Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 12:36, реферат
Первое, что поражает воображение человека, когда он наблюдает окружающий мир, -- это удивительное многообразие предметов, процессов, свойств и отношений. Нас окружают леса, горы, реки, моря. Мы видим звезды и планеты, восхищаемся красотой северного сияния, полетом комет. Разнообразие мира не поддается счету. Нужно иметь большую силу мысли и богатое воображение, чтобы увидеть за многообразием вещей и явлений мира их общность и единство.
ВВЕДЕНИЕ
"Если бы я
хотел читать, не зная букв - бессмысленное
дело. Если бы я хотел рассуждать
о естественных вещах, не имея
представления о началах их, это
было бы столь же бессмысленно"
Первое, что поражает воображение человека, когда он наблюдает окружающий мир, -- это удивительное многообразие предметов, процессов, свойств и отношений. Нас окружают леса, горы, реки, моря. Мы видим звезды и планеты, восхищаемся красотой северного сияния, полетом комет. Разнообразие мира не поддается счету. Нужно иметь большую силу мысли и богатое воображение, чтобы увидеть за многообразием вещей и явлений мира их общность и единство.
История человечества
- яркое подтверждение
Век 20-й очень часто величают атомной эпохой, и для этого есть веские основания. Человек, проникнув в тайны строения вещества, смог получить доступ к могучей энергии и оружию сокрушительной силы. При этом мы очень часто считаем это открытие исключительным достижением современной науки, игнорируя тот факт, что самая величайшая идея, перед тем, как отразиться на экранах мониторов и чертёжных листах, должна быть чётко представлена и обоснована в сознании исследователя. Только смелые мысли предков открыли человечеству путь к звёздам и могуществу планетарного масштаба. Поэтому физики-ядерщики должны с уважением обратить свой взор на колыбель современной европейской цивилизации - античную Грецию.
Путь развития философии
древних греков нельзя назвать простым
и однозначным. В противовес древневосточным
обществам, где философия прямо
вытекала из мифологического мировоззрения,
эллины отвергли этот путь и двинулись
по своей дороге. Трудно определить,
что именно определило эту специфику.
Можно смело утверждать, что тесное
взаимодействие с другими культурами,
бурное экономическое развитие привели
к тому, что сложившиеся традиционные
формы отношений между людьми
перестали эффективно действовать.
В попытке преодолеть этот кризис
социум выдвигает принципиально
новую регуляторную систему - философское
знание. Философия с самого начала
выполняет как
Ярчайшей спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является протонаучность и стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Первые греческие философы - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, несколько позднее - представители школы Пифагора, Гераклит, Эмпедокл и другие - размышляют о происхождении мира, его строении, пытаются постигнуть его начала и причины. Не случайно их современники называли их "физиками", от греческого слова "фюзис" - природа. Направленность интереса ранних греческих мыслителей определялась в первую очередь характером древнегреческой мифологии, традиционных языческих верований и культов. А греческая мифология была религией природы, и одним из важнейших вопросов в ней был вопрос о происхождении мира. Существенное различие между мифологией и философией состояло, однако, в том, что миф повествовал, кто родил все сущее, а философ спрашивал, из чего оно произошло. Традиционному хаосу мудрецы противопоставляют новые первоосновы - воду Фалеса, воздух Анаксимена, апейрон Анаксимандра. Эти первые образы были наивны, но гораздо больше приблизились к рациональности, чем мифологические метафоры. Постепенно новая наука получила строгость и чёткость, которую привнесла математика пифагорейцев. Наука эта привнесла в философию чёткость, доказательность и системный подход, заложила основы логического анализа действительности. Пифагорейцы увидели в природе гармонию и попытались охватить её математическим аппаратом. Их исторические наследники, элеаты, вплотную занялись проблемой бытия. Значение их работ было столь велико, что гении Новейшего времени признали, что Парменид взорвал первую в Европе атомную бомбу.
Смею предположить,
что вторую бомбу взорвали именно
философы-атомисты, которые оригинально
разрешили проблемы небытия и
движения, мучившие их предшественников.
Взорвали не потому, что их идеи вдохновят
Резерфорда и Томсона, Эйнштейна
и Оппенгеймера, но потому, что предложили
гениальную идею, которая ознаменовала
вершину развития античной натурфилософии,
которая по сей день не утратила
своей живейшей актуальности и вызывает
множественные споры. Конечно, радикальная
теория, бросившая вызов
1.1 ИСТОКИ АТОМИЗМА
Редкая концепция рождается из ничего, это - прерогатива гениев, ломающих стереотипы. Но любой гений - дитя своей эпохи и продукт культурной среды. И путь существует предположение, что мысль должна родиться из нулевой точки незнания, развитие человечества всегда имело циклично-спиральный характер, а любой проект строится на фундаменте, заложенном предшественниками. В этом смысле полезно вспомнить родину предфилософского и протонаучного знания - Древнюю Индию.
Основу этой традиции составили мифологические произведения, главным памятником которых являются Веды - комплекс текстов, которые впоследствии положили начало т.н. ортодоксальным системам, безусловно признававшим авторитет Вед. Впрочем, многие из этих концепций либо носили субъективно-идеалистический характер (Веданта), либо вообще концентрировались на индивидуальном совершенствовании и развитии человека (йога). Ярчайший образец школы нового типа, буддизм, являет философию борьбы человека с самим собой. С течением времени некоторые варианты буддизма приобретают все черты религии и берутся на вооружение политическими силами.
Так где же искать истоки материализма в культуре Древней Индии? Вероятно, будет правильным остановить выбор на Локаяте (от др.-инд. «лока» - весь мир). Традиционно возникновение локаяты связывают с мифическим мудрецом Брихаспати, а развитее его идей - полулегендарному Чарваке, имя которого дала название немаловажной философской школе. В основе учения о мироздании локаяты находится предположение о том, что все объекты вселенной состоят из четырех материальных элементов: земли, огня, воды и воздуха (отдельные источники к ним прибавляется пятый элемент - эфир). Элементы существуют вечно и являются неизменными. Все свойства предметов зависят от того, сочетанием каких элементов они являются, и от пропорций, в которых эти элементы сочетаются. Сознание, разум и органы чувств также возникают в результате сочетания элементов. В некоторых текстах содержится представление об эволюции: одни элементы происходят от других, причем исходным является земля (твердь). Представители локаяты выдвигают теорию познания, сходную с эмпиризмом Нового времени: органы чувств - единственный инструмент осознания мира, они могут воспринимать предметы постольку, поскольку они сами состоят из тех же элементов, что и предметы (принцип «подобное познается подобным»). На этом основании локаята отрицала существование внечувственных и сверхчувственных объектов, и, прежде всего бога, души, воздаяния за дела в предшествующих воплощениях, рая и ада. До нашего времени не дошло ни одного текста, принадлежащего последователям локаяты. По иронии судьбы, большинство сведений дошло до нас от ведантистов - идеалистических противников локаяты.
Тем не менее, расцвет индийского материализма наблюдается в системе вайшешики и близкой к ней ньяе. Итак, вайшешика зарождается около 6 в. до н.э. Сама система базируется на атомарной теории существования, в соответствии с которой вся вселенная сформирована вечными атомами. Согласно вайшешике, функционирование атомов управляется или направляется творческой или разрушительной волей Высшего существа, тогда как современный атомизм полагает это их естественной внутренней особенностью. Вайшешика устанавливает, что вселенная имеет два аспекта: один вечный и второй временный. Вечными составляющими вселенной являются 4 типа атомов, соответствующих элементам локаяты (земли, воды, огня, воздуха) и 5 субстанций (пространство, время, направление, ум и душа). Они не изменяются, и они не могут быть созданы или разрушены. Другая часть вселенной невечная, подлежащая уничтожению в конкретном времени и пространстве. Вначале создания два атома объединяются в двойку, которая невечна, потому что может быть разделена на два отдельных атома опять. Двойки и атомы не могут быть восприняты, но известны через логический вывод. Комбинация трех двоек называется триада (трианука), которая является самым маленьким воспринимаемым объектом. Из этих триад разрабатываются другие большие объекты. Можно заключить, что общие элементы, состоящие из вечных атомов, невечны, поскольку они могут дробиться на меньшие составляющие. Вся вселенная - это систематическое устройство физических вещей и живых существ, которые взаимодействуют друг с другом во времени, пространстве и направлении. В действительности вайшешика далека от понятной нам научности, ибо видит мир движимым не только физическими законами, но также моральным законом кармы. Вместе с тем отдельные идеи (например, отрицается создание и уничтожение, вместо которых предлагается понятие рекомпозиции - фантастическое предвидение законов сохранения) явно опередили своё время и вызывают невольный восторг у жителей 21 века.
Таким было начало концепции атомизма, триумф человеческого разума или острой интуиции. Но начало это было независимым и явно подверженным влиянию своеобразной эпохи и окружения. Всплеск, но никак не взрыв, скажет серьёзный исследователь. Для взрыва нужен могучий заряд, идейный катализатор, который предложит совсем другая земля с совершенно иными нравами.
1.2 АНТИЧНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ - ОТ ФАЛЕСА К ДЕМОКРИТУ
Я уже частично затрагивал уникальные особенности древнегреческого социума, которые породили философское знание. Но объяснить её первоначальный характер несколько сложнее. Следует вспомнить, что направленность мышления всех людей древних цивилизаций была неразрывно связана с мифом. Греческая мифология изначально была религией природы, и одним из первостепенных её вопросов был вопрос о происхождении всего сущего. Важное различие между мифологией и философией состояло, однако, в том, что миф повествовал, кто родил все сущее, а философ спрашивал, из чего оно произошло. Гомер в "Илиаде" рассказывает о рождении богов от Океана и Тефиды; в других вариантах мифа у истоков всего сущего стоят Царица Ночь, Мать Земля, подземная река Стикс. В "Теогонии" Гесиода читаем, что раньше всего возник Хаос, затем Земля, Тартар (подземное царство) и Эрос - любовное влечение. Даже без скрупулёзного анализа теогонических мифов можно сделать вывод, что вопрос о возникновении мира - традиционный для древнегреческого сознания.
Именно поэтому
разум греческого мудреца стремится
постичь сущность природы, Космоса
и мира в целом. Постепенно философское
мышление отрывается от абстрактных
мифологем и по возможности ищет
рациональные (или представляющиеся
таковыми) объяснения происхождения
мира и его сущности, отказываясь
(хотя в начале и не полностью) от
характерных для языческих
«Причин» же первыми-исследователями-
Однако греческие философы-классики указывают на очевидный недостаток концепции Фалеса. Она носила чисто космогоничный характер («всё произошло из воды»), но вовсе не утверждала, что вода составляла неизменную основу вещей. Честь выдвижения этого предположения принадлежит Анаксимандру. Место, которое занимает Анаксимандр в истории мысли, может быть охарактеризовано следующими двумя формулами. Во-первых, Анаксимандр может быть назван творцом первой системы философии. Во-вторых, ему принадлежит в истории человеческой мысли «первая попытка вполне естественного мирообъяснения, основанного на механическом принципе» (Форлендер), и поэтому «Анаксимандр может быть назван истинным творцом греческой, а вместе с тем и всей европейской науки о природе». (Т. Гомперц). Воистину, Анаксимандр осознавал спорность сведения всего мира к одной чувственной форме и предложил в качестве альтернативы абстрактную умозрительную конструкцию - апейрон (беспредельное). В этом термине Анаксимандр сливает следующие качества: качественную неопределенность, неограниченность количественную, пространственную неизмеримость, неисчерпаемость творческой силы, вечность и неизменность и даже вездесущие. Апейрон есть нечто большее, чем первовещество, из которого все возникло, так как оно является неизменным, пребывающим началом. Т.е. апейрон опять же являет попытку объединения «архэ» и «стойхейон» в рамках одной концепции. Понятие «апейрон» помогло избежать привязки к конкретной среде (воде, воздуху, огню), но фактически представляло логическую абстракцию, не подтверждённую фактическим материалом.