Художественная культура русского модерна

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:28, контрольная работа

Краткое описание

Искусство как форма общественного сознания тесно связана с идеологией. Но поскольку идейный строй произведений искусства выражается, как правило, не непосредственно, а опосредствованно, специфически присущим искусству художественным языком, то идейный их смысл не всегда раскрывается сразу.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Модерн как стиль в изобразительном искусстве ……………………………5
1.1Общая характеристика стиля «модерн»: понятие и зарождение……5
1.2.Особенности стиля модерн в разных странах ……………………….8
2. Художественная культура русского модерна……………………………….10
2.1.Генезис предпосылок русского модерна.……………………………10
2.2. Влияние Востока на развитие модернизма. «Русский модерн»…..13
Заключение……………………………………………………………………….16
Библиография……………………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 38.87 Кб (Скачать)

       Многочисленные модернистские направления  не были связаны и с национальными  традициями искусства своих стран.  Так, кубизм, возникший во Франции,  не имел ничего общего с  французской национальной культурой,  итальянский футуризм ничего  не воспринял от великих традиций  итальянского искусства; дадаисты, обосновавшиеся в Швейцарии, не  смогли привлечь на свою сторону  швейцарских художников, и пребывание  дадаистов в Швейцарии не оставило  следа в ее национальном искусстве.

       Порвав с национальными традициями, искусство модернизма не приобрело  и интернационального характера,  поскольку оно не несло в  себе общечеловеческих идеалов.  С самого своего возникновения  и по сей день искусство  модернизма носит космополитический  характер.

       «Разбросанные по разным странам,  разделенные десятилетиями, модернистские  течения связаны между собой  одним: их объединяет антиреалистический творческий метод. Это, в свою очередь, определяет общность решения эстетических проблем в различных направлениях модернизма (трактовка соотношения искусства и действительности, формы и содержания, проблемы коммуникативности и др.)» 

       Общность эстетических позиций  различных направлений модернизма  настолько очевидна, что объединение  их в специфический тип искусства  вполне закономерно. Может вызвать  сомнение только основательность  термина, обозначающего этот тип  искусства. Само слово "модерн" в ряде европейских языков  означает "современный". Однако  современным являлось в свое  время каждое искусство; кроме  того, современным в наши дни  является, прежде всего, реалистическое  искусство, в частности искусство  социалистического реализма. Этимологическая  неточность термина "модернизм"  дает повод для тенденциозного  его толкования; в результате  реализм, и в особенности социалистический  реализм, оказываются терминологически  за рамками "современного" искусства.

       Очевидно, оперируя понятием "модернизм", целесообразнее иметь в виду  не этимологическое, а смысловое  значение этого слова. В основных  европейских языках для более  точного обозначения соответствия  чего-либо духу времени кроме  термина "модерн" употребляется  слово "современный" (в английском  языке - contemporary, во французском - contemporain, в немецком - zeitgemass).

       Первые модернисты — это люди  конца XIX века, взращенные всеобщим  кризисом европейской культуры. Многие из них отвергали методы  социально-политического радикализма  в изменении жизненного уклада, но все они были ярыми приверженцами  духовной революции, которая,  по их мнению, неизбежно рождалась  из кризиса старого мира.

       В модернистском искусстве мы  постоянно сталкиваемся с дальнейшим  углублением качеств, модернизмом  не порожденных, но унаследованных  от романтизма эпохи Великой  Французской революции и радикального  сентиментализма И. Гердера и  Г. Лессинга. Таковы домодернистские по своему происхождению акценты о месте личности, индивидуального сознания в составе целого, в жизни космоса. Однако романтический индивидуализм XVIII века и индивидуализм модернистский — явления принципиально разные.

     Для романтизма личность либо была обладательницей всех духовных богатств вселенной, либо скорбела о недоступности, запретности абсолютных ценностей и общезначимых идеалов, вовсе не отрицая возможности их существования. Модернисты же, признав неразрешимость своих противоречий, приходят к отрицанию духовно-нравственных «абсолютов». Вместе с тем, они стремятся возродить в искусстве мифотворческий метод, который, по их мнению, способен восстановить цельность и органичность человеческого бытия в рамках единой космологической системы — художественными средствами.

 

     2.2. Влияние Востока на развитие модернизма. «Русский модерн».

Если  для Запада Восток лежал где-то очень  далеко (за исключением ближнего арабского  Востока), то в России Восток присутствовал  в самой ее истории, являлся органической частью ее культуры.

     Роль  Востока также играл Кавказ, куда издавна устремлялись взоры многих русских поэтов и художников. Восточная  тематика присутствует, естественно, и  в искусстве русского модерна, но если говорить о форме, то как раз Япония и Китай практически не оказали на него такого влияния, которое они оказали на модерн европейский.

       Русский модерн вдохновлялся  другими источниками — своим  17 и 18 веком, своими древностями  и фольклором. И, действительно,  старое русское искусство: архитектура,  одежда, утварь — уже сами по  себе были азиатскими (хотя бы  с точки зрения Европы). И вполне  отвечали стилистическим принципам  модерна. В этом смысле собор  Василия Блаженного с его «пряничной»,  орнаментальной, разноцветной и  в то же время «органической»  красотой — это модерн (если  сравнить с Гауди, то можно  увидеть, насколько наш собор  ближе стилю этого архитектора,  чем, скажем, стилю Корбюзье). А  старые русские терема с декоративностью  их убранства! Даже простая  русская изба с деревянной  резьбой наличников, ворот и крыльца  могла вдохновить любого архитектора  модерна. А русский лубок, игрушка,  народные росписи! Художникам  и архитекторам, представителям  русского модерна, сгруппировавшихся  вокруг княгини Тенишевой в Талашкино, не пришлось ничего выдумывать, ничего заимствовать из других культур. Они просто слегка трансформировали народное искусство, и получился русский модерн, русский стиль, который хоть и назывался кое-кем слегка презрительно стилем, а ля рюсс, но может спокойно именоваться — без «ля» — русским стилем. 

       Вообще русский модерн отличается  такой чистотой стиля, как европейский,  и поэтому подчас трудно определить, кто есть кто среди русских  художников, пусть даже объединенных  одними устремлениями и одним  журналом «Мир искусства». Серов, например, несмотря на свою модернистскую «Иду Рубинштейн» и «Похищение Европы», принадлежит все же «нормальному» реализму. Борисов-Мусатов, Сомов, несмотря на столь любимые «миром искусства» сюжеты из 18 века, скорее, романтические реалисты. Нестеров, Кустодиев тоже никак не влезают в строгие рамки какого-либо направления.

     Гениальный  Врубель, казалось бы, классический представитель  модерна — шире и глубже любых  стилистических ограничений, как и  Ван-Гог, который стоит у истоков  модерна. Правда, что касается книжной  и журнальной графики, то тут наши художники были гораздо ближе  к классическому модерну.

     По-настоящему русский модерн расцвел в том  месте, которое не удостоили своим  вниманием художники Европы, а  именно в театре. И в этом амплуа — амплуа театральных художников — они не имели себе равных в  ту эпоху. Во всяком случае, дягилевские парижские сезоны были днями, которые потрясли мир. Имена Головина, Бакста, Бенуа, Добужинского, Рериха символизируют с тех пор высшие достижения искусства театральной декорации. И этим они обязаны не только своему таланту, но и модерну. Дело в том, что модерн и театр совпали в своих основных принципах, в своей глубинной сути.

       Театр просто нуждался в модерне,  а модерн нуждался в театре. Модерн насквозь театрален, если  под театральностью понимать  иллюзию жизни. И театр, в  свою очередь, — это всегда  игра, невсамделишность, — то, что лежит в основе модерна.  Модерн — предполагает движение и развитие, без чего не мыслим театр, ибо основой театра является действие.

Театр — это, прежде всего зрелище, а  театральная декорация, по словам Гонзаго  — известного театрального художника  восемнадцатого века, — должна быть «музыкой для глаз». Модерн же, изначально тяготел к зрелищности, декоративности в смысле богатства и разнообразия форм, линий, красок. Оба они — и театр, и модерн — склонны к романтизму, демократичны, т.е. требуют массового зрителя, а не одинокого наблюдателя. Театр объединяет музыку, живопись, актера, а модерн стремится свести воедино архитектуру, живопись, прикладное искусство.

       Русские художники первыми почувствовали  эту родственность и ринулись  на подмостки, заполнив сцену  не только своими роскошными  декорациями, но и своим человеческим, личностным началом.

     Вершиной  достижений модерна классическим выражением его идеи—стала постановка «Маскарада»  Лермонтова в оформлении Головина: красочное, орнаментальное, романтичное, загадочное — оно воплощало основную идею модерна: мир — театр, мир  — маскарад. Но эта же постановка стала и последним, самым значительным явлением модерна на сцене. После чего пришло другое — революционное время, которому эстетика модерна была органически чужда. И так же, как и на Западе, его сменили урбанистические течения.

 

     Заключение.

       Какова же дальнейшая судьба  модерна. Умер ли он навсегда. Модерн был забыт почти на 50 лет, и вдруг случилось чудо  — о нем вспомнили. Он опять  понадобился, он опять возродился  — пусть в других одеждах,  красках и формах — и не  столько в живописи, сколько в  жизни и быте. Его извлекли  из пыльных библиотек и скучных  музеев и привели на улицу,  на площади, на стадионы рок-концертов, Это сделали «дети-цветы» 60-х годов. Модерн «совпал» с мировоззрением хиппи, с их протестом против бездушного техницизма, с их тягой к естественности, к природе и, главное, с их увлечением Востоком.

     Модерн  возродился в рок-культуре, а рок-культура — это тоже целый мир (которому долго не придавали серьезного значения), это целая «своя культура» внутри другой, чуждой, а часто и враждебной ей. Модерн возродился в одеждах хиппи и рок-музыкантов, в оформлении рок-пластинок, в плакатах рок-концертов, в раскраске роллс-ройсаитлсов, в изобразительном ряде их фильма «Желтая подводная лодка»— киношедевре шестидесятых годов. И так же, как в начале века, несмотря на то, что этот неомодерн вышел, на «демократическую улицу», он опять остался в глазах «нормального большинства» чем-то странным, нездешним, не вписывающимся в обыденную жизнь, причудой элитарной группы молодежи (хотя эта элитарная группа, в отличие от групп «денди» начала века, насчитывала миллионы). Вместе с упадком рок-культуры исчезли разноцветные галлюцинации, развеялся дым иллюзий, а с ними ушел, как и в начале века, неомодерн и вновь восторжествовали типично западные направления: гиперреализм, «новые дикие», концептуализм.

     «Модерн «уснул» подобно спящей царевне  до лучших времен, в ожидании тех  дней; когда появятся новые «денди», новые «дети-цветы» и захотят  вдыхать его терпкий, непривычный, восточный аромат».

     Библиографический список. 

    1. Куликова  И.С. Философия и искусство модернизма. - М., 1980.
    2. Серебровский В. Что такое модерн?//Наука и жизнь. 1992 № 2.
 
 

     Интернет  ресурсы. 

    1. http://xreferat.ru/47/76-2-russkiiy-modernizm.html
    2. http://www.dslib.net/teoria-kultury/juhnina.html
    3. http://www.bestreferat.ru/referat-171185.html
    4. http://www.renclassic.ru/Ru/35/839/
    5. http://www.kodges.ru/78743-xudozhestvennaya-otkrytka-russkogo-    moderna.html

Информация о работе Художественная культура русского модерна