Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 17:21, курсовая работа
Целю данной контрольной работы, является – рассмотреть миф, как феномен культуры.
Задачи:
Проанализировать историю происхождение мифа;
Дать определение мифу, как образно-символической картине мира;
Составить словарь основных категорий мифов.
Рассмотреть миф как первую форму культуры.
Проанализировать специфику мифа как первой формы культуры.
Введение 3
1. История происхождение мифа 5
2.Миф как образно-символическая картина мира 7
3.Словарь основных категорий мифов 11
4.Миф как первая форма культуры 17
Заключение 24
Список литературы 25
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА
КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И ПРАВА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
«Культурология»
Тема: «Наука и техника как феномен культуры»
Факультет заочного обучения
Москва 2012
Содержание
Введение
1. История происхождение мифа
2.Миф как образно-
3.Словарь основных категорий
мифов
4.Миф как первая форма культуры
Заключение
Список литературы
Введение
Слово «миф» греческое и буквально означает предание, сказание. Обычно подразумеваются сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира, его элементов как природных, так и культурных. Мифология есть совокупность подобных сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире.1 Мифологией называют и науку о мифах. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества.
В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания. «Миф как первоначальная форма духовной культуры человечества представляет природу и сами общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией» (Маркс К.).
Главными предпосылками
Целю данной контрольной работы, является – рассмотреть миф, как феномен культуры.
Задачи:
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что мифология – это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность фантазии, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции. Мифология синтезировала в себе различные функции мировоззрения. Однако они были еще недостаточно развиты. В них в основном преобладали нормативно – регулятивная и оценочная функции. Все происходящее в мифах приобретало значение своеобразного образа для воспроизведения. Наряду с повествованием о событиях, важных для людей, их настоящем и будущем, утверждалась принятая в обществе система правил и ценностей. Это было своеобразное моделирование человеческого поведения в определенных условиях. Мифы служили своего рода способом сохранения жизненного опыта народа. При этом запоминались не только представления о действительности, но и приемы мышления, которые помогали ориентироваться в окружающем мире.
1. История происхождение мифа
Что такое мифы? В обыденном понимании - это прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Апполоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших "золотое руно", Троянской войне и злоключениях Одиссея.
Само слово "миф" имеет древнегреческое происхождение и означает именно предание, "сказание".Европейским народам вплоть до XVI-XVIIвв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях. Со временем сначала ученым, а потоми более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания.2
Что удивительно: обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов. Так встал вопрос о происхождении мифа.3
Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека.
Таким образом, миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека. Об особенностях этого способа осмысления мира будет сказано ниже, после того, как мы рассмотрим вопрос о содержании мифических сказаний.
2.Миф как образно-символическая картина мира
Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов. Назовем их:
- космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной;
- антропогонические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества;
- мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ;
- эсхатологические мифы - мифы о "конце света",конце времен;4
Остановимся подробнее на характеристике этих мифических циклов.
Космогонические мифы, как правило, делятся на две группы: мифы развития и мифы творения.
В мифах развития происхождениях мира
и Вселенной объясняется
В мифах творения акцент делается на утверждении о том, что мир сотворен из каких-то первоначальных элементов (огня, воды, воздуха, земли). Самый известный пример мифов творения сверхестественным существом - богом, колдуном, творцом - рассказ о семи днях творения:"И сказал Бог: да будет свет...и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет - днем, а тьму ночью..." (творец может иметь облик человека или животного - гагары, вороны, койота).
Очень часто эти мотивы сочетаются в одном мифе: подробное описание первоначального состояния завершается подробным рассказом об обстоятельствах творения Вселенной.
Антропогонические мифы являются составной
частью мифов космогонических. Согласно
многим мифам, человек сотворяется
и самых разнообразных материалов: орехов,
дерева, праха, глины. Чаще всего, творец
создает сначала мужчину, потом женщину.
Первый человек обычно наделен даром бессмертия,
но он утрачивает его и становится у истоков
смертного человечества (таков библейский
Адам, вкусивший плодов с древа познания
добра и зла). У некоторых народов бытовало
утверждение о происхождении человека
от предка-животного (обезьяны,медведя,ворона,
Эсхатологические мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии "конца света" и наступлении "конца времен". Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском "Апокалипсисе":грядет второе пришествие Христа - Он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит "конец времен",и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям. Сказанного достаточно, чтобы подтвердить сформулированную выше мысль: мифы возникли из настоятельной потребности людей объяснить происхождения, природа, людей, устройство мира, предсказать судьбу человечества. Сам способ объяснения имеет специфический характер и коренным образом отличается от научной формы объяснения и анализа мира. Какие же особенности отличают мифологическое сознание?
- В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии : природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное, единое;6
- В мифе нет абстрактных понятий, в нем все - очень конкретно, персонифицировано, одушевлено.
- Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие.
- Миф живет в своем, особенном времени - времени "первоначало","первотворения", к которому неприложимы человеческие представления о течении времени.
- Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.7
Какую же роль играли мифы и мифотворчество в истории человеческого общества и человеческой культуры?
- Они по своему объясняли мир, природу, общество, человека,
- Они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между прошлым, настоящим и будущем человечества,
- Они являлись каналом, по которым одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.
Подводя итог, можно сказать, что мифы играли большую роль в сознании людей. Миф является тем культурологическим фактором, который во многом может пролить свет в исследовании эволюции восприятия человечества.
3.Словарь основных категорий мифов