Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:03, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение права и религиозных норм.
Для того чтобы объективно определить в какой степени существующее соотношение права и религии приближено к истине, следует разобраться в том, какое место в современном обществе занимает право и религия (в его позитивном, т.е. юридическом смысле).
Введение с. 2
Право и религиозные нормы с. 3
Религия одна из форм социальных норм с. 3-5
Право с. 5-6
Соотношение права и религиозных норм с. 6-8
Взаимоотношения церкви и государства с. 8-10
Заключение с. 11
Список использованных источников с. 12
Белорусский Государственный Университет
Юридический
факультет
Контрольная работа
по дисциплине: «Общая теория права»
по теме:
«Право и религия»
Выполнила:
Лагутко М.П
1 курс, 5
группа
Минск 2010 г.
Содержание
Целью данной работы является рассмотрение права и религиозных норм.
Для того чтобы объективно определить в какой степени существующее соотношение права и религии приближено к истине, следует разобраться в том, какое место в современном обществе занимает право и религия (в его позитивном, т.е. юридическом смысле).
В рамках данного вопроса следует разобраться в том, какая же роль отведена праву и религии среди других социальных регуляторов, как различные социальные нормы соотносятся и взаимодействуют между собой, какие существуют тенденции их развития и преобразования.
Проблема
является актуальной поскольку в
процессе исторического развития и
эволюции общественных отношений, то есть
усложнения их элементной структуры, а
так же появления их новых разновидностей
неизбежно возникает вопрос о
значимости в тот или иной период
времени применительно к
Вследствие
этого возникают вопросы о
необходимости
В гражданском обществе важное место отводится духовно-культурной жизни. Ее составной частью является религия. Она традиционно, на протяжении многовековой истории человечества объединяла людей, оказывала прямое или косвенное влияние на жизнь государства и воспитание молодого поколения.
Как
правило, в настоящее время основы
взаимоотношений между церковью
и государством в гражданском
обществе регулируются нормами конституционного
права, провозглашающими отделение
церкви от государства. Это означает,
что государственные органы и
должностные лица не вмешиваются
в сферу религиозных отношений,
в том числе в деятельность
религиозных объединений, и не поручают
им выполнение государственных функций.
Вместе с тем государство защищает
законную деятельность религиозных
объединений, занимая в вопросах
свободы вероисповеданий и
Потребность в социальном регулировании порождена выделением человека из животного мира и осознанием им своего «я», отношений с другими людьми. Эти процессы обособления и индивидуализации являются предпосылкой возникновения социального регулирования.
Появление первых социальных норм связано с утилитарными рефлексивными суждениями о полезности или вредности определенного поведения для рода, племени, орды. Синкретичность сознания людей первобытного общества, определявшаяся примитивностью бытия, обусловила и нерасчлененность социальных норм, появившихся на ранних стадиях развития человечества. Эти нормы в научной литературе называют по-разному. Социальная норма – это, по существу, мера полезного с точки зрения общества поведения, направленного на достижение определенных результатов по удовлетворению интересов и потребностей человека. [1, с. 222]
Наиболее удачным представляется термин «мононормы», отражающий синкретичность правил поведения в первобытном обществе.
Сам факт появления норм – признак сугубо человеческого бытия. Через освоение мононорм культивировались формы поведения, необходимые человеческому сообществу для дальнейшего прогресса. [5, с. 123]
Суть нормативного социального регулирования в том и состоит, чтобы упорядочить общественно значимую деятельность при помощи общих правил, норм, образцов, эталонов поведения, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны следовать все люди, попавшие в ситуацию, предусмотренную этими правилами.
При
родоплеменной организации
Социальные нормы сложились исторически и являются одним из необходимых условий жизнедеятельности общества, средством общественного управления, согласования взаимных интересов и потребностей людей.
Социальные нормы многообразны и обладают различными признаками. В целях выявления природы, содержания, специфики социальных норм наука использует различные основания, критерии их деления, классификации на определенные группы, виды.
Так, религиозные нормы являются одним из основных видов социальных норм. [1, с. 223, 225]
Религиозные нормы – это правила поведения, выработанные различными вероисповеданиями. Для лиц, исповедующих определенную религию, они обязательны. Они содержаться в религиозных книгах (Ветхий завет, Новый завет, Коран, Сунна, Талмуд и др.), в решениях собраний духовенства (постановления соборов, конференций и др.), а также в произведениях религиозных писателей. Эти нормы регламентируют порядок отправления религиозных культов, обрядов, организации и деятельности религиозных объединений и др.
Данная
группа социальных норм характерна тем,
что в ней сочетаются черты, присущие
корпоративным нормам, нормам морали,
обычаям. Своеобразное сочетание этих
признаков, однако, не дает основания
отождествлять религиозные
Истории
известны достаточно продолжительные
периоды времени, когда религиозные
нормы имели юридическое
С распадом родового строя появилось право, заняв важное место в системе социального регулирования. Право является наиболее мощным фактором системообразования, поскольку в значительной степени именно в праве проявляются системные связи всего комплекса социальных норм, в том числе и религиозных.
Право закрепляет сложившиеся в обществе господствующие отношения, содействует возникновению и формированию новых отношений, объективные предпосылки для которых уже созрели, развивает сложившиеся отношения, преодолевает отношения, противоречащие господствующим интересам, охраняет господствующие отношения.
Право играет двоякую роль: закрепляет сложившиеся отношения или вызывает к жизни новые, к которым законодатель сознательно стремится. [4, с. 61]
Отделение правовых норм от религиозных произошло тогда, когда стали различать «преступление и грех». Это различие было выработано в римском праве.
Следует
отметить огромное влияние религии
на нормативные системы
Хотя
религия возникает позднее
Тесная связь права с религией получает новое созвучие и новые импульсы в период феодализма. Переход к феодальной эпохе был связан с четким оформлением мировых религий. Развивается каноническое право, все прочнее утверждаются нормы шариата. Эти правовые системы не ограничивались рамками одного государства, а носили экстерриториальный и персональный характер, т.е. распространяли свое действие на все страны, где соответствующая религия была господствующей, и на всех верующих вне зависимости от того, где они находились.
Но если в большинстве стран Востока религиозные правовые системы по-прежнему выступали всеобъемлющим единым религиозно-нравственным и правовым регулятором всех сторон жизни общества, то в феодальной Европе действию канонического права сопутствовали развитие обычая, светского права, национального законодательства.
Взаимосвязь права и религии существует и в современном мире. Системы традиционного права проникнуты религиозными началами и принципами. Правовые системы стран Западной Европы все более обособляются от религиозных догм. Однако и здесь право и религия не противостоят друг другу абсолютно, некоторые нормы права по-прежнему находят в религии нравственные опоры. Это закономерно. Христианские религиозные запреты и требования несут в себе опыт социального общения людей, выработанный тысячелетиями, выражают элементарные нормы человеческого общежития. [5, с. 127-128]
В Республике Беларусь нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с правом в ряде общественных отношений. Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» создают правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободу совести, включая право свободно исповедать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Право в цивилизованном мире относится отрицательно к псевдорелигиозным организациям, в частности к оккультным религиям и тоталитарным сектам, подавляющим личность и превращающим человека в слепого исполнителя воли «мастера», «учителя» и стоящих за ними псевдопроповедников веры в Бога. [3, с. 189]
Запрещается деятельность религиозных организаций, которая направлена против суверенитета государства, его конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред здоровью и нравственности.
В
ряде случаев религиозные
Право также поддерживает религиозные нормы с моральным содержанием, способствующие укреплению правопорядка, организованности, общественной дисциплины. [1, с. 238-239]
Есть
различия между правом и религией.
Религиозные нормы
Верующие могут беспрепятственно совершать религиозные обряды, связанные со вступлением в брак, с рождением ребенка, похоронами и другие, однако юридического значения они не имеют. [3, с. 190]
Так как правовую систему регулирует государство и общество, а религиозные нормы – церковь, то следует рассказать о их взаимоотношениях, которые зависят от типа государств и режимов.