Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 22:57, реферат
В работе выдвинуто две основные цели: первая – рассказать об истории монастыря и о его создателе, вторая - показать то, что Антониев монастырь является древнейшим архитектурным памятником (XII век).
Из поставленных целей вытекают следующие задачи : 1) показать значимость данного монастыря в истории города; 2) рассказать о конкретных исторических памятниках Антониева монастыря.
I Вступление
II Глава 1
Антониев монастырь – его история и житие создателя.
§1.1 Предание об Антонии Римлянине.
§1.2 Дни памяти преподобного Антония Римлянина.
§1.3 История Антониева монастыря.
III Глава 2
Антониевский собор – архитектурный памятник XII века
§2.1 Собор Рождества Богородицы
§2.2 Памятники архитектуры XVI-XVIII веков.
§2.3 Фресковая живопись Антониевского собора.
IV Заключение
V Список литературы
Собор построен по типу княжеских сооружений XI-XII веков. Сила, мощь и суровость характерны для монастырских построек этого периода. Церковь -крепость , с толщиной стен , достигающих более одного метра , отвечали своему назначению. Есть предположение , что памятник построен замечательным русским зодчим Петром , имя его упоминают в летописи в сообщении о постройке Георгиевского собора Юрьева монастыря. Этот собор воздвигается сразу же после окончания строительных работ в соборе Антониева монастыря, то есть в 1119 году. Собор Антониева монастыря, возможно, в качестве первого опыта , уступает в своих размерах собору Юрьева монастыря, который после Софийского является самым крупным и внушительным сооружением древнего Новгорода.
Близость этих соборов выражается как в общности планов , так и в трактовке фасадов , расчлененных плоскими лопатками, сходящимися под крышей в полукружьях. Антониевский собор, как и Георгиевский, в древности был опоясан рядами плоских двухступчатых ниш с полуциркульным верхом ( ныне эти ниши заложены).
Собор Рождества Богородицы сильно искажен позднейшими постройками и переделками. На фасадах его вместо старых узких окон с полуциркульным верхом растесаны широкие окна. Древнее посводное покрытие заменено четырехскатной крышей. В 1378 году собор был покрыт свинцом , а теперь листовым железом. Древние величественные шлемовидные главы собора имеют луковичную форму. С трех сторон собор окружен низкими галереями-папертями конца XVII cтолетия. Внутри собора древние хоры перестроены на деньги монаха Никифора, погребенного в западной паперти собора. Стесаны крещатые столбы. Пол и солея храма – более позднего присхождения. Последнее возобновление собора было в 1837 году. Несмотря на многочисленные искажения , архитектурный облик памятника хранит древнейшие черты XII века. Он является типичным для древнерусского зодчества крестово-купольным сооружением. В плане здание прямоугольное , вытянутое с запада на восток. Величина памятника в длину с алтарем 18 метров, в ширину 11 метров , высота 25 метров. Собор трехкупольный, трехапсидный, шестистолпный. Этот тип памятников характерен для церковного зодчества Новгорода первой половины XII века. Особенностью собора Антониева монастыря является рельефно выступающая круглая башня у севро-западного угла. Внутри башни лестница , ведущая на палати собора. Ассиметричная композиция трех глав придает всему памятнику некоторую живописность.
Подобное расположение куполов и северо-западной башни повторено в Георгиевском соборе Юрьева монастыря. Но этой башне мастер Петр придал квадратную в плане форму и более органически связал ее с основным массивом собора. Западный фасад башни сливается в единое целое с западным фасадом храма. Круглая башня Антониевского собора , увенчанная куполом, резко выделяется из основного массива здания, являясь как бы обособленной частью. Возможно, что эта толстостенная башня могла быть дозорной. Равновысокие , плоские апсиды почти сливаются с основным кубом здания. Памятник сложен из мощных глыб известняка и тонкого кирпича (плинфы). Внешние фасады собора вкромны и строги по своему убранству. Лишь по верхней части барабанов и апсид проходят ползучие арочки.
Некоторое оживление мрачным монастырским стенам придавали двухступенчатые нишки и узкие проемы окон. Без поздней побелки и штукатурки памятник выглядел суровее, от него веяло аскетизмом. Поверхность стен была шероховата и слегка волниста.
Памятники Новгорода XI-XII веков поражают своей монументальностью, строгостью и простотой.
«Суровая , величавая, ничем не смягченная сила - вот качество, которым отмечено большинство новгородских памятников XII века. В этом отразились характер и нравы новгородцев того времени» - так говорит о зодчестве Новгорода профессор М. В. Алпатов. При взгляде на древние памятники города вспоминаются древнерусские богатыри.
Внутри собора система коробковых сводов и арок поддерживается шестью столбами, из которых два средние имеют восьмигранную форму, остальные четырехгранные. Хоры собора по своим размерам несколько меньше других княжеских сооружений этого времени ( Никольского, Георгиевского соборов), они занимают лишь западную часть. Приделы с южной и северной стороны относятся к XVII столетию. В 1671 году был сооружен южный придел в честь основателя собора Антония Римлянина. Вход в придел шел через западную паперть , два входа через главный храм и один из главного алтаря через диаконник.
В 1680 году к собору пристроен придел Иоанна Богослова, который скрыл в нижних частях выступ круглой лестничной башни. Западная паперть с приделом Грузинской Божьей матери построена в конце XVII века. Внутри собора сохранился деревянный резной золоченный иконостас 1716 года ( без икон) . В диаконнике – два древних окна с деревянными рамами.
К юго-восточной стороне храма примыкает ризничная палата , выступающая низким полукружьем к востоку. Здесь хранились драгоценности монастыря. Между главным храмом и южным приделом, у правого клироса под аркою , мраморный трехступенчатый помост, на нем стояла медная позолоченная рака с так называемыми мощами Антония Римлянина. На раке в семи кругах было описано рождение , прибытие в Новгород Антония , а также основание монастыря. В них же были изображены и две его жалованные монастырю грамоты – купчая и духовная. В северо-западной части собора находится вход на второй этаж – хоры или палати, каменная лестница помещена в башне. Обвивающая круглый центральный столб, она поднимается до самого барабана. Лестница темная , вероятно поднимались по ней только со свечами.На половине лестничной башни , в толще стены , - небольшая келья. Предание говорит , что здесь Антоний совершал уединенную молитву. Верхняя часть башни наполовину выложена из голосников ( полых глиняных горшков). Они заменяли тяжелый строительный материал. Легкий вес их облегчал нагрузку на нижележащие части. Голосники применялись и в других частях внутренних стен храма и служили для усиления звука и заглушения эха. В верхней части башни размещался древний придел Петра Афонского и Онуфия Великого.
§2.2 Памятники архитектуры XVI-XVIII веков.
На территории бывшего монастыря сохранилась церковь XVI века, построенная на месте более древнего храма. Церковь Сретения состоит из двух частей : трапезной и церкви. Трапезная двухэтажная. Оба этажа имеют квадратный план , перекрыты коробовыми сводами, опирающимися на один центральный столб. Вторая часть – церковь , примыкающая к трапезной с востока. Она также имеет квадратный план и два этажа со сводчатыми бесстолпными конструкциями. Интересна конструкция второго этажа .На четверик основной постройки поставлен куполообразный сферический свод, связанный с углами четверика при помощи уступчатых арочек. На сферическом своде поставлен барабан с ложными окнами. Своеобразен восточный фасад памятника, не имеющий апсид. Снаружи стены имеют изящные пилястры, килевидные арочки и вкладные каменные кресты различной формы. Вход в трапезную и церковь через крыльцо с северной стороны . Церковь выдается наружу , а трапезная застроена с северной стороны братскими и казначейскими кельями . Раньше вход в трапезную был с западной стороны через, коридор из настоятельного корпуса.
На иконе XVI века « Видение пономаря Тарасия» имеется изображение Антониева монастыря. Церковь Сретения написана красным цветом, она с одной главой и четырехскатной крышей.Видимо. первоначально не была побелена и имела красно-коричневый цвет.
В 1740 году при монастыре была основана духовная семинария. При ней была большая библиотека , здание которой, построенное в середине XVIII века, сохранилось до настоящего времени. Здание семинарии и общежития при ней состояли из двух корпусов .За зданием семинарии был разбит большой фруктовый сад и левее от него находилась и кузница. Квасоварня и монастырская баня, перестроенные в XVIII столетии , расположены в южной монастырской стене, близ входных ворот.
§ 2.3 Фресковая живопись Антониевского собора
Стены собора в 20-х годах XII столетия были украшены фресками. О росписи этого собора летопись сообщает : « В лето 6633 (1125) подписаша церковь и монастыри». В более поздние времена древняя живопись «обновлялась» и оказалась скрытой под слоем штукатурки и новой росписи клеевыми красками XIX века, которая и сейчас покрывает большую часть стен интерьера . Лишь в алтарной части в конце прошлого столетия , а также в 20-х и 40-х годах XX века, были раскрыты фрагменты древних фресок. Изображения повреждены насечками , сделанными под штукатурку для новых изображений, закрывавших их в течение нескольких столетий. Несмотря на повреждения и слабую интенсивность красок , фрески дают представление о высоких художественных качествах живописи. На столбах алтаря в медальонах – поясное изображение известных святителей. Строгие вытянутые лица старцев мрачны и неприветливы. Они написаны в красно-коричневом и синевато-голубом колорите. Совершенно иначе трактовано лицо святой в диаконнике. Фигура ее написана во весь рост. Молодое, женственное лицо полно обояния и достоинства.Головной убор мягко обрамляет округлое лицо. Может быть в этом изображении художник отразил идеальный тип новгородской красавицы. Здесь явно проглядывают индивидуальные черты. Чистый высокий лоб, темные сросшиеся брови, спокойное выражение. Замечательная композиция в диаконнике «Обретение главы Иоанна Предтечи», представляющая собой юношу в короткой одежде, копающего землю.
Художник создал образ сильного молодца-новгородца, его грубоватое широкое лицо – открытое и простое. Одежда на нем коричневого цвета, волосы темные, изображение юноши очень жизненно и конкретно. Это редко встречаемое в церковной живописи изображение простого человека.
Несколько выше представлена композиция из этого цикла «Поднесение главы Иоанна Предтечи Иродиаде». Надменная Иродиада изображена в короне и светлых одеждах . Печальный мужчина торжественно передает ей на блюде голову Иоанна. Живописец очень передал психологический момент- печаль и надменность. Это убедительно передано , как в выражении лиц , так и в позах фигур. На столбе , отделяющем алтарь от диаконника , изображен молодой архидиакон в рост , в светлых одеждах , с зелеными притенениями , юное лицо его поражает своим серьезным выражением . Правая рука , в которой он держал кадильницу ( сейчас утрачена), имеет изящный рисунок.
В жертвеннике композиция «Введение во храм» плохо сохранилась. На столбах алтаря , ранее прикрытые иконостасом, были открыты в 1944 году реставраторами П.И. Юкиным и А. В. Винером композиция «Благовещение» , с интересным архитектурным пейзажем – палатой , возле которой изображена Богоматерь . Одежда архангела Гавриила из этой композиции хранят следы лазури – любимого цвета древнерусских художников.
Фигура архангела тяжеловесна. Очень выразительно лицо диакона, ( изображение находится несколько ниже « Благовещения»). К сожалению можно видеть только лицо , остальная часть изображения закрыта деревянным тяблом иконостаса. Короткая раздвоенная борода , длинные темные волосы , строгий и умный взгляд . Это изображение очень близко по манере исполнения и по общему выражению лица, к изображению молодого диакона из Боянской церкви XII-XIII столетия.
В углах и плоскостях южной и северной стен, в местах их примыкания к алтарным столбам замечательны фрагменты композиций « Успение» и « Поклонение волхвов» . С большой выразительностью и некоторой объемностью переданы лица апостолов и волхвов.
В композиции «Успение» , лицо апостола Петра с оттенком скорби , его голова полуобращена вправо, опирается на руку , поднятую в горестном жесте. Широкое лицо апостола Иоанна совершенно детское . Здесь наблюдается вполне свободно скомпонованная группа , в которой фигуры изображены в различных положениях.
В росписи Антониевского собора нет ничего близкого византийскому канону. Манера исполнения и стиль антониевских росписей говорят о зарождении самобытной новгородской художественной школы.
Наряду с религиозными сюжетами большое место в росписи Антониевского собора , как и других памятников Новгорода XII века, уделено орнаменту. То цветочный орнамент , то переплетающиеся стебли заполняют откосы окон и другие части стен. Нижние части стен и столбы покрывались широкими мраморировками. Фон антониевских фресок синий, красно-коричневый. Лица очерчены резкими красно-коричневыми линиями. Поверх охряного тона положены красноватые и зеленоватые притенения.
Неожиданным открытием явились раскрытые в 1944 г. рисунки в палатной башне.Росписи относятся к XII веку и имеют светский характер. Известно , что бытовые сцены представлены в башне Софии Киевской. В Антониевском соборе изображения значительно мельче, некоторые из них носят миниатюрный характер. Рисунки исполнены одной красно-коричневой краской, без каких-либо теней , на кремоватой гладкой поверхности. Здесь, вероятно, представлены трудовые будни древних новгородцев и индивидуальные изображения. Подобной росписи жанрового характера в других памятниках Новгорода встречено не было. Роспись башни ничего не имеет общего с росписью алтаря. Здесь явно работал другой художник и совершенно в иной манере.На верхней площадке во весь рост представлен воин с поднятой вверх правой рукой , а левой держит щит. На нем одета кольчуга. Несколько выше – сцена какого-то шествия . Она насчитывает несколько фигур небольшого размера. Одна из них лучшей сохранности представляет мужчину с редкой бородкой ,с загнутым носом. Стоит ссутулившись , вытянув левую руку в вопросительном жесте. На нем короткая одежда и сапоги с узкими вверх загнутыми носками- характерная обувь для новгородцев XI-XII вв. Совершенно иначе изображен молодой мужчина с красивой пышной прической , закрученной в спираль на ушах. Лицо светло-коричневого цвета с пробелами на лбу и под глазами. Волосы и одежда темно-коричневого цвета. Возможно это изображение принадлежит знатному новгородскому боярину, о чем говорит и надменное выражение его лица. Удивительным является рисунок женской головы , с волосами виде лепестков.Это изображение напоминает детские рисунки. Ассиметрично расположены удлиненные глаза, нос в виде двух черточек.
Не ясна композиция от которой сохранилась фигура в колпаке с натянутыми вожжами. В рисунках отразилось народное творчество и выдумка . Наивны и просты , однако интересны и неповторимы эти рисунки. Подобные сценки и отдельные фигурки можно встретить на ювелирных изделиях.
Роспись собора Антониева монастыря резко отличается от других новгородских памятников этого же времени ( Софийский, Никольский, Георгиевский соборы).
Собор Рождества Богородицы в течение нескольких столетий служил усыпальницей . Помимо захоронения Антония в 1147 г, основателя монастыря, здесь были погребены братья Алфановы – новгородские бояре, перенесенные из Сокольницкого монастыря в 1755 году опустошенного пожаром. В 1321 году здесь был погребен Ананий- иконописец. В западной паперти находится много погребений XVII-XIX веков. Среди них могилы М.И. Татищева, умершего в 1609 году, И.С. Салтыкова, погибшего в 1700 году под Нарвой, основателя новгородской духовной семинарии Амвросия Юшкевича и других.
Информация о работе История одного храма. Антониев монастырь