Искусство Вавилона и Ассирии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить искусство Вавилона и Ассирии, раскрыть новые шаги и открытия в области архитектуры, науки и искусства. В качестве основы курсовой работы использованы работы Чайлда Г. «Древнейший Восток в свете новых раскопок».

Оглавление

Введение……………………………………………………………...2-4
Глава 1. Искусство Вавилона……………………………………...5-32
1. Старовавилонский период………………………………5-6
2. Вавилонская наука……………………………………...6-18
3. Скульптура…………………………………………….18-21
4. Навуходоносор………………………………………..21-24
5. Нововавилонское искусство………………………….24-26
6. Святилище бога Мардука-Эсагила………………………26
7. Зиккурат Этеменанки – «Дом основания небес и земли»………………………………………………….26-27
8. Храм бога Мардука…………………………………...27-28
9. Ворота богини Иштар-Аибуршабу……………………...28
10. Главная процессионная дорога………………………28-29
11. Дворцы Вавилона……………………………………..29-32
Глава 2. Искусство Ассирии……………………………………...33-43
2.1 Города……………………………………………………….38
2.2 Рельефы………………………………………………….39-43
Заключение………………………………………………………........44
Список используемой литературы……………………………….45-46 Приложения……………………………………………………….47-49

Файлы: 1 файл

курсовая по вавилону.docx

— 1.17 Мб (Скачать)

     Расположенный на обоих берегах Евфрата, Вавилон имел в плане вид вытянутого прямоугольника и был разделен рекой на две части. Более древние районы, так называемый Старый город, находились на восточном берегу. Обороне Вавилона служили четыре комплекса зубчатых стен с башнями — контрфорсами из сырцового и обожженного кирпича с добавлением каменной кладки, а также глубокий ров. Длина внутренней стены была свыше 3 км, а внешних— 18 км. Попасть в город можно было через восемь ворот-бастионов, посвященных разным богам. От каждых ворот начинались прямые широкие улицы, так называемые процессионные дороги, которые четко делили город на большие участки. Внутри этих кварталов проходили улицы, в отличие от шумерийских довольно регулярно спланированные, но не широкие: расстояние между глухими стенами жилых домов по их сторонам было не свыше 4 м. Типичная планировка возведенных из сырцового кирпича жилищ, усадеб Вавилона — группировка помещений вокруг центрального двора.

   1.6 Святилище бога Мардука-Эсагила.

     В городе, который был средоточием религиозной жизни державы, существовало 53 значительных, крупных храма и несколько сотен небольших святилищ и алтарей. Главнейшим из них было святилище "верховного  бога   Мардука-Эсагила,   представлявшее собой священный участок площадью в 16 гектаров. Его обширная территория была выделена среди жилых кварталов города тем, что ее окружала двойная стена, массивностью своей создававшая впечатление крепостной твердыни: в стене имелось 12 входов-ворот. Главные - «священные» ворота вводили на территорию (участок) святилища Мардука-Эсагилы с самой важной процессионной дороги, проложенной от ворот Иштар. Напротив этих ворот, на другой Стороне священного участка, находился громадный массив прославленного в веках зиккурата, так называемой Вавилонской башни.

    1.7 Зиккурат Этеменанки — «Дом основания небес и земли».

     Был построен архитектором Арадаххешу, имел квадратное основание 91,5x91,5 м и возвышался на 90 м. Основная "его масса была возведена из сырцового кирпича. Поверхность же вся была облицована обожженным кирпичом, который скреплял битум. Стены семи ступеней Этеменанки вздымались вертикально, а не наклонно, как в более ранних зиккуратах. Каждую из стен всех террас, как и в архитектуре Шумера, членили широкие лопатки. Благодаря этому приему (как и ранее) подчеркивалась устремленность сооружения ввысь. Завершал зиккурат храмик, стены которого были, вероятно, облицованы голубым глазурованным кирпичом. Увенчивали храмик считавшийся жилищем Мардука, мощные позолоченные рога быка — символ плодородия, символ этого бога.

     На  первую террасу зиккурата можно  было подняться по трем лестницам, две из них шли вдоль, а третья — перпендикулярно ее южной стороне. На вторую террасу всходили по двум лестницам вдоль западной и двум — вдоль восточной стены. На следующие ярусы до самого верха вела, очевидно, лестница, которая обвивала их, как спираль. Величественный зиккурат Вавилона был разрушен в конце 6 в. до н. э., при захвате города персидским царем Ксерксом. В 4 в. до н. э., когда Вавилония была включена в эллинистическое государство Александра Македонского, сделали попытку восстановить зиккурат. Сильно обветшавшую «башню» разобрали, рассчитывая отстроить ее заново — на новом место. Однако в связи со смертью Александра строительные работы так и не были осуществлены.

       1.8 Храм бога Мардука.

     Был построен за стенами священного участка, отведенного по сути дела только для подножия «дома бога» — зиккурата. Храм находился немного южнее и представлял собой относительно небольшое прямоугольное здание площадью 7,7x8,6 м. Дополнительное величие храму, как и зиккурату, придавала окружавшая его стена крепостного облика — с бастионами. Как, вероятно, и зиккурат, храм Мардука мог иметь многоцветную символическую окраску: черный цоколь, белые стены, голубые или синие зубцы по их верхнему краю. В храме хранилась величайшая святыня Вавилона — золотая статуя Мардука. Она была установлена в святилище, в глубине здания. Однако сквозь несколько дверных проемов, расположенных по одной оси, ее хорошо могли видеть люди, которые находились в храмовом дворе. Снеся зиккурат Вавилона, царь персов Ксеркс увез в Иран и эту статую, долго служившую символом непререкаемого могущества города и всего нововавилонского государства.(см. приложение 1)

  1.9  Ворота богини Иштар-Аибуршабу.

     Состояли из четырех башен, очень массивных, квадратных в плане. Миновав арочный проход между двумя первыми башнями, меньшего размера, и аркой же перекрытый проход меж двух более высоких   башен,   люди   выходили   на   Дорогу процессий. Поверхность башен была облицована в 6 в. до н. э. глазурованным кирпичом-изразцами (реконструкция в Берлине, в Государственных музеях). Уже издалека притягивали и ласкали взор истомленных зноем путников большие синие плоскости привратных башен, как бы сгустки синевы неба или воды. С более близкого расстояния становилось видно, что по глубокому синему фону изображены; фигуры торжественно выступающих один над другим быков и драконов («мушрушей») с чешуйчатым телом, змеиной головой и шеей, ногами собаки и хищной птицы. Бело-желтые фигуры этих животных — символов богини Иштар и бога Мардука чередовались с рыжевато-желтыми. По низу стен, под карнизом и вокруг арок проходов, были размещены орнаментальные фризы из рядов желто-белых розеток, обрамлявшие синие «панно* с фигурками. Все изображения выполнены невысоким рельефом, отштампованным по частям в специальных формах. (см. приложение 3)

    1.10 Главная процессионная дорога.

       Дорога процессий, была проложена от ворот Иштар на юг, к храму верховного бога Вавилона Мардука. Она была замкнута справа и слева, как, впрочем, и все другие улицы города, глухими стенами. Но главенствующая роль этой магистрали была подчеркнута тем, что кирпичные стены имели на равных расстояниях широкие плоские выступы, как бы крепостные бастионы. Кроме того, по верху стен проходил массивный карниз с зубцами и полосы из покрытых многоцветными глазурями рельефных розеток. Нижние части стен декорировал еще один керамический фриз, около метра шириной. Как длинный синий ковер, прикрепленный на уровне человеческого роста, убегал он вдаль. А по нему, навстречу людям, вступавшим на плиты белого известняка и красной брекчии, которыми была замощена дорога при царе Навуходоносоре II, разворачивалось шествие львов-охранителей. По шестьдесят с каждой стороны, чередуясь, бело-желтые с желтыми гривами и желтые с гривами красно-коричневого оттенка, оскаленные и грозные, надвигались они, будто бесконечной чередой. Этот фриз также окаймляли, дополнительно выделяя его на светло-желтой кирпичной стене, пояса символических розеток Иштар, белых с желтыми сердцевинами.  Проходя сквозь ворота Иштар, двигаясь по Дороге процессий, люди все время находились под воздействием величавых форм монументальной архитектуры, настраивались на торжественно-возвышенный лад. Не менее сильно, эмоционально действовали фризы: своей понятной для всех символикой, своей насыщенной цветовой гаммой.

     В настоящее время многие подлинные  кирпичи этого архитектурно-скульптурного ансамбля находятся в Государственных музеях Берлина, где они включены в кладку реконструированных ворот Иштар и участка Дороги процессий.

      1.11  Дворцы Вавилона.

     В Вавилоне существовало несколько пышных царских резиденций-дворцов. В планировке их следовали и в эту эпоху древнейшему  (шумеро-вавилонскому) принципу группировки помещений разного назначения вокруг открытых дворов, о чем можно судить, например, по плану так называемого Южного дворца, располагавшегося к югу от стен города. Наряду с жилыми и хозяйственными помещениями во дворце имелся большой тронный зал, одна из стен которого была декорирована сохранившимся до наших дней пышным панно из глазурованного кирпича. На торжественно звучащем по цвету темно-синем фоне вздымаются светло-желтые колонны-стволы с многоволютными капителями-кронами. Это неизменные в искусстве Двуречья с глубокой древности символы жизни, ее цветения, так же, как и розетки и пальметки, которые образуют по краям панно широкий бордюр. По самому низу композиции и здесь помещены фигуры идущих львов с оскаленными пастями и поднятыми хвостами, готовых к нападению на врага (реконструкция в Берлине, в Государственных музеях).

     Небольшой сад, примыкавший к Южному дворцу, был устроен на нескольких террасах, которые поднимались уступами одна над другой. Под слоем земли с посаженными в нее кустами, деревьями и цветами, которые, естественно, требовали поливки, был устроен мощный водонепроницаемый пласт. Он состоял из чередующихся рядов обожженного кирпича, битума и свинцовых плит. Огромный вес этих «прокладок» несли на себе сводчатые перекрытия из обожженного кирпича. Такое необычное устройство сада, как бы вознесенного в воздух, вызвало к жизни его название  «Висячие сады».

Создание  знаменитых садов легенда связывает  с именем Семирамиды, царицы Ассирии, по крайней мере об этом же рассказывают Диодор и другие греческие историки.

     Семирамида  — Шаммурамат — историческое лицо, но жизнь ее легендарна. По преданию, дочь богини Деркето Семирамида росла  в пустыне, в стае голубей. Потом  ее увидели пастухи и отдали смотрителю царских стад Симмасу, который воспитал ее как родную дочь. Царский воевода  Оанн увидел девушку и женился  на ней. Семирамида была удивительно  красива, умна и отважна. Она очаровала даря, который отнял ее у воеводы. Оанн лишил себя жизни, а Семирамида стала царицей. После смерти мужа она стала наследницей престола, хотя у них был сын Нений. Тогда-то и проявились ее способности в мирном управлении государством. Она построила царский город Вавилов с мощными стенами и башнями, с великолепным мостом через Евфрат и удивительным храмом Бэлу. При ней была проложена удобная дорога через семь гряд Загросской цепи в Лидию, где она тоже построила столицу Экбатану с прекрасным царским дворцом, а воду к столице провела через туннель из далеких горных озер. Двор Семирамиды блистал великолепием. Пинию наскучила бесславная жизнь, и он организовал против матери заговор. Царица добровольно передала сыну власть, а сама, превратившись в голубку, улетела из деорна со стаей голубей. С этого времени ассирийцы стали почитать ее богиней, а голубь стал для них священной птицей.

     Однако  знаменитые «висячие сады» (см. приложение 4) были разбиты не Семирамидой и даже не во времена ее царствования, а позже, в честь другой, увы., не легендарной женщины. Они были построены по приказу Навуходоносора для любимой жены Амитис — индийской царевны, которая тосковала в пыльном Вавилоне по зеленым холмам Мидии. Этот царь, уничтожавший город за городам и даже целые государства, много строил в Вавилоне. Он превратил столицу в неприступную твердыню и окружил себя беспримерной, даже в те времена, роскошью.

     Свой дворец Навуходоносор построил на искусственно созданной площадке, поднятой на высоту четырехъярусного сооружения. На насыпных террасах, покоящихся на сводах, были разбиты висячие сады. Своды поддерживали мощные высокие колонны, расположенные внутри каждого этажа. Платформы террас представляли сложное сооружение. В их основании лежали массивные каменные плиты со слоем камыша, залитого асфальтом. Затем шел двойной ряд кирпичей, соединенных гипсом. Еще выше — свинцовые пластины для задержки воды. Саму террасу покрывал толстый слой плодородной земли, в котором могли пустить корни большие деревья. Этажи садов поднимались уступами и соединялись широкими пологами лестницами, покрытыми розовым и белым камнем. Высота этажей достигала 50 локтей (27,75 м) и давала достаточно света для растений. В повозках, запряженных быками, в Вавилон привозили деревья, завернутые в мокрую рогожу, семена редких растений, трав и кустов. Постепенно разрослись удивительные сады и распустились прекрасные цвета. Для орошения зелени день и ночь сотни рабов подавали в кожаных мешках воду из Евфрата.

     Великолепные  сады с редкими деревьями, красивыми  душистыми цистами и прохладой  в знойной Вавилонии были поистине чудом света. В июне 323 г. до н. э. в покоях нижнего яруса этих садов провел свои последние дни Александр Македонский. Висячие сады были разрушены постоянными наводнениями Евфрата, который по время паводка поднимается на З—4 метра.

     Небольшое число сохранившихся рельефов и круглой пластики нововавилонского периода по стилистическим признакам близко к ассирийским. Однако в них совершенно отсутствуют изображения, прославляющие царей, типичные для Ассирии, а также сцены войн и охот.

     Таким образом, Нововавилонское искусство вошло в века как одна из ярчайших страниц в истории Древней Передней Азии. Вавилон! «Город великий…, город крепкий», как сказано в Библии, который «яростным вином блуда своего напоил все народы». Жизнь его, однако, не была длительной. В 538 году Вавилон был завоеван и присоединен к иранскому царству Ахеменидов. Между тем новая держава рвалась к власти в Двуречье: в буре сражений Ассирии суждено было утвердить свое главенство в краях, где расцвела одна из самых древних и великих культур человечества. 
 
 
 

       Глава2. Искусство Ассирии.

     Искусство Ассирии настолько совершенно и настолько приближено к нам живой достоверностью, что мало кого может оставить равнодушным. Своим блеском оно затмевает для нас даже многое из того, что было сделано на предшествующих этапах культурного развития Передней Азии. А между тем оно выросло далеко не на пустом месте.   Ассирийцы   были   великими   наследниками культуры Древнего Вавилона, печать хетто-хурритских влияний    лежит    на    произведениях     их скульптуры и зодчества. (Ассирийские   города,   расположенные по среднему течению Тигра (север современного Ирака) на важных торговых  путях,   начали  возвышаться  с 14 в. до н. э., после того, как освободились от политического давления государства Митанни. Город Ашшур уже в 14—13  вв.  до  н.  э.  стал  крупным центром ассирийского царства. В первой четверти 1 тыс. до н. э. Ассирия, превратившаяся в крупную военную державу, простерла свои владения почти на всю Переднюю Азию и даже на Египет. С этим бурным усилением Ассирии связаны большие перемены в искусстве Древнего Ближнего Востока начала 1-го тыс. до н. э. Мощь государства, захватившего огромные территории, централизация власти в руках царей, постоянная мобилизованность и готовность к походам способствовали сложению искусства сурового и мужественного, прославляющего силу правителей, их красоту и военную доблесть, оформляющего их жизнь всем возможным великолепием. Ассирийские цари, жестокие завоеватели и разрушители, в то же время нуждались в обосновании своих поступков и безграничности своей власти. Объявляя себя наследниками великих древних династий, они стремились к подтверждению божественной доли, направляющей их к цели. Не случайно царь Саргон II принял древнее имя аккадского царя Саргона I Шаррукина). Однако ассирийские правители стремились не только возродить величавый стиль древнего искусства, но и превзойти все то, что было создано до них. Синаххериб известен своим строительным рвением, Ашшурбанипал   с   гордостью   объявлял богам, что воздвиг им во славу храмы, подобные горам. И в самом деле, ассирийские дворцы поражали своей роскошью и блеском убранства. В их строительстве и украшении принимали участие тысячи искусных мастеров, пленных ремесленников, собранных из разных стран. Лучшие художники и скульпторы создавали образцы, по которым целые огромные артели исполняли рельефы и статуи. Искусство Ассирии складывалось как искусство придворное. Военизированный характер государства определял направленность его тем и образов, воздействовал на дух зодчества страны. Ассирийские города были _ крепостями, обнесенными мощными стенами и обведенными рвом. Въездные башенные ворота представляли собой сложную систему укреплений, которые служили не только оборонным целям, но и являлись показателем богатства и могущества города. Не случайно про стены знаменитой в 8—7 вв. до н. э. ассирийской столицы Ниневии говорили: «Та, которая своим ужасным сиянием отбрасывает врагов». Стены древнейшей столицы Ашшура (начало 8 в. до н. э.), выложенные из сырцового кирпича, достигали 15—18 метров в высоту, 6 метров в толщину и были к тому же укреплены на фундаменте из огромных каменных глыб. Покрытые цветной глиняной обмазкой, они по верху были украшены сверкающими на солнце голубыми глазурованными кирпичными зубцами и золотисто-желтой каймой. О размерах крепостного зодчества еще более красноречиво говорят раскрытые археологами руины города Дур-Шаррукина. Обнесенный стенами с башнями, он представлял собой огромный замкнутый прямоугольник площадью в 28 гектаров. Большую его часть (10 гектаров) занимал расположенный у северной оборонительной стены и выходящий за ее пределы дворцовый комплекс, также укрепленный крепостными башнями. Возведенный на высокой искусственной насыпи, он высился над городом, далеко распространяя сияние венчающих стены зубцов из глазурованных кирпичей. Основанием дворца служила 14-метровая платформа, сложенная из сырцового кирпича и облицованная каменными блоками, весом до 14 тонн. И все же сухие цифры мало говорят о его размерах. Нужно представить себе современный пятиэтажный дом, лишенный окон и дверей, без каких-либо проемов и монолитный внутри — таким было только основание, на котором высился сам дворец, стены которого в свою очередь достигали высоты восьмиэтажного дома. К платформе вели пандусы для въезда колесниц, входы в виде башен с арочными перекрытиями фланкировались огромными (5—6-метровыми) парными скульптурами фантастических зверей (шэду) с туловищем быка, крыльями орла и головой бородатого мужчины в высоком головном уборе, глядящего перед собой грозным взглядом широко открытых глаз. Эти недремлющие стражи словно шли и стояли одновременно, благодаря включению в их профильное изображение еще одной, пятой, выдвинутой вперед ноги. Порожденные фантазией многих поколений творцов, они воплотили в себе могущество сил природы, оберегающих царский дом от всякого зла. Такие быки или львы с человеческими головами имелись почти во всех ассирийских дворцах. Они, вместе с крылатыми гениями, охраняли также и входы парадных покоев. Порой при входе изображался эпический герой Гильгамеш — символ доблести и силы, сжимающий руками побежденного им льва.

Информация о работе Искусство Вавилона и Ассирии