Храмы и монастыри города Вязьма
Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 20:14, курсовая работа
Краткое описание
Во многих старых городах нашей страны есть памятники архитектурыдома, крепостные стены, храмы и монастыри. Мой родной город - старинный русский город Вязьма, расположенный между Смоленском и Москвой. История его уходит в глубокую древность. Вязьма, как и Смоленск, на протяжении многих веков стояла на пути завоевателей, надежно защищая столицу государства - Москву.
Оглавление
Введение………………………………………………………………….3
1. Свято - Троицкий собор……………………………………………....5
2. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы………………………...9
3. Церковь Преображения Господня………………………………......11
4. Церковь Одигитрии……………………………………….………....13
5. Иоанно - Предтеченский монастырь…………………….................15
Заключение……………………………………………………………....19
Список использованных источников и литературы..............................20
Файлы: 1 файл
Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский Государственный
Архитектурно-Строительный Университет
Кафедра истории
Дисциплина: Культурология
Реферат
ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ ГОРОДА ВЯЗЬМА
Выполнил студент
Группы 1-АД-1
Морозова Юлия
Руководитель:
В. Ю. Черняев
Санкт - Петербург
2011 год.
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………….3
1. Свято - Троицкий собор……………………………………………....5
2. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы………………………...9
3. Церковь Преображения Господня………………………………......11
4. Церковь Одигитрии……………………………………….………....13
5. Иоанно - Предтеченский монастырь…………………….................15
Заключение……………………………………………………………....19
Список использованных источников и литературы..............................20
3
ВВЕДЕНИЕ
Для каждого человека, как и для меня, Родина начинается с родного
дома, улицы, города. В современном мире без знания истории своей стра-
ны жить очень трудно. Архитектура является важной частью истории, изу-
чение ее является весьма увлекательным.
Во многих старых городах нашей страны есть памятники архитектуры-
дома, крепостные стены, храмы и монастыри. Мой родной город - старин-
ный русский город Вязьма, расположенный между Смоленском и Моск-
вой. История его уходит в глубокую древность. Вязьма, как и Смоленск, на
протяжении многих веков стояла на пути завоевателей, надежно защищая
столицу государства - Москву. У стен этих городов гремело немало ожес-
точенных сражений. И всякий раз враги получали здесь достойный отпор.
Вязьма - город древнейшего происхождения. Первое упоминание о нем,
как утверждает Н.М.Карамзин в "Истории государства Российского", отно-
сится к 1239 году. Было это связано с тем, что Вязьма, входящая в Смолен-
ское княжество, передавалась великим смоленским князем Владимиром
Рюриковичем в удел своему сыну - князю Андрею. Город, таким образом,
становился центром самостоятельного Вяземского удельного княжества.
У историков есть два мнения о происхождении названия Вязьмы. Пер-
вое - город получил название от "вязкого места", на котором возник. О
том, что Вязьма стояла на болотистой почве, свидетельствовало в прошлые
времена большое количество прудов. Другое мнение заключается в том,
что название города связано с глаголом "вязать". От слова "вязать" полу-
чила название река Вязьма, которая дала затем имя городу. В те далекие
времена Вязьма и её притоки были судоходными и являлись главными пу-
тями сообщения для живущего на них населения. Вязьма впадает в Днепр,
4
по которому пролегал знаменитый путь "из варяг в греки", соединявший
Балтийское и Черное моря.
1
В городе довольно много разных памятников архитектуры, однако наи-
более примечательны храмы и монастыри. Население Вязьмы составляет
примерно 50 тыс. человек. При этом в довоенные годы в городе насчиты-
валось свыше 20 церквей, большинство которых было разрушено в ходе
Великой Отечественной войны. Некоторые из них используются как биб-
лиотеки, архивы, музеи. И лишь часть храмов и монастырей является по-
прежнему действующими.
1
Смирнов И. А. Вязьма - старинный русский город. М. 1988. С. 4-5
5
СВЯТО – ТРОИЦКИЙ СОБОР
Первое упоминание о стоявшем на Соборном холме деревянном храме
во имя Святителя Николая отно-
сится к 1015 г. и связано с «Жи-
тием Преподобного Аркадия
Вяземского и Новоторжского».
Весь период существования Вя-
земского удельного княжества с
1239 по 1403 г. он был собор-
ным. В 1406 г. в храме погребён
князь Симеон Вяземский, уби-
тый в Торжке вместе со своей
супругой княгиней Юлианией
смоленским князем Юрием. В
1495 г. в соборном храме моли-
лась дочь Московского князя
Ивана III и невеста литовского
князя Александра Ягеллона
Елена. После взятия Смоленска
в 1514 г. князь Василий III слу-
шал в храме благодарственный молебен. В 1565 г. царь Иван Грозный ос-
тавил в храме синодик с именами людей, казнённых за время его правле-
ния.
В 1597 - 1598 г. по повелению Бориса Годунова обветшавший Николь-
ский собор был разобран, а на его месте поставлен новый, к которому при-
строены Сергиевский, Трёхсвятский и Рождественский приделы. В 1610 г.
храм был разрушен польскими отрядами под предводительством гетмана
Станислава Жолкевского. В 1612 г. в соборе зачитано воззвание Троице-
6
Сергиевой лавры и направлено ополчение в Москву. В 1635 г. по распоря-
жению царя Михаила Фёдоровича собор был восстановлен и переосвящён
из Никольского в Троицкий, в честь заключения под Вязьмой Поляновско-
го мира в день Святой Троицы.
В 1654 г. собор посетили царь Алексей Михайлович и патриарх Никон.
В 1674 - 1676 г. на средства царя Алексея Михайловича был поставлен ка-
менный собор. С 1681 г. по указу царя Фёдора Алексеевича при соборном
храме учреждена кафедра епископов Вяземских.
В 1765 г. купцами братьями Калашниковыми в собор перенесён из Мо-
сквы список Иверской иконы Божией Матери. В 1773 г. на средства купца
Фатова при храме был по-
строен придел во имя Ивер-
ской иконы Божией матери.
В период Отечественной
войны 1812 г. храм был в зна-
чительной степени разрушен,
а в уцелевшей части францу-
зы устроили соляной склад. В
1815 г. на средства, выделен-
ные Священным Синодом,
собор был отстроен заново. В 1836 г. из кирпича обвалившейся колоколь-
ни поставлена каменная часовня у Смоленского моста, уничтоженная
большевиками в 1930-е годы. В 1847 - 1849 г. на средства купца Сабельни-
кова Иверский придел перестроен и с северной стороны устроен неболь-
шой придел в честь благоверных князей Бориса и Глеба (не сохранился).
Каменная четырёхъярусная колокольня построена в 1850 г. Собору при-
надлежала также каменная Фроловская часовня, стоявшая около моста че-
рез реку Вязьму.
7
В 1922 г. из собора были изъяты серебряные ризы с икон, утварь, жем-
чуг с митры епископа Вяземского. В 1922 г. на колокольне оставалось 9
колоколов. В 1929 г. собор был закрыт. Вся богатая утварь, дары Россий-
ских государей, древние книги и иконы «экспроприированы» советской
властью; большинство из них исчезло бесследно.
В конце 1941 г. в соборе возобновлено богослужение. В 1974- 1977 и
1982-2000 годах проводились реставрационные работы по фундаментам,
на фасадах и в интерьере храма.
3.05.93 г. собор посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
По композиции и декору собор близок к московским памятникам конца
XVI- начала XVII в.: небольшой, бесстолпный, с тремя апсидами, увенчан
пирамидой кокошников и стройной главой. Широкая трапезная и массив-
ная трёхъярусная (46 м) колокольня на подклете построены в формах клас-
сицизма с элементами псевдорусского стиля середины XIX века. В трапез-
ной находится фрагмент классического иконостаса из Екатерининской
церкви
1
.
Северный и южный приделы имеют двухчастную разбивку фасадов,
что также роднит их с памятниками рубежа XVI– XVII веков, каждый фа-
сад завершается парой полукруглых либо килевидных кокошников,
примкнувших к алтарю и ядру храма. Окна с лучковой перемычкой заклю-
чены в более крупные арочные обрамления с профилировкой. На трапез-
ной круглые окна второго света ложные, в кольцевых на личинках с рель-
ефным замковым камнем.
Колокольня завершена главой над резонатором- квадратным, как и ос-
новные ярусы. Второй ярус и резонатор увенчаны ложными закомарами.
Луковичные главы над колокольней и трапезной составлены из узких вер-
1
http://ru.wikipedia.org/wiki/Троицкий_собор_(Вязьма) (Википедия, свободная энциклопедия)
8
тикальных долек. Четверик храма перекрыт сомкнутым сводом со свето-
вым кольцом в шелыге.
Между царскими вратами и изображением Тайной вечери — круглый
просвет с летящим вниз объёмным голубем в условном сиянии из разре-
женных лучиков по радиусам. Среди икон особенно выделяются икона
Иверской Богоматери (1765 г.) и икона Одигитрии (XVII век).
9
ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
На "стрелке" на левом равнин-
ном берегу реки Вязьмы в месте
впадения в нее реки Бебри, где пе-
ресекались основные торговые пу-
ти, образуя Торговую (ныне Совет-
скую) площадь, радует глаз храм, воз-
веденный во имя Рождества Бого-
родицы. О деревянной шатровой
церкви во имя Рождества Богороди-
цы, стоявшей на этом месте, упоми-
нается в 1627 г. в "Писцовых книгах"
князя И.Ф.Волконского, хотя, веро-
ятно, храм здесь стоял с более
древних времен. Сохранившееся же до наших дней каменное здание
церкви построено на средства прихожан в 1727 —1728 г. в стиле барок-
ко. Рядом с храмом с северо-восточной стороны была построена четы-
рехъярусная кирпичная колокольня. В 1782—1785 г. к центральной час-
ти храма с запада была пристроена широкая трапезная с двумя придела-
ми.
1
О Богородицкой церкви, в связи с событиями, происходившими в
Отечественную войну 1812 г., пишет Е.Н. Клетнова в книге "Отзвуки Оте-
чественной войны", где помещена фотография иконостаса центрального
храма. В августе 1812 г., перед тем, как город был занят французами, свя-
щенник Петр Кирилловский с прихожанами у стен храма спрятал сун-
дуки с церковной утварью, образами, богословскими книгами, которые по-
сле изгнания французов были выкопаны и возвращены в сильно постра-
1
Комаров Д. Е. Вязьма и уезд в XIX веке. Смол. 2000. С. 7-8
10
давший от пожара храм. При отступлении русской армии казаки зажгли
Смоленский мост на реке Вязьме, чтобы удержать натиск французов.
От него загорелись деревянные лавки, дом священника и церковь. 22
октября на Торговой площади произошел бой за освобождение Вязьмы от
французов, и память об этом событии в 1962 г. на стене храма была уста-
новлена памятная доска. Бой за освобождение Вязьмы в центре города
послужил мюнхенскому профессору, художнику П.Гессу сюжетом к
его батальной картине "Бой в Вязьме", копия с которой в 1848 г. была
пожалована городу императором Николаем I. Картина исчезла после 1917
года.
Пострадавшее в 1812 г. здание храма в течение длительного времени
восстанавливалась с частичной переделкой трапезной. В 1911 — 1912 г. в
связи с подготовкой к празднованию 100- летнего юбилея победы над
французами, на средства купца Рагожина были проведены большие ре-
монтные работы в Богородицком храме. В мае 1913 г. "Вяземский Ко-
митет 1812 года" постановил считать Богородицкую церковь храмом — па-
мятником.
В начале 1930 г. храм передан под кино, а дом священника передан
под общественную столовую. В 30- е годы была разобрана колокольня.
Пострадал храм и в годы Великой Отечественной войны. В послево-
енные годы здесь был городской радиоузел, кинотеатр, Дом пионе-
ров, с 1970 г. в трапезной части храма размещается Вяземский крае-
ведческий музей.
Первые ремонтно-восстановительные работы Богородицкого храма
проведены в 1962-1972 годах. В 80-ые годы Вяземским участком рес-
таврации были воссозданы купола, отремонтирована трапезная,
заменена кровля на храме, определены фундаменты колокольни.
11
ЦЕРКОВЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ
До литовского разорения
на месте Спасо - Преображен-
ской церкви находился Спас-
ский мужской монастырь «что
на посаде». Славился он
своими иконами, рукописны-
ми и старопечатными книга-
ми.
О состоянии храма в XVII
веке говорится в Писцовой книге князя Волконского: «На посаде церковь
Преображения Господня, что был прежде сего Спасский монастырь, и цер-
ковь теплая деревянная же, во имя покрова Пресвятой Богородицы. В
церкви Преображения Господня икона местная Образ Пречистыя Богоро-
дицы Одигитрии на золоте. Двери царские и сень и столбы на золоте, Деи-
сус и Праздники на прозелени, в алтаре образ Пресвятой Богородицы, за-
престольная на золоте. Евангелие запрестольное обложено мухояром зеле-
ным, печати Московские, евангелисты медные; сосуды оловянные, ризы и
стихари полотняные, Евангелие толковое, печати Литовские, богослужеб-
ные книги печатныя и писаные».
В 1736 г. вместо прежнего храма на средства купца Вязнева с прихожа-
нами была построена каменная Спасо - Преображенская церковь, а дере-
вянная перенесена в село Адрианы, за 25 верст от Вязьмы. Приделы храма
были возобновлены купцом Лелюхиным в 1768 г. В конце XVIII века к
храму примыкает обширная трапезная с двумя массивными столбами, во-
круг возведена ограда с изящной кованой решеткой, от которой уцелели
фрагменты. При церкви в XIX веке действовала школа. Рядом с церковью
12
сохранился небольшой кирпичный дом притча и искусственный пруд. В
свое время панораму города украшала высокая каменная колокольня.
В годы советской власти в здании храма размещался детский приют, а
позже торговый склад. В 1998 г. церковь была передана Епархии, возобно-
вились богослужения. В настоящее время ведутся реставрационные рабо-
ты. Трудами настоятеля Мелетия восстановлен главный придел Преобра-
жения
1
.
1
http://www.vyazmacity.ru/2009/07/14/spaso-preobrajenskaya-cerkov/ (сайт Вязьма- CITY)
13
ЦЕРКОВЬ ОДИГИТРИИ
Церковь Одигитрии возвышается
посередине обширного монастырского
двора в начале пологого спуска к речке
Бебря - это юго-западная окраина Вязь-
мы. Небольшой город на холмистых бе-
регах петляющих речек Вязьма и Бебря
возник на дороге в Литву, на полпути
между Москвой и Смоленском. В доку-
ментах он впервые упоминается в пер-
вой половине XIII в. В 1530-х гг. выхо-
дец из Данилова монастыря Переславля-
Залесского преподобный Герасим осно-
вал здесь обитель в честь Иоанна Пред-
течи. Во времена борьбы Московского государства с поляками Вязьма
была приграничным городом. В 1618 г. между двумя государствами было
заключено перемирие. В столице было принято решение укрепить Вязьму,
построив вокруг города новую крепостную стену. Для строительных работ
собирали лучших в стране мастеров. Среди них был и знаменитый архи-
тектор Антип Константинов. До приезда сюда он занимался возведением
храма - памятника ополчению К.Минина и Д. Пожарского в Нижнем Нов-
городе. Кем и когда была сооружена вместо деревянного храма Усекнове-
ния главы Иоанна Предтечи каменная церковь Одигитрии, неизвестно –
утрачены древние монастырские акты. По одной из версий, участвуя в со-
оружении оборонных стен вокруг Вязьмы, Антип Константинов, вероятно,
стал и автором первого каменного храма в городе - церкви Одигитрии. До
XVII века городские церкви были деревянными, с высокими шатровыми
кровлями. Все они сгорели во время военных событий.
14
Профессор Нижегородского университета Н.Ф.Филатов, изучавший
творчество Антипа Константинова, считает его лучшим мастеров каменно-
го шатрового зодчества в отечественной культуре XVII века. Композици-
онное решение церкви Одигитрии очень необычно: придуманное, по всей
видимости, в церкви Рождества в Путинках, трехшатровое завершение
четверика является производным от пятиглавого бесстолпного храма. Для
зодчих XVII в. увенчать церковь несколькими миниатюрными главами или
небольшими, чаще декоративными, шатриками суть одинаковые решения,
смысл которых в возможности вариации, в умножении количества самих
приемов. В бесстолпных храмах первой половины XVII в. в целях создания
камерного пространства с приближенным к молящемуся иконостасом чет-
верик вытягивается по оси север–юг. Продолговатый объем органичнее
всего завершить не пятью, а тремя (или двумя) поставленными в ряд гла-
вами. Устройство верха церкви Одигитрии представляет собой промежу-
точный вариант в переходе к широко распространенной композиции с глу-
хими главами. Ее средний барабан, выделенный размерами и высотой, как
и центральная глава храма в Никитниках, открыт во внутреннее простран-
ство.
1
В системе перекрытий использовано несколько видов сводов, детали
кладки имеют 16 различных размеров и конфигураций. Наиболее часто по-
вторяющимися элементами стали кокошники и парные полуколонны. Зда-
ние получилось ярким, красочным и впечатляющим. Внутри его прекрас-
ная акустика. Безусловно, храм был построен только высокопрофессио-
нальным архитектором. Среди трехшатровых памятников XVII в. средняя
световая глава больше нигде не встречается, да и среди пятиглавых и трех-
главых посадских церквей такое решение – редкость. В наши дни в России
почти не осталось храмов подобного типа.
Жители Вязьмы ласково называют эту церковь «жемчужиной города».
1
http://www.vyazma.org/publ/1-1-0-15 (официальный сайт города Вязьма)
15
ИОАННО - ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Церковь Одигитрии яв-
ляется частью ансамбля
Иоанно - Предтеченского
монастыря, основанного в
1536 г. монахом Гераси-
мом (Болдинским).
В середине XVII в. в
Иоанно - Предтеченском
монастыре на месте дере-
вянного храма Вознесения был воздвигнут каменный. Храм называют над-
ворным, так как в первом ярусе его устроен большой арочный проезд.
Трехэтажный объем завершен маленькой главой, с восточной стороны к
нему примыкает двухэтажная апсида (алтарная часть), с запада - двух-
этажная трапезная. К храму пристроили колокольню в середине XVIII в..
За долгую историю храм во многом изменил свой облик. Большие рес-
таврационные работы были проведены в течение 1970-1980-х г. В настоя-
щее время монастырь оформлен в стиле барокко. В мае 1989г. монастыр-
ские здания, отобранные у православной церкви в 1930-е г., были возвра-
щены верующим. В Вознесенском храме в раке под резным балдахином
хранятся мощи преподобного Герасима Болдинского.
1
Необычное, яркое здание, которое уже четвертый век сохраняется в го-
родской среде, сегодня остается главным украшением Вязьмы.
Преподобный Герасим Болдинский и вяземский чудотворец, родился в
1490 г. в городе Переяславле - Залесском. Его родители жили в благочес-
тии, сына своего нарекли Григорием. Он часто бывал у великого старца
Даниила, который оказывал на отрока неотразимое влияние. В 13 лет Гри-
1
Культурно- исторический атлас Памятные места Смоленщины. Смол. 2004
.
С.189-192
16
горий со слезами умолил старца принять его к себе в Горицкий монастырь
( в Переяславле- Залесском). Преподобный Даниил принял мальчика по-
слушником и в скором времени постриг его в иночество с наречением
имени Герасим.
По благословению своего духовного наставника преподобный Герасим
направился к западным границам России с намерением поселиться в пус-
тынном месте, чтобы предаться молитве. В 1528 г. он поселился в дрему-
чем лесу недалеко от смоленской дороги, через два года перешел на Бол-
дину гору. Здесь устроил храм во имя Живоначальной Троицы (освящен 9.
05. 1530 г.), положивший основу Свято-Троицкому Болдинскому монасты-
рю.
В конце 1535 г. подвижник вместе со своим учеником поселился в по-
лутора верстах от города Вязьмы на берегу реки Бебри, в густом ольховом
лесу. Место это славилось у вязьмичей тем, что здесь собирались разбой-
ники, воры, всякого рода буяны. Преподобный Герасим с учеником Симе-
оном поставил здесь келью. Прожив на этом месте 7 лет, собрав вокруг се-
бя боголюбивых людей, преподобный Герасим в начале 1542 г. отправля-
ется в Москву, где испрашивает благословение и грамоту у митрополита
Макария на устроение церкви и позволение у царя Иоанна IV на основание
обители.
Уже в 1542 г. трудами монастырской братии и боголюбивых поселян
преподобный Герасим поострил деревянный храм клетцкого типа с тра-
пезной и келарской, во имя Иоанна Предтечи. С тех пор обитель по имени
престольного храма называется Предтечевой, по городу Вяземской. Позд-
нее преподобный Герасим начал строительство в монастыре храма во имя
Вознесения Господня. Пробыв около семи лет в Вязьме, устроив мона-
стырь, собрав до сорока человек братии и поставив над нею, по благосло-
17
вению митрополита Макария, игуменом своего ученика Симеона, Препо-
добный возвратился в Болдинскую обитель, где и скончался в 1554 г.
В 1566 г. Вяземскую обитель посещал Иоанн IV Грозный. В конце XVI
века благотворительные вклады в монастырь делал Борис Годунов, имев-
ший в Вязьме свой дом и в её окрестностях земельные угодья (ныне село
Годуновка Вяземского района). В1598 г. во время поездки в Смоленск, для
осмотра стоящей там крепости, Борис Годунов останавливался в Вязьме и
посещал собор и монастырь. В 1598 г. он пожаловал обители пахотные и
сенокосные земли в пригороде и в Вязьме.
Когда Вязьму и её окрестности посетил голод в 1602 г. обитель «от-
крыла приют и житницы для голодающих и спасла многих от смерти»
1
.
В начале ХVII века в «смутное время» монастырь неоднократно под-
вергался разграблению. На пути к Москве, в августе 1612 г. литовский
гетман Карл Ходкевич захватил и сжег монастырь – пострадали обе дере-
вянные церкви, братские кельи и ограда. Была разграблена ризница обите-
ли. Монахи, застигнутые неприятелем, преданы мучительной смерти.
По восшествии на престол царя Михаила Федоровича, основоположни-
ка династии Романовых, война на вяземской земле ещё продолжалась, по-
этому обитель не могла возродиться сразу. После заключения Деулинского
перемирия с Польшей в 1618 г., Вязьма торжественно встречала возвра-
щавшегося из плена митрополита Филарета (Федора Никитича Романова),
который через несколько дней поставлен в патриарха Московского и всея
Руси.
В разоренный Предтечев монастырь был поставлен игуменом Даниил,
при котором было 14 человек братии. Игумен Даниил в 1621 г. обратился к
царю за помощью. По решению царя Михаила Федоровича обители были
пожалованы вотчины, взамен отнятых во временна польского владычества,
1
Пастухова З.И., Пономарева Е.Н. Древнерусские города. Смол. 2004. С. 112, 113
18
и подтверждены прежние права, данные монастырю царем Борисом Году-
новым.
В начале июня 1635 г. горожане, духовенство и братия монастыря
встречали тело умершего в польском плену Василия Ивановича Шуйского,
известного воеводу и правителя России.
19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Человек, осознавая себя неотделимой частичкой нации, понимает и це-
нит историю своего народа, национальные ценности, такие, как язык,
письменность, архитектуру, духовные достижения, разделяет успехи сво-
его народа и способствует его развитию. Следовательно, национальное са-
мосознание основывается на исторической памяти, на традициях народа.
Умение ценить прекрасное развивает в человеке эстетическое чувство. Но
видя, что многие памятники старинной архитектуры утеряны или разру-
шены из- за небрежности, пренебрежительного отношения людей, появля-
ется невольное сомнение об умении ценить красоту. Хотелось бы, чтобы
реставрационные и восстановительные работы велись не только в крупных
исторических центрах, но и по всей стране.
20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Комаров Д. Е. Вязьма и уезд в XIX веке. Смоленск, 2000. 193 с.
Культурно- исторический атлас Памятные места Смоленщины. Русич.
2004. 205 с.
Пастухова З. И., Пономарева Е. Н. Древнерусские города. Русич. 2004.
336 с.
Смирнов И. А. Вязьма - старинный русский город. Московский рабо-
чий. 1988. 255 с.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Троицкий_собор_(Вязьма)
http://www.vyazma.name/f36/hramy-i-cerkvi-93.html (сайт Независимая
территория) фото Спасо - Преображенской церкви, Троицкого собора
http://www.vyazma.org/publ/1-1-0-15
http://www.vyazmacity.ru/2009/07/14/spaso-preobrajenskaya-cerkov/
Информация о работе Храмы и монастыри города Вязьма