Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 23:54, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью определения грани сотрудничества между культурой и бизнесом сегодня. В область культуры все чаще проникают слова маркетинг, менеджмент, корпоративный дух и т.д. Появился даже термин культурологический маркетинг. Вот его основные характеристики: · Внимание к коллективным представлениям аудитории при разработке брендов. · Стремление встроить бренд в сложившийся жизненный мир и культурные практики людей. · Осознание зыбкости стилистических границ между мирами бизнеса, политики и развлекательной индустрии. · Поиск стиля бренда в обширном тезаурусе образов мировой культуры (мода, изобразительное искусство, кинематограф.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1: БИЗНЕС КУЛЬТУРА В ЖИЗНИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН………..6
1.1 Национальная бизнес-культура в свете глобализации и её положительные и отрицательные стороны на примере бизнес-культурных отношений стран Азии………………………………………………………………………………..6
1.2. Шоу-бизнес как один из примеров бизнес-культурных отношений
и роль шоу-бизнеса в культуре России ..……………………………………....13
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА БИЗНЕС-КУЛЬТУРЫ……………….……………...27
2.1. Культура бизнеса…………………………………………………..………..27
2.2. Образец семинарского занятия: «Мосты к новому партнерству культуры
и бизнеса»………...…………………………....……………………..……….…36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….……………....44
Список используемой литературы….……………………………………….....46
Вместе с тем
шоу-индустрия не может
Российский шоу-бизнес
сегодня - это страна, которой
нет на географических картах,
но все знают о ней, ибо
каждый, даже ребенок, знает почти
всех ее жителей. И каждый
попавший туда старается
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА БИЗНЕС-КУЛЬТУРЫ.
2.1. Культура бизнеса
Организационная
культура российского бизнеса
представляет собой весьма
Связь между оргкультурой и успехом функционирования компании признается большинством менеджеров и интересует социологов и психологов уже на протяжении более 50 лет.
Носителями организационной культуры являются люди. Однако в зрелых компаниях оргкультура отделяется от людей и становится атрибутом компании, модифицируя поведение сотрудников в соответствии с теми установками и ценностями, которые составляют ее основу. Можно разграничить следующие формы оргкультуры предприятий в современной России:
• развитие оргкультуры в предприятиях с продолжительной историей, уходящей своими корнями в строгость плановой экономики советской эпохи;
• отпочковывание от транснационального спрута очередной бизнес-единицы российской локализации, организационная культура которой является привнесенным извне насаждением, не всегда естественным для русской почвы, но при этом зачастую весьма эффективным вариантом самоорганизации компании;
• развитие оргкультуры в предприятиях, созданных и функционирующих с начала 1990х гг. По мере усиления процессов глобализации и интернационализации хозяйственной жизни вопросы влияния национальных культур разных стран на многообразные аспекты деятельности компаний приобретают особую значимость. В данной статье анализируется кросс-культурное взаимодействие в рамках оргкультуры мультинациональной компании.
Все три формы
организационной культуры
– национальная культура (в рамках одной страны),
– отраслевая культура (в рамках одной отрасли),
– организационная культура (в рамках одного предприятия).
Рис. 1. Институциональная
классификация плоскостей
Согласно определению
Первый и второй
варианты организационной
Однако если сказать
много раз «халва», во рту
слаще не станет. Действенность
механизмов возможна при
Несмотря на потенциальные
негативные последствия,
Синергия, синергический эффект (от греч. synergos – вместе действующий) – возрастание эффективности деятельности в результате соединения, интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет так называемого системного эффекта.
Для этого национальные
культуры партнеров по
• Схожесть культур:
культуры партнеров имеют
• Совместимость
культур: культуры партнеров
• Взаимодополняемость культур: для достижения синергии в данном случае необходима обоюдная способность и возможность партнеров по сотрудничеству учиться преодолевать межкультурные различия;
• Несочетаемость культур: культуры партнеров не схожи и не дополняют друг друга. Особенно в случаях взаимодополняемости и совместимости культур существует потенциал возникновения синергетического эффекта (как, например, согласно исследованиям, в случае российско-немецкого сотрудничества). Успех межкультурного взаимодействия зависит от уровня осведомленности и знаний о культуре партнеров, готовности учиться и толерантности при межкультурных коммуникациях. Только на этом базисе может быть инициирован процесс межкультурного обучения для целевого создания конкурентного преимущества предприятия.
Непредсказуемость развития оргкультуры мультинациональных предприятий обусловлена взаимодействием в ее рамках различных национальных культур сотрудников. Как непосредственно взаимодействуют различные национальные культуры в рамках одной компании? Можно ли говорить о «симбиозе» (От греч. symbiosis – сожительство) культур в рамках мультинационального предприятия? Ответы на эти вопросы неоднозначны.
В данной статье
предпринята попытка
Рис. 2. Модель
организационной культуры
На рис. 2 выделены
этапы развития данного
На начальной стадии работы в рамках одной оргкультуры впервые встречаются сотрудники – носители разных национальных культур; Национальные культуры сотрудников начинают взаимодействовать друг с другом. Контакт начинается с процесса распознавания, в процессе которого устанавливаются расхождения между наблюдаемой реальностью и мировоззрением партнеров; Взаимодействие проявляется в виде «трений» между различными национальными культурами (данные «трения» могут возникать по каждому из параметров национальной культуры, рассмотренных ниже). Спусковым крючком для обучения межкультурным различиям являются, как правило, кризисы, возникающие в результате отклонений ожиданий от действий партнеров по межкультурному сотрудничеству; В результате «трений» и взаимоприспособления проявляются такие характеристики национальных культур партнеров, как «сила» или «слабость». В данном случае под «силой» или «слабостью» национальной культуры понимается относительная способность ценностей определенной культуры к утверждению над соответствующими ценностями другой культуры. Ценности более «слабой» культуры легче трансформируются под влиянием ценностей более «сильной» культуры. Например, какое отношение ко времени окажется «сильнее» в рамках оргкультуры предприятия с российско-немецким коллективом: монохромное, присущее немцам, или полихромное, свойственное русским; Различные национальные культуры потенциально могут успешно взаимодействовать, преодолевая возникающие трудности, в результате чего возникнет эффект «симбиоза» культур и станет возможным развитие некоторого «сплава культур» – новой организационной культуры, «обогащенной» лучшими чертами национальных культур сотрудников (механизм и варианты данного развития проанализированы ниже); Заключительной фазой становления оргкультуры мультинационального предприятия может быть синергический эффект, достигаемый за счет интеграции и слияния различных национальных культур сотрудников предприятия в единую оргкультуру.
В динамической
модели используется
Очередной логический шаг в понимании данной модели – утверждение, позаимствованное из диалектики Гегеля, о том, что «противоречия лежат в корне всех движений и жизнеспособности; лишь то, в чем имеются внутренние противоречия, двигается, обладает настойчивостью и активностью». Здесь логика саморазвития через противоречия используется для объяснения процессов, имеющих место в оргкультуре мультинационального предприятия под влиянием национальных культур сотрудников.
Представляет также интерес обратиться к законам материалистической диалектики – закону единства и борьбы противоположностей (или закону взаимопроникновения противоположностей), который «вскрывает противоречия как внутренний источник, импульс, побудительную силу всякого самодвижения». В процессе взаимодействия различных национальных культур в рамках одной оргкультуры возможно развитие новой оргкультуры.
Для целей исследования был разработан следующий список критических параметров, с помощью которых производится оценка влияния национальных культур сотрудников на оргкультуру мультинациональных предприятий:
1. Параметры иерархии и дисциплины в коллективе:
1.1. степень делегирования полномочий;
1.2. дистанция власти;
1.3. степень самостоятельности
решений, принимаемых
1.4. лояльность сотрудников к компании / уровень оппортунистических отношений внутри коллектива.
2. Морально-психологический климат в коллективе:
2.1. степень индивидуализма / коллективизма;
2.2. степень доверия по вертикали;
2.3. степень доверия по горизонтали;
2.4. степень женственности / мужественности.
3. Восприятие времени и отношение к будущему:
3.1. долгосрочность ориентаций;
3.2. стремление избежать неопределенности.