История одного храма. Антониев монастырь

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 22:57, реферат

Краткое описание

В работе выдвинуто две основные цели: первая – рассказать об истории монастыря и о его создателе, вторая - показать то, что Антониев монастырь является древнейшим архитектурным памятником (XII век).
Из поставленных целей вытекают следующие задачи : 1) показать значимость данного монастыря в истории города; 2) рассказать о конкретных исторических памятниках Антониева монастыря.

Оглавление

I Вступление
II Глава 1
Антониев монастырь – его история и житие создателя.
§1.1 Предание об Антонии Римлянине.
§1.2 Дни памяти преподобного Антония Римлянина.
§1.3 История Антониева монастыря.
III Глава 2
Антониевский собор – архитектурный памятник XII века
§2.1 Собор Рождества Богородицы
§2.2 Памятники архитектуры XVI-XVIII веков.
§2.3 Фресковая живопись Антониевского собора.
IV Заключение
V Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат по охк.doc

— 122.50 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО

ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ИСКУССТВ И ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ ПО КУРСУ: «ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОЙ  КУЛЬТУРЫ»

НА ТЕМУ : «ИСТОРИЯ ОДНОГО ХРАМА. АНТОНИЕВ МОНАСТЫРЬ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 2 курса

Группы 0251

Чехова Юлия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

I Вступление

II Глава 1

Антониев монастырь – его  история  и житие создателя.

§1.1 Предание об  Антонии Римлянине.

§1.2 Дни памяти преподобного Антония Римлянина.

§1.3 История Антониева монастыря.

III Глава 2

Антониевский собор – архитектурный  памятник  XII века

§2.1 Собор Рождества Богородицы

§2.2 Памятники архитектуры  XVI-XVIII веков.

§2.3 Фресковая живопись Антониевского собора.

IV Заключение

V Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВСТУПЛЕНИЕ:

 

Антониев монастырь — одно из самых живописных мест Новгорода. По преданию, его основал в 1106 году Антоний Римлянин. Легенда, как и все монастырские легенды, невероятна, но красива. Антоний родился в Риме в 1067 году. Был богат. В 18 лет постригся в монахи, а свое богатство — золото и серебро — сложил в бочку и бросил в море. Через 20 лет он удалился на скалу, молясь о спасении православия. Однажды поднялась страшная буря и камень, на котором молился Антоний, понесло по морю, как ладью. Через два дня, в день праздника Рождества Богородицы, он оказался в Новгороде. Место, куда его принесли волны, и стало монастырем. Через несколько лет рыбаки выловили бочку. Денег, лежавших в ней, хватило на строительство каменной церкви и приобретение земли. Так образовался Антониев монастырь. В моей работе я выдвинула две основные цели: первая – рассказать об истории монастыря  и  о его создателе, вторая - показать то, что  Антониев монастырь является   древнейшим архитектурным памятником (XII век). Из поставленных целей вытекают следующие задачи : 1) показать значимость данного монастыря в истории города; 2)  рассказать   о конкретных исторических памятниках  Антониева монастыря. Данная тема реферата  кажется мне актуальной, так как  наш институт расположен в Антоново, и мы должны знать историю  этого замечательного уголка города.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

АНТОНИЕВ МОНАСТЫРЬ -  ЕГО ИСТОРИЯ  И ЖИТИЕ СОЗДАТЕЛЯ.

§1.1 Предание об Антонии Римлянине.

Преподобный Антоний Римлянин - день памяти 16.08 н.ст. (03.08 ст.ст.)

Согласно  преданию , Антониев монастырь был основан  в 1106 году «преподобным» Антонием Римлянином. Повествование о его приключениях  и подвигах характерный  образец житийной литературы .

Житие рассказывает , что Антоний  родился в Риме  вскоре после разделения христианства на две ветви , позднее получившие названия  католической и православной   церквей . Родители его были православными . Они умерли, когда Антонию не было еще и восемнадцати лет.

Опасаясь преследований  католиков, юный Антоний , раздав нищим имение , доставшееся от родителей, ушел к православным монахам , скрывшимся в «земных расселинах» (пещерах). Значительную же  часть своих сокровищ  он заковал в деревянную бочку и бросил ее в море , чтобы не искушать ни себя , ни других даже созерцанием греховных земных богатств.

Постригшись в иноки , Антоний двадцать лет провел в монастыре, после чего удалился  в «непроходные» места на берегу моря , где молился и постился на большом камне. А через «годищное время и месяца два» случилось  чудо. Море всколебалось , волна сдвинула камень  и понесла его по воде  словно легкий корабль. Антоний воспринял это как должное . «Веселяся душою», с пучком морской травы в руке, он ни различал  ни дня , ни ночи , ни пути , по которому  плыл. « И  от римские  страны  шествие его  бысть по теплому  морю ( Средиземному) , из него же в реку Неву. Из Невы в Невое озеро ( Ладожское) .Из Нева ж озера  вверх по реце Волхову, противу быстрин неизреченных даже  и до Великого Новаграда».

Путешествие вокруг Европы  закончилось  через двое суток – « в третью  стражу ночи», когда в Новгороде начали по обычаю  бить в колокола. А поутру  сбежались местные жители  и с удивлением спрашивали пришельца  об имени и отчестве   и из каких стран он явился. Но Антоний не отвечал, лишь кланялся и молился.

На четвертый день он все же  сошел  с камня  и отправился в город. Здесь  ему встретился  купец, знавший латинский язык . Он и поведал  путешественнику , что «град сей  есть Великий Новград. Людие же в нем  православную  христианскую веру  имуще».

Вскоре Антоний  и сам  уразумел русскую речь , но по-прежнему оставался на камне   и ничего не рассказывал  о себе.

Наконец слух  о его подвижничестве  дошел  до владыки- главы новгородской  церкви  епископа Никиты, и тот  повелел привести  к нему загадочного  незнакомца. После долгих увещеваний  Антоний наконец открылся владыке , но умолил  его никому  не объявлять  тайны своего  чудесного путешествия.

Изумленный  Никита  тут же приказал  посадничьим детям  Семену и Прокофию отвести  место  под монастырь , и те послушно  отмерили  земли « на  вся страны  по пятидесяти  сажен»

Существует и другая легенда. Антоний якобы  купил землю , но из-за  недостатка средств  лишь столько, сколько можно было накрыть  бычьтей шкурой . После того как  покупатель и продавцы  ударили  по рукам , он разрезал шкуру  на ремешки и , и связав их, обвел все то место , на котором  были потом  возведены монастырские строения.

Сначала Антоний поставил  малую деревянную   церковь и «едину келейцу на прибежище  мнихом ( монахам)», но через некоторое время  купил землю  вокруг монастыря  с бывшим тут  селом, рыбные угодья напротив этого места и  выстроил  каменные храмы. И стали к нему стекаться  монахи.

Обитель процветала. Самого Антония сначала посвятили в сан  диакона, потом – священника , и , наконец, назначили игуменом- настоятелем  созданного им монастыря. А В 1147 году  восьмидесятилетний « угодник  божий»  на смертном одре  призвал к себе любимого  ученика Андрея , предполагаемого автора жития, и во все исповедовался ему.

. Ежегодно 16 августа торжественно отмечается день прп. Антония. Прп. Антоний Римлянин считается основоположником монашества в Новгороде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1.2 Дни  памяти преподобного Антония Римлянина

 

Ежегодно 16 августа торжественно отмечается день прп. Антония

Память его отмечается также (в честь обретения мощей) в первую пятницу после празднования первоверховным апостолам Петру и Павлу (29 июня) и 17 января – в день тезоименитства, когда празднуется память преподобного Антония Великого.

Тропарь преподобного Антония Римлянина, Новгородского
Ветхий Рим, отечество твое, оставив, / на камень, яко на легкий корабль, возшел еси / и на нем паче естества, аки безплотен, по водам шествовал еси, / промышлением Божественнаго разума направляемь, / Великаго Новаграда достигл еси / и, обитель в нем сотворив, / тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен. / Тем молим тя, отче Антоние: / моли Христа Бога, да спасет души наша.

Тропарь преподобного Антония
Ветхий Рим, отечество твое, оставив,/ на камень, яко на легкий корабль, возшел еси/ и на нем паче естества, аки безплотен, по водам шествовал еси,/ промышлением Божественнаго разума направляемь,/ Великаго Новаграда достигл еси/ и, обитель в нем сотворив,/ тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен./ Тем молим тя, отче Антоние:// моли Христа Бога, да спасет души наша.

Ин кондак преподобного Антония Римлянина
Яко звезда, возсиял еси от Рима,/ и, дошед Богоспасаемаго Великаго Новаграда,/ ту в нем обитель сотворил еси,/ и, церковь поставив,/ созва инок множество./ С нимиже моли о нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, преподобне отче Антоние.

Молитва преподобному Антонию Римлянину
Пастырю предобрый и наставниче наш, преподобне отче Антоние! Ты во плоти еще сый, Божественным мановением управляемь, ветхий Рим отечество твое и род твой оставил еси, и оттуду чудесным по водам на камени, яко на легцем корабли, пришествием твоим семо освятил еси град сей, и в нем храм Божией Матери воздвигл еси, труды же и подвиги твоими просветил еси обитель твою , еяже и основание тобою бысть, умножил еси в ней чада твоя, образом добрых дел и учением наставляяй их; тем и нетлением мощей твоих и чудес сиянием прослави тя Бог, Емуже безплотен со безплотными предстоя радуешися, и, радуяся, о притекающих к чудотворней раце твоей, и мощи твоя усты же и сердцем лобызающих молишися: ты и ныне, яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу, буди молитвенник и ходатай о предстоящих сих рабех твоих, честному твоему образу кланяющихся, и просящих от тебе милостиваго заступления. Ей молим тя, слуго Христов и угодниче, главы и сердца наша преклоняюще тебе; не презри убогаго сего моления нашего, но призри на ны милостивно, коегожды потребу исполняя: болящим здравие, путешествующим в пути благопоспешество, плавающим скорое и безбедное плавание даруя: нас от всяких бед, внезапно находящих, сохрани; да вси твоими молитвами на земли богоугодно поживем, и небеснаго царствия наследники будем, достойны славословити Всесвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, в безконечные веки. Аминь.

Кондак преподобного Антония
Римское воспитание, Великому же Новуграду благодатное процветение,/ многими бо труды и подвиги в нем Богу угодил еси./ Сего ради чудес дарований от Него сподобился еси,/ и тело твое многими леты соблюде нетленно./ Мы же, сие лобызающе, радостно от души вопием ти:// радуйся, отче Антоние.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1.3 История Антониева монастыря

 

Новгород является одним из замечательнейших городов древней Руси, где сохранилось большое количество  памятников культуры русского народа.

На протяжении XII века новгородское искусство  и архитектура проходят длинный путь развития. Это эпоха бурного строительства. В Новгороде  воздвигается  около двух десятков монастырей  с мощными стенами. В период феодализма  многие люди  стремились вести аскетический образ жизни, скрывались за суровыми и неприступными стенами монастырей. Кроме того, строительство  монастырей  в XII веке  имело военно-оборонительное значение .В  то  суровое время Новгород являлся  грозным стражем  на северо-западных  рубежах русской земли. Он имел многочисленные  укрепления , в число  которых  входили и монастыри, окружающие город со всех сторон . К ним относятся : Юрьев, Аркажский , Нередицкий, Хутынский , Антониев и другие. Сооружение  на подступах к Новгороду монастырей – Антониева на севере  и Юрьева на юге преграждало  доступ к городу  от озера Ильмень , с одной стороны, и от Низовьев Волхова - с другой.

Антониев монастырь , расположенный в трех километрах  от центра  Новгорода на правом берегу  Волхова был основан в 1106 году Антонием Римлянином. Свое название он получил  от имени основателя. Монастырь строился при новгородском князе Мстиславе Владимировиче , сыне Владимира Мономаха.

Согласно купчей грамоте  Антония, сохранившейся в списке XVI века, определяются  границы монастырской земли , приобретенной  у посадничьих детей . Грамота гласит: « Се труд, Госпоже моя, пречитыя  богородица, ими же  трудихся на месте сем. Купил  есми землю пречистые в  дом Смехна , да у Прахна , а дал есми сто рублей . А обвод той земли от реки Волхова Виткою ручьем  вверх на Лющик , да Лющиком ко кресту, а от креста на  коровей прогон, а коровьем  рогоном на Ольху , а от Ольхи на Еловый куст , а от Елового куста  на Верховье на Донцовое, а Донцовым вниз, а Донец впал в Деревяницу, а Деревяница впала в Волхов , а той земли и межа. А кто на сю  землю наступит, а то управит Мати божья».

Эта грамота давала монастырю право на вечное пользование землей, без всяких  претензий на  нее. Участок земли, определенный в грамоте , занимал площадь  от земляного вала  до речки Донец по Волхову длиною в 1,5 км, а вся площадь  составляла  около 30 гектаров , территория же  монастыря за стенами  около 6 га.

По описи 1696 г. в Антониевом монастыре было  пять каменных церквей. Собор Рождества Богородицы  с четырьмя пределами , церковь Сретенья с трапезною , Иоанна Лествичника  надвратная, Усекновения головы Иоанна Предтечи над южными вратами ( со стороны города)  и церковь Антония Великого с колокольнею , на которой висело  13 колоколов : большой благовестник, весом 165 пудов, колокол часовой и одиннадцать малых. На иконе « Видение пономаря Тарасия»  колокольня Антониева  монастыря изображена  трехпролетной , находилась она на юго-востоке от собора Рождества Богородицы.Остальные постройки монастырские : братские кельи, баня, квасоварня  и   так далее были  деревянные до XVII столетия . Сейчас существуют только две церкви – Рождества Богородицы XII века и Сретения XVI века.

Монастырь неоднократно  опустошался пожарами. Наиболее крупные пожары отмечены летописью в 1378 , 1386, 1396 годах. О первом пожаре в III Новгородской летописи сказано : « В лето  6886 погоре Антониев монастырь  весь и церковь пресвятые богородицы погоре; тогда была свинцом побита».

Антониев монастырь  в течение нескольких столетий играл важную роль  в истории  Новгорода , ему покровительствовали  князья, духовенство,  бояре, цари и императоры. В ризнице хранились жалованные грамоты Александра Ярославовича Невского и Дмитрия Донского на перевоз Бронницкий  через Мсту , грамоты Ивана Грозного , Федора Ивановича, Василия Ивановича Шуйского и  Михаила Федоровича Романова. Много вносилось  в монастырь различными лицами драгоценных вкладов. В ризнице было собрано  большое количество  образцов ювелирного искусства : паникадила, подсвечники, дарохранительницы, чашы, потиры, старые ткани и шитье , рукописные и печатные книги. . В XVI веке  часть этой богатой ризницы  Иван Грозный вывез в Москву ,  часть вещей из Антониева монастыря  сейчас хранится в городском музее. Среди них большой интерес представляет покров XVII века   с шитым изображением Антония Римлянина по голубому цветному атласу, фелонь XII века Антония, семикупольная кадильница   и водосвятная чаша XVI века. В монастыре хранилось и огнестрельное оружие: карабины, пищали, пистолеты. Антониев монастырь был одним из крупных землевладельцев  Новгорода. Ему принадлежали земли  и деревни а нескольких пятинах  Новгородских ( Бежецкой , Деревской и другие). В его распоряжении (по описи  XVII века) находилось около 2, 5 тысячи  десятин земли , 145 деревень , несколько тысяч крепостных душ  и различной работающей на монастырь челяди. Братии же монастырской в  это время было всего 35 человек. В XVII столетии  к нему было приписано  4 монастыря. После шведской интервенции  монастырь приходит  в запустение. С середины XVII века  в нем начинается  новое строительство. В 1651 году в монастыре учреждена  архимандрия. В  1740 году  при  монастыре  была  основана духовная  семинария. При ней была большая библиотека , здание которой, построенное  в середине XVIII века, сохранилось до настоящего времени. В 1918 году семинария была закрыта, а в 1920 году  был упразднён Антониев монастырь.

 

 

 

 

 

Глава 2

АНТОНИЕВСКИЙ СОБОР - АРХИТЕКТУРНЫЙ ПАМЯТНИК  XII ВЕКА.

§2.1 Собор Рождества Богородицы

Из сохранившихся  построек на территории   монастыря собор Рождества Богородицы является древнейшим памятником, построенным  в 1117-1119 годах.

В Новгородской первой летописи под 1117 годом сказано об основании  церкви: « Игумен  Антоний  заложи церковь  камяну святые Богородица монастырь»,  а о свершении постройки там же было записано  под 1119 годом: « Свершена бысть церкви Антонова святая Богородица Новегороде». Строился храм в течении двух лет, освящен был, как говорит летопись в 1122 году. Полностью все работы по  устройству были закончены в 1125 году. « Подписаша церковь  Антонову в монастыре» говорит летопись под этим годом. Расписав и украсив собор, Антоний снабдил его вкладами  и богатой утварью, из которой сейчас сохранились  прекрасные эмали французской работы , находящиеся в Новгородском музее.

Информация о работе История одного храма. Антониев монастырь