Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 08:15, реферат
Проблема взаимоотношения религии и искусства может исследоваться в разных аспектах. Возможно, например, историческое и искусствоведческое исследование их соотношения в те или иные эпохи, в тех или иных культурах. Взаимоотношение религии и искусства в определенные эпохи анализируется в ряде трудов ученых по истории искусства. Например, в работах Н.А. Бердяева, Б.А. Рыбакова, Э.Б. Тайлора, Дж.Д. Фрезера и других. Различные аспекты проблемы искусства и религии рассматривали такие историки и философы, как А.В. Горский, А.В. Карташев, П.А. Флоренский. В современной отечественной литературе этим аспектам посвящено немало различных публикаций. Взрыв общественного интереса к этой теме в настоящее время не случаен: именно с искусством многие связывают возрождение России, а возрождение искусства - с религией.
Историческая судьба всех
трех мировых религий при всей
неодинаковости исторической среды
имеет нечто общее. Зародившись
первоначально в одной
Глава 2. Место искусства в современном мире
Одна из символических
форм культуры, осваивающая мир через
систему образов - искусство. Оно
характеризует способность
В искусстве, как ни в одной другой области поощряется выход художника за пределы канонов. Правда, говорить об абсолютной свободе творчества художника нельзя, ибо он производная величина своей культуры. Его всегда ограничивает ценностная и нормативная база искусства его времени. Но именно через взаимодействие с ней и формируется талант творца. Его грани оттачиваются с одной стороны, естественным стремлением любого художника к преодолению всяких границ, а с другой, - необходимостью четкой организации эстетической формы.
Искусство должно быть возвышено и доступно одновременно. Оно отражает в художественной форме мир чувств современников, состояние общественного сознания в целом. Искусство опирается на собственные критерии, главным из которых являются красота и гармония. Искусство устанавливает пропорции, соразмерность человека с миром, беря за эталон понятие красоты и придавая ему чуть ли не сакральное значение. Известны слова Ф. М. Достоевского: «Красота спасет мир». Искусство всегда связано с определенной чувственной формой, обращается к созерцанию или воображению и носит бескорыстный характер. В искусстве красота – главная художественная ценность, обусловленная выражением гуманистических идеалов.
Таким образом, искусство
не только описывает жизнь, но и дает
ей свои оценки, используя при этом
не столько критерий достоверности,
тождественности, сколько критерий
правдоподобности. Сила искусства заключена
не в слепом копировании реальности,
а представлении ее в особом свете.
Это достигается посредством
отстранения художника от жизни
в пределах, в которых он может
конструктивно соединить
Искусство в современном мире, как и все другие сферы культуры, подвергается кардинальной перестройке. По выражению искусствоведа В. Вейдле: «…искусство – не больной, ожидающий врача, а мертвый, чающий воскресения, искусству нет пути назад, в человеческий мир, согреваемый незримо божественным огнем, светящим сквозь густое облако[1].
Искусство умирает не на своей эстетической поверхности, а в своей сердцевине, которая у него общая со строем человеческой души. Симптомами умирания являются: иссякание фантазии, расчеловечивание героя, вытеснение высокого чувства прагматическим расчетом. Английский писатель Г. Честертон утверждал: «Искусство, исчерпав природу, обратилось к преступлению, растет тяготение к сильному… демонизм подхлестывает угасающее воображение… где новое мгновенно стареет, а старое не обновляется…»[8].
Исчезающую человечность в современном мире защитить сможет, прежде всего, художник, ибо для него, как ни для кого другого, открыт путь эмоционального созерцания жизни, путь искусства. Он носитель интереса к вечным, изначальным причинам, от которых зависит жизнь. Художника привлекают «преобладающие, существенные характеры, управляющие каждой совокупностью вещей и оставляющие свой отпечаток на мельчайших подробностях… он открывает основные законы… и выражает их… не в сухих определениях, недоступных толпе и понятных лишь для нескольких специалистов, а в форме осязательной, обращаясь не только к уму, но и к чувствам, к сердцу самого простого человека. Искусство имеет ту особенность, что оно одновременно возвышено и общенародно: оно изображает самое высокое, делая его доступным для всех»[6].
Итак, под искусством понимают эстетическое мастерство и созданные благодаря ему произведения. От природных объектов их отличает рукотворных характер исполнения, а от произведений науки и техники – образный, эмоциональный строй содержания.
Глава 3. Взаимоотношения религии и искусства
3.1. Литературно-религиозные памятники
Изучение истории религии основано во многом на изучении религиозных памятников, являющихся убедительными примерами связи религии и искусства.
Под религиозными памятниками мы подразумеваем, прежде всего, культовые памятники: памятники религиозного искусства (живописи, музыки), религиозной литературы, религиозной архитектуры создатели которых собственно и преследовали культовые цели.
Имея функциональный характер,
многие религиозные памятники
Веды – древнейший памятник
индийской религиозной
1. Ригведа - гимны мифологического и космологического содержания;
2. Самаведа - песнопение, повторяющиеся
тексты Ригведы и дополняющие
их ритуально-обрядовыми
3. Яджорвежа - описание
ведических ритуалов, правил
4. Атхарваведа - магические
заклинания и формулы. На их
основе сложилась ведическая
религиозная традиция, многие образы
и философские концепции
Коран- памятник арабо - мусульманской
и мировой культуры. Согласно преданию
составление и редактирование Корана
начато под наблюдением первых арабских
халифов с привлечением записей,
сделанных при пророке
Коран, по убеждению мусульман, прямая речь Бога к людям, в которой он наставляет их в истинной вере, предупреждает грешников о вечных мучениях, а богобоязненным обещает вечное блаженство. Коран содержит основы мусульманского богословия и права. В богослужении пользуются только арабским текстом Корана, так как при переводе на другие языки искажается смысл откровений.
В Коране есть рассказы о происхождении и устройстве мира, сотворении человека; большое место занимают положения социально-правового характера. Коран позволяет проследить влияние древних арабских племен и других народов конца 6 – первой четверти 7 вв. на развитие культуры других народов.
Важнейший памятник христианской литературы - Библия, созданная в 1 тыс. до н. э. Книга под названием «Библия» имеет подзаголовок «Книга Священного Писания Ветхого и Нового Завета», который показывает, что это не единая книга, а собрание книг: их насчитывается 77 (вместе с неканоническими книгами Ветхого Завета).
Ветхий Завет – первая часть Библии, рассматриваемая иудаизмом и христианством, как Священное Писание, - содержит 39 книг, признаваемых каноническими. Кроме того, в Ветхом Завете имеется еще 11 книг, которые не признаны каноническими (Товит, Юдифь, Иисус сын Сирахов, Маккавеи).
Первоначальный текст Нового Завета – на древнегреческом. Новый Завет - это часть Библии, почитаемая в качестве священного писания христианами. Название связано с учением о новом договоре Бога с людьми через Иисуса Христа, включает 27 книг: Евангелия ( от Матфея, Марка, Луки, Иоанна ), Деяния апостолов, 21 Послание апостолов, Откровения Иоанна Богослова, Апокалипсис. Содержание текста Библии многообразно и весьма разнородно. Отдельные ее части были написаны в разное время, они появлялись постепенно на протяжении целого тысячелетия. Первоначальный текст Ветхого Завета был написан на древнееврейском языке (очень немногие фрагменты -на арамейском
Библия, как впрочем, и другие религиозные памятники, по-разному оценивается людьми с разной мировоззренческой ориентацией: одни считают их священными, другие полагают, что это замечательные культурно - исторические памятники, созданные людьми в определенных исторических условиях. В любом случае следует признать, что они сложны, многослойны, многоаспектны, в них содержится огромнейший познавательный материал.
3.2. Искусство древнерусской иконописи.
Живописные изображения
не были чужды культуре языческой
Руси. Но именно с принятием христианства
на Русь пришли и новые для нее
виды монументальной живописи – мозаика
и фреска, а также станковая
живопись – иконопись. Монументальная
живопись была призвана не только украсить
храм, но еще в большей степени
должна была максимально, просто и лаконично
раскрыть перед молящимся основные
положения христианского
Икона – переделанное на русский лад греческое слово «эйкен», что значит изображение, образ, подражание. Происхождение свое иконопись ведет от эллинистической портретной живописи. В частности, большую роль здесь сыграли так называемые Фаюмские портреты I – III вв. н.э. Свое название они получили по оазису Фаюм в Нижнем Египте, где были найдены. Фаюмские портреты были написаны на досках восковыми красками (энкаустика). В этой же технике были выполнены древнейшие из дошедших до нас икон, коптские и византийские.
Икона – это «книга для
неграмотных», она рассматривается
церковью не как тождественное божеству,
но как символ, таинственно с ним
связанный, а потому дающий духовное
приобщение к «оригиналу», т.е. проникновение
в мир сверхъестественного
Византия не только познакомила
русских художников с новой для
них техникой живописи, но и дала
им иконографический канон, неизменность
которого строго оберегалась церковью.
Православная церковь никогда не
допускала писания икон с живых
людей и требовала четкого
соблюдения канона, закреплявшего те
особенности иконописных
Условность письма должна
была подчеркивать в облике изображаемых
на иконе лиц их неизменную сущность,
духовность. Поэтому фигуры писались
плоскими, неподвижными, использовалась
особая система изображения
Мозаика не получила на Руси
широкого распространения, потому что
смальта была слишком редким и
дорогим материалом. Техника же фрески
требующая быстрого исполнения и
мастерства, оказалась более приемлемой
для живописного убранства
Из-за преобладания на Руси
деревянных храмов древнерусское изобразительное
искусство становилось