Искусство Вавилона и Ассирии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить искусство Вавилона и Ассирии, раскрыть новые шаги и открытия в области архитектуры, науки и искусства. В качестве основы курсовой работы использованы работы Чайлда Г. «Древнейший Восток в свете новых раскопок».

Оглавление

Введение……………………………………………………………...2-4
Глава 1. Искусство Вавилона……………………………………...5-32
1. Старовавилонский период………………………………5-6
2. Вавилонская наука……………………………………...6-18
3. Скульптура…………………………………………….18-21
4. Навуходоносор………………………………………..21-24
5. Нововавилонское искусство………………………….24-26
6. Святилище бога Мардука-Эсагила………………………26
7. Зиккурат Этеменанки – «Дом основания небес и земли»………………………………………………….26-27
8. Храм бога Мардука…………………………………...27-28
9. Ворота богини Иштар-Аибуршабу……………………...28
10. Главная процессионная дорога………………………28-29
11. Дворцы Вавилона……………………………………..29-32
Глава 2. Искусство Ассирии……………………………………...33-43
2.1 Города……………………………………………………….38
2.2 Рельефы………………………………………………….39-43
Заключение………………………………………………………........44
Список используемой литературы……………………………….45-46 Приложения……………………………………………………….47-49

Файлы: 1 файл

курсовая по вавилону.docx

— 1.17 Мб (Скачать)

     В Шумере жрец Гудеа, полновластный правитель города Лагаша, развивает в XXII в. до н.э. бурную строительную деятельность. Увы, почти ничего не сохранилось от воздвигнутых при нем архитектурных памятников. Но нам хорошо известны и лицо самого Гудеа, и скульптура его времени: около двадцати его статуй (большинство сейчас находится в Лувре) были обнаружены при раскопках.

     Высокого  расцвета в Вавилоне достигли науки, литература и искусство. Однако мы больше знаем о жизни Древнего Вавилона по письменным источникам, чем по художественным памятникам. Испепеленные войнами, разграбленные и сожженные последующими завоевателями, они дошли до нас в ничтожном количестве. И даже то, что сохранилось, обнаружено археологами в других, подчас отдаленных местах. Так, в Сузах, городе соседнего с Вавилоном государства Элама, была найдена знаменитая «Стела Хаммурапи» — свод царских законов, высеченных в камне и увековечивших уже не военные, а культурные деяния правителя. Стела в своей верхней части содержала и рельефное изображение самого царя, получающего от бога солнца и правосудия Шамаша символы власти. Живописная проработка складок одежд, мягко вылепленные лица Хаммурапи и божества, перед которым он предстоит, стиль передачи мускулатуры тела говорят о том, что искусство Вавилона складывалось под сильным воздействием искусства Шумера и особенно Аккада.: Но в вавилонской скульптуре больше спокойствия. Она несет на себе отпечаток торжественного ритуала, установившегося при дворе. Это проявляется как в замедленном жесте руки Хаммурапи, протянутой к богу Шамашу, так и в благоговейной сдержанности выражения его лица, в плавности очертания его одежд. 

     Рельефная композиция на стеле символична. Это инвеститура — сцена получения царем Хаммурапи знаков власти от бога солнца Шамаша. Сидящий на схематизированно переданном зиккурате Шамаш протягивает царю кольцеобразно свернутую веревку и жезл, а может быть, меры длины, то есть атрибуты строителя. Божество как бы передает правителю страны, своему главному слуге, полномочия действовать от его, божества, имени и для его прославления. В почтительной, молитвенной позе, подняв перед лицом согнутые в локтях руки, стоит перед троном бога Хаммурапи. Рельеф зримо воплощает идею о надчеловеческом, божественном происхождении верховной власти, как и на стеле Ур-Намму времени III династии Ура.

     В связи с общегосударственной  значимостью стелы с высеченными на ней клинописью законами рельеф, очевидно, был исполнен не рядовым художником. Композиция из двух фигур бога и царя, помещенных друг против друга, отличается уравновешенностью. На неровной, сильно выступающей, почти трехгранной лицевой поверхности камня достичь этого было непросто. Складки одежд и пряди волос персонажей проработаны, прорезаны живописными углублениями, с расчетом на игру света и тени. Лицо царя худое, с сильно запавшими щеками и выделяющимися высокими скулами, портретно. Последнее обстоятельство особенно ясно подтверждает высокий художественный уровень исполнения памятника. Становится несомненным восприятие нововавилонскими художниками реалистических достижений аккадского искусства.

     Особенности вавилонской культуры прослеживаются более явственно по памятникам соседствующих с ним государств Элама и Maри них можно точнее уловить те на первый взгляд, неприметные перемены и сдвиги, которые отличают вавилонские произведения от шумерийских. Так, знаменитая алебастровая статуя 18 в. до н. э. богини любви, плодородия и красоты Иштар (олицетворение планеты Венеры) хотя и близка шумерийским изображениям Инанны, но привлекает рядом новых черт. Небольшая фигурка, всего около метра высотой, показывает богиню в расцвете ее юной красоты. Мастер прежде всего подчеркивает ее чарующую  женственность. Фигура Иштар стройна и пропорциональна. Под легкой, лишь условно намеченной тканью просвечивает высокая упругая грудь, обозначена тонкая талия. Тяжелая, колоколообразная юбка удлиняет пропорции, сглаживает линии тела. Но самое яркое — это дышащее молодостью лицо богини, с точеным подбородком, высокими скулами и маленьким ртом, обрамленное густыми прядями пышных волос, ниспадающих на плечи. Голова увенчана высокой рогатой тиарой, что придает всему облику богини большую значительность. Можно себе представить, какое впечатление производила эта статуя на молящихся! Ведь руки ее, легко и естественно держащие у пояса массивный кувшин, соединенный в свою очередь со сложной системой водостоков, считались обладающими священным даром источать в знойный день прозрачную воду. И еще одну новую особенность можно  отметить в этой фигуре. Хотя в статуе не выявлено движение и ноги ее, выступающие из-под тяжелых складок юбки, плотно сомкнуты, она лишена той скованности и столбообразной монументальности, которая отличала статуи предшествующих веков.

 1.3 Скульптура.

     Пластику  старовавилонского периода столь же ярко представляет диоритовая мужская голова от статуи, возможно, царя Хаммурапи. При монументальной компактности общего объема головы все части ее переданы пластически мягко и живописно. Несомненна портретность резких, волевых, даже суровых черт узкого лица с впалыми щеками. В бронзовой фигуре молящегося, посвященной Хаммурапи(см. приложение 2), а возможно, самого царя Хаммурапи с позолоченными лицом и руками (из Ларсы, 18 в. до н. э., Париж, Лувр), аналогично переданы все формы и силуэт: в меру обобщенно и в то же время с плавными пластичными переходами. Обрамленное бородой лицо также индивидуализированно и пролеплено тонко, так что создается живая игра светотени.

     Памятники 18 в. до н. э. из города-государства Мари (современный Телль-Харири), на среднем Евфрате, с западной окраины Вавилонии, являются ценнейшим свидетельством о характере, стиле старовавилонского искусства. Главой Мари был правитель Зимрилим. Археологическими раскопками открыты руины дворца Зимрилима, который представлял собой обширный архитектурный ансамбль. Строили этот дворец из сырцового кирпича на протяжении второй половины 3 тысячелетия до н. э.

     Дворец  был возведен возле зиккурата  конца 3 тысячелетия до н. э. и древних городских храмов Мари. В комплекс помещений дворца входили два небольших храма, один из которых был посвящен богине Иштар. План дворца традиционен для архитектуры Двуречья. Покои царя, комнаты для знатных посетителей, помещения, в которых работали писцы и где хранился хозяйственный архив клинописных документов, были размещены вокруг больших и малых дворов, парадных, замощенных и более скромных по оформлению. Солнечный свет проникал в помещения через двери, выходящие в эти открытые дворы, и сквозь отверстия — отдушины под потолком. Входы во дворец фланкировали башнеобразные, крепостного облика выступы. Этот прием восходит к архитектуре шумерийцев конца 4 тысячелетия до н. э. В целом дворцовое сооружение было грандиозным и монументальным.

     Однако  славе дворца Зимрилима, еще во времена, когда жизнь в нем кипела, способствовали также его настенные росписи. Они украшали парадную часть дворца и личные апартаменты Зимрилима. На нижних цокольных частях стен были нанесены декоративные орнаментальные полосы. Кроме того, две крупные сюжетные композиции удалось частично восстановить из мелких кусков штукатурки с росписью, осыпавшихся при разрушении и пожаре дворца после его захвата царем Хаммурапи. На одной из них три не полностью сохранившиеся фигуры из сцены жертвоприношения. Это, очевидно, часть ритуальной процессии, которую возглавляет жрец и некто огромного роста — царь или бог  (Париж, Лувр). В центральной части второй композиции (Париж, Лувр), окруженная рамкой, изображена сцена инвеституры, в которой знаки власти от бога принимает царь Зимрилим. Немного ниже — богини источают из священных сосудов свежую воду. По сторонам же этих двух главных сцен, справа и слева от них, фигуры быков и фантастических животных — грифонов, которые олицетворяют представления о силах природы. Так же симметрично, по одной с каждой стороны от первых двух, самых важных по смыслу изображений помещены две крупные фигуры молящихся богинь. Кроме того, рядом с богинями возвышаются четыре стройных дерева. Два из них — финиковые пальмы, на каждой из которых находятся по два человека, срезающие плоды. Композиция в целом строго организована, очень ясно передан ее основной смысл: мысль об обеспечении плодородия, продолжении жизни.

     Первая  из восстановленных композиций построена построчно. В ней размером выделена фигура главного персонажа. Во второй росписи, при такой же смысловой разномасштабности фигур, все ее элементы скомпонованы симметрично. Обе системы построения были выработаны в искусстве Двуречья еще в течение 4 тысячелетия до н. э. Все изображения прорисованы / четкими, свободно нанесенными коричнево-красными контурами. Внутри эти силуэты расцвечены плоскостно минеральными красками: сгармонированы между собой части красно-коричневого, желтого, синего, зеленого, черного и белого цветов.

     Некоторые фрагменты росписи из хуже сохранившихся ее частей — фигуры воина, рыбака с уловом, козы, припавшей на одну ногу,— содержат голубоватые и зеленоватые оттенки. По сравнению с близкими по времени древнеегипетскими росписями эпохи Среднего царства, включающими в цветовую «ткань» тон фона, зачастую опускающими контур фигур, росписи из Мари выполнены в иной манере. Вышеназванные фрагменты (не говоря уже о лучше сохранившихся композициях) представляют собой полихромно расцвеченные, с тонко обозначенными деталями, но очень плоскостно и четко «рисованные» изображения.

     Круглая скульптура разного времени также была открыта во дворце Зимрилима. Есть среди находок произведения приблизительно середины и второй половины 3 тысячелетия до н., э., близкие по стилю к пластике Южного Двуречья раннединастического периода. Типична базальтовая полутораметровая     статуя     правителя — патэси Мари по имени Иштуп-Илум. Фронтальна постановка этой фигуры, статичны, скованны поза в целом и движение молитвенно сомкнутых у груди рук. Орнаментально переданы пряди и завитки волос, усов и бороды, бахрома одежды.

     Однако  эти стилистические особенности  сочетаются, как во многих раннединастических статуях, с другими, не менее характерными чертами. В спокойном лице с плотно сжатыми тонкими губами и двумя резкими складками у носа, несомненно, воспроизведены признаки конкретного облика не очень молодого, угрюмого, но крепкого человека. О его физической силе говорят могучие напряженные мускулы на обнаженном правом плече. Такое, несколько преувеличенное, символическое воплощение физического здоровья «высокого» персонажа связывает статую Иштуп-Илума с пластикой второй половины 3 тысячелетия до н. э., времени Гудеа. В статуях этого правителя также была особо подчеркнута мускулатура открытых рук.

     1.4 Навуходоносор.

       Халдейский царь Вавилонии в 605-562 до н.э.; известен как величайший правитель Нововавилонской империи. Прежде чем стать царем, завершил процесс завоевания Ассирии халдеями (выступавшими в союзе с мидянами и скифами), изгнал египтян из Малой Азии. В 605 до н.э. Навуходоносор взошел на престол после своего отца Набопаласара, основавшего империю в 626 до н.э. Царствование начал с покорения Сирии и обложения данью Иудейского царства. В 597 до н.э. занял Иерусалим, пленил и увел в Вавилон 18-летнего царя Иехонию и многих его слуг и приверженцев. После того как преемник Иехонии Седекия заключил союз с Египтом, Навуходоносор вернулся в Иерусалим, осадил его и взял в 586 (или 587) до н.э. Седекия и значительная часть жителей Иерусалима были уведены в плен в Вавилонию, а сам город разрушен. Навуходоносор II очень много строил в Вавилоне. Превратив  столицу в неприступную крепость, он приказал высечь в камне надпись: "Я окружил Вавилон с Востока мощной стеной, я вырыл ров и укрепил его склоны с помощью асфальта и обожженного кирпича. У основания рва я воздвиг высокую и крепкую стену. Я сделал широкие ворота из кедрового дерева и обил их медными пластинками. Для того чтобы враги, замыслившие недоброе, не могли про никнуть в пределы Вавилона с флангов, я окружил его мощными, как морские волны, водами". Двести пятьдесят башен защищали город, имевший около 60 миль в окружности. Евфрат разделял его на две части, и на каждом берегу возвышался величественный царский дворец. Один из дворцов был цитаделью, а другой - местом пребывания царей. Роскошный царский дворец Навуходоносора II располагался в углу городской стены с "Воротами Иштар", между "Дорогой процессий" и Евфратом. Он занимал трапециевидный участок площадью приблизительно 4,5 гектара и распадался на две половины, разделенные стеной и коридором. По предположениям ученых, западная часть дворца представляла собой более раннее сооружение.  Это был Южный дворец, руины которого под холмом Каср от рыл Роберт Кольдевей. Дворец представлял собой настоящую крепость в городе, так как был окружен мощными стенами общей протяженностью 900 метров. Он состоял из пяти комплексов, каждый из которых включал открытый двор, вокруг которого группировались парадные залы и другие помещения. Дворы соединялись между собой укрепленными воротами, и, таким образом, каждый комплекс являлся своего рода "крепостью в крепости".  Вход на территорию дворца Навуходоносора II открывался с востока. Отсюда начиналась анфилада из нескольких больших дворов, которая служила основой всей дворцовой композиции. Вокруг первого двора, скорее всего, располагались помещения для стражи; вокруг второго - для чиновников и приближенных царя; третий двор объединял парадные помещения дворца. С южной стороны третьего двора размещался вытянутый попе рек, самый большой по площади (52х17 метров) зал с проемами, обращенными на север. По его размерам, по особо пышному убранству из темно-синих поливных плиток с растительными орнамента ми и по большой нише против центрального входа, в которой стоял царский трон, ученые назвали его "Залом для царских приемов" (Тронным залом). Личные покои Навуходоносора II, составляющие наиболее древние постройки всего дворцового ансамбля, размещались вокруг четвертого двора, а на пятый двор выходили апартаменты царицы и помещения царского гарема. Величественный дворец царя состоял из 172 комнат общей площадью около 52 000 квадратных метров. Прежний дворец Навуходоносора II тоже был выстроен с необычайным великолепием, но он состоял всего из трех палат, разделенных стеною. В этом дворце, точно сдавленном крепостными стенами, Навуходоносор II и его семья должны были чувствовать себя, как в темнице, поэтому царь и выстроил себе новый дворец – более приветливый и весь утопающий в зелени. Набережная пред ним и все дворы были засажены деревьями и кустами, стоявшими в больших глиняных вазах и на искусственных насыпях. Набережную перед дворцом тоже выложили обожженными кирпичами, а от самого дворца каменная лестница спускалась прямо к Евфрату. У ее подножия была устроена пристань, возле которой всегда качалась в волнах роскошная царская лодка, готовая в любое время принять царя и царицу. Многочисленные грузовые и пассажирские суда, сновавшие взад и вперед по Евфрату, на далеком расстоянии обходили царскую пристань и плыли дальше по своим делам. В северо-восточной части дворца, на многоэтажной башне, фундамент которой обнаружили во время археологических раскопок, были сооружены знаменитые "Висячие сады". Во время господства в Вавилоне персов дворец Навуходоносора II приходит в запустение: в нем лишь изредка останавливались персидские цари, совершая инспекторские поездки по своей огромной империи. Но пройдет совсем немного времени, и дворец Навуходоносора II вновь обретет былую славу. В IV веке до нашей эры он сделался резиденцией "завоевателя мира" Александра Македонского. Тронный зал дворца стал последним местом пребывания на земле великого полководца, проведшего 16 лет в беспрерывных боях и сражениях и не проигравшего ни одного из них. В настоящее время ученые реконструировали дворец Навуходоносора II. Анфилада многочисленных комнат, бесконечные лестницы, и кажется, что из этого лабиринта нет выхода - перед глазами только стены комнат, выложенные современным кирпичом светло желтого цвета. А от настоящего дворца остался только базальтовый лев, некогда стороживший покои Навуходоносора II. Всепожирающее время пощадило древнюю скульптуру и разрушило ее лишь отчасти. Поднятая на каменный пьедестал фигура льва неизменно привлекает внимание туристов, ведь ему более 2500 лет. Но он как будто и сейчас готов нести свою нелегкую службу. 

1.5  Нововавилонское  искусство

     С конца 2 тысячелетия до н. э., после  падения касситской династии, Вавилония находилась в состоянии полной экономической и политической беспомощности, слабости. Ее земли захватывали, тесня друг друга в военных столкновениях, ассирийцы, эламитяне и кочевые сирийские племена. Чрезвычайно слабые правители страны были не в силах осуществлять централизованное руководство государством. Жизнь в городах пытались регулировать представители торгово-ремесленных слоев населения. Однако истинная власть сосредоточилась в руках жречества. Царям оставалась лишь ничтожная подчиненная жрецам роль.

     Новое кратковременное возвышение Вавилона началось с конца 7 в. до н. э., когда (в 626 году до н. э.) верховную власть в Вавилоне захватил военачальник Набопаласар. Ему удалось не только разгромить сильно ослабевшее к тому времени ассирийское государство, опустошить и разрушить многие его города, в том числе Ниневию (после ее захвата в 612 г. до н. э.), но и включить в состав Вавилонии бывшие владения Ассирии, а также большую часть Двуречья, Элама, всю Сирию, Финикию и Палестину.

     Царствование  Набопаласара, таким образом, было годами непрекращающихся захватнических войн. Его сын, царь Навуходоносор II (605—562 гг. до н. э.), продолжал завоевательную политику отца. Кроме того, он начал осуществлять грандиозное храмовое, оборонительное и ирригационное строительство в разных пунктах государства, в первую очередь, в городе Вавилоне, который вновь, после длительного    перерыва,    превратился    в крупнейший торговый, культурный и религиозный центр страны.

     Развитие  всей культуры времени Нового Вавилона происходило под сильным воздействием культуры разгромленной им Ассирии. Как в ассирийском, так и в нововавилонском искусстве и архитектуре продолжали жить композиционные, стилистические достижения предшествующих этапов развития искусства Двуречья.

     Архитектура была главным видом нововавилонского искусства. Ярким свидетельством этого является город Вавилон, превращенный за десятилетия его последнего расцвета в целостный по планировке и стилю архитектурный ансамбль. Наши сведения о Вавилоне основаны на археологических раскопках, свидетельствах клинописи, например путеводителях по городу для паломников, а также трудах греческих и римских ученых. Наиболее ценны описания Вавилона, сделанные греческим историком Геродотом, который в середине 5 в. до н. э. сам побывал в этом знаменитом древнем Городе.

Информация о работе Искусство Вавилона и Ассирии