Культура Беларуси в период средновековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 02:20, реферат

Краткое описание

Становление самобытной культуры на белорусских землях в IX–XV вв. происходило в тесной связи с общеевропейскими культурными процессами, распространением христианства и обусловливалось созданием собственной государственности. Именно в это время сформировались первые государственные образования: Полоцкое и Турово-Пинское княжества, а затем и Великое Княжество Литовское, Русское и Жемойтское.

Файлы: 1 файл

бел.в период средновековья.docx

— 40.60 Кб (Скачать)

Произведений светской станковой живописи, датируемых XIV–XV вв., на территории Беларуси не найдено. Однако есть свидетельства о появлении в последние два века белорусского средневековья предпосылочных образцов портретного жанра, которые зафиксированы в контексте культовой фресковой живописи. Имеются в виду отретушированные лики государственных деятелей, князей, княгинь и членов их семей. Так, в «Хронике» М. Стрыйковского есть запись о виденных им на фресках в Замковой церкви Витебска изображениях княгини Ульяны и ее мужа Ольгерда. В XV в. в схожей манере были написаны портреты Анны Радзивилл, слуцкого князя А. Олельковича, известного магната А. Ходкевича. Фресковая живопись украшала княжеские дворцы в Вильно, Троках, Витебске, Полоцке, Гродно, а также церковь в Сынковичах. Белорусских мастеров ценили за искусность и приглашали на работу в Краков, Люблин и другие польские города. Известно, например, что придворным живописцем у короля Ягайлы около 10 лет был Якуб Венжик из Беларуси. Фресковые картины белорусских художников на территории Польши сохранились, как правило, только во фрагментах, но они имеют большую историческую и художественную ценность, представляя особый интерес с точки зрения становления культурных связей двух соседних народов.

В XII–XIII вв. стали распространяться иллюстрированные рукописи с рисунками-миниатюрами. Большой интерес в этом плане представляет Радзивилловская летопись (датирована 1485–1495 гг., но переписана, вероятно, с более ранних оригиналов), в которой более 600 рисунков. Среди них есть и миниатюры, обращенные в далекое прошлое. Образы евангелистов Матвея, Марка, Луки, Иоанна встречаются в Оршанском, Лавришевском, Шерешовском и ряде других евангелий, славящихся своим художественным оформлением. Со временем в белорусской миниатюре усилилось западноевропейское влияние, проявившееся в жизнеподобных картинах, исторических и бытовых сценках, напоминающих сюжетные композиции мастеров итальянского Проторенессанса и Раннего Возрождения.

Культурный быт наших предков, их обрядовый фольклор были тесно связаны с пением, музыкой, танцами, театрализованными выступлениями талантливых певцов, сказочников, музыкантов, танцоров, жонглеров. По городам и весям ходили «веселые люди» – скоморохи, для которых нехитрое искусство было главным занятием и средством существования. Скоморохи участвовали в языческих и христианских обрядах, сопровождали войско в военных походах, без них не обходились княжеские застолья, свадьбы, различные праздники. О выступлении скоморохов рассказывают рисунки Радзивилловской летописи. Благодаря этим миниатюрам белорусский мастер В. Пузыня в 1993 г. воссоздал древний белорусский музыкальный инструмент хорум, напоминающий тыкву-шар с вставленной в него жалейкой. Несколько ранее, в 1980-е гг., он реконструировал сурму, басэтлю, дуду, усовершенствовал лиру и жалейку.

К музыкальным инструментам, возникшим в период становления белорусской народности, относятся также трубы, бубен, рог, гусли, барабан и другие традиционные для восточных славян инструменты. С принятием христианства стало развиваться церковное пение, адаптировавшееся к этническим музыкальным традициям, национальному мелосу.

В средние века произошло формирование новой народности, солидаризировавшейся с мигрировавшими на ее территорию этносами, становление уникальной пограничной цивилизации, утвердилась белорусская государственность. Сложились национальная картина мира со своими базисными символами, литературный (старобелорусский) язык, ставший государственным, сам стиль культуры коренной народности, который усваивали и обогащали соседние национальности. Однако ход становления национальной цивилизации существенно осложнили размежевание и колебания политической элиты между «Востоком» и «Западом», противоборство между православием и католичеством. Положили начало глубоким духовно-нравственным исканиям выдающиеся деятели христианского Просвещения. Христианство, несмотря на конфессиональный раскол, значительно ускорило развитие отечественной культуры, придало ей разнообразие, эстетическую выразительность и духовную насыщенность.

Белорусская культура IX–XV вв. набирала силу, следуя демократическим тенденциям, воздействовала на бытовой уклад, образ жизни разных сословий. Возрастал образовательный и духовный уровень городского населения. Отечественная культура в эпоху средневековья испытывала влияние культур других стран и народов и, в свою очередь, оказывала обратное воздействие. На всех направлениях ее развития сформировались свои национальные школы, подходы и стили, появились высококвалифицированные мастера-ремесленники и талантливые зодчие, создавшие самобытные произведения и архитектурные сооружения.

В эпоху средневековья на белорусских землях интенсивно развивались архитектура, живопись, декоративно-прикладное и музыкальное искусство; совершенствовались мелкая пластика, техника фрески, иконописи, книжной миниатюры; возникали новые стили и направления художественного творчества; оттачивалось мастерство ремесленников, а вместе с ним ширился ассортимент и росло эстетическое качество их изделий. В прикладном искусстве широко использовался орнамент, им украшались оружие, одежда, книги и др. Обязательными элементами орнамента были кресты, розетки и другие геометрические фигуры, вошедшие затем в арсенал резчиков по дереву и мастериц вышивки последующих поколений. С перепиской книг и расцветом искусства книжной миниатюры связано развитие графики, до сих пор почитаемой в Беларуси.

 

 


Информация о работе Культура Беларуси в период средновековья