Художественная культура русского модерна

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:28, контрольная работа

Краткое описание

Искусство как форма общественного сознания тесно связана с идеологией. Но поскольку идейный строй произведений искусства выражается, как правило, не непосредственно, а опосредствованно, специфически присущим искусству художественным языком, то идейный их смысл не всегда раскрывается сразу.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Модерн как стиль в изобразительном искусстве ……………………………5
1.1Общая характеристика стиля «модерн»: понятие и зарождение……5
1.2.Особенности стиля модерн в разных странах ……………………….8
2. Художественная культура русского модерна……………………………….10
2.1.Генезис предпосылок русского модерна.……………………………10
2.2. Влияние Востока на развитие модернизма. «Русский модерн»…..13
Заключение……………………………………………………………………….16
Библиография……………………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 38.87 Кб (Скачать)

Филиал  НОУ ВПО «Санкт-Петербургский  институт внешнеэкономических связей,

экономики и права»

в г. Калининграде 
 
 
 

Контрольная работа 

по дисциплине «Культурология»

на тему: «Художественная культура русского модерна» 
 
 

Студента 1 курса

Гуманитарного факультета

Группы 77 – БС

Вялько Алексея Владимировича

Преподаватель

К.ф.н. Савинцев В.И. 
 
 
 
 
 

Калининград

2011

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Модерн  как стиль в изобразительном  искусстве ……………………………5

    1.1 Общая характеристика стиля «модерн»: понятие и зарождение……5

    1.2. Особенности стиля модерн в разных странах ……………………….8

2. Художественная  культура русского модерна……………………………….10

    2.1.Генезис предпосылок русского модерна.……………………………10

    2.2. Влияние  Востока на развитие модернизма. «Русский модерн»…..13

Заключение……………………………………………………………………….16

Библиография……………………………………………………………………17

 

Введение.

Искусство с  давних лет является неотъемлемой частью жизни людей. В нем соединялись духовные ценности и усилия людей разных эпох и времен.

 Произведения  искусства воспринимаются не  только сознанием, они оказывают  большое эмоциональное воздействие  на личность в целом, пробуждая  эстетические потребности. Характер  художественной культуры зависит,  прежде всего, от социально-политического  строя общества. Им определяются  не только идейное содержание  художественных произведений, но  и направленность самих художников, а, следовательно, и судьбы  искусства данной общественной  формации.

Искусство как  форма общественного сознания тесно  связана с идеологией. Но поскольку  идейный строй произведений искусства  выражается, как правило, не непосредственно, а опосредствованно, специфически присущим искусству художественным языком, то идейный их смысл не всегда раскрывается сразу.

На рубеже ХІХ-ХХ вв. философы и художники разрушили  «музейные стены», вывели произведения искусства в реальную жизнь, наполнили  ими окружение. На Западе изобразительное  искусство постепенно охватило сферу  дизайна, превращая каждую промышленную вещь в эстетически совершенную. Работы модернистов заметно отличались от произведений искусства, ранее созданных человечеством. Искусство модернизма не создавалось какой-либо определенной группой художников; его направления возникали в разные годы, в разных странах; в рядах модернистов оказывались художники, писатели, поэты, подчас не знавшие друг друга и не связанные между собой общими стремлениями и идеалами. Многочисленные модернистские направления не были связаны и национальными традициями искусства своих стран.

Разбросанные  по разным странам, разделенные десятилетиями, модернистские течения связаны  между собой одним: их объединяет антиреалистический метод. Это в свою очередь определяет общность решения эстетических проблем в различных направлениях модернизма. Модерн как стиль просуществовал недолго и был забыт на многие годы.

 

Глава 1. Модерн как стиль в изобразительном искусстве.

1.1. Общая характеристика стиля «модерн»: понятие и зарождение.

     «Модерн» (от французского moderne, новейший, современный) в литературе справочного характера определяется как «стилевое направление в европейском и американском искусстве конца 19 – начале 20 веков».

     Как отмечает В. Серебровский, - появление  этого стиля объясняют разными  причинами: и «волевым усилием» нескольких художников, и объективными причинами  – усталостью уходящего 19 века, и  общим декадансом европейской культуры («Закат Европы»), и связанной с  этим утратой «большого стиля». Однако сами представители этого направления  и примыкавшие к ним критики  называли свой стиль арнуво во Франции, югенд штиль – в Германии, т.е. – молодым искусством.

     В России слово «новый» было, со свойственным русским уважением к Западу, переведено на иностранное – модерн – и  так и осталось в истории русского искусства.

     Характерным для представителей этого стиля  являлось их уверенность, что они  устремлены в будущее и как  бы порывают с традицией 19 века и, прежде всего, с бытовым реализмом, салонным классицизмом. Они тосковали по «стилю», и они создали его. Эти художники  мечтали покинуть башню из слоновой кости «чистого» искусства, разрушить  стену, разделяющую искусство «высокое»  и прикладное, окружающее повседневный быт человека, и сделать последнее  красивым и стильным. Они хотели выйти на улицы, построить новые  дома, расписать стены невиданными  доселе фресками, украсить мозаикой. И  это им удалось.

     Хотя  по продолжительности модерн просуществовал недолго (всего 20-30 лет), влияние его  в то время на все виды художественной деятельности огромно. Следы модерна  можно найти во всем: в архитектуре, в живописи, в монументальном искусстве, в книжной графике, плакате, рекламе, дизайне, одежде. От огромного общественного  здания до дверной ручки, от монументальной мозаики до изящной вазы на столе, от живописного полотна до ложки и вилки – все это носило на себе отпечаток этого стиля, если за дело брались художники, архитекторы, дизайнеры модерна. Им было дело до всего. Для них не существовало ничего низкого, что не смогли бы они с помощью своей неуемной фантазии превратить в произведение искусства. Все к чему прикасалась рука художника, должно было стать прекрасным, каким являются природные формы, перед которыми эти художники преклонялись.

     Конец 19 века характерен значительно возросшим  интересом Запада к Востоку в  отношении культурных ценностей  последнего. Многие восточные вещи становятся предметами коллекционирования, изучения и даже подражания. Появляются первые научные переводы восточных  философских и религиозных трактатов, возникают химерические восточно-западные религии. Европейские философы начинают употреблять такие понятия как  «нирвана», «карма» и т.д. В общем, увлечение Востоком носило поверхностный  характер. Европейцы не до конца  понимали своеобразие восточной  культуры, ее музыку, театр. Но были люди, которые настолько влюбились  в искусство Востока, что их восхищение перешло в практику, в дело их жизни. Японские гравюры, которые впервые  появились в Париже в виде упаковочной  бумаги для различных японских безделушек, произвели настоящий переворот  в сознании некоторых молодых  художников. Они поняли и приняли  сам принцип восточной живописи и графики. Во многом это определило возникновение такого неожиданного стиля как модерн, который, по образному  определению В. Серебровского, - вышел  из кокона европейских традиций в  виде экзотической европейской бабочки. Эта бабочка облетела все страны Европы и, перелетев океан, добралась даже до Америки.

     Каждая  национальная школа придавала лицу модерна разное выражение, поскольку  нет европейской страны, где не было бы своего собственного стиля  модерн.

     И в то же время есть нечто общее, что объединяет все эти «модерны»  и делает их почти неразличимыми, что позволяет говорить об общеевропейском  художественном направлении.

     Этим  «общим» является ряд черт, которые  и сделали его столь привлекательным. Условно это черты следующие: эклектизм, романтизм, чувственность, декоративность. Первые три признака унаследованы в основном от Европы, последний – из Азии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.Особенности стиля модерн в разных странах.

     Противоречивая  стихия модерна коснулась всего: и характера его исторического  развития, и структуры художественной формы. Трудно описать и проанализировать все противоречия, но выделить главные, определяющие можно. Иррационализм  и разумность, интуитивизм и научный  расчет, восхищение техникой и боязнь «машинизации», орнаментальность и  функциональность, утонченность и простота причудливо переплетаются, образуя  чрезвычайно своеобразный сплав. К  этой характеристике следует добавить, что модерн встретился с противоречием  художественного – антихудожественного, а это часто ставило под  сомнение его значение для истории  искусства. Та постоянная противоречивость, которую мы видим, не является экстраординарным феноменом для истории искусств, ибо все стили были и сложны и противоречивы, но так как развитие модерна было довольно кратким, то все  эти противоречия оказались сплюснуты, сжаты.

     Для мастеров модерна характерно двойственное отношение к действительности: принимать  или не принимать. В эпоху разочарования  плодами прогресса эстетический критерий воспринимается подобно историческим метаморфозам.

     В разных городах Европы, независимо друг от друга, возникали очаги нового искусства: в Глазго и Барселоне, Брюсселе и Париже, Вене и Санкт-Петербурге. Все они были по-своему оригинальны, опирались на богатые национальные традиции, но быстро устанавливающиеся  контакты вскоре показали их принципиальное родство. Специализированные журналы (их было около 100), поездки художников и архитекторов, международные выставки способствовали складыванию спорадически зарождающихся явлений в одну художественную систему.  

     Подобная  интернационализация стиля, связанная  с космополитическим характером культуры рубежа XIX-XX вв., предполагалась и при зарождении модерна. В истоках  своих он опирался на традиции, имеющие  общенациональное значение.

     Да  и сама ситуация, вызвавшая его  одновременное появление в столь  удаленных друг от друга точках Европы, была рождена общей социальной и  духовной ситуаций конца века.

     Стиль модерн развивался в тех странах  Европы, которые начиная с эпохи  романтизма, были втянуты в общенациональный художественный процесс. По-разному выглядели экономическая и социальная структуры этих стран. Существовали страны с прочными традициями буржуазного общества (например, Англия); некоторые государства относительно недавно стали на путь капиталистического развития (например, Бельгия); были, наконец, страны, скорее «страдавшие» от неполного развития капиталистических отношений (Россия, Испания, Италия). Такая пестрота социальных структур накладывала, безусловно, своеобразный отпечаток на модерн в каждой стране, но не определяла непосредственно его возникновение.

     Логично было бы видеть зависимость формирования модерна от степени развития общества. Бельгия, например, культура которой  в это время счастливо ассимилировала художественные импульсы, идущие из Франции  и Англии, может показаться «классическим» эталоном в этом отношении. Действительно, экономика этой страны переживает расцвет, совпадающий с развитием модерна. Оказывается, что модерн, как в  свое время романтизм, возникает  в странах, которых лишь коснулся дух обновления, но где перемены, а порой всего лишь мечта о них не обязательно были сталь уж радикальны и заметны. 
 

 

     Глава 2. Художественная культура русского модерна. 

     2.1. Генезис предпосылок  русского модерна.

     Работы  модернистов заметно отличаются от произведений искусства, ранее созданных  человечеством: содержание и смысл  творений художников-модернистов, как  правило, непонятны зрителям, модернистское  искусство мало коммуникативно.

       Искусство модернизма не создавалось  какой-либо определенной группой  художников; его направления возникали  в разные годы, в разных странах;  в рядах модернистов оказывались  художники, писатели, поэты, подчас  не знавшие друг друга и  не связанные между собой общими  стремлениями и идеалами.

Информация о работе Художественная культура русского модерна