История одного храма. Антониев монастырь

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 22:57, реферат

Краткое описание

В работе выдвинуто две основные цели: первая – рассказать об истории монастыря и о его создателе, вторая - показать то, что Антониев монастырь является древнейшим архитектурным памятником (XII век).
Из поставленных целей вытекают следующие задачи : 1) показать значимость данного монастыря в истории города; 2) рассказать о конкретных исторических памятниках Антониева монастыря.

Оглавление

I Вступление
II Глава 1
Антониев монастырь – его история и житие создателя.
§1.1 Предание об Антонии Римлянине.
§1.2 Дни памяти преподобного Антония Римлянина.
§1.3 История Антониева монастыря.
III Глава 2
Антониевский собор – архитектурный памятник XII века
§2.1 Собор Рождества Богородицы
§2.2 Памятники архитектуры XVI-XVIII веков.
§2.3 Фресковая живопись Антониевского собора.
IV Заключение
V Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат по охк.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

Собор построен по типу княжеских сооружений XI-XII  веков. Сила, мощь и суровость характерны для монастырских построек этого периода. Церковь -крепость , с толщиной стен , достигающих более одного метра , отвечали своему  назначению. Есть предположение , что памятник построен  замечательным русским  зодчим Петром , имя его упоминают в летописи в сообщении о постройке Георгиевского  собора Юрьева монастыря. Этот собор воздвигается сразу же после окончания строительных работ  в соборе Антониева  монастыря,  то есть в 1119 году. Собор Антониева монастыря, возможно, в качестве  первого опыта , уступает в своих размерах  собору Юрьева монастыря, который после Софийского является  самым  крупным и внушительным  сооружением древнего Новгорода.

Близость этих соборов  выражается как  в общности планов , так и в трактовке фасадов , расчлененных плоскими лопатками, сходящимися под   крышей  в полукружьях. Антониевский  собор, как и Георгиевский, в древности  был опоясан  рядами  плоских двухступчатых  ниш  с полуциркульным верхом ( ныне эти ниши заложены).

Собор Рождества Богородицы сильно  искажен позднейшими постройками и переделками. На  фасадах его   вместо старых узких окон с полуциркульным верхом растесаны широкие окна. Древнее посводное покрытие  заменено  четырехскатной крышей. В 1378 году  собор был покрыт  свинцом , а теперь  листовым железом. Древние  величественные  шлемовидные главы  собора имеют луковичную форму. С трех сторон  собор окружен  низкими галереями-папертями конца XVII  cтолетия.  Внутри собора древние хоры перестроены на деньги монаха Никифора, погребенного в западной паперти   собора. Стесаны крещатые столбы. Пол и солея храма – более позднего  присхождения. Последнее  возобновление  собора было в 1837 году. Несмотря на многочисленные искажения , архитектурный облик памятника хранит  древнейшие черты XII века. Он является типичным  для древнерусского зодчества  крестово-купольным  сооружением. В плане здание прямоугольное , вытянутое с запада на восток. Величина памятника  в длину  с алтарем  18 метров,  в ширину 11 метров , высота 25 метров. Собор трехкупольный, трехапсидный, шестистолпный. Этот  тип памятников характерен для  церковного зодчества  Новгорода  первой половины XII века. Особенностью  собора Антониева монастыря является  рельефно выступающая   круглая башня  у севро-западного угла. Внутри башни лестница , ведущая на палати собора. Ассиметричная композиция трех глав  придает всему памятнику  некоторую живописность.

Подобное  расположение куполов  и северо-западной башни   повторено в Георгиевском  соборе Юрьева монастыря. Но этой башне  мастер Петр  придал  квадратную в плане  форму и более  органически связал  ее с основным  массивом собора. Западный фасад  башни сливается в единое   целое с западным фасадом храма. Круглая башня  Антониевского собора , увенчанная  куполом,  резко выделяется  из основного  массива здания, являясь как бы  обособленной частью. Возможно, что эта  толстостенная башня  могла быть дозорной. Равновысокие , плоские апсиды  почти сливаются с основным кубом здания. Памятник сложен из мощных  глыб известняка  и тонкого кирпича (плинфы). Внешние фасады собора вкромны  и строги по своему  убранству. Лишь  по верхней части барабанов и апсид проходят  ползучие арочки.

Некоторое оживление мрачным монастырским стенам придавали  двухступенчатые нишки  и  узкие проемы окон. Без  поздней побелки и штукатурки памятник  выглядел суровее, от него веяло аскетизмом. Поверхность стен была шероховата  и слегка волниста.

Памятники Новгорода XI-XII веков  поражают своей монументальностью, строгостью  и простотой.

«Суровая , величавая, ничем  не смягченная сила  -  вот качество, которым  отмечено  большинство новгородских памятников  XII века. В этом  отразились характер и нравы  новгородцев того  времени» - так  говорит  о  зодчестве  Новгорода  профессор  М. В. Алпатов.  При взгляде на  древние  памятники  города вспоминаются древнерусские богатыри.

Внутри собора  система  коробковых  сводов  и арок  поддерживается шестью столбами, из которых два средние  имеют восьмигранную форму, остальные  четырехгранные. Хоры  собора  по своим  размерам  несколько  меньше  других княжеских  сооружений этого времени ( Никольского, Георгиевского соборов), они занимают лишь западную  часть. Приделы  с южной и северной стороны  относятся к XVII столетию. В 1671 году был сооружен  южный  придел в честь  основателя собора  Антония Римлянина.  Вход в придел  шел через  западную паперть , два  входа через главный  храм  и один из главного  алтаря через диаконник.

В 1680 году  к собору пристроен  придел  Иоанна Богослова, который  скрыл в нижних частях выступ  круглой лестничной башни. Западная паперть   с приделом Грузинской  Божьей матери построена в конце XVII века. Внутри собора  сохранился  деревянный  резной золоченный  иконостас  1716 года ( без икон) . В диаконнике – два  древних окна с деревянными рамами.

К юго-восточной стороне  храма примыкает  ризничная палата , выступающая низким полукружьем  к востоку. Здесь хранились драгоценности  монастыря.  Между главным храмом  и южным приделом, у  правого клироса под аркою , мраморный трехступенчатый  помост, на нем стояла  медная  позолоченная рака  с так называемыми мощами Антония Римлянина. На раке в семи  кругах было описано  рождение , прибытие в Новгород  Антония , а также основание  монастыря. В них же были изображены   и две его жалованные монастырю грамоты – купчая и духовная. В северо-западной  части  собора  находится  вход  на второй этаж – хоры или палати, каменная  лестница  помещена в башне. Обвивающая  круглый  центральный  столб, она поднимается  до самого барабана. Лестница темная , вероятно поднимались  по ней  только со свечами.На половине  лестничной башни , в толще стены , - небольшая келья. Предание говорит , что здесь Антоний совершал  уединенную молитву. Верхняя часть  башни наполовину выложена  из  голосников ( полых глиняных  горшков). Они заменяли тяжелый  строительный материал. Легкий вес их  облегчал  нагрузку на  нижележащие части. Голосники применялись и в других  частях  внутренних стен храма и служили для  усиления звука и заглушения эха. В верхней части  башни размещался древний придел Петра Афонского и Онуфия Великого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2.2 Памятники архитектуры XVI-XVIII веков.

 

На территории бывшего монастыря  сохранилась  церковь XVI века,  построенная на месте  более древнего храма. Церковь Сретения состоит из  двух частей : трапезной и церкви. Трапезная двухэтажная. Оба этажа  имеют квадратный план , перекрыты  коробовыми сводами, опирающимися  на один  центральный  столб. Вторая  часть – церковь , примыкающая к трапезной с востока. Она также имеет квадратный  план и два этажа со сводчатыми  бесстолпными конструкциями. Интересна конструкция  второго этажа .На четверик  основной постройки   поставлен  куполообразный  сферический свод, связанный с углами  четверика при помощи  уступчатых арочек.  На   сферическом своде  поставлен   барабан  с ложными окнами. Своеобразен восточный  фасад памятника, не имеющий  апсид. Снаружи  стены  имеют изящные пилястры, килевидные  арочки и вкладные  каменные кресты различной формы. Вход  в трапезную  и церковь через крыльцо  с северной стороны . Церковь  выдается наружу , а трапезная  застроена  с северной стороны  братскими и казначейскими кельями . Раньше  вход в трапезную  был  с западной  стороны через, коридор  из настоятельного корпуса.

На иконе XVI века « Видение пономаря Тарасия» имеется изображение  Антониева монастыря. Церковь Сретения написана красным цветом, она с одной главой и четырехскатной крышей.Видимо. первоначально не была побелена и имела красно-коричневый цвет. 

В  1740 году  при  монастыре  была  основана духовная  семинария. При ней была большая библиотека , здание которой, построенное  в середине XVIII века, сохранилось до настоящего времени. Здание семинарии  и общежития при ней  состояли из двух корпусов .За зданием  семинарии   был разбит  большой фруктовый сад  и левее  от него находилась и кузница. Квасоварня  и монастырская  баня, перестроенные  в XVIII столетии , расположены в южной  монастырской  стене, близ входных  ворот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2.3 Фресковая живопись Антониевского собора

 

Стены  собора в 20-х годах  XII столетия  были украшены фресками. О росписи этого  собора  летопись сообщает : « В лето  6633  (1125) подписаша  церковь и монастыри». В  более поздние времена  древняя живопись «обновлялась»  и оказалась  скрытой  под слоем  штукатурки  и новой  росписи  клеевыми красками XIX века,  которая и  сейчас покрывает  большую  часть стен интерьера .  Лишь в алтарной  части  в конце прошлого столетия , а также  в 20-х и 40-х годах XX века, были раскрыты  фрагменты  древних фресок. Изображения повреждены насечками , сделанными  под штукатурку  для новых изображений, закрывавших их  в течение  нескольких столетий.  Несмотря на повреждения  и слабую интенсивность красок , фрески дают  представление  о высоких  художественных качествах  живописи. На столбах  алтаря в медальонах – поясное изображение известных святителей. Строгие вытянутые лица  старцев мрачны   и неприветливы. Они написаны в красно-коричневом и синевато-голубом  колорите. Совершенно  иначе  трактовано  лицо  святой в диаконнике. Фигура ее написана во весь рост. Молодое, женственное лицо  полно обояния и достоинства.Головной убор мягко обрамляет  округлое лицо. Может быть в этом изображении  художник  отразил  идеальный тип новгородской красавицы. Здесь явно проглядывают  индивидуальные черты. Чистый высокий лоб, темные сросшиеся брови, спокойное выражение. Замечательная композиция в диаконнике  «Обретение главы Иоанна Предтечи», представляющая собой  юношу в короткой  одежде, копающего землю.

Художник создал  образ сильного молодца-новгородца, его грубоватое  широкое лицо – открытое и простое. Одежда на нем коричневого цвета, волосы темные, изображение юноши  очень жизненно и конкретно. Это редко встречаемое  в церковной живописи изображение простого человека.

Несколько выше представлена композиция  из этого цикла «Поднесение главы Иоанна Предтечи  Иродиаде».  Надменная  Иродиада  изображена в короне и светлых одеждах . Печальный мужчина  торжественно передает  ей  на блюде  голову Иоанна. Живописец очень  передал психологический  момент- печаль и надменность. Это убедительно передано , как  в выражении лиц  , так и в позах фигур. На столбе , отделяющем  алтарь  от диаконника , изображен  молодой архидиакон  в рост , в светлых  одеждах , с зелеными притенениями , юное лицо  его поражает  своим серьезным выражением . Правая рука , в которой он держал кадильницу ( сейчас утрачена), имеет изящный рисунок.

В жертвеннике композиция «Введение во храм»  плохо сохранилась. На столбах алтаря , ранее  прикрытые иконостасом, были открыты в 1944 году  реставраторами  П.И. Юкиным   и А. В. Винером композиция «Благовещение» , с  интересным  архитектурным  пейзажем – палатой , возле которой изображена Богоматерь . Одежда архангела  Гавриила из  этой  композиции   хранят следы  лазури – любимого цвета  древнерусских  художников.

Фигура  архангела   тяжеловесна. Очень  выразительно  лицо диакона, ( изображение  находится несколько ниже  « Благовещения»).  К сожалению можно видеть  только лицо , остальная часть  изображения закрыта  деревянным  тяблом иконостаса. Короткая  раздвоенная борода , длинные темные  волосы , строгий и умный взгляд . Это изображение   очень близко по манере исполнения  и по общему  выражению  лица, к изображению молодого диакона из Боянской церкви XII-XIII столетия.

В углах и плоскостях   южной  и северной стен, в местах их примыкания к алтарным столбам замечательны  фрагменты  композиций « Успение»  и « Поклонение волхвов» . С большой выразительностью   и некоторой  объемностью  переданы лица апостолов и волхвов.

В композиции «Успение» , лицо  апостола Петра  с оттенком скорби , его голова  полуобращена вправо, опирается на руку , поднятую в горестном  жесте. Широкое  лицо апостола  Иоанна  совершенно детское . Здесь наблюдается  вполне свободно  скомпонованная  группа , в которой фигуры  изображены в различных  положениях.

В росписи Антониевского собора  нет ничего близкого византийскому  канону. Манера исполнения  и  стиль  антониевских  росписей  говорят  о зарождении   самобытной  новгородской художественной школы.

Наряду с религиозными сюжетами  большое место в росписи  Антониевского  собора , как и других  памятников Новгорода XII века, уделено орнаменту. То цветочный орнамент , то переплетающиеся стебли  заполняют откосы  окон  и другие части стен. Нижние части стен  и столбы  покрывались  широкими  мраморировками. Фон антониевских  фресок синий, красно-коричневый. Лица очерчены резкими  красно-коричневыми  линиями. Поверх охряного тона положены  красноватые и зеленоватые притенения.

Неожиданным открытием явились раскрытые  в 1944 г. рисунки в палатной башне.Росписи относятся к XII  веку  и  имеют  светский характер. Известно , что бытовые сцены представлены  в башне  Софии Киевской. В Антониевском соборе изображения  значительно  мельче, некоторые из них носят  миниатюрный характер. Рисунки  исполнены  одной  красно-коричневой  краской, без каких-либо теней , на кремоватой  гладкой  поверхности. Здесь, вероятно, представлены трудовые будни древних новгородцев и индивидуальные изображения. Подобной  росписи  жанрового характера  в других памятниках Новгорода  встречено не было.  Роспись  башни  ничего не имеет  общего с росписью  алтаря. Здесь явно работал  другой художник  и  совершенно  в иной  манере.На  верхней площадке во весь рост  представлен воин  с поднятой  вверх правой рукой , а левой держит щит. На нем одета кольчуга. Несколько выше – сцена  какого-то  шествия . Она насчитывает  несколько  фигур  небольшого  размера. Одна из  них лучшей сохранности представляет  мужчину  с редкой бородкой ,с загнутым носом. Стоит ссутулившись , вытянув  левую руку в вопросительном  жесте. На нем короткая одежда  и сапоги  с узкими вверх загнутыми  носками- характерная  обувь для новгородцев XI-XII вв. Совершенно иначе изображен  молодой мужчина  с красивой  пышной прической , закрученной  в спираль на ушах. Лицо светло-коричневого  цвета с пробелами на лбу  и под глазами. Волосы и одежда  темно-коричневого цвета. Возможно это изображение принадлежит  знатному новгородскому боярину, о чем говорит  и надменное  выражение его лица. Удивительным является рисунок женской головы , с волосами виде лепестков.Это изображение напоминает детские рисунки. Ассиметрично расположены  удлиненные  глаза, нос в виде двух черточек.

Не ясна композиция от которой  сохранилась фигура в колпаке  с натянутыми вожжами. В рисунках отразилось народное творчество и выдумка . Наивны и просты , однако интересны и неповторимы эти рисунки. Подобные сценки и  отдельные фигурки можно встретить  на ювелирных изделиях.

Роспись  собора  Антониева  монастыря резко отличается  от других новгородских памятников этого же времени ( Софийский, Никольский, Георгиевский соборы).

Собор Рождества Богородицы  в течение нескольких  столетий служил усыпальницей . Помимо захоронения Антония  в 1147 г, основателя монастыря, здесь были погребены братья Алфановы – новгородские бояре, перенесенные из Сокольницкого монастыря  в 1755 году  опустошенного пожаром. В 1321 году  здесь был погребен  Ананий- иконописец. В западной паперти  находится много  погребений XVII-XIX веков. Среди них могилы М.И. Татищева, умершего в 1609 году, И.С. Салтыкова, погибшего в 1700 году под Нарвой, основателя  новгородской духовной семинарии  Амвросия Юшкевича и других.

Информация о работе История одного храма. Антониев монастырь