Культура Беларуси в период средновековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 02:20, реферат

Краткое описание

Становление самобытной культуры на белорусских землях в IX–XV вв. происходило в тесной связи с общеевропейскими культурными процессами, распространением христианства и обусловливалось созданием собственной государственности. Именно в это время сформировались первые государственные образования: Полоцкое и Турово-Пинское княжества, а затем и Великое Княжество Литовское, Русское и Жемойтское.

Файлы: 1 файл

бел.в период средновековья.docx

— 40.60 Кб (Скачать)

                     1.Культура Беларуси эпохи Средневековья

 

 

Становление самобытной культуры на белорусских землях в IX–XV вв. происходило в тесной связи с общеевропейскими культурными процессами, распространением христианства и обусловливалось созданием собственной государственности. Именно в это время сформировались первые государственные образования: Полоцкое и Турово-Пинское княжества, а затем и Великое Княжество Литовское, Русское и Жемойтское.

Колыбелью белорусской культуры является Полоцкая земля. Уже в XI–XII вв. здесь интенсивно развивались ремесла, торговля, складывалась городская культура, строились первые каменные храмы и укрепленные замки-дворцы, происходило становление просвещения и искусства. Из Полоцка, Турова, Смоленска вышли крупные деятели христианского просвещения. Полочане имели широкие торговые, политические и культурные связи с европейскими странами.

Все эти процессы получили дальнейшее развитие в Великом Княжестве Литовском, Русском и Жемойтском, сложившемся в конце XIII – первой половине XIV в. Здесь формировались белорусская народность и ее язык, зарождались формы национальной идентичности граждан.

Отделившись от корней, которые связывали его с Киевской Русью, население западнорусских земель уже не могло довольствоваться только общим духовным наследием. Локальная самобытность искала выход. Сохранив связь с культурным сообществом Киевской Руси, новая народность сумела создать национально своеобразную культуру, отличавшую ее от соседних народностей и племен. В новой культуре органично соединились базовые элементы восточнославянской лингвокультурной общности с особенностями и традициями, характерными для зарождавшейся народности.

Возникнув преимущественно на основе бывших восточнославянских племен – дреговичей, полоцких и смоленских кривичей, радимичей, формировавшаяся белорусская народность еще долго испытывала влияние культур балтских и финно-угорских племен, участвовавших в этногенезе белорусов. Определенное воздействие на язык, культуру и религиозные верования белорусов оказали также и другие этнические общности: западнославянские, южнославянские и тюркские, главным образом поляки, болгары и татары.

Важнейшим событием эпохи Средневековья стала замена языческой религии христианской, распространение православия и католичества. Новая религия, возникшая на территории Белой Руси на рубеже X–XI вв., изменила мировоззрение ее носителей, ускорила развитие собственной культуры, укрепила связи с культурами европейских народов. Христианство на белорусских землях распространялось постепенно, гуманными методами и трансформировало некоторые языческие культы, испытав их долговременное воздействие. Следует также подчеркнуть, что дальнейший переход от культуры средневекового типа к культуре возрожденческого типа происходил в Беларуси плавно и отличался ярко выраженной преемственностью накопленных материальных и духовных ценностей, созданных художественных стилей, сформировавшихся просветительских установок. На всем протяжении становления белорусского этноса и его перерастания в титульную нацию укреплялись уходящие в пласты самобытного народного творчества демократические корни отечественной культуры, формообразуемой бытоприземленным национальным характером и менталитетом.

В конце указанного периода на территории Беларуси активно распространились идеи Возрождения и гуманизма.

 

 

 

 

2. Роль язычество и христианство  в период становления белорусской  культуры

 

Язычество и культура. На качество и уровень культуры населения белорусских земель в дохристианский период значительное воздействие оказывало язычество, которое наложило неизгладимую печать на миропредставление наших предков. Древняя религия соответствовала родоплеменным отношениям и представляла собой комплекс мифологических взглядов, магических верований, культов, которые отражали зависимость людей от природы и в то же время являлись специфическими Формами передачи хозяйственного опыта, знаний, направленных на овладение ею. Миропонимание древних белорусов формировалось на основе мифов, сказок, былин, обрядов, заговоров и т.п.. Многие произведения устного народного творчества были связаны с языческими богами, которым поклонялись наши предки и которых у славян было не меньше, чем у древних греков или римлян.

В «Повести временных лет» (980) упоминаются такие языческие боги как Перун, Хоре, Стрибог, Дажбог, Мокаш и др. Главным среди них был Перун, почитавшийся как бог грозы и молнии, войны и, вероятно, земледелия. По представлениям наших предков, Перун выглядел седым богатырем с луком (радугой) в одной руке и стрелами (молниями) в другой. Бог солнца носил разные имена: Хоре, Купала, Ярила, Дажбог. Культ Купалы существует в Беларуси до сих пор. Купалье стало любимым летним праздником всего населения, особенно молодежи.

Кроме богов, управлявших небесными стихиями и светилами, почитались также боги, связанные преимущественно с явлениями живой природы: Велес, Жижель, Лада, Тур, Переплут и др. Вместе с тем у славян не сложилось единой языческой религии. У каждого из племенных союзов сформировалась своя разновидность язычества, варьировались пантеон богов и основные культы. Представления о богах воплощались в идолах, которых обычно ставили на возвышенностях или по берегам рек. Как правило, их внешности придавался человекообразный вид. Своих богов древние славяне изготавливали из золота, серебра, мрамора, но чаще – из дерева. Распространены были и каменные бабы – архаические первообразы Великой Богини, олицетворявшей животворительные силы Матери-земли. Идолы были племенные, родовые, семейные и личные. Им приносили разные подношения. Считается, что фигуры идолов играли важную роль в похоронной обрядности древних славян. В Беларуси известно более 10 местонахождений языческих святилищ: на острове Освейского озера, на берегу реки Полоты, в г.п. Свирь и других местах. После принятия христианства языческие идолы частью были заброшены, частью – уничтожены, но они сохраняли память о себе еще в XIX в.

Для древних жителей белорусской земли были характерны такие формы ранней религии, как тотемизм, фетишизм, анимизм, магия. Они боготворили солнце, луну, камни, озера, реки, деревья, птиц, зверей. Каждый род соединял свою историю с каким-то зверем или птицей. Кривичи, например, особо чтили медведя, с которым был связан праздник комоедицы. Наши родичи верили также в добрых и злых духов и стремились задобрить и тех и других.

Особое отношение сложилось к камням. Их почитали как святыни. Ни у одного славянского народа не сохранилось столько легенд и преданий о камнях, как у белорусов. Камням приносили подарки, у них просили помощи, избавления от болезней. Вера в их магическую силу сохранилась в некоторых местах до наших дней. На окраине Минска даже создан «музей» валунов.

По мнению астронома В. Ларионова и доктора геолого-минералогических наук Э. Левкова, на территории Беларуси сохранились древние каменные «обсерватории» из сгруппированных особым образом камней, например, в урочище Вторая Каменица (у озера Дрисвяты), на берегу озера Яново в Полоцком районе.

Среди древних славян особо почитаемым был культ предков. Не случайно у кривичей существовал неписаный закон: если юноша не знал своих предков до пятого колена, он не имел права называться мужчиной. Остатки культа предков в виде поминальных обрядов «Дзяды», «Радаунiца» сохранились до наших дней.

Таким образом, для наших предков-язычников были характерны многобожие, разнообразные племенные культы, вариативная иерархия богов. На смену одним богам приходили другие, их почитание зависело от поры года, от вида хозяйственной деятельности, от магически преображаемых природных явлений. Язычество сформировалось в эпоху родоплеменных отношений и отражало миропредставление людей, живших земельной общиной. Язычество не оправдывало проявления классового угнетения, превосходство одних людей над другими. С появлением на древних белорусских землях княжеств – первых государственных образований – язычество как реликтовое мировоззрение доклассового общества после недолгого сопротивления уступило место христианской религии.

Принятие христианства. Новая религия была способна утвердить божественное происхождение великокняжеской власти и одновременно духовно объединить все сословия, интегрировать возникшие племенные культуры. В целом христианство связало крепкими узами белорусские земли с хозяйственно-культурными и государственно-политическими образованиями континентальной Европы. Христианство появилось в Беларуси не на пустом месте. Знакомству с ним содействовали военные походы, торговые связи с другими странами. Как свидетельствуют летописи, проникновение христианства на земли восточных славян началось, вероятно, в середине IX в.

Существуют гипотезы о том, что христианская община существовала в Полоцке еще до 988 г. Некоторые сведения о первых христианах на нашей земле дают скандинавские саги. Так, исландская епископская «Сага о крещении», записанная через 300 лет после знаменательного события конца X в., сообщает о миссионере Торвальде-Путешественнике, который, возвращаясь после паломничества в Палестину через Полоцкую землю, основал недалеко от Полоцка монастырь Иоанна Крестителя, где позже и был похоронен. А это значит, что полоцкий князь Рогволод уже был знаком с христианством, иначе не позволил бы Торвальду строить монастырь. Другие полоцкие князья активно содействовали распространению и укреплению христианства. Об этом, в частности, свидетельствует возведение по инициативе Всеслава Чародея Софийского храма.

Можно также предположить, что и княжна Рогнеда рано приобщилась к христианству. Широко известна история пострижения Рогнеды в монахини под именем Анастасия. В Заславле ею был основан монастырь. Летописи рассказывают о сыне Рогнеды Изяславе как о князе-книжнике, который «любил и почитал монаший чин».

Христианство пришло на белорусские земли, предварительно охватив территории Дании, Швеции, Норвегии, Польши, Хорватии. Некоторые исследователи, указывая на стремления местных князей к политической независимости, считают, что наши предки восприняли христианство в первую очередь от константинопольских миссионеров, которых поддержали князья полоцкой династии. Византии это давало возможность духовного руководства, а Полотчине – идейную опору государственной самостоятельности. Проповедники из Византии распространяли новую веру также в Туровском и других княжествах, позже вошедших в состав Великого Княжества Литовского.

Христианство на белорусских землях укоренялось на протяжении нескольких столетий практически без насилия. Первоначальный симбиоз двух религий дополнился их частичным синтезом при ведущей роли христианской веры. Год основания Полоцкой епархии (992) считается датой принятия христианства в Беларуси. Согласно историческим сведениям, первым полоцким епископом был Мина (1104). В дальнейшем его восприемниками стали Илья, Косьма, Дионисий. 1005 годом датируется основание Туровской епархии (первый епископ – Фома). В 1137 г. открылась кафедра в Смоленске (первый епископ – грек Мануил).

Святые отцы для укрепления своих позиций приспосабливали церковные праздники к языческим, наделяли святых качествами прежних богов. Храмы часто строились на месте древних капищ. Так, вместо Перуна появился святой Илья, вместо Ярилы – святой Георгий (Юрий) и т.д.

Принятие христианства послужило мощным стимулом для развития отечественной культуры и цивилизации. Новая религия изменила мировоззрение населения, в том числе с позиций, выгодных князьям и феодальной знати. Христианство содействовало объединению белорусских земель, становлению государственности, укреплению международного положения Полоцкого княжества и Великого Княжества Литовского. Благодаря мировой религии население открыло для себя культурные богатства Византии и других стран Европы, познакомилось с письменностью. Появилась каменная архитектура. Самобытные художники создавали фрески, мозаики, писали иконы. Монастыри и церкви стали первыми культурными центрами. При них открывались библиотеки, работали школы, переписывались книги, создавались летописи. Здесь работали образованные люди. Из числа монахов вышли первые выдающиеся просветители, ученые, писатели, проповедники. С распространением христианства расширялось знакомство людей с церковной музыкой.

Но принятие новой религии сопровождалось и определенными издержками, в частности забвением предметов (артефактов) аутентичной языческой культуры и самого языческого прошлого славян. Христианство, тем не менее, окончательно ликвидировало кровную месть, покончило с обычаем приносить человеческие жертвы языческим богам. Оно способствовало укреплению более развитых общественных (и производственных) отношений. Многовековое мирное сосуществование христианства и скрытого модифицированного язычества содействовало формированию толерантности будущих белорусов, их терпимости к разным религиям.

В период зрелого средневековья исторические обстоятельства не позволили православию стать единственной национальной религией, решающим духовным фактором общенациональной консолидации. Углубившийся раскол христианства на территории Великого Княжества Литовского породил сложные взаимоотношения между сторонниками православия, католичества, а затем и протестантизма, что наложило отпечаток на развитие всей отечественной культуры, обусловив ее идейное и стилевое расслоение.

 

                   3. Раннее белорусское зодчество  и искусство

 

Зодчество. Раннефеодальные города на территории Беларуси, по свидетельствам летописей, появились в IX в., и к XIV в. насчитывалось более 50 поселений городского типа. Они играли роль административно-политических, оборонительных, экономических, культурных и религиозных центров, поддерживали хозяйственно-культурные и торговые связи с Киевом, Волынью, Новгородом, Прибалтикой, Византией, Кавказом, странами Средней и Западной Европы. При строительстве города вначале укрепляли его центр – детинец, чаще всего имевший форму треугольника. Прилегавшие к нему поселения купцов, ремесленников, других служилых людей также укреплялись.

До конца X в. белорусские земли практически не были знакомы с монументальным зодчеством, зато славились богатыми традициями деревянного строительства. Примечательно, что последнее оказало значительное воздействие на архитектуру появившихся каменных зданий. Из дерева сначала сооружались княжеские дворцы, жилые дома, оборонительные сооружения, хозяйственные строения. Уникальным памятником деревянного зодчества Беларуси XI–XII вв. являются экспонаты археологического музея «Берестье» на территории Брестской крепости: реконструированные части и детали жилых домов, хозяйственных построек, улиц, мостовых, различные образцы бытовых изделий и предметов. Подобные артефакты, свидетельствовавшие о стиле жизни наших предков, найдены археологами также в Минске, Витебске, Полоцке, Гродно.

Оригинальная архитектурная школа сложилась в древнем Полоцке, ставшем оплотом православного христианства. Уже в конце X в. здесь было построено первое культовое здание – церковь во имя Богородицы (она упоминается в летописях 1007 и 1158 гг.).

Информация о работе Культура Беларуси в период средновековья