Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 08:26, контрольная работа
Слово «культура» (от латинского «обрабатывать, возделывать») имеет в языке много значений. Мы говорим и о культуре растений, и о культуре поведения, и о культуре Возрождения, и о человеке высокой или низкой культуры, и т.д. Во всех этих значениях упот-ребление слова в речи вполне правомерно, однако для целей науки необходимо придать понятию терминологическую четкость, при-чем сделать это не формально, схоластически, а по существу.
Слово «культура» (от латинского «обрабатывать, возделывать») имеет в языке много значений. Мы говорим и о культуре растений, и о культуре поведения, и о культуре Возрождения, и о человеке высокой или низкой культуры, и т.д. Во всех этих значениях упот-ребление слова в речи вполне правомерно, однако для целей науки необходимо придать понятию терминологическую четкость, при-чем сделать это не формально, схоластически, а по существу. Для этого прежде всего надо разграничить категории цивилизации и культуры. Часто эти слова употребляются как синонимы (напри-мер, «древнеримская цивилизация», «древнеримская культура»), наша же задача -- разорвать эту синонимию понятий, установив как тесную связь, так и принципиальное различие между ними.
Следует заметить, что довольно успешные попытки решить эту задачу уже делались в философской литературе, в частности в трудах О.Шпенглера и в особенности Н.А.Бердяева, который сделал ре-шительный шаг в разделении понятий культуры и цивилизации, обозначив первую как духовную сторону человеческого бытия, а вторую как технологически материальную. В дальнейшем изложе-нии мы будем во многом (но не во всем!) опираться на эти поло-жения.
Категории культуры и цивилизации в жизни человечества очень тесно переплетены; более того вырастают из одного корня. Куль-тура невозможна без цивилизации, а цивилизация -- без культу-ры; в этом выражается их взаимодействие и взаимозависимость. Но в то же время это существенно разные явления, отражающие разные стороны отношения человека к действительности.
С тех пор как человек стал человеком, он выделился из приро-ды, хотя продолжал и до сих пор продолжает в известной мере быть ее частью. Возникла чрезвычайно значимая оппозиция «че-ловек -- мир», которой раньше не было: для того, чтобы этот величайший переворот совершился, необходимо возникновение сознания, обращаемого на самого себя. Только человек оказался способным к тому, чтобы провести и, главное, осознать грань между «я» и «не-я», между собой и природой, -- ни одно живот-ное, насколько нам известно, на это не способно.
Человек как биологическое существо был (а во многом и оста-ется) очень слабым и беззащитным перед лицом природы -- по-жалуй, любое насекомое лучше приспособлено для борьбы за су-ществование если не отдельной особи, то хотя бы рода. В самом деле, долго ли продержится голый и безоружный человек в океа-не, в пустыне, в тайге, при пятидесятиградусной жаре или хотя бы десятиградусном морозе? У рода человеческого изначально не было и нет своей собственной биологической, природной эколо-гической ниши, он должен был сам ее себе создавать и создает до сих пор. Поэтому возникшее противопоставление «я -- мир» изна-чально означает враждебность мира к человеку. Этой враждебно-сти Ноmо Sарiеns противопоставил два чисто человеческих спосо-ба выживания -- цивилизацию и культуру.
Цивилизация представляет собой
способ выживания человека в мире
при помощи изменения мира. Она
берет свое начало с создания орудий
труда и охоты, с завоевания власти
над огнем и приручения животных.
Этот радикальный скачок от животного
к человеку изменил мир принципиально:
в мире появились новые сущности,
которые человек развивал, постепенно
все более и более
К области цивилизации можно с некоторыми оговорками отнести также складывающийся в процессе производства общественный строй и некоторые со-циальные институты, например государство. Но эти явления не очень существенны для культурологии как науки (ими занимаются прежде всего социология, политология и философия истории), хотя определенное влияние на культуру эти структуры и оказывают, о чем речь пойдет в III главе.
Цивилизация, таким образом, обеспечивает человеку физический комфорт.
Культура представляет собой прямо противоположный способ выживания. Ее сущность -- приспособление человека к враждеб-ному миру и, как результат, обретение душевного, психологическо-го комфорта. Культура приобретает свое значение там, где бес-сильна цивилизация: можно найти способ защититься от хищника (действует цивилизация), но нельзя защититься, например, от смерти -- значит, надо изменить самого себя, чтобы смириться с этим фактом и не испытывать перед ним постоянного ужаса (здесь вступает в действие культура). Подчеркнем, что приспособление человека к миру имеет не биологический (как, например, появ-ление и закрепление в процессе естественного отбора защитной окраски), а духовный характер. Культура -- это в конечном счете изменение личности и ее мышления о мире, обретение челове-ком внутренней устойчивости. Она тоже порождает новые сущно-сти, но не материального, а идеального характера, что ясно вид-но, например, на характере мотивации поведения. Так, человек может преодолевать страх смерти, если на смерть его ведет долг, честь, патриотизм, надежда на загробное существование и т.п., что животному, разумеется, не свойственно, хотя страх смерти присущ и ему. Разница между человеком и животным здесь, в сущности, в одном: человек создает ценности, которые превыше индивидуального существования. Тем самым Ноmо Sарiеns пре-одолевает ужас перед враждебным бытием и обретает относитель-но устойчивый душевный комфорт: его поддерживает сознание, что он живет не зря, и его страдания найдут награду в памяти потомков или просто в их физическом существовании, или в воз-даянии в загробной жизни, или еще в чем-нибудь. Только человек способен обретать психологический комфорт и внутреннюю ус-тойчивость даже в физических страданиях и самой смерти: он иде-ально преодолел их, и это преодоление есть действие механизмов культуры.
Живя в мире, человек
постоянно и регулярно
Особо отметим, что понятие счастья -- чисто человеческое. Оно объединяет в себе и физический, и душевный комфорт. Примени-тельно к животному можно говорить не о счастье, а о довольстве: животное ощущает себя достаточно комфортно, если оно сыто, находится в своем естественном тепловом режиме, удовлетвори-ло инстинкт размножения и т.п. Человеку этого мало. Помимо физического комфорта он должен ощущать еще и комфорт ду-шевный, то есть, попросту говоря, быть в ладу и с миром, и с самим собой. Человеку для счастья необходимы такие условия, как самоуважение, уважение авторитетных для него людей, чис-тая совесть, примиренность с Богом, счастье ближних и т.п. -- то есть некоторые духовные сущности, которые он может обрести только в системе культуры.
Некоторым прирученным человеком животным тоже мало чисто физическо-го комфорта. Известно, что многие собаки, кошки и лошади скучают без хозяи-на и даже могут умереть, потеряв его. Для животных в диком (то есть нормаль-ном для них) виде это не характерно. Что означает указанный факт, выявляющий у прирученных животных своего рода «человеческие» чувства, какие он может иметь последствия -- абсолютно неясно, и гипотезы на этот счет, как известно автору, строят сейчас только писатели-фантасты (см., например, романы П.Бу-ля «Планета обезьян» и К.Саймака «Город». Впрочем, общество интеллектуаль-ных и в высшей степени культурных лошадей изобразил еще Д.Свифт, но ведь он этим хотел лишь показать «бесчеловечность» человека).
Итак, если дело цивилизации
-- это преимущественно мате-
Различие между цивилизацией и культурой довольно точно уловил М.Горький, который так интерпретировал изречение Ф.Шиллера «любовь и голод правят миром»: «Там, где правит любовь, мы, недавние звери, имеем культуру, искусство и все великое, чем справедливо гордимся. Там же, где возбудителем деяний наших является голод, мы получаем цивилизацию» («О С.А.Толстой»).
Схожим образом различие
между двумя формами освоения
мира человеком понимали и многие
другие авторы (правда, не всегда употребляя
термины «культура» и «цивилизация»).
Среди них можно назвать Л.Н.
В связи с различением
культуры и цивилизации отметим
еще одно обстоятельство: у этих
способов освоения мира человеком разные
закономерности исторического развития.
Понятие прогресса
Прогресс в области культуры имеет совсем иной характер. Его смысл не в замене старых ценностей на новые, а в накоплении ценностей, в расширении их круга. Шостакович не отменяет Бет-ховена, как и Бетховен не отменяет Моцарта; ислам не поглоща-ет и не обесценивает христианство, а христианство -- античный политеизм; приобщение к мировой культуре не отменяет патрио-тизма и т.п. (Разумеется, и в этом случае намечается лишь основ-ная тенденция; конкретные культурные ценности могут и утрачи-ваться по разным причинам.)
Любопытно, что ценности цивилизации, становясь в опреде-ленных условиях ценностями культуры, могут продлевать свою историческую жизнь уже в качестве последних. Так, в XX в., если исключить экстремальные ситуации и кулинарную экзоти-ку, никто не пользуется костром для обогрева жилища и приго-товления пищи -- с точки зрения цивилизации эта ценность ут-рачена, уступив место печам, газовым и электрическим плитам, центральному отоплению и т.п. Однако люди все-таки продолжа-ют жечь костры, удовлетворяя уже не материально-практические, а духовные, культурные потребности (эстетическое наслаждение от созерцания живого огня, чувство единения с природой, при-общение к исторической памяти, реализация романтического ми-роощущения, эмоциональный протест против современной ци-вилизации и урбанизации, отдых и психологическая разрядка и т.п.). Как духовная, культурная ценность костер продолжает жить, несмотря на все достижения цивилизации.
Человеческая культура как явление духовное зиждится на двух материальных основаниях -- на природе и цивилизации. Они про-тивопоставлены друг другу как сумма явлений соответственно нерукотворных и созданных человеком'. Соотношение природы и цивилизации самым прямым образом отражается на культуре и ее свойствах, формируя определенную систему ценностей, миро-ощущение, образ жизни и другие стороны жизни человека куль-турного. Поэтому уже сейчас мы должны рассмотреть в общих чертах вопрос о месте природы и цивилизации в системе культуры, то есть то, какой характер имеет взаимоотношение этих явлений и как оно сказывается на культурной жизни человека, на формиро-вании его душевного комфорта или дискомфорта.
Последние в философской и культурологической литературе носят название «артефактов». Вопрос этот осложняется наличием социальной структуры, отражающей неоднородность общества, деление его на классы, сословия и т.п. Поэтому те или иные достижения цивилизации имеют несколько разный смысл и разные последствия, напри-мер, для феодала и крестьянина, для пролетариата и интеллиген-ции, для олигархии и «среднего класса» и т.д. Это обстоятельство следует учитывать и делать соответствующую поправку при куль-турологическом анализе проблемы взаимодействия природы и цивилизации. Но в то же время следует помнить, что собственно для культурологии данное обстоятельство не имеет решающего значения (изучение социальной структуры -- не ее область), поэтому в дальнейшем речь пойдет о соотношении природы и циви-лизации в культурной жизни человечества и отдельного человека как представителя рода Ноmо sapiens.
Напомним еще раз, что цивилизация возникла из противосто-яния мира и человека, из отношений враждебности между миром и человеком, из слабости человека. Отсюда ясно, что главная функция цивилизации по отношению к природе -- познавать ее и на этом основании преодолевать, изменять, заставляя природу все в большей мере служить потребностям человека. Таково изначальное соотношение между природой и цивилизацией.