Искуство и религия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 08:15, реферат

Краткое описание

Проблема взаимоотношения религии и искусства может исследоваться в разных аспектах. Возможно, например, историческое и искусствоведческое исследование их соотношения в те или иные эпохи, в тех или иных культурах. Взаимоотношение религии и искусства в определенные эпохи анализируется в ряде трудов ученых по истории искусства. Например, в работах Н.А. Бердяева, Б.А. Рыбакова, Э.Б. Тайлора, Дж.Д. Фрезера и других. Различные аспекты проблемы искусства и религии рассматривали такие историки и философы, как А.В. Горский, А.В. Карташев, П.А. Флоренский. В современной отечественной литературе этим аспектам посвящено немало различных публикаций. Взрыв общественного интереса к этой теме в настоящее время не случаен: именно с искусством многие связывают возрождение России, а возрождение искусства - с религией.

Файлы: 1 файл

Культурология. Искуство и религия.docx

— 54.13 Кб (Скачать)

Историческая судьба всех трех мировых религий при всей неодинаковости исторической среды  имеет нечто общее. Зародившись  первоначально в одной определенной этнической культурной среде, каждая из этих трех религий в дальнейшем растеклась широко по разным странам, попадая в  различные условия, гибко приспосабливаясь и одновременно воздействуя на них. Уже одно это обстоятельство говорит  о многом с точки зрения взаимодействия данных религий и искусства различных  народов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Место искусства в современном мире

Одна из символических  форм культуры, осваивающая мир через  систему образов - искусство. Оно  характеризует способность человека художественно выражать свой внутренний мир. Художественный образ для того, чтобы стать общедоступным, должен обладать узнаваемой формой, но при  этом не потерять своей уникальности. В каждую эпоху, у каждого художника  и в каждом виде искусств он всякий раз обретает иное, неповторимое звучание, несмотря на то, что художник опирается  на стабильные правила и фундаментальные  изобразительные мотивы. Итак, язык искусства неповторим, он всегда зеркало  индивидуальной души, а само искусство  – поле экспериментов, прибежище  гениев, творящих новые формы и  правила. Как наиболее эмоциональному виду человеческой деятельности искусству  присущи динамичность, острота реакции  на изменчивость жизненного мира, быстрая  смена оценок, стилей, выразительных  средств.

В искусстве, как ни в одной  другой области поощряется выход  художника за пределы канонов. Правда, говорить об абсолютной свободе творчества художника нельзя, ибо он производная  величина своей культуры. Его всегда ограничивает ценностная и нормативная  база искусства его времени. Но именно через взаимодействие с ней и  формируется талант творца. Его грани  оттачиваются с одной стороны, естественным стремлением любого художника к  преодолению всяких границ, а с  другой, - необходимостью четкой организации  эстетической формы.

Искусство должно быть возвышено  и доступно одновременно. Оно отражает в художественной форме мир чувств современников, состояние общественного  сознания в целом. Искусство опирается  на собственные критерии, главным  из которых являются красота и  гармония. Искусство устанавливает  пропорции, соразмерность человека с миром, беря за эталон понятие красоты  и придавая ему чуть ли не сакральное значение. Известны слова Ф. М. Достоевского: «Красота спасет мир». Искусство всегда связано с определенной чувственной формой, обращается к созерцанию или воображению и носит бескорыстный характер. В искусстве красота – главная художественная ценность, обусловленная выражением гуманистических идеалов.

Таким образом, искусство  не только описывает жизнь, но и дает ей свои оценки, используя при этом не столько критерий достоверности, тождественности, сколько критерий правдоподобности. Сила искусства заключена  не в слепом копировании реальности, а представлении ее в особом свете. Это достигается посредством  отстранения художника от жизни  в пределах, в которых он может  конструктивно соединить реальное с воображаемым и тем самым  прояснить свои отношения с окружающим, перевести неосознаваемые аспекты  этих отношений в русло сознания. Искусство в этой связи обладает наибольшими потенциальными возможностями  в силу многозначности и гибкости своего символического языка. Именно оно  позволяет стереотипически воплощать  во всех новых художественных формах бессознательные пласты человеческого  бытия, регулируя напряженность  общественного сознания.

Искусство в современном  мире, как и все другие сферы  культуры, подвергается кардинальной перестройке. По выражению искусствоведа  В. Вейдле: «…искусство – не больной, ожидающий врача, а мертвый, чающий воскресения, искусству нет пути назад, в человеческий мир, согреваемый  незримо божественным огнем, светящим сквозь густое облако[1].

Искусство умирает не на своей эстетической поверхности, а  в своей сердцевине, которая у  него общая со строем человеческой души. Симптомами умирания являются: иссякание  фантазии, расчеловечивание героя, вытеснение высокого чувства прагматическим расчетом. Английский писатель Г. Честертон утверждал: «Искусство, исчерпав природу, обратилось к преступлению, растет тяготение к сильному… демонизм подхлестывает угасающее воображение… где новое мгновенно стареет, а старое не обновляется…»[8].

Исчезающую человечность в современном мире защитить сможет, прежде всего, художник, ибо для него, как ни для кого другого, открыт путь эмоционального созерцания жизни, путь искусства. Он носитель интереса к вечным, изначальным причинам, от которых  зависит жизнь. Художника привлекают «преобладающие, существенные характеры, управляющие каждой совокупностью  вещей и оставляющие свой отпечаток  на мельчайших подробностях… он открывает  основные законы… и выражает их…  не в сухих определениях, недоступных  толпе и понятных лишь для нескольких специалистов, а в форме осязательной, обращаясь не только к уму, но и  к чувствам, к сердцу самого простого человека. Искусство имеет ту особенность, что оно одновременно возвышено  и общенародно: оно изображает самое  высокое, делая его доступным  для всех»[6].

Итак, под искусством понимают эстетическое мастерство и созданные  благодаря ему произведения. От природных  объектов их отличает рукотворных характер исполнения, а от произведений науки  и техники – образный, эмоциональный  строй содержания.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Взаимоотношения религии и искусства

3.1. Литературно-религиозные памятники

Изучение истории религии  основано во многом на изучении религиозных  памятников, являющихся убедительными  примерами связи религии и  искусства.

Под религиозными памятниками  мы подразумеваем, прежде всего, культовые  памятники: памятники религиозного искусства (живописи, музыки), религиозной  литературы, религиозной архитектуры  создатели которых собственно и  преследовали культовые цели.

Имея функциональный характер, многие религиозные памятники одновременно являются достижениями мировой культуры. В их создании участвовали гениальные архитекторы, художники, мастера фресковой  живописи, иконописцы, композиторы. Тем  самым религия оказала огромное влияние на развитие всех видов искусства, а, следовательно, культуры вообще. История  культуры сохранила немало литературно-письменных религиозных памятников, среди которых  важнейшие Веды, Библия, Коран.

Веды – древнейший памятник индийской религиозной литературы, складывавшийся на протяжении многих веков (конец 2 – начало 1 тысяч. до н. э.). Веды состоят из четырех сборников:

1. Ригведа - гимны мифологического  и космологического содержания;

2. Самаведа - песнопение, повторяющиеся  тексты Ригведы и дополняющие  их ритуально-обрядовыми наставлениями; 

3. Яджорвежа - описание  ведических ритуалов, правил совершенияжертвоприношений;

4. Атхарваведа - магические  заклинания и формулы. На их  основе сложилась ведическая  религиозная традиция, многие образы  и философские концепции которые  вошли впоследствии в такие  религиозные философские системы,  как брахманизм, индуизм, джайнизм, буддизм. 

Коран- памятник арабо - мусульманской  и мировой культуры. Согласно преданию составление и редактирование Корана начато под наблюдением первых арабских халифов с привлечением записей, сделанных при пророке Мухаммеде. В нем 114 сур (глав) разного объема, от 286 аят (откровений, стихов) во второй суре и до 36 аят в последних  сурах.

Коран, по убеждению мусульман, прямая речь Бога к людям, в которой  он наставляет их в истинной вере, предупреждает  грешников о вечных мучениях, а  богобоязненным обещает вечное блаженство. Коран содержит основы мусульманского богословия и права. В богослужении пользуются только арабским текстом  Корана, так как при переводе на другие языки искажается смысл откровений.

В Коране есть рассказы о  происхождении и устройстве мира, сотворении человека; большое место  занимают положения социально-правового  характера. Коран позволяет проследить влияние древних арабских племен и других народов конца 6 – первой четверти 7 вв. на развитие культуры других народов.

Важнейший памятник христианской литературы - Библия, созданная в 1 тыс. до н. э. Книга под названием «Библия» имеет подзаголовок «Книга Священного Писания Ветхого и Нового Завета», который показывает, что это не единая книга, а собрание книг: их насчитывается 77 (вместе с неканоническими книгами  Ветхого Завета).

Ветхий Завет – первая часть Библии, рассматриваемая иудаизмом  и христианством, как Священное  Писание, - содержит 39 книг, признаваемых каноническими. Кроме того, в Ветхом Завете имеется еще 11 книг, которые не признаны каноническими (Товит, Юдифь, Иисус сын Сирахов, Маккавеи).

Первоначальный текст  Нового Завета – на древнегреческом. Новый Завет - это часть Библии, почитаемая в качестве священного писания  христианами. Название связано с  учением о новом договоре Бога с людьми через Иисуса Христа, включает 27 книг: Евангелия ( от Матфея, Марка, Луки, Иоанна ), Деяния апостолов, 21 Послание апостолов, Откровения Иоанна Богослова, Апокалипсис. Содержание текста Библии многообразно и весьма разнородно. Отдельные ее части были написаны в разное время, они появлялись постепенно на протяжении целого тысячелетия. Первоначальный текст Ветхого Завета был написан на древнееврейском языке (очень немногие фрагменты -на арамейском

Библия, как впрочем, и  другие религиозные памятники, по-разному  оценивается людьми с разной мировоззренческой  ориентацией: одни считают их священными, другие полагают, что это замечательные  культурно - исторические памятники, созданные  людьми в определенных исторических условиях. В любом случае следует  признать, что они сложны, многослойны, многоаспектны, в них содержится огромнейший познавательный материал.

3.2. Искусство древнерусской иконописи.

Живописные изображения  не были чужды культуре языческой  Руси. Но именно с принятием христианства на Русь пришли и новые для нее  виды монументальной живописи – мозаика  и фреска, а также станковая  живопись – иконопись. Монументальная живопись была призвана не только украсить храм, но еще в большей степени  должна была максимально, просто и лаконично  раскрыть перед молящимся основные положения христианского вероучения – о Боге как Творце и Судье  мира, Христе как спасителе человечества, пути спасения для людей, единстве небесной и земной церкви.

Икона – переделанное на русский лад греческое слово  «эйкен», что значит изображение, образ, подражание. Происхождение свое иконопись  ведет от эллинистической портретной живописи. В частности, большую роль здесь сыграли так называемые Фаюмские портреты I – III вв. н.э. Свое название они получили по оазису Фаюм в Нижнем Египте, где были найдены. Фаюмские портреты были написаны на досках восковыми  красками (энкаустика). В этой же технике  были выполнены древнейшие из дошедших до нас икон, коптские и византийские.

Икона – это «книга для  неграмотных», она рассматривается  церковью не как тождественное божеству, но как символ, таинственно с ним  связанный, а потому дающий духовное приобщение к «оригиналу», т.е. проникновение  в мир сверхъестественного через  предмет реального мира. Поэтому  иконопись обладает своим метаязыком.

Византия не только познакомила  русских художников с новой для  них техникой живописи, но и дала им иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась церковью. Православная церковь никогда не допускала писания икон с живых  людей и требовала четкого  соблюдения канона, закреплявшего те особенности иконописных изображений, которые отделяли «горний» (божественный) мир от «дольнего» (земного).

Условность письма должна была подчеркивать в облике изображаемых на иконе лиц их неизменную сущность, духовность. Поэтому фигуры писались плоскими, неподвижными, использовалась особая система изображения пространства (обратная перспектива) и временных  отношений (вневременное изображение). Условный золотой фон иконы символизировал божественный свет. Все изображение  пронизано этим цветом, фигуры не отбрасывают  теней, так как в Царствии Божием теней нет. Православные теологи  называли иконы «богословием в красках» и видели в них средство направить  помыслы и чувства верующих к  «горнему».

Мозаика не получила на Руси широкого распространения, потому что  смальта была слишком редким и  дорогим материалом. Техника же фрески требующая быстрого исполнения и  мастерства, оказалась более приемлемой для живописного убранства русских  церквей.

Из-за преобладания на Руси деревянных храмов древнерусское изобразительное  искусство становилось искусством иконы. Деревянная церковь не расписывалась  фресками, не украшалась мозаикой. Только икону можно было повесить на стену  храма или укрепить в резных тяблах. Дерево служило основным материалом для создания иконы, а такой материал всегда имелся у древнерусского живописца. Это обстоятельство объясняет причину  широкого распространения иконы  на Руси. Специфика искусства Древней  Руси заключалась в абсолютном преобладании станковой живописи – иконы, которая  явилась классической формой изобразительного искусства для русского средневековья.

Информация о работе Искуство и религия