Право и религия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:03, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение права и религиозных норм.
Для того чтобы объективно определить в какой степени существующее соотношение права и религии приближено к истине, следует разобраться в том, какое место в современном обществе занимает право и религия (в его позитивном, т.е. юридическом смысле).

Оглавление

Введение с. 2
Право и религиозные нормы с. 3
Религия одна из форм социальных норм с. 3-5
Право с. 5-6
Соотношение права и религиозных норм с. 6-8
Взаимоотношения церкви и государства с. 8-10
Заключение с. 11
Список использованных источников с. 12

Файлы: 1 файл

ОКР по ОТП.docx

— 31.10 Кб (Скачать)

Белорусский Государственный Университет

Юридический факультет 
 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине: «Общая теория права»

по теме: «Право и религия» 
 
 
 
 

Выполнила:

Лагутко М.П

1 курс, 5 группа 
 
 
 

Минск 2010 г.

Содержание

  1. Введение с. 2
  2. Право и религиозные нормы с. 3
    1. Религия одна из форм социальных норм  с. 3-5
    2. Право с. 5-6
    3. Соотношение права и религиозных норм с. 6-8
  3. Взаимоотношения церкви и государства с. 8-10
  4. Заключение с. 11
  5. Список использованных источников с. 12
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
          1. ВВЕДЕНИЕ

     Целью данной работы является рассмотрение права и религиозных норм.

     Для того чтобы объективно определить в  какой степени существующее соотношение  права и религии приближено к  истине, следует разобраться в  том, какое место в современном  обществе занимает право и религия (в его позитивном, т.е. юридическом  смысле).

     В рамках данного вопроса следует  разобраться в том, какая же роль отведена праву и религии среди  других социальных регуляторов, как  различные социальные нормы соотносятся  и взаимодействуют между собой, какие существуют тенденции их развития и преобразования.

     Проблема  является актуальной поскольку в  процессе исторического развития и  эволюции общественных отношений, то есть усложнения их элементной структуры, а  так же появления их новых разновидностей неизбежно возникает вопрос о  значимости в тот или иной период времени применительно к конкретным обстоятельствам тех или иных социальных регуляторов.

     Вследствие  этого возникают вопросы о  необходимости совершенствования  нормативной базы общества, о приведении ее в соответствие с требованиями новых условий жизни при историческом отмирании тех или иных общественных отношений, а так же при их изменении - об устранении не соответствующих  действительности норм или их элементов, с целью предотвращения возможности  путаницы и противоречий. 
 
 
 

          1. Право и религиозные  нормы

     В гражданском обществе важное место  отводится духовно-культурной жизни. Ее составной частью является религия. Она традиционно, на протяжении многовековой истории человечества объединяла людей, оказывала прямое или косвенное  влияние на жизнь государства  и воспитание молодого поколения.

     Как правило, в настоящее время основы взаимоотношений между церковью и государством в гражданском  обществе регулируются нормами конституционного права, провозглашающими отделение  церкви от государства. Это означает, что государственные органы и  должностные лица не вмешиваются  в сферу религиозных отношений, в том числе в деятельность религиозных объединений, и не поручают им выполнение государственных функций. Вместе с тем государство защищает законную деятельность религиозных  объединений, занимая в вопросах свободы вероисповеданий и убеждений  нейтральную позицию.

    1. Религия одна из форм социальных норм

     Потребность в социальном регулировании порождена выделением человека из животного мира и осознанием им своего «я», отношений с другими людьми. Эти процессы обособления и индивидуализации являются предпосылкой возникновения социального регулирования.

     Появление первых социальных норм связано с  утилитарными рефлексивными суждениями о полезности или вредности определенного  поведения для рода, племени, орды. Синкретичность сознания людей первобытного общества, определявшаяся примитивностью бытия, обусловила и нерасчлененность социальных норм, появившихся на ранних стадиях развития человечества. Эти  нормы в научной литературе называют по-разному. Социальная норма – это, по существу, мера полезного с точки  зрения общества поведения, направленного  на достижение определенных результатов по удовлетворению интересов и потребностей человека. [1, с. 222]

     Наиболее  удачным представляется термин «мононормы», отражающий синкретичность правил поведения  в первобытном обществе.

     Сам факт появления норм – признак  сугубо человеческого бытия. Через  освоение мононорм культивировались формы  поведения, необходимые человеческому  сообществу для дальнейшего прогресса. [5, с. 123]

     Суть  нормативного социального регулирования  в том и состоит, чтобы упорядочить  общественно значимую деятельность при помощи общих правил, норм, образцов, эталонов поведения, которые распространяются на все случаи данного рода и которым  должны следовать все люди, попавшие в ситуацию, предусмотренную этими  правилами.

     При родоплеменной организации общества социальными регуляторами являлись преимущественно первобытные обычаи, религиозные запреты (табу). По мере усложнения общественных связей возникали  новые социальные нормы.

     Социальные  нормы сложились исторически  и являются одним из необходимых условий жизнедеятельности общества, средством общественного управления, согласования взаимных интересов и потребностей людей.

     Социальные  нормы многообразны и обладают различными признаками. В целях выявления  природы, содержания, специфики социальных норм наука использует различные  основания, критерии их деления, классификации  на определенные группы, виды.

     Так, религиозные нормы являются одним  из основных видов социальных норм. [1, с. 223, 225]

     Религиозные нормы – это правила поведения, выработанные различными вероисповеданиями. Для лиц, исповедующих определенную религию, они обязательны. Они содержаться  в религиозных книгах (Ветхий завет, Новый завет, Коран, Сунна, Талмуд и др.), в решениях собраний духовенства (постановления соборов, конференций и др.), а также в произведениях религиозных писателей. Эти нормы регламентируют порядок отправления религиозных культов, обрядов, организации и деятельности религиозных объединений и др.

     Данная  группа социальных норм характерна тем, что в ней сочетаются черты, присущие корпоративным нормам, нормам морали, обычаям. Своеобразное сочетание этих признаков, однако, не дает основания  отождествлять религиозные нормы  с другими видами социальных норм. Скорее, наоборот, именно это качество и предопределяет необходимость  их выделения в самостоятельную  группу.

     Истории известны достаточно продолжительные  периоды времени, когда религиозные  нормы имели юридическое значение. Они регулировали брачно-семейные, имущественные, некоторые политические и другие общественные отношения. И в настоящее время в некоторых исламских государствах нормы религиозного характера регулируют различные стороны жизни людей. Однако в большинстве стран мира церковь, религиозные организации отдалены от государства, религиозные нормы распространяются только на верующих и, как правило, не имеют юридического значения. [1, с. 237-238]

    1. Право

     С распадом родового строя появилось  право, заняв важное место в системе социального регулирования. Право является наиболее мощным фактором системообразования, поскольку в значительной степени именно в праве проявляются системные связи всего комплекса социальных норм, в том числе и религиозных.

     Право закрепляет сложившиеся в обществе господствующие отношения, содействует возникновению и формированию новых отношений, объективные предпосылки для которых уже созрели, развивает сложившиеся отношения, преодолевает отношения, противоречащие господствующим интересам, охраняет господствующие отношения.

     Право играет двоякую роль: закрепляет сложившиеся  отношения или вызывает к жизни  новые, к которым законодатель  сознательно стремится. [4, с. 61]

    1. Соотношение права и религиозных норм

     Отделение правовых норм от религиозных произошло  тогда, когда стали различать  «преступление и грех». Это различие было выработано в римском праве.

     Следует отметить огромное влияние религии  на нормативные системы рабовладельческого общества. Все древние народы дают божественное объяснение и обоснование  своим законам. Нормы права у  них еще четко не отделены от религиозных  предписаний. Это особенно характерно для древневосточных государств, где механизм социальной регуляции  отличается синкретизмом, внутренней нерасчлененностью.

     Хотя  религия возникает позднее первичных  мононорм, она быстро проникает во все поры формирующихся регулятивных механизмов.

     Тесная  связь права с религией получает новое созвучие и новые импульсы в период феодализма. Переход к  феодальной эпохе был связан с  четким оформлением мировых религий. Развивается каноническое право, все  прочнее утверждаются нормы шариата. Эти правовые системы не ограничивались рамками одного государства, а носили экстерриториальный и персональный характер, т.е. распространяли свое действие на все страны, где соответствующая  религия была господствующей, и на всех верующих вне зависимости от того, где они находились.

     Но  если в большинстве стран Востока  религиозные правовые системы по-прежнему выступали всеобъемлющим единым религиозно-нравственным и правовым регулятором всех сторон жизни общества, то в феодальной Европе действию канонического  права сопутствовали развитие обычая, светского права, национального законодательства.

     Взаимосвязь права и религии существует и  в современном мире. Системы традиционного права проникнуты религиозными началами и принципами. Правовые системы стран Западной Европы все более обособляются от религиозных догм. Однако и здесь право и религия не противостоят друг другу абсолютно, некоторые нормы права по-прежнему находят в религии нравственные опоры. Это закономерно. Христианские религиозные запреты и требования несут в себе опыт социального общения людей, выработанный тысячелетиями, выражают элементарные нормы человеческого общежития. [5, с. 127-128]

     В Республике Беларусь нормы, установленные  религиозными организациями, соприкасаются  с правом в ряде общественных отношений. Конституция Республики Беларусь, Закон  Республики Беларусь «О свободе совести  и религиозных организациях»  создают правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободу совести, включая  право свободно исповедать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

     Право в цивилизованном мире относится  отрицательно к псевдорелигиозным  организациям, в частности к оккультным религиям и тоталитарным сектам, подавляющим  личность и превращающим человека в  слепого исполнителя воли «мастера», «учителя» и стоящих за ними псевдопроповедников  веры в Бога. [3, с. 189]

     Запрещается деятельность религиозных организаций, которая направлена против суверенитета государства, его конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и  свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред здоровью и нравственности.

     В ряде случаев религиозные объединения  приобретают статус юридических  лиц. Акты, на основе которых осуществляют свою деятельность эти объединения, определяют их правосубъектность, и  в  силу этого некоторые содержащиеся в них нормы в этой части  приобретают юридическое значение.

     Право также поддерживает религиозные  нормы с моральным содержанием, способствующие укреплению правопорядка, организованности, общественной дисциплины. [1, с. 238-239]

     Есть  различия между правом и религией. Религиозные нормы распространяются только на верующих определенной конфессии. Различен и механизм действия религиозных  норм, которые предписывают вести  себя, ссылаясь на высший авторитет  – Бога, правовые же нормы установлены  и гарантированы государством.

     Верующие  могут беспрепятственно совершать  религиозные обряды, связанные со вступлением в брак, с рождением  ребенка, похоронами и другие, однако юридического значения они не имеют. [3, с. 190]

  1. Взаимоотношения церкви и государства

     Так как правовую систему регулирует государство и общество, а религиозные нормы – церковь, то следует рассказать о их взаимоотношениях, которые зависят от типа государств и режимов.

Информация о работе Право и религия