Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:38, контрольная работа
"Ещё на самых ранних стадиях развития человеческого общества люди использовали растения не только для питания. С их помощью они пытались избавиться от страданий, причиняемым им различными болезнями. В выборе лекарственных растений они руководствовались только инстинктами и интуицией. Со временем, на смену инстникту пришло мышление, способность улавливать причинно-следственные связи."
История развития медицины от знахарей до современных клиник, центров семейной медицины. Уральсике клиник, целебные свойства уральсикх вод и минералов.
1. Как лечились наши предки………………………………………………3
2. Знахари и травники……………………………………………………….4
3. Первый госпиталь…………………………………………………………6
4. Уральские клиники и врачеватели……………………………………….9
5. Центр семейной медицины………………………………………………10
6. Медгородок……………………………………………………………….11
7. Целебные свойства уральских вод и минералов……………………….12
Контрольная работа
По дисциплине
«Окружающий мир»
Екатеринбург
Тема
Здравоохранение.
1. Как лечились наши предки………………………………………………3
2. Знахари и травники……………………………………………………….
3. Первый госпиталь………………………………………………………
4. Уральские клиники и врачеватели……………………………………….9
5. Центр семейной медицины………………………………………………10
6. Медгородок……………………………………………………
7. Целебные свойства уральских вод и минералов……………………….12
1. Как лечились наши предки.
Ещё на самых ранних стадиях развития человеческого общества люди использовали растения не только для питания. С их помощью они пытались избавиться от страданий, причиняемым им различными болезнями. В выборе лекарственных растений они руководствовались только инстинктами и интуицией.
Со временем, на смену инстникту пришло мышление, способность улавливать причинно-следственные связи. Человек стал замечать определенные особенности некоторых растений и применять их в нужных ситуациях. Помогали также наблюдения за ранеными и больными животными, безошибочно выбирающими среди растений нужные "лекарства". На это указывают названия некоторых растений.
Так например, в народной медицине сибири давно применяется левзея. Корни этого растения известны в народе под названием "маральего корня". Оказывается, что олени (маралы) осенью, перед наступлением брачных боев, усиленно охотятся за левзеей, поедая корни растений. Это и натолкнуло людей на мысль, что "маралий корень" является средством, подбадривающим организм зверя.
Так что первым учителем человека была природа, а первой аптекой - лес и поле.
Постепенно знания о лечебных свойствах растений накапливались и передавались из поколения в поколение.
У многих народов целебные свойства растений считались сверхъестественными, и лечением лекарственными травами занимались жрецы. Под покровом таинственности служители культа скрывали свои знания о действии на организм различных растений. Эти сведения были достоянием жреческой касты и открывались только посвященным.
Древнеегипетским жрецам было известно, например, действие, которое оказывают на организм человека плоды мандрагоры, доставлявшиеся в Египет из Нубии: сок ягод этого растения способен на некоторое время лишать человека зрения.
Первоначально сведения о лекарственных растениях и их применении передавались устно. С развитием письменности накопленные веками практические сведения были записаны в рукописях различного содержания.
XVI век характеризуется на Руси появлением медицинских книг, называемых «Вертоградами», или «Садами здоровья».
В «Вертоградах» приводились описания лекарственных растений и давались рецепты, составленные главным образом из лекарственных трав. «Вертоград» — перевод произведения «Ortus sanitatus», проникшего к нам из Западной Европы.
«Прохладный Вертоград» был настольной книгой в каждом русском доме, им пользовались, его бережно хранили, старательно переписывали. Небольшой объем сделал книгу удобной в повседневном обращении. Активно распространявшийся в списках еще в XVIII веке — Суворов считал его обязательным для солдат и офицеров, «Прохладный Вертоград» ныне забыт нами, забыта его история.
А ведь русский «Вертоград» оказал в те времена заметное влияние на родственную литературу (лечебники, лекарственные письмовники, зелейники), в том числе и на народные травники. Нередко из уст старшего поколения можно услышать советы, подсказанные старыми рукописями, доставшимися от дедов. Среди них — советы по ведению хозяйства («чтобы пчелы не отлетали», «аще гусеницы едят капусту», «коли хочешь испытать, где избу ставить», «егда хочешь мыша прогнать»), рекомендации, как помочь человеку в том или ином затруднительном положении («аще который человек паука проглотит», «егда человек утомится от пеше хождения», «о ужалении ехиднове и о паучинном, и шмелеве»). В целом же содержание лечебников пестро и разнообразно, их рекомендации не ограничиваются перечнем телесных болезней и описанием средств от них, а распространяются практически на все случаи жизни.
Вообще же система древнерусского врачевания — сложная и до конца не раскрытая страница истории отечественной медицины. Не найдены пока точные соответствия многим наименованиям болезней (современные медики больше увлекаются дешифровкой тибетских трактатов). Утрачены духовные основы взаимоотношения врача и пациента. Славянские рукописные источники, травники и лечебники — ключ для раскрытия этих загадок.
2. Знахари и травники.
Знахарь и знахарка - есть ныне самое обыкновенное название для таких людей, кои слизывают от глазу, снимают всякую порчу, угадывают о пропажах и проч. Знахарь, согласно поверью, может ходить во страхе Божием и прибегать к помощи креста и молитвы.
Всякий знахарь, пользующийся общим уважением за выдающиеся знания, приобретенные личным трудом, и за природное дарование, собственно есть не кто иной, как самоучка - деревенский лекарь, умеющий врачевать недуги и облегчить телесные страдания не только людей, но и животных..
От какой бы из причин ни приключилась болезнь человеку, знахарь, как и весь деревенский русский мир, глубоко убежден, что всякая болезнь есть живое существо. С нею можно разговаривать, обращаться к ней с просьбами или приказаниями о выходе вон, спрашивать, требовать ответов (не говоря уже о таких, например, болезнях, как кликушество, когда сидящий внутри женщины бес не находит даже надобности скрываться и, еще не видя приближающегося крестного хода или проходящего мимо священника, начинает волноваться и выкрикивать женским языком мужские непристойные ругательства и кабацкие сквернословия). Бывают случаи, когда болезни даже олицетворяются. Так самый распространенный недуг, сопровождающийся ознобом и жаром и известный под общим именем лихорадки, есть не что иное, как одна из двадцати дочерей библейского царя Ирода (а по другим сведениям из 14) . Знахарь умеет распознать, какая именно в данном случае овладела его пациентом: одна ли, например, ломовая, или трепуха, или две вместе. Он определяет, которая из них послабее, положим, знобуха или гнетучка, чтобы именно с такою-то и начать борьбу. Больной и сам умеет подсказать, гноевая ли это (если лихорадка напала в то время, когда свозили навоз на поле) или подтынница (если болезнь началась, когда усталым он свалился под изгородь в лугах и заснул на мокрой траве). В том же случае, когда объявились сильные боли в крестце или разломило в пояснице так, что не продохнешь, - всякий знахарь понимает, что это "утин" и что в этом случае надо положить больного животом на порог избы, взять тупой косарь в руки, насекать им спину и вступить с этим утином в переговоры, спрашивая его и выслушивая ответы: "Что рублю? - Утин секу. - Руби гораздо, чтобы век не было", и т. д.
Бесконечное разнообразие знахарских приемов и способов врачевания, составляющее целую науку народной медицины, сводится, в конце концов, к лечению травами . Как лечат знахари - это составляет предмет особого исследования, предоставленного врачу-специалисту. Нам же остается досказать о том положении, какое занимают знахари и знахарки в деревенской среде в качестве людей, лишь заподозренных в сношениях : нечистою силою, но отнюдь не продавших ей свою душу. Хотя житейская мудрость и велит не обвинять никого без улики, но житейская практика показывает другое, и на обвинение знахарей деревенский люд не скупится. Так, например, ночью знахарям нельзя даже зажечь огонь в избе или продержать его больше других без того, чтобы соседи не подумали, что знахарь готовит зелье, а нечистый дух ему помогает. Но, живя на положении подозреваемых, знахари тем не менее пользуются большим уважением в своей среде. Объясняется это тем, что знахарями делаются люди преимущественно старые, одинокие холостяки или старушки-вдовы и престарелые девицы, не сделавшиеся черничками потому, что захотели быть лекарками и ворожеями. Положение подозреваемых невольно делает знахарей слегка суровыми и очень самолюбивыми и самоуверенными. Да и подбирается сюда не только народ смышленый, но и положительно стоящий выше других на целую голову. Оттого у знахарей не выходит с соседями ни особенно близкой дружбы, ни хлебосолья, ни откровенных бесед: тайна пуще всего им на руку. Но в то же время их интересуют чужие беседы, деревенские новости, взаимные соседские отношения. Зайдет знахарь в трактир или харчевенку, сядет незаметно в сторонку и прислушивается: у кого украли лошадь, увели корову, на кого падает подозрение и на ком оно, после галденья и общих споров, остановится. Как умный человек, подбирая в запас мелкие крохи, он сумеет потом в них разобраться: а глупая деревня думает, что если мужик умеет лепить, дает умные и добрые советы, то должен же он и колдовать, и ворожить, и отгадывать. Если он умеет лечить скотину, рассуждает деревенский люд, то почему ему не пользовать и людей? Помог от одной болезни, стало быть, должен пособить ото всех? При таком положении вещей не мудрено, что все врачебное дело в деревне держится на знахаре. Впрочем, наряду с знахарем пользует больных и бабка-лекарка. Она, так сказать, дополняет знахаря по той причине, что бывают по женской части такие дела, в которые мужчине никак не проникнуть. Бабки-повитухи работают вполне независимо, на свой страх и ответ, причем в некоторых случаях им даже отдается предпочтение перед мужчиной-знахарем, так как бывают такие болезни, где только женская рука, нежная и мягкая, может принести действительную пользу. Так, например, все воспаления глаз всегда и повсюду доверяются лечению исключительно одних знахарок: никто лучше их не сдувает бельма, никому так ловко не вдунуть в глаз квасцов, смешанных с яичным белком. Сверх того, бабка усерднее знахаря: она забежит к своему больному раза три на день. В лечении детских болезней точно так же нет равных знахаркам, хотя и по "сердечным" делам они не утратили заслуженно добытую славу. Они охотно берутся "снимать тоску" с того человека, который лишился любви, но заставить полюбить не могут, так как "присуха" - дело греховное и дается только колдунам. В этом, собственно, и заключается существенная разница между колдунами и знахарями: то, что наколдуют чародеи, - знахари и знахарки снимут и поправят. И слава их в этом отношении так велика, что к ним со всех концов стекаются деревенские люди за помощью. Ходят к знахарям в случае беды и с целью поворожить и погадать, хотя это и не составляет прямой профессии знахарей: вор объявился, лошадь увели, корова из поля домой не приходила - все к знахарю или к бабке-ведунье. Бабушка-ведунья сейчас все расскажет и беду как руками разведет. Иная, чтобы не потерять уважения и поддержать к себе веру, бобы разводит, раскидывает карты, на воду пускает восковой шарик, шепчет и вдумчиво смотрит, в какую сторону укажет шарик, какой мужик в воде покажется ей: черный или белый. Сметливая баба из расспросов уже раньше кое-что поняла. Если не укажет она прямо, то поведет около, а соседские воры все на счету и у всех на примете. А если и не скажет она правды, не поможет на недобрый час, то ведь все-таки это не ее прямое дело. Так все и понимают: спасибо ей и то, что старалась пособить и не отказалась утешить в тяжелое время умелым сердечным советом. Знать, обманули ее карты, надо быть, замутилась вода. Во всяком случае, знахарь - не чародей, ворожея - не ведьма.
При всем почете, какой выпадает в удел знахарям, им, однако, приходится считаться с современными веяниями, а подчас отвечать перед начальством. Вот что поведал на этот счет один из известных знахарей, возле двора которого "подвод больше десятка каждый день стояло".
"Нашлись у меня завистники и донесли попу и уряднику, что я черной магией занимаюсь. Я ничего не знаю, сижу дома - глядь: ко мне в хату приходят поп с урядником, а избу понятые окружили. Наперво поп обратился ко мне:
- Ты, Михаиле, сказывают, лечишь народ по книжкам от всяких болезней, так покажи нам свои книги? А я ему, наоборот, говорю:
- Лечу, папаша; это правда. И разные у меня коренья и травы есть, и книга тоже есть; по ней я разбираю, каких кореньев от какой хвори дать, и с молитвою творю это. А вреда какого я не делал людям. Урядник как крикнет на меня:
- Ты не разговаривай с нами, а подавай твои книги и коренья, а мы их становому представим. Тебя за Сибирь загонит он за это лечение.
Я не испугался его. Открыл укладочку, где лежала книга и коренья, и говорю:
- Извольте брать к себе всю укладку: тут все леченье мое. только прошу вас, не растеряйте листков из книги да корешков не трусите: дюжо трудно собирать их.
Урядник отвез укладочку мою к становому, а тот книгу и коренья к доктору отправил. А доктор посмотрел мою книгу и сказал:
- Это безвредная книга: травник называется.
Так все и отдали мне назад".
Знахари гордятся своими ботаническими сведениями и хвастаются тем, что им известно 99 сортов трав (более скромные упоминают лишь о 77). Из этих трав для каждого знахаря обязательно держать всегда дома 12: цикуту, иди одолим, семена белены, корень лапчатки, богородицкую траву, волчьи ягоды, корень морковника, корень папоротника, куричью слепоту, паутиннйк, земляные орехи, кунавку, бузинный цвет
Правила сбора трав.
Наши предки делали из сбора растений целый ритуал. Когда шли в лес, наряжались в праздничные одежды, пели песни, а перед этим постились. Они вообще считали, что собирать травы можно, только будучи чистым и телом и душой, иначе те не подействуют. Современные ученые к этому относятся скептически, но соглашаются, что при сборе нужно соблюдать некоторые правила.
Сбор должен производиться в экологически чистом месте, — говорит Трумпе. — Желательно в 30—50 км от города и не менее чем в 500 метрах от железной или автомобильной дорог. Подальше от просек и линий электропередачи. В черте города вообще лучше ничего не собирать. Использовать желательно ножницы или нож, а также специальную тару — корзины, льняные или холщовые мешки, бумажные пакеты. Полиэтиленовые лучше не брать: на солнцепеке в них начинаются испарения, и растения теряют свои полезные свойства. Каждый вид желательно складывать в отдельную тару. Многие растения не любят контакта друг с другом.
Нельзя собирать травы, поврежденные насекомыми, плесенью, мятые. Растения для лекарственных целей должны быть совершенно здоровыми. Старые и слабые тоже лучше не брать — они малоэффективны. Старые кроме всего прочего накапливают много вредных веществ из внешней среды.
Надо сказать, что лекарственные свойства растения зависят еще и от того, в какой местности оно произрастает, от климата, почвы. К примеру, расторопшу, которую традиционно применяют для лечения печени, лучше собирать в Поволжье. Там она самая сильная.
Содержание в растении активных веществ может меняться в зависимости от времени суток, сезонов, фаз Луны. Так, у наперстянки они проявляются только к концу дня, а к утру очень сильно падают. Травы, предназначенные для выдавливания сока, лучше собирать в полнолуние.
3. Первый госпиталь.
История больницы начинается с 1810 года,когда владельцы Алапаевских и Верх-Исетских заводов Яковлевы построили первые корпуса больницы.
Это был госпиталь на 30 коек с амбулаторией по всем болезням. Для госпиталя было выстроено специальное каменное здание, а рядом с ним - дом для врачей, сохранившийся и поныне. В сентябре 1824 года царь Александр I посетил Екатеринбург, при осмотре заводского Верх-Исетского госпиталя, государь сказал: "Все здесь отлично устроено, и мне остается сожалеть, что я не могу содержать так больных моих солдат".
Интересно, что последующие сто лет в больнице было только три главных врача - это Петр Иванович Вагнер (1800-1935гг.), Федор Петрович Лямони - до 1859г., а в 1859г. руководить больницей был назначен Александр Андреевич Миславский.
В 1948г. городская клиническая больница №З была переименована в Свердловскую областную клиническую больницу №1.
Начался новый этап развития Первой областной. В 1948г. были открыты урологические (профессор В.М.Близнюк) и онкологические койки (профессор Л.М.Ратнер).
В 1950г. открыто неврологическое отделение на 25 коек (зав. отделением В.Р.Овечкин), стоматологические (зав. Д.М.Норовский, В.М.Протасов).
С 1966г. по распоряжению Облздравотдела (заведующий Н.С. Бабич) больницу возглавил В.Ю. Костенецкий.
При Костенецком начато строительство современного комплекса больницы. Особо следует отметить генерального подрядчика - трест "Уралэнергострой" и его руководителей: Н.М.Сазонова, А.П.Доронина, В.Д.Ефимова.
В конце 1970г. был заложен первый камень в фундамент нового комплекса, а в 1974-м - торжественно открыто поликлиническое отделение (зав. З.В.Копылова) на 800 посещений по 32-м специализированным приемам, а также патологоморфологический корпус (зав. Е.С. Беликов).
В октябре 1975 г. стационар принимает первых терапевтических больных (зав. отд. Л.Н. Гагарина, старшая медсестра Т.А. Шаклеина, научный руководитель клиники профессор З.В. Горбунова). В июле 1977 г. состоялось официальное открытие больничного комплекса, и ключ главному врачу вручил руководитель области Б.Н.Ельцин.