частью менее архаические и более сакрализованные, чем этиологические) повествуют о происхождении космоса в целом и его частей, связанных в единой системе. В космогонических мифах особенно отчётливо актуализуется характерный для мифологии пафос превращения хаоса в космос. В них непосредственно отражаются космологические представления о структуре космоса (обычно трёхчастной вертикально и четырёхчастной горизонтально), описывается его вегетативная (мировое древо), зооморфная или антропоморфная модель. Космогония обычно включает разъединение и выделение основных стихий (огонь, вода, земля, воздух), отделение неба от земли, появление земной тверди из мирового океана, установление мирового древа, мировой горы, укрепление на небе светил и т. п., затем создание ландшафта, растений, животных, человека.

Информация о работе Наука и техника как феномен культур