Культура и бизнес: грани сотрудничества

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 23:54, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью определения грани сотрудничества между культурой и бизнесом сегодня. В область культуры все чаще проникают слова маркетинг, менеджмент, корпоративный дух и т.д. Появился даже термин культурологический маркетинг. Вот его основные характеристики: · Внимание к коллективным представлениям аудитории при разработке брендов. · Стремление встроить бренд в сложившийся жизненный мир и культурные практики людей. · Осознание зыбкости стилистических границ между мирами бизнеса, политики и развлекательной индустрии. · Поиск стиля бренда в обширном тезаурусе образов мировой культуры (мода, изобразительное искусство, кинематограф.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1: БИЗНЕС КУЛЬТУРА В ЖИЗНИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН………..6
1.1 Национальная бизнес-культура в свете глобализации и её положительные и отрицательные стороны на примере бизнес-культурных отношений стран Азии………………………………………………………………………………..6
1.2. Шоу-бизнес как один из примеров бизнес-культурных отношений
и роль шоу-бизнеса в культуре России ..……………………………………....13
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА БИЗНЕС-КУЛЬТУРЫ……………….……………...27
2.1. Культура бизнеса…………………………………………………..………..27
2.2. Образец семинарского занятия: «Мосты к новому партнерству культуры
и бизнеса»………...…………………………....……………………..……….…36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….……………....44
Список используемой литературы….……………………………………….....46

Файлы: 1 файл

Курсовая по НХТ.docx

— 108.43 Кб (Скачать)

            Хотя в Японии до сих пор  насчитывается немало богатых  людей, покровительствующих искусству, однако все увереннее эту функцию берут на себя корпорации. Можно выделить два основных направления коллекционирования, которым они занимаются. В рамках первого решаются частные проблемы создания интерьеров кабинетов директоров, фойе, залов заседаний фирм. Второе - долговременное коллекционирование, призванное увековечить эстетические устремления той или иной корпорации и оформить их соответствующим рекламным фоном. Как правило, корпорации, как и частные лица, создавая музеи, стремятся к тому, чтобы у них был статус самостоятельной организации с правом юридического лица: это позволяет им пользоваться широкими налоговыми льготами со стороны государства. В Японии даже бытует мнение, что создание музеев - надежная форма сокрытия капитала с целью уклонения от налогов.

      Очень популярен  музей "Бриджстоун", принадлежащий  компании по производству шин  и других резиновых изделий  "Бриджстоун тайя". Ежегодно его посещает более 100 тысяч человек. Музей постоянно пополняет свою коллекцию, первоначально принадлежавшую президенту компании Исибаси Сёдзиро, приобретая произведения японских и европейских мастеров, причем ассигнования на эти цели постоянно возрастают. Настоящей мировой сенсацией стало приобретение музеем в 1980 г. за 700 млн. иен одной из картин Пикассо.

            Пионерами в выставочной деятельности  выступили японские газеты. Не преследуя коммерческих целей и не получая при этом социальных выгод, они вряд ли взялись бы за пропаганду зарубежного искусства из одних лишь филантропических побуждений. Владельцы газет реально представляли себе, что спонсорство в искусстве создаст им благоприятный имидж, а следовательно, увеличит число читателей.

      Культура становится  товаром и может принести пользу  маркетингу - к такому выводу пришли  и успешно реализуют его на  практике многие представители делового мира Японии. Любопытный факт: расходы на культуру у корпораций часто еще на стадии планирования закладываются в статью расходов на рекламу. В других случаях эти средства оформляются как дары или по статье "Общественное благосостояние", нередко через различные фонды.

      Характерным примером  является фонд корпорации "Сантори", созданный в 1979 г.

      «Сантори» - крупнейший издатель в Японии, владелец 51% акций престижного энциклопедического издания "Британика", приобретенного в 1981 г. за 5 млрд. иен, солидных журналов, на страницах которых публикуют свои произведения самые известные японские писатели. Гордость музея корпорации - древнее японское искусство. Ежегодно в его стенах проходит по 6-7 тематических выставок.

      Для одних предпринимателей  культура превратилась в предмет  коммерции, для других же она  не имеет никакого отношения  к основной сфере хозяйствования  и является своего рода "компенсацией" обществу за получаемые выгоды, для третьих - это одно из  направлений рекламной работы. Более  того, некоторые рассматривают покровительство  культуре как эффективное средство  создания благопристойного имиджа. При всех различиях очевидно одно: вовлечение культуры в сферу предпринимательской деятельности корпораций усиливается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          1.2. Шоу-бизнес как один из отрицательных примеров бизнес-культурных отношений и роль шоу-бизнеса в культуре России.

Шоу-бизнес как понятие появилось  в специальной литературе сравнительно недавно-с середины 80-х годов и заменило существовавшее ранее: ”советская эстрада”.

Сам термин ”эстрада” возник в  отечественном искусствознании в начале 20 века и объединял все разновидности искусства легко воспринимаемых жанров. Понятие ”эстрада” существует только у нас. За рубежом в Западной Европе и Америке, - это мюзик-холлы, варьете, кабаре, шоу и т.д.

      Эстрадному искусству  свойственны такие качества, как  открытость, лаконизм, импровизация, праздничность,  оригинальность, зрелищность.

      Развивая как искусство  праздничного досуга, эстрада всегда  стремилась к необычности и разнообразию. Само ощущение праздничности создавалось за счёт внешней зрелищности, игры света, смены живописных декораций, изменения формы сценической площадки и т.д. Несмотря на то, что эстраде свойственно многообразие форм и жанров, её можно подразделить на три группы:

      -концертная эстрада  (ранее называвшаяся “дивертисментная”)  объединяет все виды выступлений  в эстрадных концертах;

      -театральная эстрада  (камерные спектакли театра миниатюр, театров- кабаре, кафе-театров или масштабное концертное ревю, мюзик-холл, с многочисленным исполнительским составом и первоклассной сценической техникой);

      -праздничная эстрада  (народные гуляния, праздники  на стадионах, насыщенные спортивными  и концертными номерами, а также  балы, карнавалы, маскарады, фестивали и т.д.).

      Своими корнями эстрада уходит в далёкое прошлое, прослеживающееся в искусстве Египта, Греции, Рима; её элементы присутствуют в представлениях странствующих комедиантов-скоморохов (Россия), шпильманов (Германия), жонглёров (Франция), франтов (Польша), маскарабозов (Средняя Азия) и т.д.

      Сатира на городской  быт и нравы, острые шутки  на политические темы, критическое  отношение к власти, куплеты, комические  сценки, прибаутки, игры, клоунская пантомима, жонглирование, музыкальная эксцентрика явились зачатками будущих эстрадных жанров, родившихся в шуме карнавальных и площадных увеселений.

      Зазывалы, которые  при помощи прибауток, острот, весёлых куплетов сбывали любой  товар на площадях, рынках, впоследствии  явились предшественниками конферанса. Всё это носило массовый и  доходчивый характер, что и явилось  непременным условием существования  всех эстрадных жанров. Все средневековые карнавальные артисты не играли спектаклей.

      Основой представлений  была миниатюра, что отличало  их от театра, главной особенностью  которого являются элементы, связывающие  действие воедино. Эти артисты не изображали персонажей, а всегда выступали от собственного имени, напрямую общаясь со зрителем. Это и сегодня одна из отличительных черт эстрадного искусства.

      В Росси истоки  эстрадных жанров проявились  в скоморошьих забавах, потехах и массовом творчестве народных гуляньях. Их представителями являются раусные деды-балагуры с непременной бородой, веселившие и зазывавшие публику с верхней площадки балагана-рауса, петрушечники, раешники, вожаки “учёных” медведей, актёры- скоморохи, разыгрывающие “скетчи” и “репризы” среди толпы, играя на дудках, гуслях, сопелях и потешая народ.

      Все они были  непременными участниками народных  гуляний. Содержащиеся в их шутках сатирические мотивы “на злобу дня” были причиной жестоких гонений со стороны властей. В XVl веке “Стоглав” запретил скоморошество, назвав его “бесовским позорищем”. Осудил скоморошьи потехи и “Домострой”.

      При царе Алексее  Михайловиче скоморохи были вообще  истреблены, чему способствовали  бояре и церковные власти, но  скоморохи не исчезли - они стали зваться “народными забавниками”, “потешниками”.

      С переходом многих  уличных жанров в закрытые  помещения стал формироваться особый уровень исполнительского искусства, т.к. новые условия требовали более сосредоточенного восприятия со стороны зрителя.

      Сформировавшаяся  во второй половине XlX века деятельность кафешантанов, кафе-концертов, рассчитанных на небольшое количество посетителей, позволила развиться таким камерным жанрам, как лирическое пение, конферанс, сольный танец, эксцентрика. Успех таких кафе вызвал появление более крупных зрелищных предприятий - кафе-концертов, как например, “Амбассадор”, “Эльдорадо” и др. В Англии при постоялых дворах

(гостиницах) возникают музыкальные залы – мюзик-холлы, где исполняются танцы, комические песни, цирковые номера.

      Соединив формы  развлекательных эстрадных программ  с деятельностью трактиров, ресторанов, отелей в виде мюзик-холлов, салон-театров, паб- театров (пивные залы с концертированием), владельцы привлекали дополнительное количество посетителей и постояльцев. По типу лондонского мюзик-холла “Альгамбра” в 1869 году в Париже открывается “Фоли Бержер”, а через два десятилетия – “Мулен Руж”, получивший название “варьете-зал” (от французского variety – разнообразие). Постепенно слово “варьете” стали применять не только к конкретным театрам, но и к целому направлению в искусстве, состоящему из различных жанров, из которых и создаётся целостное представление.1881 год знаменуется открытием в Париже артистического кабаре

      (от французского  cabaret-кабачок) «Шануар»; впоследствии само понятие «кабаре» уже приобретает значение эстрадного театра малых форм.

      Пришедшие в Россию  на рубеже XlX-XX вв. варьете и кабаре уже имели своих предшественников, во многом определивших своеобразие русской эстрады.

      Это балаганы, увеселявшие  по праздникам разношерстную  толпу, и дивертисменты – небольшие  концертные программы, которые  давались в театрах перед началом,  и после окончания основной  пьесы. Программы таких дивертисментов  включали русские песни, танцы,  арии из опер, куплеты из водевилей,  рассказы. Первые русские кабаре  «Летучая мышь» Никиты Балиева в Москве, «Кривое зеркало» Александра Кугеля в Санкт-Петербурге и др. в своём развитии претерпевали взлёты и падения. Будучи детищем прогрессивной интеллигенции, кабаре, возникшие на базе кабачка, на базе ресторанной эстрады с использованием остроумных шуток, не смогло существовать в условиях трапезы, т.к. терялся интеллектуальный акцент репертуара, что и привело впоследствии к исчезновению кабаре как формы увеселений. Как эстрадная сценическая форма этот жанр продолжал существовать.

      После октябрьской  революции сформировалось понятие  “эстрада” (от латинского “strata” – подмостки) как направление в искусстве. Характерной чертой того времени явились массовые театрализованные празднества, т.к. «революция потребовала от искусства иной, чем раньше, меры общения, иного, более богатого языка, способного передавать грандиозность свершающихся преобразований», - писал А.Юфит. 26 августа 1919 года Лениным был подписан декрет «Об объединении театрального дела», где был пункт о народных гуляньях и зрелищах.

      В силу массовой  популярности эстрадного искусства  радио, телевидение широко использовало его жанры. Многие произведения фиксировались в грамзаписи. Издательская деятельность была представлена журналами («Молодёжная эстрада», «Эстрада и цирк» и т.д.), газетами, книгами о творчестве эстрадных исполнителей.

      Искусство советского  периода агитировало, воспитывало  и развлекало в рамках существовавшей идеологии. Признание развлекательного искусства нашло подтверждение в проведении конкурсов, фестивалей, получении популярными артистами государственных премий.

      Менеджмент –  система взаимоотношений между  руководителем и подчиненным определяющая качество исполнения поставленных задач.

      Слово менеджмент  происходит от английского “manage”, что, значит, управлять или руководить. Стало быть, говоря о менеджменте, необходимо рассматривать как иерархический процесс в целом, так и рядового менеджера как личность.

      Всем известны  основные функции менеджмента:  организация, контроль, координация,  регулирование, предвидение, активизация  и исследование.

      Исторически сложилось,  что менеджмент – это управление  в условиях рыночной экономики,  то есть это понятие, связанное  с изменением форм собственности  и увеличением роли человеческого  фактора.

      Основными признаками  менеджмента как своеобразного  типа управления являются:

      - организационные  формы управления (гибкие и адаптированные  к процессам рыночного поведения компании)

      - профессионализм  персонала

      - организационные  приоритеты (человеческий фактор)

      - мотивирование эффективной  деятельности

      - личностный фактор (творчество и искусство менеджера,  выделение креативного компонента).

      В шоу бизнесе  сложилось свое разделение труда,  весьма отличное оттого, что присуще  материальному производству. Конечно,  важная роль в этом производстве  отводится автору или исполнителю,  что придает этой индустрии  высокую степень персонализации. Однако, роль продюсера, импресарио, менеджера, промоутера, а также других участников этого бизнеса настолько велика, что без них культурное явление не состоится.

      Ключевой фигурой  в процессе организации и постановки  зрелищных форм является продюсер. Понятие продюсер сформировалось  в процессе зарождения кинопроизводства  и определяло новый тип предпринимателя,  который осуществлял идейно-финансовый и художественный контроль над постановкой.

      Поскольку технологии  создания фильмов и телешоу  сходны по своей природе, термин  «продюсер» утвердился и в  этих областях.

Информация о работе Культура и бизнес: грани сотрудничества