Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 13:06, реферат
Наличие взаимосвязи между религией и политикой очевидно. Религия никогда не сводилась лишь к вере в Бога и в потустороннюю жизнь, к совершению религиозных обрядов. Именно социальные учения позволяли монотеистическим религиям овладевать массами и тем самым влиять на расстановку сил в обществе. Религия по-своему объясняет реально существующий мир и регулирует не мнимые, а реальные отношения между людьми. Без религиозной интерпретации чисто земных отношений между людьми религия не смогла бы выполнять сложные социальные функции, в том числе и интегрирующую, потеряла бы свою привлекательность, перестала бы существовать. Сами причины возникновения новых религиозных движений, как правило, носили социально-политический характер. Такие движения появлялись в ответ на назревшие Потребности общественной жизни. Фактически каждая вновь возникшая религиозная секта X выступает как социально-политическая ячейка, а система ее воззрений - это новая социально-политическая доктрина, появляющаяся в религиозной форме. Такова в сущности история возникновения христианства, ислама, буддизма, других религий.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СООТНОШЕНИЕ НОРМ ПРАВА И РЕЛИГИЙ 5
2. ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НОРМ ПРАВА И РЕЛИГИИ 10
3. ПРАВО И РЕЛИГИОЗНЫЕ НОРМЫ В РФ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
Список использованных источников 18
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СООТНОШЕНИЕ НОРМ ПРАВА И РЕЛИГИЙ 5
2. ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НОРМ ПРАВА И РЕЛИГИИ 10
3. ПРАВО И РЕЛИГИОЗНЫЕ НОРМЫ В РФ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
Список использованных источников 18
Наличие взаимосвязи между
религией и политикой очевидно. Религия
никогда не сводилась лишь к вере
в Бога и в потустороннюю жизнь,
к совершению религиозных обрядов.
Именно социальные учения позволяли
монотеистическим религиям овладевать
массами и тем самым влиять
на расстановку сил в обществе.
Религия по-своему объясняет реально
существующий мир и регулирует не
мнимые, а реальные отношения между
людьми. Без религиозной интерпретации
чисто земных отношений между
людьми религия не смогла бы выполнять
сложные социальные функции, в том
числе и интегрирующую, потеряла
бы свою привлекательность, перестала
бы существовать. Сами причины возникновения
новых религиозных движений, как
правило, носили социально-политический
характер. Такие движения появлялись
в ответ на назревшие Потребности
общественной жизни. Фактически каждая
вновь возникшая религиозная
секта X выступает как социально-
Качественно новым этапом
в усилении общественно-политической
роли религии стало возникновение
церкви - религиозной организации, выступающей
в качестве средств упорядочения
отношений внутри религиозного объединения
и его связей со светскими общностями
и организациями. Заметим, что церковь
как организация
По мере развития церкви усиливались и ее политические функции. Постепенно власть церкви частично приобрела политический характер, так как она стала претендовать на роль высшего авторитета в укреплении не только семьи, но и общественной морали, в соблюдении норм и правил, в которых заинтересовано все общество. Церковь стала играть огромную роль и в укреплении авторитета государственной власти. Многие авторы, анализируя нынешнюю деятельность церкви, рассматривают ее как один из влиятельных компонентов политической системы общества. Осуществляя эту деятельность, церковь исходит из того, что людям нужны не только духовность и вера, но и религиозное обоснование их стремления к нормальному удовлетворению сугубо земных потребностей.
Выполнение указанных
общественных функций, как известно,
невозможно без соответствующей
идеологии. Поэтому в деятельности
любой церкви, особенно это характерно
для католицизма, значительное место
отводится разработке ее социально-политической
доктрины. При этом религиозные идеологи,
опираясь на священные книги и
учение отцов церкви, исходят из
возможности торжества
В гражданском обществе важное
место отводится духовно-
Как правило, в настоящее
время основы взаимоотношений между
церковью и государством в гражданском
обществе регулируются нормами конституционного
права, провозглашающими отделение
церкви от государства. Это означает,
что государственные органы и
должностные лица не вмешиваются
в сферу религиозных отношений,
в том числе в деятельность
религиозных объединений, и не поручают
им выполнение государственных функций.
Вместе с тем государство защищает
законную деятельность религиозных
объединений, занимая в вопросах
свободы вероисповеданий и
Согласно, например, ст. 13 Конституции
Греции, свобода совести ненарушима.
Пользование личными и
В современном обществе существует
и такой важный духовно-культурный
институт, как религия. Ее влияние
ощущается не только в духовной,
но и в политической жизни общества.
Свои религиозные потребности
Современное государство, как уже отмечалось, строит свои отношения с церковью, как правило, на основе провозглашения отделения церкви от государства. В то же время, провозглашая невмешательство в ее дела, оно гарантирует равенство всех религиозных конфессий, допускает возможность добровольного религиозного образования.
Под свободой совести понимается право человека как верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии, так и быть атеистом, т.е. не верить в Бога. Эта свобода особенно важна в государствах, в которых признана государственная религия и, следовательно, существует определенное давление на человека с целью заставить его принять эту религию. В государствах без государственной религии свобода служит защитой для атеистов, а в тоталитарных атеистических государствах ею прикрывались официальная антирелигиозная пропаганда и гонения на церковь.
Свобода вероисповедания означает право человека на выбор религиозного учения и беспрепятственное отправление культов и обрядов в соответствии с этим учением. Эта свобода, таким образом, по своему содержанию уже первой. В субъективном смысле, т.е. как право человека, равнозначным является понятие свободы религии, но оно еще означает и право на существование всех религий и возможность каждой их них беспрепятственно проповедовать вероучение. Однако в обиходе очень часто все указанные термины употребляются как идентичные.
Международный пакт о гражданских и политических правах свободу совести и религии соединяет со свободой мысли, включая в нее "свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору" (ст. 18).
Конституция РФ провозглашает:
"Каждому гарантируется
Но в ней в завуалированном
виде закрепляется право не только
на атеистические убеждения, но и
на атеистическую пропаганду ("распространять
религиозные и иные убеждения"),
что является явным отголоском прошлых
лет. С содержательной точки зрения
следует признать бесполезным упоминание
о праве "не исповедовать никакой"
религии, поскольку это заложено
в содержании свободы совести. Следует
помнить, что данная статья Конституции
посвящена только правам человека в
области религии, что же касается
правового положения самих
Свобода совести и вероисповедания
подробно регламентируется Законом
о свободе вероисповеданий от
25 октября 1990 г. Так, конкретизированы
гарантии свободы вероисповедания,
для чего, в частности, запрещено
указывать в официальных
Ряд положений Закона посвящен
проблемам религиозного воспитания.
Так, право на свободу совести
признано за ребенком, а родителям
предоставлено право
Закон устранил дискриминацию
религиозных объединений, признав
правомерным распространение
Определенные гарантии свободы
совести и вероисповедания
В то же время УК преследует
те религиозные объединения, деятельность
которых сопряжена с
Коренное изменение политики
государства по отношению к религии,
происшедшее в последние годы,
возвращает России ее духовные силы. Возвращаются
храмы, религиозные ценности, возрождаются
религиозные учебные заведения.
Тем самым создаются
Распоряжением Президента Российской Федерации от 24 апреля 1995 г. создан Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, а распоряжением от 2 августа 1995 г. утверждено Положение об этом Совете. Совет является консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений для Президента. Он обеспечивает взаимодействие Президента с религиозными объединениями, участвует в разработке совместной концепции взаимоотношений государства и религиозных объединений. Специально оговаривается, что Совет не обладает контрольными или распорядительными функциями по отношению к религиозным объединениям. В состав Совета вошли представители всех ведущих конфессий России. Создание Совета отражает новый характер отношений между властью и религиозными объединениями, основанных на свободе последних и невмешательстве государства в их внутреннюю деятельность.
Результат, последствия выполнения религией ее функций, значимость ее действий, т. е. ее роль, бывали и бывают разными. Сформулируем некоторые принципы, реализация которых помогает анализировать роль религии объективно, конкретно-исторически, в определенных условиях места и времени.
Роль религии нельзя считать исходной и определяющей, хотя она оказывает на экономические отношения и другие сферы общественной жизни обратное влияние. Она санкционирует определенные взгляды, деятельность, отношения, институты, придает им "ореол святости" или объявляет "нечестивыми", "отпавшими", "погрязшими во зле", "греховными", противоречащими "закону", "Слову Божию". Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Происходит "наложение" религиозных отношений на другие общественные отношения .
Степень влияния религии
связана с ее местом в обществе,
а это место не является раз
и навсегда данным, оно изменяется
в контексте процессов