Культура художественного слова на Руси. Виды и жанры древнерусской литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:56, реферат

Краткое описание

Основной вопрос, с которым исследователь обращается к историческому изучению книжной культуры, – это вопрос о тематике и типах книг, общем их количестве и среде их распространения в изучаемый период. Как материальный носитель духовных ценностей книга заключает в себе достижения науки, литературы, искусства своего времени. Древнерусская рукописная книга демонстрирует нам уровень развития, достигнутый древнерусским обществом, позволяет сравнить его достижения с успехами науки и литературы в европейском регионе в это же время.

Оглавление

Содержание 2
Введение 3
1. Репертуар книг, бытовавших в Древней Руси 5
1.1 Исторический фон развития книжного дела на Руси в XI – XVI вв. 5
1.2. Богослужебная литература 6
1.3 Четьи книги 8
1.4 Светская литература 11
2. Данные о количестве книг в Древней Руси 14
2.1 Статистика сохранности книг XI – XVI вв. 14
2.2 Количественное соотношение между богослужебными, четьими и светскими книгами на Руси в в XI– XVI вв. 14
Заключение 16
Список литературы 17
Приложение 18

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию РФ.docx

— 100.58 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию  РФ

Брянский Государственный Технический  Университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему

Культура художественного слова  на Руси. Виды и жанры древнерусской  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

студентка II курса

группы 04-ПИЭ-1

Смирнова Настя

 

  Преподаватель

к. п. н., доцент кафедры

 «Философия и история»

Дзюбан Валерий Валерьевич

 

 

 

 

 

Брянск 2005г.

Содержание

  

Содержание 2

Введение 3

1. Репертуар книг, бытовавших в Древней Руси 5

1.1 Исторический фон развития книжного дела на Руси в XI – XVI вв. 5

1.2. Богослужебная литература 6

1.3 Четьи книги 8

1.4 Светская литература 11

2. Данные о количестве книг в Древней Руси 14

2.1 Статистика сохранности книг XI – XVI вв. 14

2.2 Количественное соотношение между богослужебными, четьими и светскими книгами на Руси в в XI– XVI вв. 14

Заключение 16

Список литературы 17

Приложение 18

 

Введение

   Основной вопрос, с  которым исследователь обращается  к историческому изучению книжной  культуры, – это вопрос о тематике  и типах книг, общем их количестве  и среде их распространения  в изучаемый период. Как материальный  носитель духовных ценностей   книга заключает в себе достижения  науки, литературы, искусства своего  времени. Древнерусская рукописная  книга демонстрирует нам уровень  развития, достигнутый древнерусским  обществом, позволяет сравнить  его достижения с успехами  науки и литературы в европейском  регионе в это же время. По  тому, книги какой тематики были  распространены в то время,  мы можем судить об интересах  читателей той эпохи Говоря  о хронологических рамках бытования  книги, которым посвящена данная  работа, необходимо отметить, что  определение временных границ  периода истории российского  государства, называемого древнерусским,  неодинаково в различных источниках. В советское время историки  придерживались периодизации, предложенной  В. И. Лениным, который выделял  следующие три этапа в истории  России: древняя Русь – XI –  XIII века; “эпоха московского царства”  – XIV –XVI века; “новый период русской  истории” –  начиная с XVII века. В современной исторической  науке древнерусским называется  период с XI по XVII век. В дисциплине  истории книги, как правило,  эпоха Древней Руси ограничиваются  началом книгопечатания в Московском  государстве, а именно серединой  XVI века. В нашей работе мы будем  придерживаться последней периодизации, то есть исследовать группы  рукописных книг, бытовавших на  Руси с XI по XVI век.

     Изучение сохранившихся  русских книг XI – XVI вв., в первую  очередь классификация по функциональному  предназначению, дает возможность  представить себе некоторые закономерности  сложения их репертуара, а также  понять причину кажущейся диспропорции  в числе сохранившихся от тех  времен экземпляров книг различных  названий.     Рукописные  книги уже в XVII в. стали предметом  интереса, особого отношения, собирания.  Еще с древности книги собирались  в библиотеки, главным образом,  при крупных монастырях. Эта традиция  продолжилась и в XVII в. В  составленном патриархом Никоном  собрании Воскресенского Новоиерусалимского  монастыря хранились ценнейшие  книги XI – XII веков.

     XVIII – XIX вв. – период накапливания и обобщения  первичных источников по истории  книги. В это время разыскивались  и публиковались данные о деятелях  книжного дела. В начале XVIII века, когда Петр I обнаружил в Реймсе  так называемое Реймсское Евангелие,  написанное частично кириллицей, на котором принимали присягу  французские королипри коронации,  появился интерес к древнерусской  рукописной книге. С 1714 г. по указанию Петра I собираются рукописи для Библиотеки Академии наук в Петербурге. Становление русской исторической науки в XVIII веке, нуждавшейся в источниках для изучения прошлого России, обусловило поиски и собирание летописей, государственных грамот и договоров. С усилением абсолютизма широкого размаха достигает государственное  собирательство. Также нужно отметить частных собирателей, также внесших значительный вклад в накопление исторических источников – А. И. Мусина-Пушкина, П. П. Бекетова, В. Н. Татищева. Возрастанию интереса к древнерусской рукописной книге способствовал общий патриотический подъем после Отечественной войны 1812 г. Здесь необходимо отметить вклад меценатов – дворян, которые на благотворительной основе предоставляли средства для поисков древних книг в монастырях и усадьбах и публикации сборников древних текстов. Огромную роль в этой деятельности сыграл Н. П. Румянцев, объединивший вокруг себя таких ученых, как Е. А. Болховитинов (митрополит Евгений), Н. Н. Бантыш-Каменский, П. М. Строев, К. Ф. Калайдович, А. Х. Востоков, П. И. Кеппен и другие (так называемый “румянцевский кружок” ). На средства Румянцева выпущено свыше 40 названий капитальных научных изданий, в основном  памятников по истории России и славянских народов. Обследуя архивы и библиотеки монастырей Московской и других губерний, П. М. Строев и К. Ф. Калайдович обнаружили Изборник Святослава 1073 г., Судебник Ивана III, сочинения Кирилла Туровского и другие древние, ранее неизвестные для науки книги.     После постройки в конце XIX в. в Москве Исторического музея ему были пожертвованы ценнейшие частные собрания рукописных книг А. С. Уварова, А. Д. Черткова, П. И. Щукина, Е. А. Забелина.     В конце XIX в. вышел ряд научных и обзорных работ по истории книги, в которых также описывалась история древнерусской книжности, например А. И. Кирпичникова, А. А. Бахтиярова, Н. М. Лисовского, М. Н. Куфаева, С. Ф. Либровича, П. К. Симони, А. А.  Шахматова. Однако, по словам исследователя древнерусских рукописных книг Н. К.Никольского, который в начале XX в. занимался изучением рукописного наследия Древней Руси, “в настоящее время можно вести пока речь о собирании и подготовке первоисточников, соприкасающихся с историей древнерусской книжной культуры, но ничуть о классификации их и о критике их во всем их объеме”.     После 1917 г. были сделаны значительные успехи в области обработки рукописей и классификации их. Многие крупные собрания  рукописных книг из библиотек монастырей, церквей и частных лиц вошли в государственные собрания, такие как ГИМ, РГБ, РГАДА в Москве, РНБ, библиотека РАН, Пушкинский дом в Петербурге. Крупнейшим хранилищем рукописных книг стала Библиотека научно-техническая Сибирского отделения РАН, в основу которой легла коллекция академика М. Н. Тихомирова. Но все же до сих пор описаны не все русские рукописные книги.     Среди историков книги, изучавших историю русской рукописной книги, следует отметить А. С. Орлова, А. Н. Свирина, В. Н. Перетца, О. В. Творогова, Г. И. Вздорнова, Н. Н. Розова, Б. В. Сапунова и др. Особняком здесь стоят труды академика Д. С. Лихачева и петербургского Пушкинского дома. Что касается разработанности конкретной темы, посвященной репертуару древнерусских книг, то здесь необходимо отметить, что отсутствуют монографий по данному вопросу в общем, а существуют множество статей и монографий, в которых уделяется внимание отдельным аспектам репертуара книг в Древней Руси – [1, стр. 23-25].

 

   1. Репертуар книг, бытовавших в Древней Руси

   1.1 Исторический фон развития книжного дела на Руси в XI – XVI вв.     Прежде чем изучать книжную культуру той или иной эпохи, нужно рассмотреть историческую обстановку. Письменность на Руси появилась до принятия христианства, о чем свидетельствуют арабские, византийские источники. Появление письменности у славян связывают с именами византийских миссионеров Кирилла и Мефодия – [см. Рис.1] Датой создания славянской письменности считается 863 год, когда братья отправились в Моравию и начали распространять там созданную ими азбуку. Из Болгарииупорядоченная славянская азбука попала в Киевскую Русь, где в тот период были благодатные условия для широкого развития письменности. Однако говорить о книжной культуре IX века не приходится: от этого времени до нас не дошло ни одной книги.     Христианизация Руси дала мощный толчок развитию грамотности и книжной культуры. В Русь стала поступать переводная литература из Византии и Болгарии. Со времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого церкви и монастыри становятся центрами  грамотности. При Владимире Святом появляются первые школы, в том числе и для девочек. Грамотность распространяется в городской среде. При Ярославе Мудром начинают усиленно переводить литературу с греческого языка. Эти переводы становятся достоянием грамотных людей: их с удовольствием читали в княжеской, боярской, купеческой, церковной среде. Грамотный русский человек XI века знал многое из того, чем располагала письменность и книжная культура Восточной Европы, Византии. Первая библиотека на Руси была основана Ярославом Мудрым. Находилась она в Киево-Печерском монастыре, заложенном в 1037 году. Во второй половине XI века  начинается летописание и появляются первые памятники древнерусской литературы.     В период феодальной раздробленности книжная культура переживала подъем. Увеличилось количество центров летописания, продолжают появляться сочинения религиозных деятелей. Главным мотивом в них была идея единства русских княжеств. Появляются новые жанры в литературе. В то же время в монастырях продолжается переписывание богослужебных книг, молитв, сборников церковных преданий, жизнеописаний святых, древней богословской литературы.

     Татаро-монгольское  нашествие тяжело отразилось  на книжной культуре Древней  Руси. Гибли старинные центры  русской книжной культуры, падала  грамотность, резко сократилось  число самих письменных памятников. Постепенное восстановление начинается  в XIV веке. В конце XIV веке наряду  со старыми центрами книжного  дела – Новгородом и Псковом  – появляются и новые: Тверь,  Ростов, Суздальское княжество, Троице-Сергиев  и Кирилло-Белозерский монастыри.  По мере возвышения Московского  княжества и образования единого  русского государства появляются  и увеличиваются книжные собрания  в Москве – новом центре  русской культуры.

     На рубеже XIV – XV вв. русская культура и  книжное дело испытали влияние  славянских и греко-славянских  монастырей на Афоне и в  Константинополе. Это так называемое  второе южнославянское влияние.  Благодаря этому произошли изменения  в репертуаре  богослужебной и  четьей литературы. Впервые на  Руси появляются некоторые произведения  патристики, более полные и точные  переводы библейских книг, житийных  текстов. 

    XV век был важным  и переломным в истории русской  рукописной книги. Влияние книжности  на умы людей усилилось. Были  возрождены традиции Киевской  Руси и созданы многочисленные  новые образцы и направления,  намечены основные направления   развития отечественной литературы  и искусства на последующие  столетия. В конце XV в. в Москве  возникают крупные рукописные  мастерские с целым штатом  писцов, переводчиков, редакторов, рисовальщиков  и переплетчиков. 

    На протяжении XVI в. происходит укрепление централизованного  государства. Рост феодального  землевладения, рост числа различных  государственных учреждений способствовали расширению функций книги. Появляются копийные и записные книги,  законодательные памятники – судебники. Вырабатывается особый тип письма – скоропись. Появляются писцы-профессионалы, работавшие на городских площадях и переписывавшие книги на заказ и для продажи на рынке. Все это свидетельствует о существовании в XVI в. книжного рынка и о возросшем спросе на книгу в русском обществе. Появляются и новые названия в книжном репертуаре по сравнению с предыдущими веками. Кроме того, происходит объединение традиций отдельных княжеств в единую, общерусскую традицию. Поэтому для XVI в. характерно появление общерусских летописных, церковно-политических сводов. Введение книгопечатания  не повлияло на популярность рукописной книги, так как печатная книга была дорога и далеко не удовлетворяла всех потребностей русского читателя – [2, стр. 152].

     1.2. Богослужебная литература

   Эта группа самая  малочисленная по репертуару  и самая крупная, составляющая  большинство книг всего фонда  Древней Руси.     Как известно, содержание и ход церковной  службы определяется Уставом,  так называемым Типиконом. Под  1051 в Лаврентьевской летописи  помещено “Сказание о начале  Печерского монастыря”. Там отмечено, что Феодосий Печерский ввел  в своей  обители устав греческого  Студийского монастыря, который  он списал у чернеца Михаила,  монаха этого монастыря, прибывшего  в Киев с митрополитом Георгием. После незначительной переработки  и перевода этот устав вскоре  был принят всеми монастырями  Руси и просуществовал до XV века. В разделах, касающихся церковных  служб, оба устава оставались  основным документом, регламентирующим  богослужение в монастырских  и приходских церквях. Ни в  догматах веры, ни в обрядах  богослужения особых различий  в приходских церквях и монастырях  не имелось, за исключением  продолжительности службы.     Сейчас при православном богослужении, согласно Типикону, необходимы следующие  книги: Служебник (сборник текстов,  произносимых вслух или “тайно”  священнослужителями), Евангелие, Псалтырь  следованная или Часовник, Минеи  (общая, следованная, месячная), Часослов (сборник ежедневных “последований”  – текстов псалмов и молитв, исполняемых в разные часы  дня), Апостол (деяния и послания  апостолов). Для службы в дни  Великого поста (от недели Мытаря  и Фарисея до Пасхи), кроме указанных  книг требуются Триодь Постная,  а для служб от Пасхи до  Троицы – Триодь Цветная (Триоди  – сборники текстов богослужений  не по календарному, а пасхальному  циклу). Для совершения служб желательны, но не обязательны: Стихирарь  (сборник стирих – песнопений, исполняющихся при богослужении  певчими или чтецами; часто  снабжался знаками музыкальной  нотации) и Ирмологий (сборник  церковных песнопений – ирмосов,  которыми начинается каждая из  песней цикла текстов Канона  – одной из частей утреннего  богослужения келейного цикла  – суточного цикла обязательных  для монашествующих молитв). Если  отсутствует Часовник или Октоих, их  можно заменить Псалтырью  следованной, универсальной богослужебной  книгой.     Все перечисленные  выше книги представляли собой  максимум, используемый при богослужении. Они были хорошо известны в  Древней Руси и сохранились  в списках XI – XIII вв.     Несколько иначе обстоит вопрос  с Требником и Служебником.  Требник был необходимой книгой  для приходского священника. Он  содержит молитвы практического  содержания, как то: охранительные  молитвы от сильного дождя,  града, от засухи, червей, на освящение  нового дома, на спуск корабля,  на рождение младенца и др. Требник был нужен для совершения  различных таинств: крещения, брака  и других религиозных треб. Большое  значение имел также Служебник,  содержащий тексты ряда служб.  Не существовало унифицированного  текста Требника. Необходимо отметить, что в описях собраний церковных  и монастырских книг XVI – XVII вв. служебники и требники  встречаются  только в библиотеках крупных  церквей и монастырей. Исследователи  делают вывод, что эти книги  почти всегда находились в  личной собственности священнослужителей. Неунифицированные, небольшие, часто используемые книги, находившиеся чаще всего в личной собственности священников, требники и служебники не могли сохраниться в большом количестве.     По мнению большинства исследователей, порядок и объем богослужения по Иерусалимскому уставу примерно так же соблюдались и в домонгольское время, по Студийскому уставу. Таким образом, предельный минимум для приходской или домовой церкви составляли следующие книги:

   1. Евангелие апракос,  представляло собой выбор (“изборы” ) евангельских чтений в порядке  богослужения – по праздничным  дням и дням недели. В дальнейшем  употребляется Тетроевангелие, или  Четвероевангелие.     2. Апостол  апракос – т.е. выбор чтений  из апостольских посланий в  богослужебном порядке.     3-4. Евхологион – сборник служб  и молитв. Это книга из греческого  церковного обихода, с принятием  христианства, вероятно, пришедшая  и на Русь. Скорее всего, с  конца XI в. вместо него начали  употреблять отдельно Служебник  и Требник.     5. Псалтырь  следованная, расположенная в  порядке богослужебного употребления, или Часовник.     6. Триодь  постная, содержащая песнопения, главным образом Великого поста.     7. Триодь цветная, содержащая  песнопения пасхи и следующих  недель.     8. Минея общая,  содержащая общие службы святым.     В соборных, а также кафедрально-епископских  и монастырских церквях количество  книг было несколько больше. Сверх  числа необходимых для приходских  храмов, там должны были находиться  следующие книги.     9. Стихирарь.     10. Воскресный Октоих (“Осьмигласник” ), содержащий воскресные службы  “восьми гласов” – восьми  главных церковных напевов.     11. Шестоднев, содержащий песнопения  будних дней недели (“седмицы”  ), еще не разделенные на восемь  гласов.     12. Ирмологий.     13. Паремийник– сборник, содержащий  положенные на праздничные дни  отрывки из Ветхого и отчасти  Нового завета.     14-25. Минеи  месячные – песнопения всех  дней месяца (памяти святых и  праздники), числом 12 по числу месяцев.     26. Типикон (церковный устав) –  определял состав, порядок и чин  церковных богослужений на каждый  день года, указывал праздники  и посты на целый год, содержал  правила монастырской жизни.     Кроме того, в монастырях должно  были находиться церковно-учительные  книги для душеспасительного  чтения. Так, например, во время  трапезы полагалось читать Четьи-Минеи,  сборники житий святых, расположенные  по дням месяцев, всего 12 книг.     Исследователи репертуара древнерусских  богослужебных книг обнаружили  расхождения между перечнями  книг из хранилищ монастырей  домонгольского периода и XV-XVII вв. Например, Б. В. Сапунов отмечает  некоторые различия в списках  монастырских и церковных книг XI – XIII и XV – XVII вв. В ранних  перечнях отсутствуют напрестольное  Тетроевангелие и Полууставье.  Остается неясным, было ли в  домонгольских церквях по два  Евангелия – одно напрестольное  и одно служебное. Скорее всего,  крупные соборы и монастырские  храмы имели по несколько экземпляров  Евангелия, а приходские храмы  успешно обходились одним списком.  Что касается  Полууставья, то, хотя оно не требуется непосредственно  для службы, но является руководством  для приходского священника. В  домонгольский период его заменяли  выписки из греческого Типикона  или из Устава Киево-Печерского  монастыря. Н. Н. Розов обращает  внимание на отсутствие древних  списков Псалтыри, которая больше  всех других библейских книг  использовалась при богослужениях  – от XI и XII вв. известно лишь 2 ее фрагмента в 9 и 12 листов. Учитывая то, что Псалтырь была  одновременно и богослужебной,  и четьей книгой, можно предположить, что она зачитывалась “до дыр”, и потому ее экземпляры постоянно  обновлялись последующей перепиской. То же можно сказать и насчет  Октоиха, сборника богослужебных  текстов на каждый день недели  в восьми циклах – “гласах”, используемого наряду с Минеями  и Триодями.     Во время  монголо-татарского ига и позже  одним из центров книжной Руси  стал Софийский собор в Новгороде  Великом. В течение всего XV века новгородские архиепископы, в частности Евфимий, Иоанн,  заказали книгописцам множество  книг для пополнения соборной  библиотеки. Завершением книгопроизводственной  деятельности новгородских церковных  иерархов стал полный комплекс библейских книг, созданный в 1499 г. по инициативе архиепископа Геннадия. До этого времени из книг Ветхого завета на Руси распространялись лишь те тексты, которые были необходимы при богослужении; из Нового завета наиболее распространены были Евангелие и Апостол, списки же Апокалипсиса в XV в. встречались очень редко. Пригласив для совета “ученых старцев” Паисия Ярославова и Нила Сорского, создал литературно-переводческий кружок, куда вошли переводчик Дмитрий Герасимов, дьякон Герасим Поповка, братья Юрий и Дмитрий Траханиоты, монах-доминиканец Вениамин. Для создания полной Библии потребовалось разыскать и перевести целый ряд ветхозаветных книг, которых до сих пор в России не было, затем нужно было отредактировать и свести эти тексты воедино. Геннадиевская Библия стала своего рода каноном. Так был создан первый полный восточнославянский библейский кодекс и положено начало “обобщающим книжным предприятиям”, продолжил которые Макарий, архиепископ новгородский и митрополит  московский. Так в XV были заложены основы создания общерусского репертуара чтения.     Именно к этой богослужебным книгам относятся крупнейшие памятники древнерусской книжной письменности. Редчайший и драгоценнейший памятник древнего книгописания – знаменитое Остромирово Евангелие, хранящееся в Российской Национальной  библиотеке. Эта самая ранняя датированная русская книга была написана писцом дьяконом Григорием по заказу новгородского посадника Остромира в 1056 – 1057 гг. Это книга в 294 листа большого формата, написанная на пергамене крупным уставом и украшена  высокохудожественными миниатюрами. В Российской Государственной библиотеке хранится Архангельское Евангелие, написанное в 1092 г. Это четвертая датированная русская книга. Значение Архангельского Евангелия в том, что это первый перевод, в котором влияние болгарского языка не столь ощутимо, как в Остромировом Евангелии. Также сохранились и более поздние памятники – Мстиславово Евангелие, Юрьевское Евангелие (оба – начало XII в.) – [2, стр. 156-158].

Информация о работе Культура художественного слова на Руси. Виды и жанры древнерусской литературы