Концепция развития школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 16:56, реферат

Краткое описание

Школа расположена в селе Белозерье, ул. Центральная. В селе отсутствует детское дошкольное учреждение, что вызвало необходимость организации в школе группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста. Все проживающие в селе - татарской национальности. До поступления в школу русская речь не развивается, дети не владеют русским языком. Отрицательным - слабая организация работы культурных учреждений, что обязывает администрацию школы поставить в центре внимания воспитательные аспекты образовательной деятельности.

Файлы: 1 файл

концепция развития школы.doc

— 965.00 Кб (Скачать)

 
Источники

Год

Сумма

Нужды школы

% от общ.доли.

Родительские 
спонсорские

2006- 
2007 уч.г.

20000 руб. 
30000 руб.

Установка дверей, ремонт школы и классов, приобритение ОРГ техники

40% 
60%

Родительские 
спонсорские

2007- 
2008 уч.г.

20000 руб. 
35000 руб.

Покрытие пола линолеумом, ремонт школы и классов, ремонт школы и классов

36% 
63%

Родительские 
спонсорские

2008- 
2009 уч.г.

20000 руб. 
10000 руб.

Покрытие основного здания школа,

66% 
34%


 Воспитательная работа.

Меняющаяся социальная и политическая среда оказывает сильное влияние на формирование личности ребенка. В детской среде появилось много негативных явлений, абсолютно чуждых нормам морали. В связи с этим главным направлением воспитательной работы школы была ориентация на вечные ценности-человек, семья, отечество, культура, труд, знания, мир. 
В основе воспитательной работы лежала совместная творческая деятельность учеников и учителей. 
Целью воспитательной работы школы является воспитание каждого ученика развитой самостоятельной и культурной личностью. 
Для достижения данной цели школа определяет следующие задачи: Развитие    природных    задатков    ребенка,     определяющих    возможности формирования его личностных способностей и черт характера. Развитие   у   каждого   школьника   силы   воли   для   преодоления   соблазнов слабостей, таящихся в природе человека и в окружающей среде. Приобщение  учащихся  к  общечеловеческим  ценностям  в  области  науки, культуры, искусства. 
Воспитание   в   учащихся   патриотических,   гражданских,   нравственных   и эстетических чувств. 
Воспитание сознательной дисциплины, формирование сплоченного дружного коллектива. 
Развитие самостоятельного творчества в коллективе. Совершенствовать работу по организации свободного времени детей.

 
10.1. Система воспитательной работы школе.

 
Воспитательная работа в школе охватывает все сферы деятельности общеобразовательного учреждения: учебный процесс, внеклассная работа, дополнительное образование, работа с родителями. Каждый вид деятельности реализует свои воспитательные цели в разработке у учащихся определенных навыков, в развитии способностей и инициативы, в создании условий для развития и самореализации личности, в воспитании уважения к труду, в самоуправлении. 
Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения. Функционально грамотный гражданин -это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. 
Понятие «гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это вопросы не только философские, социальные, экономические, но и чисто педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин-государство» и «человек-общество». 
Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно- нравственного и правового долга.   - 
Педагогами нашей школы была выдвинута приоритетная цель в воспитательном процессе. «Воспитание патриотизма и миролюбия, уважение традиций и культуры других народов». 
Исходя из анализа внутренних тенденций развития, потенциала школы, поставлена воспитательная цель школы: «Воспитание социально адаптированного человека, то есть человека, приспособленного к требованиям общества, воспитание гражданина с активной жизненной позицией -формирование гармонично развитой » высоконравственной личности, которая реализуется в решение следующих задач:

 
10.2. Воспитательные.

 
-развитие познавательных способностей; 
-развитие творческих способностей, представление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявление и поддержка индивидуальности (креативность творчество); -формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение этих ценностей (нравственность, духовность как основа личности); -от воспитания любви к родной школе, к отчему краю (Мордовии) к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины (патриотизм, гражданственность); 
-формирование своей среды, своих действий по эстетическим, этическим, культурным критериям, воспитание чувства меры, чуткости и видения прекрасного (эстетическое и культурное развитие); 
-формирование стремления к здоровому образу жизни, осознания здоровья, как одной из главных жизненных ценностей (здоровье, ЗОЖ); -формирование  самосознания,   становление  активной  жизненной  позиции, формирование   потребностей   к   самосовершенствованию   и  саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире (саморазвитие);

10.3. Организационные задачи.

 
-при штабе самоуправления школы  создать следующие советы: совет  старшеклассников, совет ДОО «Ростки», совет малышей, клуб «вожатый», (органы ученического самоуправления); 
-проводить  всю  воспитательную  работу  в   5-8  классах  в  соответствии  с положением   ДОМ   по   четырем   направлениям   «Память»,   «Милосердие», «Живи, Земля», «Радость»,  
-в младших классах проводить игру «4+3». 
-работу   со   старшеклассниками   строить   в    соответствии   с   основными положениями.   Молодежного   движения   Мордовии   «Истоки» и планом мероприятий Комитета по делам молодежи;  
-принимать участие в районных акциях, проектах, конкурсах: предметные   олимпиады,   краеведческая  олимпиада, правовая  олимпиада, районный клуб «Что? Где? Когда?», «Марии памяти», творческие конкурсы, познавательные конкурсы;  
-через учком организовать дежурство, самоуправление; 
-создать разнообразные кружки, секции, клубы при школе; 
-использовать все возможности окружающего социума (совместная деятельность). 
Цель ученического самоуправления.

- воспитание  гражданина с активной жизненной  позицией, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству. Совершенствовать свои личные качества, действовать в интересах общества и отечества.

Основные задачи: 
- предоставлять учащимся реальную возможность вместе педагогами участвовать в планировании обсуждении, анализирования и выполнения воспитательного процесса; 
- формировать у учащихся потребности и готовность совершенствовать свою личность; 
- создать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива; 
- обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознания; 
- воспитывать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, 
- нормам коллективной жизни, законом государства; 
- развить гражданскую и социальную ответственности за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и отечество; 
- воспитать желание бороться за своих друзей и ровесников, помогать им, найти себя, преодолевать трудности, приносить пользу людям, стать защитником правды, добра и красоты; 
2.1.Основные компоненты содержания современного воспитания. 
- формирование гражданского отношения к себе, осмысление ребенком себя как   частички   окружающего   мира   и   обретение   уверенности   в   своей значимости; 
- формирование гражданского  отношения     к своей  семье.  Семья главный фактор воспитания семьянина. Гражданственность проявляется в любви к родителям, родственникам. Учащиеся должны знать свои семейные традиции, уметь любить и беречь своих близких; 
- формирование гражданского отношения к школе. Осмысление школьником 
необходимости научных знаний для нормальной жизни в современном мире. Исходное положение: в школе учащиеся не только получают знания, но и учатся жить. Школа источник формирования необходимых качеств гражданина. 
- формирование гражданского отношения к Отечеству, осмысление ребенком себя как части своей Родины, ее гражданина патриота. 
- формирование гражданского отношения к природе. Осознание ответственности как гражданина не только за себя, свою семью, свою Родину, но и за окружающую среду. Мир сегодня это    совокупность  всех межгосударственных  и межчеловеческих отношений. Общечеловеческое 
единение в решение глобальных проблем должно рассматриваться как выход из  кризисной ситуации во всем мире, связанной с экологическими и социальными проблемами.

 
10.4. Принципы воспитания.

 
Воспитательная система школы осуществляется на принципах: 
1.Гуманизма  (предполагающего  отношение  к  личности  школьника как к 
самостоятельности).  
2. Духовности (проявляющейся в формировании у школьника смысла жизненных духовных ориентации, потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению общечеловеческих норм гуманистической морали, интеллегентности и образа мысли российского гражданина). 
3 .Демократизма (означающего воспитание поколения, способного не только эффективно осуществлять жизнедеятельность в условиях реформ, но и демократизацию самой системы воспитания основной на взаимодействии, на педагогики сотрудничества воспитателя и воспитуемого). 
4.Принцип природосообразности (предполагающий обязательный учет природы ребенка, его половозрастных особенностей, максимальное сближение развития и жизни детей с жизнью природы). 
5.Принцип культуросообразности (предполагающий учет социально-экономических, демографических, культурных особенностей региона культурных традиций народов республики, обычаев семьи, состояние молодежной культуры, традиций народной педагогики, реализацию национально-воспитательной политики, гармонически сочетающий задачи повышения общеобразовательного и культурного уровня детей на основе и с учетом национальных традиций и достижений общемировой культуры). 
6.Принцип личностно-ориентированного подхода в воспитании (предполагающий опору на личностные качества направленность личности, ее жизненные планы и ценностные ориентации, опору на возрастные и индивидуальные особенности воспитанников). 
7.Принцип комплексного подхода к воспитанию, проявляющийся в органических связях учебной, трудовой деятельности школьников с формирующимся мировоззрением, общественно ценными мотивами поведения, с нравственным отношением к труду, природе, самому себе, другим людям. 
Принципы отражают объективное пребывание органического единства обучения, воспитание и жизни.

10.5. Реализация воспитательных задач в МОУ « Белозерьевская СОШ».

 
Основные направления воспитательной работы. 
Развитие интереса к познанию.  
Воспитание общечеловеческой морали и правосознание.  
Воспитание патриотизма и миролюбия.  
Эстетическое воспитание. 
Трудовое и экологическое воспитание.  
Воспитание здорового образа жизни.  
В основу    воспитательной    системы    школы    наложена    программа «Гражданином    быть    обязан». Воспитательная    работа    реализуется    по следующим направлениям: Я - гражданин; Я и семья; Я и школа; Я и культура; Я и мое Отечество; Я и планета. 
Направление «Я— гражданин».  
Задачи: формировать  у школьников правосознание и  воспитывать в них гражданскую ответственность; 
воспитывать эстетическую культуру и развивать художественные способности учащихся; 
воспитывать у детей понимания сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах. Формировать у школьников потребности к самообразованию, воспитанию морально - волевых качеств, умений проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей. 
Рекомендуемые формы реализации направления.  
1. Акции милосердия, помощь нуждающимся.  
2. Клубы по интересам.  
3. Конференции, диспуты, беседы по вопросам гуманизма и нравственности; классные часы и уроки о милосердии, доброте. 
4. Диспуты: «Добро и зло», «О красоте, моде и хорошем вкусе».  
5. Праздники добрых сердец: «Благодать», «Люди в белых халатах», «Вера, Надежда, Любовь», «Чем старость я утешил?».  
6. Праздники, фестивали, концерты, направленные    на   развитие творческих способностей. 
7. Вечера искусств. 
8. Кружки: хореографические, ИЗО, музыкальные, прикладного и технического творчества, спортивные секции.

 
Советы классному руководителю.  
Установите в классе правила, универсальные принципы или нравственные нормы, определяющие отношения учащихся друг к другу и к окружающим людям: пожилым, малышам, женщинам, незнакомым, сверстникам. Объявите конкурс на лучшее письмо к самому себе, например, на тему: «Какие потенциальные способности во мне не раскрыты?» 
Предполагаемый результат деятельности.  
Воспитание гуманности учащихся: понимание ценности человеческой жизни справедливости, бескорыстия, уважение человеческого достоинства, милосердия, способности к сопереживанию,      терпению, доброжелательности. 
Высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самодисциплина. 
Направление «Я и семья».  
Задачи: формировать уважения к членам семьи, воспитывать семьянина, любящего своих родителей, родственников, формировать у школьников понятия сущности основных социальных ролей,  умение  понимать  и  правильно  разрешать  возникающие  семейные трудности. 
Рекомендуемые формы реализации 
Родительские недели (изучение семьи)

Вечера откровенного разговора. 
Совместные спортивные мероприятия. 
Совместные вечера художественного плана. 
Концерты для родителей. 
Классные часы, литературные беседы на темы дружбы, любви, семьи. 
Конкурсы писем: «Я люблю свою маму», «Я уважаю отца». 
Советы классному руководителю.  
Привлекайте родителей учащихся к жизни класса. Организуйте заочные путешествия «Здесь живет моя семья», «Известные люди из нашего рода», «Защитники Родины - мои родственники». 
С целью подготовки подростков к будущей семейной жизни организуйте консультации, лектории с участием психологов, врачей, юристов. 
Предполагаемый результат деятельности.  
Сформировать у школьников понятие сущности социальных ролей: настоящий     мужчина     обладает умом, решительностью, смелостью, мастерством в деле, благородством; 
настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям отзывчивостью, терпимостью, умением прощать, любовью к детям; настоящий   сын   бережет   покой   родителей,   членов   семьи, всегда готов помочь старшим в их работе по дому, не создает конфликтов, умеет держать данное слово; 
настоящая дочь заботится о своей семье, покое старших, умеет и любит трудиться. 
Направление «Я и культура». 
Задачи: 
Воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные, музыкальные, литературные, хронологические способности, формировать эстетические вкусы, идеалы. Формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина. 
Рекомендационные формы реализации 
Акция «Красота спасет мир» 
Вечера «Осенняя пора - очей очарованье», «Музыка в нашей душе» 
Конкурсы: «Акварели времен года», «В мире прекрасного» 
Экскурсии в музеи, театры, к памятникам искусства. 
Лекции по искусству 
Советы классному руководителю.  
Организация клубов, кружков и вовлечение в них учащихся с учетом их интересов и природных    задатков (хореографические студии,  кружки художественного и прикладного искусства и т.д.). 
Организация и проведение классных часов, праздников, расширяющих знания учащихся об искусстве. 
Предлагаемый результат деятельности.  
Умение школьников видеть прекрасное в окружающей деятельности, знакомство с жизнью и творчеством выдающихся художников и композиторов. 
Предполагаемый результат деятельности.  
Умение школьников видеть прекрасное в окружающей действительности, знакомство с жизнью и творчеством выдающихся художников и композиторов. 
Направление «Я и школе».  
Задачи: формировать   у   подростков   осознанную   принадлежность   к   коллективу, понимание    его   роли    в   жизни    человека, умение    сочетать   личные   и общественные интересы; 
- воспитывать у школьников сознательное отношение к учению, развивать их познавательную активность и культуру умственного труда; формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии.; воспитывать нравственность, сознательную дисциплину и культуру поведения учащихся, заниматься их физическим совершенствованием, укреплением здоровья и формирование навыков санитарно -гигиенической культуры; 
- воспитывать в них сознательную готовность выполнять Устав школы; учить   школьников   ценить   свое   и   чужое   время,   уметь   держать   свое слово; 
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном положении своих знаний, ответственном и творческом отношении к учению, умения и навыки рациональной организации умственного и физического труда. Формировать у школьников осознание своей принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе. 
Рекомендуемые формы реализации.  
Вечера, фестивали, праздники, встречи, классные часы на темы: «В гости к великим людям», «Ода спектаклю», «От игры к знаниям». Игры на развитие логики памяти, внимания: «Исторические викторины», «Интеллектуальный марафон», «Что? Где? Когда?». 
Поэтические игры «Словарь вежливых слов», «Волшебная школа и сказочный урок», «Я помню чудное мгновенье». 
Мероприятия по профориентации: совместные классные часы,  собрания с людьми науки, рабочими, служащими различных специальностей. Вечера встречи с выпускниками «Дороги, которые мы выбираем». Анкетирование «Ваши профессиональные намерения». 
Советы классному руководителю. 
Организация    и    проведение    дней    знаний,    конференций    по    научно-исследовательской   деятельности,   дней   открытых  дверей.   Анкетирование, тестирование. 
Предлагаемый результат деятельности.  
Сознательное отношение к учебе, к знаниям в жизни человека, овладение тикой    взаимоотношений  «Учитель - ученик», «ученик - ученик», рационально распределять свое время, совершенствовать и применять свои знания. Выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащихся обязанностей. Умение пользоваться правами ученика. Считать школу своим вторым домом, бережно относиться к школьному имуществу, уважать труд окружающих,    организовать самообслуживание, заботиться о младших учащихся. 
Направление «Я и мое Отечество»  
Задачи: 
- Развивать общественную активность уч-ся, воспитывать в них сознательное 
отношение к труду и народному достоянию, верность боевым и трудовым 
традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее 
свободы и независимости. 
- Формировать у школьников осознание нравственного и правового долга и 
обязанностей по отношению к природной среде. 
- Воспитывать в детях способность к эстетическому восприятию отечественной и мировой культуры, произведений искусства и литературы; бережное отношение к памятникам культуры и искусства, народного творчества. 
Рекомендуемые формы реализации.  
Акции: «Мое Отечество», «Отчий Край», «Земля - мой дом», «Заботы». 
Вечера:   «Знай, свое Отечество», «Мой  друг,  Отчизне   посвятим   души прекрасные порывы, Родине в стихах поэтов». 
Спортивные праздники: «Салют Победа!», «Когда поют солдаты». 
Шефство над ветеранами ВОВ. 
Встречи с участниками ВОВ, военнослужащими Российской Армии. 
Уроки мужества. 
Игры, диспуты, олимпиады «Знаешь ли ты свое Отечество?». 
Советы классным руководителям.  
Организация и проведение классных часов, праздников, углубление знаний школьников о традициях русского народа, об истории России. 
Предлагаемый результат деятельности.  
Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордиться своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите своего Отечества. 
Направление «Я и планета».  
Задачи: 
- Воспитывать у школьников понимание взаимосвязей между человеком, 
обществом и природой. 
- Формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде, к труду, к источнику радости и творчества людей.

Рекомендации классным руководителям.  
Формировать у учащихся отношение к жизни как истиной ценности, которая 
строится, но законам добра и красоты. В этой работе можно использовать сократовские   беседы   на тему «Достаточно ли родиться, чтобы быть человеком?». 
Предлагаемый результат деятельности.  
Учащиеся осознают, что настоящему гражданину следует знать, что такое духовная   и   материальная   культура,   духовность   человека.   Они   должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля. Настоящий   гражданин   любит   и   бережет   природу,   занимает   активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. 
Формы,  методы,  приемы, соединяющие обучение  и  воспитание в едином режиме.  
1.Групповые формы работы. 
2.Общественные смотры знаний. 
3.Олимпиады. 
4.Спартакиады, соревнования. 
5.Викторины, конкурсы. 
6.Экскурсии, поездки, походы. 
7.Деловая игра. 
8.Встреча с прекрасным. 
9.Круглый стол. 
10.Что? Где? Когда? 
11.Устный журнал. 
12.Вечера, праздники. 
13.Исторические игры. 
14.Праздники знаний. 
15.Кружки, секции, факультативы. 

 

11. Социальный заказ родителей школьников.

 
Сегодня родитель школьников стали реальными субъектами социального заказа в образовательном процессе. На основании данных социологических исследований, проведенных школьной службой поддержки образовательного процесса большинство родителей школьников считает главным научить своих детей быть готовыми к жизни в современных условиях как на селе, так и в городе, быть мобильным, активным и востребованными. 
Концепция перспективного планирования развития школы и обновление учебно-воспитательного процесса, материальной базы создали благоприятные условия, особенно с введением регионального базисного учебного плана, для плодотворной работы школьных педагогического и ученического коллективов. Все условия способствуют рациональной организации учебного процесса, дают возможность коллективу добиваться положительных результатов в работе. 
Уделяя пристальное внимание кадрам, их профессиональной подготовке и переподготовке, администрация школы видит свои перспективы развития, пути реализации намеченных планов и программ, в которых зримо просматривается динамизм развития образовательно - воспитательного процесса, индивидуальных личностных возможностей как учителя, так и ученика, способностей каждого обучающегося, и на этой основе создание условий для творческой деятельности каждого педагога и результативных показателей работы всего коллектива. 
В перспективе школа видится обновленной, с существенно укрепленной материальной базой, кадрами, но с несколько уменьшенным контингентом учащихся. 
Таким образом, школа должна найти оптимальный для себя баланс между выполнением государственного заказа и общественными потребностями, а также между современными образовательными технологиями и культурно -историческими особенностями региона.

Информация о работе Концепция развития школы