Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 22:38, реферат
Царские реформы ограничивались просвещением. Этого было недостаточно для общественного спокойствия. Выявлялось неблагорасположение к российскому деспотизму. Перемены к лучшему можно было совершить путям расширения царских реформ или путям вооруженной борьбы за воссоздание реформированной Речи посполитой.
Культура Беларуси в первой половине XIX в.
В ПОИСКАХ ЛУЧШЕЙ
УЧАСТИ. 1813-1830
Царские реформы
ограничивались просвещением. Этого
было недостаточно для
Послевоенное положение
хозяйства
Помещичье хозяйство.
После войны 1812 г. народ Беларуси
изведал горестную жизнь. Большой
спрос на зерно в Западной Европе
заинтересовал местных
Периодический
голод. В особенности часто
неурожай случался в Беларуси
на начале 20-х годов. Появилась
много нищих, были смертельные
случаи от голода. Крестьяне кормились
да называемым пушным хлебом,
испеченным из пытки, половины,
березовой коры и других
Распространение картофеля.
От повального голода и крестьян
в значительной степени спас картофель.
К концу 20-х годов она из огородной
превратилась в полевую культуру
и стала для беларуской деревни
действительно вторым хлебом. Одновременно
это поспособствовало роста пивоварного
производства в помещичьих поместьях.
Картофельная водка помещиков продавалась
в многочисленных корчмах, что возникали
по столбовым дорогам и деревнях почти
через каждые две версты. Крестьянам было
где "залить" свое горе и оставить
последнюю копейку. Нищета не отступала.
Социальные протесты
крестьян. В голодный 1822 год около
1/3 витебских крестьян убежали от
своих "баринов". Яны и другие беглецы
находили приют на свободных землях юга
Украины, а то и в своих пущах, где жили
вурдалаками, страдали, но к крепостникам
не возвращались. Беларуская "партизанщина"
1812 г. превращалась в традицию. Лес, как
и раньше, был для сельчан избавителем.
В особенности болезненно реагировали
на усиление крепостничества местечковые
крестьяне, которые раньше имели статус
мещан. Яны домогались в судах воссоздания
своих мещанских прав. Борьба обострялась
еще и тому, что над беларуским православным
или униатским крестьянством стояли землевладельцы
непонятной для деревни польской или русской
культуры. Государственные крестьяне
находились в полной зависимости от арендаторов,
которые вводили патагонную систему работы,
чтобы оправдать арендную плату.
С 1810 г. на Беларусь распространяется
общероссийская система военных
поселений, в каких государственные
крестьяне должны сочетать воинскую
службу из занятиями сельским хозяйством.
Городская жизнь. Беларуское население городов окончательно страіцла под Россией бывшую экономичную и культурную роль. В много каких случаях оно бросало городские промыслы и переходила к огородничеству. Ремесло и торговля в городах перехватывались еврейским населением, которое смогло скорей приспособиться к новым порядкам жизни в Российской империи.
Виленские товарищества
и их значимость для Беларуси
Общественная напряженность.
Расширение в Беларуси идей просветительства.
образования, науки, а также ухудшение
социально-экономичного состояния стороны
подняли общественно-политическую активность
передовой части шляхты. Попытки изменить
направление развития событий на беларуских
землях во времена разделов Речи посполитой
и войны 1812 г. были, как конечно, неуспешные.
Потому на порядке дня оставались все
те же проблемы: освобождение из российской
неволи, либерализация государственного
управления и улучшение жизненных условий
народа. Центрoм общественно-политического
движения стало Вильно. Тут действовал
университет, выдавались газеты. После
изгнания Наполеона при университете
создавались учено-просветительные студенческие
кружки, какие постепенно приобретали
политическую окраску.
"Шубровцы". Ранее
при непосредственном участии профессора
Анджея Снедетского, родного брата виленского
ректора, возникло "Товарищество шубраўцаў"
(лентяев). Его друзья взяли себе за цель
посредством сатиры высмеивать пьянство,
картёжныя гульни, сутяжничество, чванность
и другие пороки шляхтичей и магнатов.
Печать из образом скрещенных лопаты и
метлы в дубовом венце свидетельствовала
про решительность шубраўцаў вычистить
и вымести из жизни всякий сор. Кружковцы
имели свою газету "Ведомости Бруковыя"
(Уличные). В ей сотрудничали наилучшие
ученые и литературные силы всего города.
Газета (1816-1822) имела большое влияние на
общественную мысль страны. В ей высказывались
ироничное отношение к шляхте и симпатии
к простым людям, а подчас и порицание
крепостнического быта. Печатное слово
уготовлялось для Беларуси и Литвы. Статьи
писались без оглядки на Варшаву. И это
вызывало неудовольствие в Польше, где
боялись, что местный сепаратизм повредит
общепольскому делу. В то же время либерализм
шубровцов как-то совмещался и с антисемитизмом.
"Филоматы". Одновременно
с шубровцами, но тайно, действовало "Товарищество
филоматов" (любителей наук), которое
возникла в 1817 г. Через два годы такой же
товарищество было созданное учащимися
Свислочской гимназии и в Городенской
губернии. Филоматами становились представители
шляхетской патриотичной молодежи. Яны
стремились путем образования улучшить
состояние Отечества, под которой понималось
бывшее Большое Княжество Литовской
как провинция бывшей Речи посполитой.
Изучалась народная жизнь, история
и культура Беларуси и Литвы Большим авторитетам
в кружковцев пользовался знаменитый
профессор истории Иоохим Лялевель, который
придерживался теории натурального права
каждой особы на свободную, обеспеченную
жизнь. Средь филоматов были именитые
уроженцы Беларуси: гений поэзии Адам
Мицкевич, поэты Ян Чачот и Фома Зан, известный
на весь мир ученый Игнатий Домейко. Под
1820 г. организация распалась из-за несогласия
ее друзей.
Филареты. Тогда лидеры "лучистых" создали тайное товарищество филаретов (любителей добродетели). Его старшынём стал тот самый неутомимый Фома Зан, а заместителями - Ян Чачот и Франц Малеўскі, сын ректора университета. Организация уже имела выразительно очерченную политическую цель - возрождение Речи посполитые, в которую должна была войти и Беларусь. Одним из наиважнейших средств подготовки к борьбе за независимость считалась учено-просветительная деятельность. Филареты вели статистическое изучение края, агитировали в школах. Идеи филаретизма Фома Зан вынашивал еще в минской гимназии, где учился раньше. Объединение филаретов было более крупное за все предыдущие. В его составе насчитывалась болыш за 300 деятельных друзей. Средь их были не только студенты, но и помещики, адвокаты, учители, Товарищества филаретов возникли средь учащихся Высшего пиарского училища в Полоцка, средь ученичество Белостока.
В 1823 г. виленские организации
были выявленные и разогнанные. Фома Зан
был заключенный в цитадели, ведь, спасая
друзей, всю вину взял на себя. Других руководителей
устлали во внутренние губернии России.
Кружковцев, в том числе и Адама Мицкевича,
принудили оставить университет и выехать
из Вильно. Потерял свою должность и папячыцель
учебного округа Адам Чарторийский. 3 1825
года юношам запрещалась выезжать на обучение
в заграничные университеты, в том числе
польские.
Тенденция возвращения к народным корням. Виленские товарищества втягивали местную молодежь в процесс познания беларуского народа. Ян Чачот, Адам Мицкевич и другие впервые напечатали беларуские легенды, песни, предоставления на польском языке, а отдельные произведения - на беларуской (латинским шрифтом). Под их влиянием за поэтическое перо взялся Паўлюк Багрим, первый беларуский народный поэт.
Культура Беларуси
в первой половине XIX в
После присоединения
белорусских земель к России национально-культурное
развитие Беларуси проходило в новых
условиях, связанных с формированием
капиталистических
Отличительной чертой
развития культуры Беларуси было усиление
в первой трети XIX в. ее полонизации.
Это было обусловлено политикой императора
Александра I, которая была направлена
на становление польской государственности,
и нашла поддержку среди польского магнатства
и полонизированной шляхты. Польский язык
был языком абсолютного большинства образованного
населения, языком просвещения, литературы
и театра. Особенно активно, до изгнания
из России в 1820 г., действовали в этом направлении
иезуиты. Они располагали рядом учебных
заведений. Обучение в них велось на польском
языке. Особенно активно действовала Полоцкая
иезуитская коллегия, которой в 1812 г. указом
царя была присвоена степень Академии.
Одновременно в
Беларуси проводилась политика распространения
русской культуры. Эта политика была
осторожной при Екатерине II, либеральной
при Александре I и жесткой и
решительной во времена Николая
I. Хотя ее острие было направлено против
влияния польской культуры, она объективно
сдерживала развитие белорусской. Белорусский
язык квалифицировался как диалектный
говор русского. Не одобрявшие политику
русификации, за пределы Беларуси были
высланы Я. Чечот, Б. Савич, на 25-летнюю
службу определили П. Багрима и т.д.
Безусловно, культура
Беларуси отражала социальную структуру
общества. Составными частями ее были
магнатская культура, поместно-дворянская
культура средней и мелкой шляхты,
культура мещан и населения городов
и местечек, крестьянская культура.
Конфессионная неоднородность населения
приводила к культурной дифференциации
по религиозному признаку и часто носила
характер острого противостояния. По уровню
развития, этнической направленности
культура Беларуси в разных регионах имела
отличительные черты.
В соответствии с
реформой просвещения 1803 - 1804 гг. школьная
система строилась по принципу единства
и преемственности. В каждом губернском
городе создавалась гимназия, в уездном
городе - уездное училище, в деревнях
- церковно -приходские школы. Все учебные
заведения белорусских губерний вошли
в состав Виленского учебного округа и
стали подчиняться Виленскому университету,
который осуществлял контроль за работой
школ, его преподаватели готовили программы
обучения, писали учебники. Кроме государственных,
работали гимназии при католических и
базылянских монастырях, которые давали
среднее образование. Образование евреев,
которые составляли почти половину городского
населения Беларуси, осуществлялось в
талмуд-торах, ходороимах и других учебных
заведениях, которые содержались на деньги
еврейских общин. В них дети изучали священные
книги иудаизма под руководством раввинов.
После восстания 1830
- 1831 гг. царское правительство меняет
политику в области образования.
1 мая 1832 г. был закрыт Виленский университет.
В Вильно остается Медико-хирургическая
Академия, созданная на базе медицинского
факультета (работает до 1840 г.). Обучение
во всех типах школ переводится на русский
язык. Учителя, не владеющие русским языком,
отстраняются от преподавания. Русскоязычных
учителей для Беларуси начинает готовить
Петербургский учительский институт и
созданная в Витебске в 1834 г. учительская
семинария (работает до 1839 г.). Среди других
событий в области образования следует
отметить открытие в 1840 г. Гори-Горецкой
земледельческой школы, которая в 1848 г.
была преобразована в земледельческий
институт, а также открытие кадетских
корпусов в Полоцке и Орше. Количество
учеников в учебных заведениях было небольшим:
один ученик приходился на двести человек
населения.
Беларусь стала
объектом исследований российских ученых.
Уже в 1773 г. Академия наук послала
сюда две экспедиции во главе с
И. Исленьевым (астрономическая) и И. Лепехиным
(физическая). Интерес к изучению Беларуси
проявили польские ученые Т. Чацкий, Ю.
Немцевич, И. Лелевель и др. Значительного
развития достигла астрономия, математика,
медицина - в Виленском университете, агробиология
- в Гори-Горецком земледельческом институте.
Выделились белорусская археология, этнография,
фольклористика, где плодотворно работали
З.Я. Доленга-Ходаковский, Т. Нарбут, братья
Е.П. и К.П. Тышкевичи, А. Киркор, П.М. Шпилевский.
Труды белорусистики, публикации фольклористов,
этнографов способствовали пробуждению
национального сознания белорусов.
В устном народном творчестве
этого времени нашли отражение
события социальной и политической
жизни. Значительную роль в становлении
белорусской литературы сыграли
Я. Борщевский, Я. Чечот, А. Рипинский и
др. Ян Чечот издал шесть фольклорных сборников
«Деревенские песни», Ян Борщевский издал
четырехтомный сборник «Шляхтич Завальня,
или Беларусь в фантастических рассказах»
и т.д. Выдающимися памятниками литературы
первой половины XlX века являются анонимные
поэмы «Энеiда навыварат» и «Тарас на Парнасе».
Первым классиком белорусской литературы
стал Винцент Дунин-Мартинкевич. Впервые
живой белорусский язык зазвучал в его
произведении «Селянка» («Идиллия»). В
начале 60-х гг. он создает свое лучшее произведение
«Пинская шляхта».
В культуре Беларуси
первой половины XlX века значительное
место принадлежало театру. Развивалось
как любительское, так и профессиональное
театральное искусство. Событием в театральной
жизни Беларуси было возникновение первой
труппы белорусского национального театра
В. Дунина-Мартинкевича. 23 сентября 1841
г. состоялась премьера комической оперы
«Рекрутский еврейский набор». Музыку
к ней написал С. Манюшко и К. Кжижановский,
а либретто - В. Дунин-Мартинкевич.
Информация о работе Культура Беларуси в первой половине XIX в