Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 08:15, реферат
Проблема взаимоотношения религии и искусства может исследоваться в разных аспектах. Возможно, например, историческое и искусствоведческое исследование их соотношения в те или иные эпохи, в тех или иных культурах. Взаимоотношение религии и искусства в определенные эпохи анализируется в ряде трудов ученых по истории искусства. Например, в работах Н.А. Бердяева, Б.А. Рыбакова, Э.Б. Тайлора, Дж.Д. Фрезера и других. Различные аспекты проблемы искусства и религии рассматривали такие историки и философы, как А.В. Горский, А.В. Карташев, П.А. Флоренский. В современной отечественной литературе этим аспектам посвящено немало различных публикаций. Взрыв общественного интереса к этой теме в настоящее время не случаен: именно с искусством многие связывают возрождение России, а возрождение искусства - с религией.
Поскольку в самом Коране
нет ясно выраженного запрета
изображений живого, предлагается искать
ортодоксально-религиозное
Отрицательное отношение
к изображениям, вылившееся впоследствии
в преследование
Запрещение изображения
бога и идолопоклонства имело
следствием запрещение изображения
человека, ибо человек в исламе
не представляет никакой ценности вне
божественной идеи. Допустить изображение
человека означало в исламе идти в
какой-то мере на компромисс с языческим
богопониманием. Коран. Последовательно
проводя идею монотеизма, в конечном
счете, пришел к запрещению изображений
всего живого, ибо это рассматривалось
как подражание действиям Аллаха.
Чуждость изобразительного искусства
религиозно окрашенному «идеалу» в
исламе привела к запрету
Ислам оказал еще меньшее влияние на искусство (и народное, и профессиональное), чем буддизм или христианство, так как его неантропоморфность, жесткие запреты изображать все живое неизбежно сталкивались с коренными принципами искусства, которое немыслимо как форма общественного сознания без отношения к человеку. Но искусство оказалось все же необходимо исламу. От столкновения этих двух противоположных по своей сути духовных феноменов возникло нечто, что подтвердило жизненность и необходимость эстетического начала и вместе с тем иллюзорность и социальную ограниченность религиозного сознания.
В современном искусстве интерес вызывает и проблема взаимоотношения кинематографа и религии, которые всегда были непростыми. Священнослужители Запада раньше остальных поняли, что кино может служить весьма мощной силой «продвижения религиозных идей» в массы. Настороженно - подозрительно поначалу отношение к кинематографу весьма скоро сменилось у них намерением интегрировать киноэкран в сферу клерикально-пропагандистской деятельности. Что сделалось составной частью модернизации христианства. Иначе складывались обстоятельства в регионе традиционного распространения ислама, где ситуация развивалась в более сложных условиях и до сих пор далека от окончательного разрешения.
Как и в других частях
арабского мира, в Египте первые
киносеансы были восприняты исламскими
религиозными авторитетами непросто негативно,
но даже с враждебностью. Просмотровые
залы являлись, с их точки зрения,
«домами шайтана», а показывавшиеся
в них немые «движущиеся
Важным фактором не только
для распространения
Допуская в целом демонстрацию
на территории Египта экранной продукции
иностранного производства, мусульманские
теологи тщательно и с
Заключение
В процессе исторического развития духовной культуры человечества существуют различные взаимоотношения между такими формами общественного сознания, как искусство и религия. В этом историческом процессе те или иные религии «выбирают» ту или иную систему искусств, которая в наиболее оптимальном варианте способна воспроизводить духовную атмосферу и культовую практику данной религии. Искусство, как эмоционально-образное утверждение религиозных идей, занимает определенное место в структуре тех или иных религий. В ярком и четком виде этот процесс проявляется в функционировании развитых мировых религий, структура которых наиболее устойчива и определена, хотя исторически и она, конечно, эволюционирует.
Этот исторический процесс
взаимодействия искусства и религии
привел к тому, что мировые религии
включили в свою структуру почти
все искусства, как традиционные,
так и современные. Но этот процесс
имел свои роковые последствия: границы
религиозного сознания в результате
многостороннего воздействия на
него всех искусств стали размываться,
религии стали терять свое иллюзорное
специфическое содержание. Вместе с
тем возникает новая
Освобождение эстетического
сознания из-под религиозного влияния
неизбежно, так как современный
мир с его динамически
Список литературы
1. Вейдле В. В. Умирание искусства // Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. – М., 1991. – С. 165.
2. Краткая философская энциклопедия. – М., 1994. – С. 391
3. Крачковский И. Ю. Арабская поэзия. Избр. Соч. Т. II. М. – Л., 1956, с. 255.
4. Крачковский И. Ю. Арабская поэзия. Избр. Соч. Т. II. М. – Л., 1956, с. 264.
5. Раппопорт Ю. А. Из
истории религии древнего
6. Тэн И. Философия искусства. – М., 1996. – С. 30.
7. Угринович Д.М. Искусство и религия: (Теорет. очерк). М., 1982.
8. Честертон Г. Савонарола // Прометей. – М., 1967. Т. 2. – С. 306 – 307.
9. Яковлев Е. Г. Искусство и мировые религии. – М.: Высшая школа, 1977, с. 141.
10. Яковлев Е.Г. Эстетическое познание и религия. М., 1962; Эстетическое сознание искусство и религия. М., 1969; Искусство и мировые религии. М., 1977.
11. Шахов А. Ислам и «Голливуд арабского Востока» //Азия и Африка сегодня. – 2000. - №1