Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 22:57, реферат
В работе выдвинуто две основные цели: первая – рассказать об истории монастыря и о его создателе, вторая - показать то, что Антониев монастырь является древнейшим архитектурным памятником (XII век).
Из поставленных целей вытекают следующие задачи : 1) показать значимость данного монастыря в истории города; 2) рассказать о конкретных исторических памятниках Антониева монастыря.
I Вступление
II Глава 1
Антониев монастырь – его история и житие создателя.
§1.1 Предание об Антонии Римлянине.
§1.2 Дни памяти преподобного Антония Римлянина.
§1.3 История Антониева монастыря.
III Глава 2
Антониевский собор – архитектурный памятник XII века
§2.1 Собор Рождества Богородицы
§2.2 Памятники архитектуры XVI-XVIII веков.
§2.3 Фресковая живопись Антониевского собора.
IV Заключение
V Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО
ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ИСКУССТВ И ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕФЕРАТ ПО КУРСУ: «ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
НА ТЕМУ : «ИСТОРИЯ ОДНОГО ХРАМА. АНТОНИЕВ МОНАСТЫРЬ»
Выполнила:
Студентка 2 курса
Группы 0251
Чехова Юлия
СОДЕРЖАНИЕ:
I Вступление
II Глава 1
Антониев монастырь – его история и житие создателя.
§1.1 Предание об Антонии Римлянине.
§1.2 Дни памяти преподобного Антония Римлянина.
§1.3 История Антониева монастыря.
III Глава 2
Антониевский собор – архитектурный памятник XII века
§2.1 Собор Рождества Богородицы
§2.2 Памятники архитектуры XVI-XVIII веков.
§2.3 Фресковая живопись Антониевского собора.
IV Заключение
V Список литературы
ВСТУПЛЕНИЕ:
Антониев монастырь — одно из самых живописных мест Новгорода. По преданию, его основал в 1106 году Антоний Римлянин. Легенда, как и все монастырские легенды, невероятна, но красива. Антоний родился в Риме в 1067 году. Был богат. В 18 лет постригся в монахи, а свое богатство — золото и серебро — сложил в бочку и бросил в море. Через 20 лет он удалился на скалу, молясь о спасении православия. Однажды поднялась страшная буря и камень, на котором молился Антоний, понесло по морю, как ладью. Через два дня, в день праздника Рождества Богородицы, он оказался в Новгороде. Место, куда его принесли волны, и стало монастырем. Через несколько лет рыбаки выловили бочку. Денег, лежавших в ней, хватило на строительство каменной церкви и приобретение земли. Так образовался Антониев монастырь. В моей работе я выдвинула две основные цели: первая – рассказать об истории монастыря и о его создателе, вторая - показать то, что Антониев монастырь является древнейшим архитектурным памятником (XII век). Из поставленных целей вытекают следующие задачи : 1) показать значимость данного монастыря в истории города; 2) рассказать о конкретных исторических памятниках Антониева монастыря. Данная тема реферата кажется мне актуальной, так как наш институт расположен в Антоново, и мы должны знать историю этого замечательного уголка города.
Глава 1
АНТОНИЕВ МОНАСТЫРЬ - ЕГО ИСТОРИЯ И ЖИТИЕ СОЗДАТЕЛЯ.
§1.1 Предание об Антонии Римлянине.
Преподобный Антоний Римлянин - день памяти 16.08 н.ст. (03.08 ст.ст.)
Согласно преданию , Антониев монастырь был основан в 1106 году «преподобным» Антонием Римлянином. Повествование о его приключениях и подвигах характерный образец житийной литературы .
Житие рассказывает , что Антоний родился в Риме вскоре после разделения христианства на две ветви , позднее получившие названия католической и православной церквей . Родители его были православными . Они умерли, когда Антонию не было еще и восемнадцати лет.
Опасаясь преследований католиков, юный Антоний , раздав нищим имение , доставшееся от родителей, ушел к православным монахам , скрывшимся в «земных расселинах» (пещерах). Значительную же часть своих сокровищ он заковал в деревянную бочку и бросил ее в море , чтобы не искушать ни себя , ни других даже созерцанием греховных земных богатств.
Постригшись в иноки , Антоний двадцать лет провел в монастыре, после чего удалился в «непроходные» места на берегу моря , где молился и постился на большом камне. А через «годищное время и месяца два» случилось чудо. Море всколебалось , волна сдвинула камень и понесла его по воде словно легкий корабль. Антоний воспринял это как должное . «Веселяся душою», с пучком морской травы в руке, он ни различал ни дня , ни ночи , ни пути , по которому плыл. « И от римские страны шествие его бысть по теплому морю ( Средиземному) , из него же в реку Неву. Из Невы в Невое озеро ( Ладожское) .Из Нева ж озера вверх по реце Волхову, противу быстрин неизреченных даже и до Великого Новаграда».
Путешествие вокруг Европы закончилось через двое суток – « в третью стражу ночи», когда в Новгороде начали по обычаю бить в колокола. А поутру сбежались местные жители и с удивлением спрашивали пришельца об имени и отчестве и из каких стран он явился. Но Антоний не отвечал, лишь кланялся и молился.
На четвертый день он все же сошел с камня и отправился в город. Здесь ему встретился купец, знавший латинский язык . Он и поведал путешественнику , что «град сей есть Великий Новград. Людие же в нем православную христианскую веру имуще».
Вскоре Антоний и сам уразумел русскую речь , но по-прежнему оставался на камне и ничего не рассказывал о себе.
Наконец слух о его подвижничестве дошел до владыки- главы новгородской церкви епископа Никиты, и тот повелел привести к нему загадочного незнакомца. После долгих увещеваний Антоний наконец открылся владыке , но умолил его никому не объявлять тайны своего чудесного путешествия.
Изумленный Никита тут же приказал посадничьим детям Семену и Прокофию отвести место под монастырь , и те послушно отмерили земли « на вся страны по пятидесяти сажен»
Существует и другая легенда. Антоний якобы купил землю , но из-за недостатка средств лишь столько, сколько можно было накрыть бычьтей шкурой . После того как покупатель и продавцы ударили по рукам , он разрезал шкуру на ремешки и , и связав их, обвел все то место , на котором были потом возведены монастырские строения.
Сначала Антоний поставил малую деревянную церковь и «едину келейцу на прибежище мнихом ( монахам)», но через некоторое время купил землю вокруг монастыря с бывшим тут селом, рыбные угодья напротив этого места и выстроил каменные храмы. И стали к нему стекаться монахи.
Обитель процветала. Самого Антония сначала посвятили в сан диакона, потом – священника , и , наконец, назначили игуменом- настоятелем созданного им монастыря. А В 1147 году восьмидесятилетний « угодник божий» на смертном одре призвал к себе любимого ученика Андрея , предполагаемого автора жития, и во все исповедовался ему.
. Ежегодно 16 августа торжественно отмечается день прп. Антония. Прп. Антоний Римлянин считается основоположником монашества в Новгороде.
§1.2 Дни памяти преподобного Антония Римлянина
Ежегодно 16 августа торжественно отмечается день прп. Антония
Память его отмечается также (в честь обретения мощей) в первую пятницу после празднования первоверховным апостолам Петру и Павлу (29 июня) и 17 января – в день тезоименитства, когда празднуется память преподобного Антония Великого.
Тропарь преподобного Антония Римлянина, Новгородского
Ветхий Рим, отечество твое, оставив, / на камень, яко на легкий корабль, возшел еси / и на нем паче естества, аки безплотен, по водам шествовал еси, / промышлением Божественнаго разума направляемь, / Великаго Новаграда достигл еси / и, обитель в нем сотворив, / тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен. / Тем молим тя, отче Антоние: / моли Христа Бога, да спасет души наша.
Тропарь преподобного Антония
Ветхий Рим, отечество твое, оставив,/ на камень, яко на легкий корабль, возшел еси/ и на нем паче естества, аки безплотен, по водам шествовал еси,/ промышлением Божественнаго разума направляемь,/ Великаго Новаграда достигл еси/ и, обитель в нем сотворив,/ тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен./ Тем молим тя, отче Антоние:// моли Христа Бога, да спасет души наша.
Ин кондак преподобного Антония Римлянина
Яко звезда, возсиял еси от Рима,/ и, дошед Богоспасаемаго Великаго Новаграда,/ ту в нем обитель сотворил еси,/ и, церковь поставив,/ созва инок множество./ С нимиже моли о нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, преподобне отче Антоние.
Молитва преподобному Антонию Римлянину
Пастырю предобрый и наставниче наш, преподобне отче Антоние! Ты во плоти еще сый, Божественным мановением управляемь, ветхий Рим отечество твое и род твой оставил еси, и оттуду чудесным по водам на камени, яко на легцем корабли, пришествием твоим семо освятил еси град сей, и в нем храм Божией Матери воздвигл еси, труды же и подвиги твоими просветил еси обитель твою , еяже и основание тобою бысть, умножил еси в ней чада твоя, образом добрых дел и учением наставляяй их; тем и нетлением мощей твоих и чудес сиянием прослави тя Бог, Емуже безплотен со безплотными предстоя радуешися, и, радуяся, о притекающих к чудотворней раце твоей, и мощи твоя усты же и сердцем лобызающих молишися: ты и ныне, яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу, буди молитвенник и ходатай о предстоящих сих рабех твоих, честному твоему образу кланяющихся, и просящих от тебе милостиваго заступления. Ей молим тя, слуго Христов и угодниче, главы и сердца наша преклоняюще тебе; не презри убогаго сего моления нашего, но призри на ны милостивно, коегожды потребу исполняя: болящим здравие, путешествующим в пути благопоспешество, плавающим скорое и безбедное плавание даруя: нас от всяких бед, внезапно находящих, сохрани; да вси твоими молитвами на земли богоугодно поживем, и небеснаго царствия наследники будем, достойны славословити Всесвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, в безконечные веки. Аминь.
Кондак преподобного Антония
Римское воспитание, Великому же Новуграду благодатное процветение,/ многими бо труды и подвиги в нем Богу угодил еси./ Сего ради чудес дарований от Него сподобился еси,/ и тело твое многими леты соблюде нетленно./ Мы же, сие лобызающе, радостно от души вопием ти:// радуйся, отче Антоние.
§1.3 История Антониева монастыря
Новгород является одним из замечательнейших городов древней Руси, где сохранилось большое количество памятников культуры русского народа.
На протяжении XII века новгородское искусство и архитектура проходят длинный путь развития. Это эпоха бурного строительства. В Новгороде воздвигается около двух десятков монастырей с мощными стенами. В период феодализма многие люди стремились вести аскетический образ жизни, скрывались за суровыми и неприступными стенами монастырей. Кроме того, строительство монастырей в XII веке имело военно-оборонительное значение .В то суровое время Новгород являлся грозным стражем на северо-западных рубежах русской земли. Он имел многочисленные укрепления , в число которых входили и монастыри, окружающие город со всех сторон . К ним относятся : Юрьев, Аркажский , Нередицкий, Хутынский , Антониев и другие. Сооружение на подступах к Новгороду монастырей – Антониева на севере и Юрьева на юге преграждало доступ к городу от озера Ильмень , с одной стороны, и от Низовьев Волхова - с другой.
Антониев монастырь , расположенный в трех километрах от центра Новгорода на правом берегу Волхова был основан в 1106 году Антонием Римлянином. Свое название он получил от имени основателя. Монастырь строился при новгородском князе Мстиславе Владимировиче , сыне Владимира Мономаха.
Согласно купчей грамоте Антония, сохранившейся в списке XVI века, определяются границы монастырской земли , приобретенной у посадничьих детей . Грамота гласит: « Се труд, Госпоже моя, пречитыя богородица, ими же трудихся на месте сем. Купил есми землю пречистые в дом Смехна , да у Прахна , а дал есми сто рублей . А обвод той земли от реки Волхова Виткою ручьем вверх на Лющик , да Лющиком ко кресту, а от креста на коровей прогон, а коровьем рогоном на Ольху , а от Ольхи на Еловый куст , а от Елового куста на Верховье на Донцовое, а Донцовым вниз, а Донец впал в Деревяницу, а Деревяница впала в Волхов , а той земли и межа. А кто на сю землю наступит, а то управит Мати божья».
Эта грамота давала монастырю право на вечное пользование землей, без всяких претензий на нее. Участок земли, определенный в грамоте , занимал площадь от земляного вала до речки Донец по Волхову длиною в 1,5 км, а вся площадь составляла около 30 гектаров , территория же монастыря за стенами около 6 га.
По описи 1696 г. в Антониевом монастыре было пять каменных церквей. Собор Рождества Богородицы с четырьмя пределами , церковь Сретенья с трапезною , Иоанна Лествичника надвратная, Усекновения головы Иоанна Предтечи над южными вратами ( со стороны города) и церковь Антония Великого с колокольнею , на которой висело 13 колоколов : большой благовестник, весом 165 пудов, колокол часовой и одиннадцать малых. На иконе « Видение пономаря Тарасия» колокольня Антониева монастыря изображена трехпролетной , находилась она на юго-востоке от собора Рождества Богородицы.Остальные постройки монастырские : братские кельи, баня, квасоварня и так далее были деревянные до XVII столетия . Сейчас существуют только две церкви – Рождества Богородицы XII века и Сретения XVI века.
Монастырь неоднократно опустошался пожарами. Наиболее крупные пожары отмечены летописью в 1378 , 1386, 1396 годах. О первом пожаре в III Новгородской летописи сказано : « В лето 6886 погоре Антониев монастырь весь и церковь пресвятые богородицы погоре; тогда была свинцом побита».
Антониев монастырь в течение нескольких столетий играл важную роль в истории Новгорода , ему покровительствовали князья, духовенство, бояре, цари и императоры. В ризнице хранились жалованные грамоты Александра Ярославовича Невского и Дмитрия Донского на перевоз Бронницкий через Мсту , грамоты Ивана Грозного , Федора Ивановича, Василия Ивановича Шуйского и Михаила Федоровича Романова. Много вносилось в монастырь различными лицами драгоценных вкладов. В ризнице было собрано большое количество образцов ювелирного искусства : паникадила, подсвечники, дарохранительницы, чашы, потиры, старые ткани и шитье , рукописные и печатные книги. . В XVI веке часть этой богатой ризницы Иван Грозный вывез в Москву , часть вещей из Антониева монастыря сейчас хранится в городском музее. Среди них большой интерес представляет покров XVII века с шитым изображением Антония Римлянина по голубому цветному атласу, фелонь XII века Антония, семикупольная кадильница и водосвятная чаша XVI века. В монастыре хранилось и огнестрельное оружие: карабины, пищали, пистолеты. Антониев монастырь был одним из крупных землевладельцев Новгорода. Ему принадлежали земли и деревни а нескольких пятинах Новгородских ( Бежецкой , Деревской и другие). В его распоряжении (по описи XVII века) находилось около 2, 5 тысячи десятин земли , 145 деревень , несколько тысяч крепостных душ и различной работающей на монастырь челяди. Братии же монастырской в это время было всего 35 человек. В XVII столетии к нему было приписано 4 монастыря. После шведской интервенции монастырь приходит в запустение. С середины XVII века в нем начинается новое строительство. В 1651 году в монастыре учреждена архимандрия. В 1740 году при монастыре была основана духовная семинария. При ней была большая библиотека , здание которой, построенное в середине XVIII века, сохранилось до настоящего времени. В 1918 году семинария была закрыта, а в 1920 году был упразднён Антониев монастырь.
Глава 2
АНТОНИЕВСКИЙ СОБОР - АРХИТЕКТУРНЫЙ ПАМЯТНИК XII ВЕКА.
§2.1 Собор Рождества Богородицы
Из сохранившихся построек на территории монастыря собор Рождества Богородицы является древнейшим памятником, построенным в 1117-1119 годах.
В Новгородской первой летописи под 1117 годом сказано об основании церкви: « Игумен Антоний заложи церковь камяну святые Богородица монастырь», а о свершении постройки там же было записано под 1119 годом: « Свершена бысть церкви Антонова святая Богородица Новегороде». Строился храм в течении двух лет, освящен был, как говорит летопись в 1122 году. Полностью все работы по устройству были закончены в 1125 году. « Подписаша церковь Антонову в монастыре» говорит летопись под этим годом. Расписав и украсив собор, Антоний снабдил его вкладами и богатой утварью, из которой сейчас сохранились прекрасные эмали французской работы , находящиеся в Новгородском музее.
Информация о работе История одного храма. Антониев монастырь