Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 08:26, контрольная работа
Слово «культура» (от латинского «обрабатывать, возделывать») имеет в языке много значений. Мы говорим и о культуре растений, и о культуре поведения, и о культуре Возрождения, и о человеке высокой или низкой культуры, и т.д. Во всех этих значениях упот-ребление слова в речи вполне правомерно, однако для целей науки необходимо придать понятию терминологическую четкость, при-чем сделать это не формально, схоластически, а по существу.
См. об этом, напр., книгу Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной соб-ственности и государства».
Высказанные здесь соображения о субъекте культуры не явля-ются ни бесспорными, ни тем более общепринятыми. Более того, культурологи XX в. в основном предпочитают видеть в культуре явление сугубо общественное, социальное. Такова, например, марксистская концепция культуры, такова идея М.М.Бахтина о «диалоге» как универсальной основе любой культуры, такова и развивающая идеи М.М.Бахтина мысль С.С.Аверинцева о «пони-мании» как стержне гуманитарной культуры. Сюда же надо отне-сти и концепцию культуры у структуралистов, которую в отече-ственной науке наиболее полно развил Ю.М.Лотман. Он, в частности, понимал культуру как явление не только обществен-ное, но как знаково-коммуникативное в первую очередь.
В нашу задачу сейчас не входит развернутая полемика с таким пониманием культуры. Еще менее автор склонен отрицать важ-ность общественного, социального в становлении и развитии куль-туры, -- об этих аспектах мы еще будем вести подробный разговор. Но некоторые наиболее принципиальные соображения по этому вопросу все же должны быть высказаны уже сейчас.
Во-первых, любое явление, касающееся человека (за исключе-нием моментов чисто физиологических), можно назвать обще-ственным, но лишь в том, наиболее широком смысле, что чело-век вообще есть существо общественное и его становление и развитие невозможны вне некоторой группы себе подобных. (Так, во всяком случае, утверждают дарвиновская теория эволюции и сложившаяся на ее основе материалистическая концепция воз-никновения человека, наиболее убедительно представленная в работах Ф.Энгельса.) Но какова была роль индивидуума в станов-лении «человека культурного» -- это несколько другой вопрос. И научная психология, и практический здравый смысл подсказыва-ют нам, что осмысление мира человеком -- процесс прежде всего индивидуальный, хотя эта индивидуальность и должна обладать качеством социальности. Да иначе, собственно, и быть не может: общение на уровне культуры предполагает наличие обобщенных понятий, которые могут образовываться только в индивидуаль-ном сознании. Понятие предшествует языку как системе знаков, предшествует всякой коммуникации. В самом деле зачем речь и язык, когда не о чем говорить? Содержание общения по необхо-димости должно быть индивидуально, форма же складывается в процессе социальных контактов.
Во-вторых, представление о культуре как о социальном явле-нии -- не единственная традиция в гуманитарных науках. Тради-цию противоположную, согласно которой человек в своей прак-тике остается один на один с миром и «единолично» должен решать вопросы ценностного и миросозерцательного характера, можно наблюдать, в частности, в философии И.Канта, который, пожа-луй, ближе всех философов подошел к культурологической про-блематике. Его основополагающие этические, эстетические, гно-сеологические категории («чистый разум», «практический разум», «категорический императив» и пр.) носят ярко выраженный асо-циальный характер. В философии И.Канта универсальной оппози-цией является оппозиция «я -- не-я», а это, как видно из пред-шествующего, оппозиция собственно культурологическая.
Кроме И.Канта и кантианцев (впрочем, не всех) оппозицию «я -- мир», выражающую индивидуально-личностный подход к культуре, положили в основу своих культурологических построе-ний и другие философы, в частности А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Камю, представители русской религиозной философии XX в. (В ней, впрочем, важное значение имеет и категория «соборно-сти».)
Наконец, в-третьих, история
человечества все более и более
повышает роль личности, индивидуальности
как субъекта культуры. Если ценностную
систему идей первобытного племени
еще можно представить
Такая дифференциация наблюдается почти в любой социокультурной общности. Даже если весь социум или этнос охваче-ны одной общей ценностной системой, подчиняют свое бытие некоей верховной ценности (например, социальной или нацио-нальной свободе), то и тогда между отдельными личностями, входящими в данное социокультурное объединение, нельзя без-оговорочно ставить знак равенства: каждый человек -- патриот или революционер по-своему.
Кроме того, с развитием личностного самосознания человек становится все более одиноким перед коренными вопросами культуры о смерти и смысле жизни в первую очередь. Как справедливо было сказано: «Каждый умирает в одиночку». Загадки бытия: «За чем я живу?», «Почему я должен умереть?», «Что со мной будет после смерти?» с разной степенью настоятельности мучают каждого, и решать их приходится все-таки наедине с самим собой.
Итак, из сказанного можно сделать два вывода. Во-первых, культура является формой эмоционально-личностного отношения человека к миру. Во-вторых, культура, будучи общественным фе-номеном, является в то же время делом сугубо личным, а поэтому личность и есть основной носитель (субъект) культуры. Из этих двух основных посылок мы и будем исходить в дальнейшем.
Список используемой литературы:
1. Арнольдов А. И. Введение в культурологию. -- М., 2003.
2. Введение в культурологию. -- М., 2004.
3. Гуревич П.С. Культурология. -- М., 2002.
4. Культурология. История и теория культуры. -- М., 2005.
5. Соколов Э.В. Культурология. -- М., 2003.