Искусство Вавилона и Ассирии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить искусство Вавилона и Ассирии, раскрыть новые шаги и открытия в области архитектуры, науки и искусства. В качестве основы курсовой работы использованы работы Чайлда Г. «Древнейший Восток в свете новых раскопок».

Оглавление

Введение……………………………………………………………...2-4
Глава 1. Искусство Вавилона……………………………………...5-32
1. Старовавилонский период………………………………5-6
2. Вавилонская наука……………………………………...6-18
3. Скульптура…………………………………………….18-21
4. Навуходоносор………………………………………..21-24
5. Нововавилонское искусство………………………….24-26
6. Святилище бога Мардука-Эсагила………………………26
7. Зиккурат Этеменанки – «Дом основания небес и земли»………………………………………………….26-27
8. Храм бога Мардука…………………………………...27-28
9. Ворота богини Иштар-Аибуршабу……………………...28
10. Главная процессионная дорога………………………28-29
11. Дворцы Вавилона……………………………………..29-32
Глава 2. Искусство Ассирии……………………………………...33-43
2.1 Города……………………………………………………….38
2.2 Рельефы………………………………………………….39-43
Заключение………………………………………………………........44
Список используемой литературы……………………………….45-46 Приложения……………………………………………………….47-49

Файлы: 1 файл

курсовая по вавилону.docx

— 1.17 Мб (Скачать)

     Дворцовые комплексы вмещали в себя и храмы, и зиккураты, также производящие впечатление крепостей и дозорных башен. Особенно напоминали крепостные сооружения сдвоенные зиккураты Ашшура, посвященные богам Ану и Ададу. Храмовый ансамбль Ашшура состоял из большого двора, обнесенного массивной стеной с воротами и двумя  устремленными ввысь башнями — зиккуратами, напоминающими горные вершины. Монументальные формы этих пирамидальных конструкций, сросшихся с толщей стен, казались величественными и грозными. Зиккурат придавал особую торжественность и дворцовому комплексу Саргона II в Дур-Шаррукине (см. приложение 5) Однако торжественными были не только фасады зданий этого грандиозного ансамбля, но и интерьеры. Дворец включал в себя 200 помещений, богато украшенных рельефами, росписями, поливными изразцовыми панелями. Сумрачные, высокие и узкие залы волей правителей были превращены в своеобразные музеи, летописные своды их походов, битв, разнообразных занятий во дворце. Впервые в искусстве Передней Азии рельефы и росписи, тесно соединенные с архитектурным пространством, превратились в сюжетно связанные между собой целостные панорамы, с удивительной документальностью и наглядностью фиксирующие жизнь и быт ассирийского двора. И хотя художники того времени искали в искусстве лишь образов,, возвеличивающих деяния царей, в них нашли яркое отражение типы и характеры людей тех времен, запечатлелись многие реальные события истории. Неяркое верхнебоковое освещение комнат подсказывало живописцам и резчикам по камню своеобразные выразительные решения, такие, как особая четкость контуров, резкая обозначенность силуэтов, всегда ясно читаемых, интенсивность условной раскраски, построенной на ярких цветах без тонов.

     О характере ассирийских росписей 9—8 вв. до н. э. мы можем составить представление по оформлению интерьера дворца наместника Шамшилу в провинциальном городе Телль-Борсиппе, стены которого по слою белой обмазки были расписаны яркими картинами охоты, шествий царедворцев, битв.

     Плоскостный, декоративный стиль росписей 9 в. до н. э. присущ и рельефам этого времени. Графически четкие и жесткие по своему ритму, подчинённые строгим канонам фризообразные ленты рельефов дворца Ашшурнасирпала II в Кальху (на холме Нимруд) размещались в несколько рядов друг над другом и изображали как бы нескончаемые ряды скачущих галопом конных воинов с туго натянутыми  тетивами луков. В сценах придворной жизни главное место отводилось процессиям и показу данников, несущих царю богатые подношения. Повествовательность здесь сочетается с доку- ментальностью. Мастера с большой наблюдательностью и точностью подмечают этнический тип представителей покоренных стран, характерные  признаки их причесок, одежд, манер. Большее разнообразие тем и стиля исполнения наметилось в рельефах дворца Саргона II в Дур-Шаррукине, выполненных, как и сам дворец, в 8 в. до н. э. Здесь и сцены разрушения войсками-победителями города, и показ жертвоприношений богам самого правителя. В них заметно исчезновение жесткой ритмической построенности и появление большей пластической мягкости, скульптурной проработки деталей. Наиболее совершенные по своей выразительности рельефы украсили дворцовые покои Ашшурбанипала в Ниневии   (669— ок. 635 г. до н. э.).

     Зрелое  мастерство проявилось здесь не только в возросшей динамике, умении живо и естественно передать движение, не только в сочной скульптурной лепке фигур, но и в более эмоциональном восприятии жизни/ Мчащиеся галопом кони, как и фигуры всадников, полны здесь напряжения, пафоса, силы. Художники, изображающие сцены царской охоты на выпущенных из вольер специально содержащихся там диких зверей, с непередаваемым мастерством сумели запечатлеть страдания безжалостно уничтожаемых людьми животных. Сцены гибели газелей, диких лошадей-онагров, а также величественных даже в своих предсмертных мучениях львов исполнены подлинного драматизма. Гладкий фон рельефов необыкновенно многоречив. Он как бы передает суровый дух пустынного ландшафта, где, пронзенная стрелами, издает свой последний, предсмертный рев раненая львица, влачащая по земле парализованные задние лапы, где сильный и гордый лев мучительно изрыгает из пасти кровь. Смелость и простота приемов, укрупненность   силуэтов   и форм позволяют мастерам особенно полно раскрыть напряженность чувств.

     Круглая скульптура играла в Ассирии меньшую роль, чем рельеф. Однако сравнительно немногочисленные статуи царей свидетельствуют о том, что, в отличие от повествовательных задач рельефа, главным здесь было стремление запечатлеть спокойную мудрость, достоинство, могущество и красоту владыки. Правильность идеализированных черт лица, неподвижная величавость, подчеркнутая сила мышц и монументальность тела не случайно уподобляли статуи правителей богам. Установленные в храмах, они и предназначались для поклонения, наряду со статуями почитаемых божеств. В них как бы откристаллизовались отобранные многовековой практикой традиции пластики Передней Азии.

 2.1 Города.

     Города в Ассирии в связи с ее специфической торгово-военной историей возникали и развивались на торговых магистралях, но в естественно защищенных пунктах, пo высоким речным берегам. Крупнейшие из них, в которых были открыты наиболее значительные памятники архитектуры и изобразительного искусства: Ашшур — древнейший город Ассирии, Кар-Тукульти-Нинурта (13 в. до н. э.), Дур-Шаррукен (вторая половина 8 в. до н. э.) и столицы государства — Кальху (Калах, современный Нимруд) в 9 в. до н. э. и в 8—7 вв. до н. э. Ниневия (современный Куюнджик). Многие из них были четко спланированы (Кар-Тукульти-Нинурта, Ниневия, Дур-Шаррукен). Ас сирийские города 13—7 вв. до н. э. имели крепостной облик: были защищены от нападений врагов мощными стенами с выступающими наружу башнями-контрфорсами и рвами.

     В ряде черт архитектуры и некоторых  строительных приемах Ассирии чувствуются следы хурритского и хеттско-малоазийского влияния. Это! массивные квадратные оборонительные башни по сторонам ворот в городских стенах, во дворцах и храмах, а также система кладки самих стен из сырцового кирпича (высотой до 15—18 м и толщиной около 6 м) с зубцами по краю из обожженного кирпича, на фундаменте из каменных глыб. 

    2.2 Рельефы.

     Компоновка  ассирийской скульптуры была подчинена  архитектонике зданий, как и во всех культурах хетто-хурритского круга. Для понимания и оценки изобразительного творчества Ассирии чрезвычайную ценность представляют настенные рельефы 13 в. до н. э. времени Тукульти-Нинурты I, первой половины 9 в. до н. э.— из дворца Ашшурнасирапала II в Кальху, из дворца Саргона II в Дур-Шаррукене, последней четверти 8 в. до н. э., и из помещений дворца Ашшурбанипала, 7 в. до и. э.

     Дворцовые рельефы высечены на алебастровых плитах, так называемых ортостатах,  которыми  облицовывали  донизу основную   кладку  стен  из   кирпича-сырца. При этом создавали многометровые,  связанные между собой по смыслу и по сюжетам композиции ) - своеобразные панно на камне.   В  сценах   культовых (например, предстояние у «древа жизни»  из дворца Ашшурнасирапала  II в Кальху,  Париж, Лувр), военных и охот прославляли царственных  владельцев каждого из  дворцов, могучих владык Ассирии. Общая изобразительная  система  рельефов  уже  вполне установилась ко  времени  Ашшурнасирапала II, к первой половине 9 в.до н. э. Сложился нерелигиозный канон прекрасного, физически необычайно мощного человека, воина-победителя. Фигуры и, главное, лица всех людей, в том числе и царей, для воплощения этого образа идеализировали и типизировали: создавали тип ассирийца с правильными чертами, с густыми вьющимися   волосами   и   бородой,   нарочито отказываясь    от портретности. Таково, например,  рельефное   изображение   Ашшурнасирапала   II,   сидящего  с чашей в руке   (из  его  дворца   в  Кальху,  Лондон, Британский музей). Общей плоскостно-декоративной трактовке изображений был подчинен и условный разворот фигур, также канонизированный к 9 в. до н. э.: голову, нижнюю часть корпуса и ноги передавали в профиль, глаз — в фас, ближнее к переднему плану плечо — в профиль, дальнее — в фас (в том числе и на рельефах   бронзовой ( обивки   ворот   царя Салманасара III в Балавате, 859—827 гг. до н. э., Лондон, Британский музей).

     Гармонично  включены в орнаментальный ритм рельефов, в их плоскость полосы клинообразных надписей — рассказы о победах, славословие царям. Таковы динамично построенные композиции осад крепостей, преследования врагов или диких животных, например,  из дворца Ашшурнасирапала II (Лондон, Британский музей) . При тонкой моделировке объемов фигур и орнаментальной прочерченности многих деталей в них единый главный прием передачи: подчинение всех рельефных изображений плоскости стены; эффекту верхнебокового освещения, в связи с основным назначением рельефов служить иллюстративным рассказом, в зримых образах подтверждающим, закрепляющим повествование царских анналов, высеченных на тех же плитах.

     Еще более подчеркивала большие плоскости, объемы и орнаментально переданные детали рельефов, раскраска (почти нигде не сохранившаяся) черным, красным, синим, зеленым и желтым по белому фону. Черно-коричневые контуры оттеняли силуэты всех фигур людей, животных и прочих изображений. Ритмически гармонично размещенные голубые и синие лошади, красные одежды всадников, черные волосы и бороды, красно-коричневые «пятна» лиц и обнаженных частей тел — рук, плеч, ног, красно-синие участки одежд и растений, бахромы и орнаментов тканей, ювелирных украшений, возможно, с позолотой — вот характерные сочетания в декоративной раскраске ассирийских рельефов.

     Стиль ассирийских рельефов несколько  изменялся от века к веку. Различные стадии этого развития и разнообразнейшие решения можно проследить по рельефам разного времени из дворцов царей Ашшурнасирапала II в Кальху, Саргона II в Дур-Шаррукене, Синаххериба и Ашшурбанапала — в Ниневии. Кроме того, в пределах   одного   комплекса   исполнение   не везде одинаково по мастерству: одни композиции выполнены первоклассными художниками-творцами, другие — ремесленниками-исполнителями. Типичнейшими примерами рельефов высокого образного и художественного уровня из дворца Ашшурбанапала являются ортостаты со сценами охоты на львов в царском зверинце в композиции так называемой «Большой львиной охоты» (Лондон, Британский музей). Очень мягко, пластично проработаны тела прыгающих, пораженных стрелами и убитых зверей, в частности широко известных раненых льва и львицы. Эти фигуры полны напряженного драматического содержания. Особенно выразительна смертельно раненная львица, пытающаяся приподняться.

     В рельефах того же времени (Ашшурбанапала), но передающих дворцовые шествия и культовые сцены, в связи с их официальной значимостью, господствует торжественная замедленность, статичность движений и поз.

     Росписи Ассирии совершенно аналогичны по сюжетам и декоративной системе исполнения принципам расцвечивания рельефов. Таковы, например, росписи из некоторых помещений дворца Саргона II, изображающие процессии, в которых царь представлен шествующим в сопровождении приближенных и воинов. Таковы же лучше сохранившиеся и этим особо ценные полосы росписей из дворца ассирийского наместника Шамшилу в провинциальном ассирийском городе Телль-Борсиппе (Телль-Ахмар) в Северном Двуречье. Последние, однако, несколько неоднородны стилистически, так как были выполнены в разное время, от второй половины 9 в. до середины 7 в. до н. э. Нанесены они по тонкой белой известковой обмазке, наложенной на сырцовую стену, по слою глины, смешанной с рубленой соломой. .Сюжеты — дворцовые шествия с участием царедворцев (Халеб, музей), ассирийские воины, побеждающие врагов, кони, колесницы. Местами можно проследить последовательные стадии работы художников. Сначала черной краской наносили контуры изображений, а затем уже другие краски: красно-коричневую, ультрамариново-синию, черную и белую, розовую и голубую. Стиль росписей плоскостный, декоративный, основан на локальных цветовых сочетаниях.

     Круглая скульптура. В ассирийской пластике преобладает рельеф. Однако в Ассирии создавали и изолированно стоящие, трехмерные, то есть круглые скульптуры. Исполняли такие произведения на основе тех же стилистических закономерностей, что и рельефы. Характерно четко подчеркнутое образное начало — главное в пластической трактовке и конструкции скульптур — их торжественно-величавое «стояние» или «сидение» на троне и, таким образом, подчинение и круглой пластики ясно выраженной архитектонике интерьеров зданий. Обобщены, монументализированы их основные объемы, оттененные небольшим количеством орнаментально-декоративно прорезанных деталей. Это бахрома одежд, орнамент, браслеты, серьги, наконец, напряженные мускулы на могучих руках и ногах всех персонажей. Таковы каменные статуи царей Ашшурнасирапала II (Лондон, Британский музей) и Салманасара III (Стамбул, Археологический музей), статуэтка царя Ашшурнасирапала II из янтаря, первоначально с инкрустацией золотом и полудрагоценными камнями (Стамбул, Археологический музей). Две первые скульптуры изображают царей в виде верховных жрецов. Они были установлены .в храме, в культовых нишах и являлись объектом поклонения наряду со статуями богов. Композиция их строго фронтальна, образы идеализированы: прославляется величие  и огромная физическая сила царей.

     Отточенность  профессиональных средств ассирийской пластики и росписей была основана на творческом восприятии отобранных практикой традиций шумеро-хетто-митаннийского искусства; строгой регламентации — канонизации наиболее действенных приемов. Кроме того, очевидно художники, руководившие оформлением ассирийских дворцов, были очень одаренными творцами. Владея к тому же названными выверенными средствами, они могли бесконечно варьировать композиции, включающие даже элементы официальных моделей, образцов, которые имелись в придворных мастерских.

     Особое  совершенство, концентрация творчески переработанных традиций в искусстве Ассирии могут быть объяснены и притоком в царские мастерские лучших художников со всех концов подчиненной этому государству Передней Азии. В рамках придворного парадного искусства, в границах официальных канонов художники Ассирии применяли разнообразные пластические ритмы для передачи торжественного, величавого покоя, в разной мере динамичных движений и ситуаций, но всегда создавали композиции, подчиненные строго последовательно декоративным нормам и действенной, отвечающей официальному заданию изобразительности.

       Прошло еще не одно столетие, прежде чем какой-либо более  молодой народ мог достигнуть  в монументальном искусстве той  степени свободы и жизненной  правды, какая была присуща ассирийцам. Но по сравнению с египтянами  они сделали соответственный  эпохе шаг вперед лишь в  частностях, но вообще отнюдь  не продвинулись на высшую  ступень художественного развития.

Информация о работе Искусство Вавилона и Ассирии