Искусство Вавилона и Ассирии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить искусство Вавилона и Ассирии, раскрыть новые шаги и открытия в области архитектуры, науки и искусства. В качестве основы курсовой работы использованы работы Чайлда Г. «Древнейший Восток в свете новых раскопок».

Оглавление

Введение……………………………………………………………...2-4
Глава 1. Искусство Вавилона……………………………………...5-32
1. Старовавилонский период………………………………5-6
2. Вавилонская наука……………………………………...6-18
3. Скульптура…………………………………………….18-21
4. Навуходоносор………………………………………..21-24
5. Нововавилонское искусство………………………….24-26
6. Святилище бога Мардука-Эсагила………………………26
7. Зиккурат Этеменанки – «Дом основания небес и земли»………………………………………………….26-27
8. Храм бога Мардука…………………………………...27-28
9. Ворота богини Иштар-Аибуршабу……………………...28
10. Главная процессионная дорога………………………28-29
11. Дворцы Вавилона……………………………………..29-32
Глава 2. Искусство Ассирии……………………………………...33-43
2.1 Города……………………………………………………….38
2.2 Рельефы………………………………………………….39-43
Заключение………………………………………………………........44
Список используемой литературы……………………………….45-46 Приложения……………………………………………………….47-49

Файлы: 1 файл

курсовая по вавилону.docx

— 1.17 Мб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………...2-4

Глава 1. Искусство Вавилона……………………………………...5-32

    1. Старовавилонский период………………………………5-6
    2. Вавилонская наука……………………………………...6-18
    3. Скульптура…………………………………………….18-21
    4. Навуходоносор………………………………………..21-24
    5. Нововавилонское искусство………………………….24-26
    6. Святилище бога Мардука-Эсагила………………………26
    7. Зиккурат Этеменанки – «Дом основания небес и земли»………………………………………………….26-27
    8. Храм бога Мардука…………………………………...27-28
    9. Ворота богини Иштар-Аибуршабу……………………...28
    10. Главная процессионная дорога………………………28-29
    11. Дворцы Вавилона……………………………………..29-32

Глава 2. Искусство  Ассирии……………………………………...33-43

    2.1 Города……………………………………………………….38

    2.2 Рельефы………………………………………………….39-43

Заключение………………………………………………………........44

Список используемой литературы……………………………….45-46 Приложения……………………………………………………….47-49 
 
 
 
 

Введение.

         Вплоть до середины XIX века художественная жизнь народов, некогда населявших обширную часть земного шара, оставалась почти совсем неизвестной человечеству. Сведения, почерпнутые из легендарных библейских сказаний, равно как и описания древних городов, сделанные греческим историком v века до н.э. Геродотом, были, по существу, единственным источником знания. Причиной подобного неведения было полное отсутствие каких-либо зримых памятников древней архитектуры и искусства Передней Азии. Истребленные войнами, пожарами и наводнениями, они просто давно исчезли с лица земли. Сырцовый кирпич, из которого при отсутствии леса и камня строили большинство зданий Двуречья, был материалом весьма непрочным, и потому сама природа быстро довершала те разрушения, которые производили люди. Громадные дворцы, храмы и башни городов оказались сокрытыми под толщей земляных холмов, которые как бы похоронили и поглотили их остатки. И все же настойчивые усилия археологов отвоевали у пустыни то, что сохранилось от богатой и пышной цивилизации древности. XIX век потряс мир грандиозностью своих археологических открытий, произведенных в долине Тигра и Евфрата и близлежащих к ней районов. Расшифровка учеными клинописных знаков была не менее важной вехой в истории. Она дала возможность не только понять законы жизни государств переднее Азии, но и проникнуть в волшебный мир древней поэзии, мифических сказаний о богах – владыках над стихиями и покровителях плодородных равнин, о героях – победителях зла в облике чудовищ.

            Впервые  люди с  изумлением осознали, насколько богатой и разнообразной была духовная культура разных этапов и разных народов Древней Передней Азии. С середины ХХ века археологи проникли еще дальше в глубь веков. Так,  перед человечеством постепенно, хотя все же далеко не полностью, вырисовывалась картина жизни великих древних народов.

         Передняя Азия не случайно  именуется колыбелью человеческой  цивилизации. Действительно, многое  из того, что окружает нас сейчас  и чем мы пользуемся в повседневной  жизни, существовало уже более  трех и четырех тысячелетий  тому назад. В государствах  Древнего Двуречья зародились  основы математических знаний, сложилась  десятеричная система счета, установилось  деление часового циферблата  на двенадцать частей. Изучение  небесных светил превратилось  там в точную науку. Вавилонские  жрецы, например, умели вычислить  с большой точностью движение  планет, время обращения Луны  вокруг Земли. Шумерийские и  вавилонские зодчие научились  возводить высочайшие башни, строить  не только плоские перекрытия, но и арочные конструкции, впоследствии  воспринятые древними римлянами. 

         Передняя Азия с ее разноплеменным  населением занимала в древности  обширные пространства, расположенные  к северу от персидского залива  между Средиземным, Черным и  Каспийским морями. Она разделялась  по диагонали реками Евфратом  и Тигром . Область между Тигром  и Евфратом получила название  Двуречья или Месопотамии. В  плодородной долине южной части  Двуречья сложились такие ранние  государства, как Шумер, Аккад  и Вавилон. В северной части  сформировалась Ассирия. 

        Разноплеменная культура Передней  Азии, конечно, не могла быть  однородной. Сменявшие друг друга  народы, стремящиеся к захвату  плодородных равнин, несли с собой  новые веяния и новые порядки.  Зачастую они безжалостно уничтожали  все то, что было создано их  предшественниками. И тем не  менее в своем собственном  поступательном развитии они  неизбежно опирались на опыт  прошлого и порой оказывались  у него в плену.

       Главенствующую роль в Передней  Азии играла монументальная архитектура,  тесно связанная с другими  областями изобразительного и  декоративно-прикладного искусства.  В государствах Двуречья видное  место занимали скульптура, рельеф, мелкая пластика, ювелирное дело. Создавались и яркие росписи,  украшавшие стены дворцов. Там  сложились не только особенности  архитектурной формы с ее простыми  кубическими объемами, но и иные  приемы украшения здания. Зодчие  изобрели способ прорезать стены  вертикальными выступами и нишами, окрашивать их в звучные, насыщенные  тона, что разрушало однообразие  дробной кирпичной кладки и  оживляло глухую и скучную  поверхность плоской стены.

       Почти на каждом историческом  этапе обитателям долины Тигра  и Евфрата были сделаны новые  шаги и открытия в области  архитектуры, науки и искусства,  которые по праву могут считаться  первыми в мире. И даже сами  жестокие деспоты – правители  древневосточных государств –  осознавали важность своей историко-культурной  миссии – созидателей. Царь  Вавилонии Хаммурапи прославился  тем, что, собрав предшествующие  законы всех областей Двуречья, создал свой, первый полный свод  законов. Царь Ассирии Ашшурбанипал  стал знаменитым главным образом  благодаря составленной им обширной  библиотеке клинописных текстов  на табличках, собранных им  по всей стране. Именно эти  записи стали ключом ко всей  науке и мифологии древнейшей  области Ближнего Востока.

        История донесла до нас лишь  немногие из огромного числа  памятников искусства и архитектуры  Передней Азии, и поэтому картина  художественной жизни Двуречья  и окружающих его областей  далека от полноты.

     Цель  курсовой работы – изучить искусство  Вавилона и Ассирии, раскрыть новые  шаги и открытия в области архитектуры, науки и искусства. В качестве основы курсовой работы использованы работы Чайлда Г. «Древнейший Восток в свете новых раскопок». 
 

Глава 1. Искусство Вавилона.

          1.1 Старовавилонский период.

        В первой половине 2-го тыс. до н.э. вся южная половина Двуречья объединяется под властью Вавилона. С этого времени начинается так называемый старовавилонский период. Вавилон (Ворота бога), бывший прежде лишь небольшим провинциальным поселением в среднем течении Евфрата, в 19-18 вв. до н.э. расширился и превратился в огромный цветущий город, завязавший торговые и международные связи с разными странами мира.  Очень развился и расширился торговый обмен между Южным и Северным Двуречьем, средиземноморским побережьем, Малой Азией и даже отдаленным Египтом.

         В Двуречье долго не существовало  единого государства, управляемого  единой деспотической властью.  Такая власть была установлена  в отдельных городах-государствах, постоянно враждовавших между  собой из-за полива полей, из-за  пастбищ, из-за рабов и скота.  Вначале власть эта находилась  полностью в руках жречества.  Религия была опорой рабовладельческой  верхушки. Сама эта верхушка не  была устойчивой, ибо главенство  постоянно переходило от одного  города-государства к другому.  Не заупокойный культ, не дерзкая  мечта продлить и в загробном  мире блага жизни вместе с  власть, утвержденной на земле,  вдохновляли учение шумеро-аккадских  жрецов.

      В вавилонском искусстве мы  совсем не встречаем изображений  погребальных сцен. Все помыслы,  все устремления вавилонянина  – в той действительности, которую  открывает ему жизнь. Но жизнь  не солнечная, не цветущая, хоть  и протекающая в цветущей долине, не сияющая радостью и красотой, а жизнь вечно тревожная, исполненная  загадок, основанная на борьбе, жизнь, зависящая от воли каких-то  высших сил, добрых духов и  злых демонов, тоже ведущих  между собой беспощадную борьбу. Как заручиться покровительством  первых, как избежать козней вторых? Это знают только жрецы да  маги-волхвы, мудрость которых беспредельна.

    Культ воды и культ небесных светил играли огромную роль в верованиях древних  обитателей Двуречья. Культ воды –  с одной стороны, как доброй силы, источника благоденствия, плодородия, а с другой – как силы злой, беспощадной, очевидно, не раз опустошавшей эти края. Культ небесных светил – как проявления божественной воли с их правильным, чудесно-неизменным движением по раз и навсегда указанному пути.

    1.2 Вавилонская наука.

     Жрецы знали действительно много –  тому свидетельство вавилонская  наука, родившаяся в жреческой среде. В математике, необходимой для  оживленной торговли народов Двуречья, для сооружения плотин и передела полей, были достигнуты замечательные  успехи.  Вавилонская шестидесятеричная  система счисления жива по сей  день в наших минутах и секундах. Значительно опередив египтян, вавилонские  астрономы преуспели в наблюдениях  небесных светил: «козлов», т.е. планет, и «спокойно пасущихся овец», т.е. неподвижных звезд; они вычислили  законы обращения Солнца, Луны и  повторяемости затмений. Но все их научные знания, в целом, были связаны  с магией, с гаданием.  Звезды, созвездия, равно как и внутренности приносимых в жертву животных, должны были дать разгадку будущего. Заклинания, заговоры и волшебные формулы  были известны только жрецам да звездочетам. И потому мудрость их почиталась волшебной, как бы сверхъестественной.

     Дошедшая  до нас шумерская нравоучительная  поэма содержит описание ночи (в  молитве заклинателя), воссоздающее дух этой древней эпохи с ее темными страхами и надеждами, с  ее поэтическими взлетами и волнующими видениями, жаждой мира и верой в  предопределенность человеческой судьбы, в подвластность человека высшим силам, добрым и злым:

    Уснули  князья, закрылись засовы, день завершен;

    Шумливые  люди утихли, раскрытые замкнуты двери;

    Боги  мира, богини мира,

    Шамаш, Син, Адад, Иштар,

    Ушли  они почивать в небесах;

    И не судят больше суда, не решают больше раздоров….

     Таинственные  знаки на глиняных табличках были расшифрованы в XIX.это знаменитая шумерская клинопись, положившая начало всей письменности, очень декоративная и ведущая свое происхождение от рисунков. В Эрмитаже хранится шумерская табличка – древнейший в мире письменный памятник (около 3300 лет до н.э.). богатое эрмитажное собрание таких табличек дает наглядное представление о быте шумеро-аккадских городов и самого Вавилона. Среди них – документы знаменитого храмового архива города Лагаша, показывающие, что шумерские храмы владели огромными угодьями и служили средоточием всей политической, экономической и культурной жизни городов-государств. А всей внутренней и внешней политикой городов Двуречья руководили жрецы-правители, опиравшиеся в решениях якобы на волю богов, только им известную, коих они почитались наместниками, равно как и цари, объединившие под своей властью несколько городов и являвшиеся верховными жрецами.

     Текст одной из табличек более позднего периода (II тысячелетие до н.э.) показывает, в каком духе были составлены вавилонские законы и к чему они подчас приводили: некий вавилонянин, уличенный в тяжком преступлении – краже раба, зная, что за это полагается смертная казнь, между тем как убийство раба карается только штрафом, поспешил задушить бесправную жертву своей корысти.

     Страшные  дела творились на этой земле. В древнейшие времена, как подтвердили раскопки, там совершались человеческие жертвоприношения, устраивались настоящие бойни, очевидно по велению жрецов, дабы умилостивить богов. И, однако, в этом столь далеком  от нас мире дикий фанатизм, изуверство сочетались нередко с очень трезвым  взглядом на жизнь, порой с поразительным  скептицизмом, а то и с подлинной  мудростью. До нас дошла запись о  процессе в Шумере по обвинению жены в соучастии в убийстве мужа. Улики  были признаны недостаточными, и она  избегла казни. Изучив этот текст, современные  юристы пришли к выводу, что решение  шумерского суда вполне соответствовало  нынешним правовым нормам.

     Многие  шумерские поговорки свидетельствуют  о склонности этого народа, казалось бы, всецело воспринимавшего жреческую  «премудрость» с ее непререкаемыми положениями, к критике, к сомнению, к рассмотрению многих вопросов с  самых противоположных точек  зрения, при этом с улыбкой, отражающий тонкий, здоровый юмор:

Информация о работе Искусство Вавилона и Ассирии