Художественная культура в первой половине XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:49, реферат

Краткое описание

Начало 19 века- время культурного подъема в России. Если в экономическом и социально- политическом развитии Россия отставала, то в культурных достижениях она шла вровень с европейскими государствами. Города стали основными культурными центрами. Промышленности, транспорт и торговля проявляли все более широкий спрос на специалистов со средним и высшим образованием. Все больше рос спрос на книгоиздательское дело, подымали тираж газет и журналов. Усилился интерес к собиранию книг и их коллекционированию. На этой же волне шло развитие театра, живописи и других искусств. Все это способствовало развитию художественной культуры.

Оглавление

Развитие художественной культуры в первой половине 19 века
Русская литература
Театр
Музыка
Живопись
Архитектура

Файлы: 1 файл

Художественная культура.doc

— 39.00 Кб (Скачать)

Художественная культура

 

Содержание:

  1. Развитие художественной культуры в первой половине 19 века
  2. Русская литература
  3. Театр
  4. Музыка
  5. Живопись
  6. Архитектура

 

Развитие художественной культуры в первой половине 19 века

Начало 19 века- время  культурного подъема в России. Если в экономическом и социально- политическом  развитии Россия отставала, то в культурных достижениях она шла вровень с европейскими государствами. Города стали основными культурными центрами. Промышленности, транспорт и торговля проявляли все более широкий спрос на специалистов со средним и высшим образованием. Все больше рос спрос на книгоиздательское дело, подымали тираж газет и журналов. Усилился интерес к собиранию книг и их коллекционированию. На этой же волне шло развитие театра, живописи и других искусств. Все это способствовало развитию художественной культуры. Направлением в русском и европейском искусстве начала 19 века оставался, как и ранее, классицизм. Хотя его последователи стремились подрожать классическому античному искусству. Русский классицизм был более тесно связан с идеями просвещения народа и освобождения угнетенных. Сентиментализм возник перед Отечественной войной 1812 г., в отличие от классицизма он был обращен к чувствам и переживаниям людей. Одним из направлением 19 века был романтизм. Русский романтизм- это интерес  к национальной самобытности, традициям, отечественной истории и утверждению сильной, раскрепощенной личности. Позже появился реализм. Его последователи старались изображать окружающую действительность в ее наиболее типичных проявлениях.

 

Русская литература

       Первая половина 19 в. вошла в  историю как «золотой век»  русской культуры. Литература этой поры явление уникальное, исключительное, несравненное. Она стремительно ворвалась в мировую литературу и вдруг стала бесспорной законодательницей литературной моды. В начале XIX в. возникает сентиментальное направление. Наиболее видные представители его: Карамзин, Дмитриев и Озеров. Возникшая борьба нового литературного стиля (Карамзин) со старым (Шишков) оканчивается победой новаторов. На смену сентиментализма является романтическое направление. Трудны и жестоки были условия, в которых развивалась передовая русская литература. Крепостнический строй накладывал свой отпечаток на все области русской жизни. В стране царил тяжелый политический гнет. Величайшие деятели русской литературы: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Фет, Чехов, Тургенев, Лев Толстой.

 

Театр

Большой Петровский театр 1825-1853 гг.

        Открытие  Большого Петровского театра 6 января 1825 года было обставлено очень торжественно. Зрители, посетившие в тот вечер новый театр, были потрясены благородством архитектурного замысла и его воплощением, невиданными масштабами здания, красотой отделки его зрительного зала. Пасмурным морозным утром 11 марта 1853 года по неизвестной причине в театре начался пожар.  Пламя мгновенно охватило все здание, но с наибольшей силой огонь бушевал на сцене и в зрительном зале. "Страшно было смотреть на этого объятого огнем гиганта, - описывал пожар очевидец. - Когда он горел, нам казалось, что перед глазами нашими погибал милый нам человек, наделявший нас прекраснейшими мыслями и чувствами..." Двое суток боролись москвичи с пламенем, а на третьи здание театра напоминало развалины римского Колизея. Останки здания тлели еще около недели. В огне безвозвратно погибли театральные костюмы, собиравшиеся с конца XVIII века, превосходные декорации спектаклей, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты.

 

       Большой  театр 1856-1917 гг.

       20 августа 1856 года восстановленный А. Кавосом Большой театр был открыт в присутствии царской семьи и представителей всех государств оперой В.Беллини "Пуритане" в исполнении итальянской труппы. Московский балет этого периода обязан своими удачами таланту француза Мариуса Петипа, поселившемуся в Петербурге. Хореограф неоднократно приезжал в Москву для постановки спектаклей. Самой значительной из его московских работ стал "Дон Кихот" Л.Минкуса, впервые показанный в 1869 году. Московскую редакцию этого балета Петипа перенес впоследствии на петербургскую сцену.

В таком виде Большой театр сохранился до наших  дней, за исключением небольших внутренних и внешних перестроек.

 

 

 

 

Музыка

 

Для русской музыкальной  культуры первой половины XIX характерно повышенное внимание к опере и  камерной вокальной музыке. Серьёзный интерес к симфонии появился лишь во второй половине столетия. Особенно популярны были программные симфонические произведения, в том числе симфоническая миниатюра. Самые известные сочинения- Первый фортепианный концерт ( 1875г. ), концерт для скрипки (1878г. ) и Вариации на тему рококо (1876г. ). Музыка этих произведений полна света, радостной энергии и внутреннего благородства. Одно из центральных мест в опере принадлежит опере. Всего Чайковский создал 10 опер, две из которых- «Евгений Онегин» (1878г.) и «Пиковая дама» (1890г.) считаются лучшими образцами музыкальной драмы в русской музыке. П.И. Чайковский изменил отношения к музыкальному содержанию балета. Чудесная музыка «Лебединого озера» ( 1876г. ), «Спящей красавицы» (1889г. ) и «Щелкунчика» ( 1892г. ) и в наши дни вызывают восхищения.

 

Живопись

 

      Первая половина 19 века — яркая страница в  культуре России. Все направления  - литература, архитектура, живопись  этой эпохи отмечены целым  созвездием имен, которые принесли  русскому искусству мировую известность. В XVIII веке в русской живописи господствовал стиль классицизма. Значительную роль классицизм играл и в самом начале XIX века. Однако к 1830-м годам данное направление постепенно утрачивает свое общественное значение, и все больше превращается в систему формальных канонов и традиций. Такая традиционная живопись становится холодным, официальным искусством, поддерживаемым и контролируемым Петербургской Академией художеств. Впоследствии понятие «академизм» стали употреблять для обозначения косного, оторванного от жизни искусства. Новизну воззрений привнес в русское искусство романтизм - европейское течение, сложившееся на рубеже XVIII — XIX веков. Один из основных постулатов романтизма, противоположный классицизму, — утверждение личности человека, его мыслей и мировосприятия в качестве главной ценности в искусстве. Закрепление за человеком права на личную независимость порождало особый интерес к его внутреннему миру, и в то же время предполагало свободу творчества художника. В России романтизм приобрел свою особенность: в начале века он имел героическую окраску, а в годы николаевской реакции - трагическую. В то же время романтизм в России всегда был формой художественного мышления, близкой по духу революционным и вольнолюбивым настроениям.

 

Архитектура

 

Архитектура в  первой половине 19 века – это прежде всего решение больших градостроительных  задач. В Петербурге завершается  планировка основных площадей столицы: Дворцовой и Сенатской. Создаются  лучшие ансамбли города. Особенно интенсивно после пожара 1812 г. строится Москва. Идеалом становится античность в ее греческом (и даже архаическом) варианте; гражданственная героика античности вдохновляет русских архитекторов. Используется дорический (или тосканский) ордер, который привлекает своей суровостью и лаконизмом. Некоторые элементы ордера укрупняются, особенно это касается колоннад и арок, подчеркивается мощь гладких стен. Архитектурный образ поражает величавостью и монументальностью.  Огромную роль в общем облике здания играет скульптура, имеющая определенное смысловое значение. Многое решает цвет, обычно архитектура высокого классицизма двухцветна: колонны и лепные статуи – белые, фон – желтый или серый. Среди зданий главное место занимают общественные сооружения: театры, ведомства, учебные заведения, значительно реже возводятся дворцы и храмы (за исключением полковых соборов при казармах).


Информация о работе Художественная культура в первой половине XIX века