Человек и окружающий мир в произведения Бунина

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 19:29, реферат

Краткое описание

И. А. Бунин с необыкновенным мастерством описывает в своих произведениях полный гармоний мир природы. Его любимые герои наделены даром тонко воспринимать окружающий мир, красоту родной земли, что позволяет им чувствовать жизнь во всей ее полноте. Ведь способность человека видеть вокруг себя прекрасное вносит в его душу покой и ощущение единения с природой, помогает лучше понять себя и других людей.

Файлы: 1 файл

человек и окружающий мир в произведения Бунина.docx

— 19.73 Кб (Скачать)

В лесу, в горе, родник, живой и звонкий,

Над родником старинный  голубец 

С лубочной почерневшею  иконкой,

А в роднике  березовый корец.

Я не люблю, о  Русь, твоей несмелой,

Тысячелетней  рабской нищеты,

Но этот крест, но этот ковшик белый-

Смиренные, родимые  черты!

И. А. Бунин 

И. А. Бунин с  необыкновенным мастерством описывает  в своих произведениях полный гармоний мир природы. Его любимые  герои наделены даром тонко воспринимать окружающий мир, красоту родной земли, что позволяет им чувствовать  жизнь во всей ее полноте. Ведь способность  человека видеть вокруг себя прекрасное вносит в его душу покой и ощущение единения с природой, помогает лучше  понять себя и других людей.

Мы видим, что  не многим героям произведений Бунина дано ощутить гармонию окружающего  мира. Чаще всего это простые люди, уже умудренные жизненным опытом. Ведь только с возрастом мир открывается  человеку во всей его полноте и  многообразии. Да и то не всякий может  его постичь. Старый батрак Аверкий  из рассказа “Худая трава” принадлежит  к числу тех героев Бунина, которые  достигли духовной гармонии.

Этот уже давно  не молодой человек, много повидавший на своем веку, не испытывает ужаса  от сознания приближающейся смерти. Он ждет ее безропотно и смиренно, потому что воспринимает ее как вечный покой, избавление от суетности. Память постоянно  возвращает Аверкия в “далекие сумерки  на реке”, когда он встретился “с той  молодой, милой, которая равнодушно-жалостно смотрела на него теперь старческими  глазами”. Этот человек пронес свою любовь через всю жизнь. Думая  об этом, Аверкий вспоминает и “мягкий  сумрак в лугу”, и мелкую заводь, розовеющую от зари, на фоне которой  виднеется девичий стан.

Мы видим, как  природа участвует в жизни  этого героя Бунина. Сумерки на реке сменяются теперь, когда Аверкий  близок к смерти, осенним увяданием: “Умирая, высохли и погнили травы. Пусто и голо стало гумно. Стала  видна сквозь лозинки мельница в  бесприютном поле. Дождь порой  сменялся снегом, ветер гудел в  дырах риги зло и холодно”. Наступление  зимы вызвало в герое “Худой травы” прилив жизни, ощущение радости бытия. “Ах, в зиме было давно знакомое, всегда радовавшее зимнее чувство! Первый снег, первая метель! Забелели поля, потонули в ней — забивайся на полгода  в избу! В белых снежных полях, в метели — глушь, дичь, а в  избе — уют, покой. Чисто выметут  ухабистые земляные полы, выскребут, вымоют стол, тепло вытопят печь свежей соломой — хорошо!” Всего  в нескольких предложениях Бунин  создал великолепную живую картину  зимы.

Как и его  любимые герои, писатель считает, что  в мире природы заключено то вечное и прекрасное, что не подвластно человеку с его земными страстями. Законы жизни человеческого общества, напротив, приводят к катаклизмам, потрясениям. Этот мир неустойчив, он лишен гармонии. Это видно на примере жизни  крестьянства накануне первой русской  революции в повести Бунина “Деревня”. В этом произведении автор наряду с нравственно-эстетическими проблемами затрагивает проблемы социальные, вызванные  действительностью начала XX века.

События первой русской революции, отразившиеся в  деревне в мужицких сходках, горящих  помещичьих усадьбах, разгуле бедноты, вносят разлад в привычный ритм жизни  деревни. В повести много действующих  лиц. Ее герои пытаются разобраться  в окружающем, найти для себя какую-либо точку опоры. Так, Тихон Красов нашел  ее в деньгах, решив, что они дают уверенность в будущем. Всю свою жизнь он посвящает накоплению богатства, даже женится из-за выгоды. Но Тихон  так и не находит счастья, тем  более, что у него нет наследников, которым он мог бы передать свое богатство. Его брат Кузьма, поэт-самоучка, тоже пытается найти правду, глубоко  переживая беды своей деревни. Кузьма Красов не может спокойно смотреть на нищету, отсталость и забитость  крестьян, их неумение разумно организовать свою жизнь. А события революции  еще больше обостряют социальные проблемы деревни, разрушают нормальные человеческие отношения, ставят перед  героями повести неразрешимые проблемы.

Братья Красовы  — незаурядные личности, ищущие свое место в жизни и пути ее улучшения не только для себя, но и для всего русского крестьянства. Они оба приходят к критике  негативных сторон крестьянской жизни. Тихона поражает, что в плодородном  черноземном крае может быть голод, разорение и нищета. “Хозяина бы сюда, хозяина!” — думает он. Кузьма же считает причиной такого положения  крестьян их глубочайшее невежество, забитость, в чем он винит не только самих крестьян, но и правительственных  “пустоболтов”, которые “затоптали, забили народ”.

Проблема человеческих взаимоотношений и связи человека с окружающим его миром раскрывается и в повести “Суходол”. В центре повествования в этом произведении — жизнь обедневшего дворянского  рода Хрущевых и их дворовых. Судьба Хрущевых трагична. Барышня Тоня сходит с ума, Петр Петрович погибает под  копытами коня, слабоумный дедушка  Петр Кириллович умирает от руки крепостного. Бунин показывает в этой повести, до какой степени странными и  ненормальными могут быть человеческие взаимоотношения. Так говорит об отношениях господ и слуг бывшая крепостная няня Хрущевых Наталья: “Над барчуком и дедушкой Герваська измывался, а надо мной — барышня. Барчук —  а, по правде-то сказать, и сами дедушка  — в Герваське души не чаяли, а  я в ней”. А к чему приводит в “Суходоле” такое светлое чувство, как любовь? К слабоумию, позору и  опустошенности. Нелепости человеческих взаимоотношений противопоставлена  красота Суходола, его широкие  степные просторы с их запахами, красками и звуками. Окружающий мир  прекрасен в рассказах Натальи, в заговорах и заклинаниях  юродивых, колдунов, странников, кочующих по родной земле.

“Нет никакой  отдельной от нас природы, каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной души”, — писал  Бунин. В своих произведениях, проникнутых  глубокой любовью к России и ее людям, писатель сумел доказать это. Для самого писателя природа России была той благотворной силой, которая  дает человеку все: радость, мудрость, красоту, ощущение целостности мира:

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски я  стремлюсь подметить,

А то, что в  этих красках светит, — 

Любовь и радость  бытия.

Иван Алексеевич Бунин, прекрасный писатель, последний  русский классик, представитель  уходящей дворянской культуры, в своих  произведениях запечатлел жизнь  России конца XIX - начала XX века. 
Бунину были особенно дороги те черты прошлого, которые отмечены утонченным дворянским восприятием красоты и гармонии мира, продолжали гуманистические традиции русской литературы. «Дух этой среды, романтизированной моим воображением, казался мне тем прекраснее, что навеки исчезал на моих глазах», - писал он впоследствии. 
Талант писателя, огромный, мощный, бесспорный, был оценен современниками по достоинству. Его произведения уподобляли «матовому серебру», язык именовали «парчовым», а беспощадный психологический анализ - «ледяной бритвой». Горький назвал его «первейшим мастером в современной русской литературе». 
Несмотря на то, что для Бунина прошлое России стало неким идеальным образцом духовности, он принадлежал своему противоречивому, дисгармоничному времени, И реальные черты этого времени с замечательной силой воплотились в его «Деревне». В этой «жестокой» повести на примере судьбы братьев «расовых показаны разложение и гибель крестьянского мира. Разложение его внешней, бытовой и внутренней, нравственной жизни пугает уродливыми явлениями и деталями. Эта линия повествования усилена страданиями главного героя Кузьмы Красова, весь свой век проведшего в неустанных поисках правды и красоты, но так и не нашедшего их. Прозябание Кузьмы в Дурновке, его «смертельная таскай в связи с бессмысленным и жестоким поведением мужиков выглядит суровым обобщением происходящего. 
События, разворачивающиеся в селе Дурновке, даны через восприятие двух братьев Красовых— деревенского кулака Тихона и бедняка, неудачника и поэта-самоучки Кузьмы. Безрадостны наблюдения, которые накопили за время жизни, а Дурновке братья Красовы. особенно Кузьма. Нищая и голодная деревня, обреченная на полное разорение и вымирание, оживляется с началом событий 1905 года. 
Крестьяне принимают участие в разгроме помещичьих и кулацких усадеб, но их выступления стихийны, бессмысленны и с самого начала обречены на провал. Революция подавлена, и вчерашние «бунтовщики» или смирились, или скрылись подальше; деревня снова погрузилась в непробудную спячку. 
Условий жизни в Дурновке наложили печать на ее обитателей. Бестолков и бесхозяйствен крестьянин по прозвищу Серый, еще более нелеп его сын Дениска, принимавший участие в бунтарских выступлениях крестьян. Да и сам Кузьма Красин несет на себе печать «дурновского» образа жизни. Гуманный и совестливый, с тоской и болью взирающий на кошмарную действительность, он, однако, пассивен и не в силах ничего противопоставить окружающему бесправию и мраку. 
Лучшие люди деревни, как стремится показать Бунин, - это люди, несущие в своем внешнем и внутреннем облике черты далекой и милой сердцу писателя седой старины. Таков величественный столетний старец Иванушка, такова деревенская красавица по прозвищу Молодая. Но людям этим несладко в Дурновке. В нищете и голоде кончает свой век Иванушка, овдовевшая Молодая отдана замуж по прихоти Тихона Красова за нелюбимого ею нищего, уродливого Дениску. Мрачной картиной их венчания, а метельный зимний день завершается повесть. 
Кузьма Красов, безусловно, многим дорог Бунину. Тем не менее, писатель не считает его выразителем всех своих взглядов, придавая ему характерные черты «дурновца». Кузьма сам признается в этом «родстве», а на закате дней своих с болью восклицает: «Думать не умею!.. Не научен». 
Бессознательность, разобщенность крестьян, их неспособность противостоять повсеместному опустошению деревень вызывали болезненную реакцию Бунина. Но такое состояние обусловлено в повести не «тайнами» национальной психологии, а трагическим крепостным прошлым и настоящим. Глубокое сочувствие автора к «затоптанному, забитому» народу ясно различается в «жестоком», порой ироничном повествовании. 
Несомненным достоинством «Деревни» является правдивое и беспощадное изображение недуховной и физической деградации дворян-помещиков. Горестное лирическое сожаление о «гибели целого сословия», звучащее в «Антоновских яблоках», сменяется в «Деревне» трезвой и суровой оценкой дворянского оскудения. Показанные в повести обнищавшие дворяне - Дурново. Жихарев, Басов, престарелая княжна Шахова - люди духовно убогие, обреченные самой жизнью на гибель, «Деревню» справедливо называют «одним из сильнейших произведений русской литературы начала XX века, посвященных изображению крестьянства. 
Как чуткий художник. Бунин ощущает близость социальных катастроф, поэтому катастрофические события становятся главной темой его произведений 1913-1916 годов. Рассказ предреволюционной поры «Господин из Сан-Франциско» пронизывает мысль призрачности благополучия мира. Видя вокруг себя обилие социального зла, невежества, жестокости, темноты, насилия, став свидетелем кровавых событий на полях мировой войны, Бунин, а то же время со скорбью и страхом ожидал скорого развала, падения «великой державы Российской». Это определило его отношение к революции и дальнейшую тридцатилетнюю эмиграцию во Францию. 
Рассказ «Господин из Сан-Франциско» своим миром вопиющей фальши, парадоксального человеческого эгоизма и близорукости должен был содействовать отрезвлению общества, хотя непосредственных откликов «на войну» не содержал. Уже первая фраза о выборе Господином маршрута для увеселительного круиза насыщена глубоким смыслом. Корабль назван Буниным «Атлантида», и сразу появляется предчувствие его гибели. В рассказе показаны разные «слои» плывущих, и блестящие салоны, и обслуга, и кочегары «адской» топки - модели разобщенного мира. Жалкой щепкой выглядит корабль перед могучим, грозным величием океана. А движение «Атлантиды» по замкнутому кругу и возвращение с телом уже мертвого Господина - символ бессмысленного перемещения в пространстве. 
Жестоко и выразительно показано близкое возмездие: «Океан, ходивший за стенами, был страшен, но о нем не думали...» Веселящиеся пассажиры проявляли эгоистическое «недумание». В финале сходная сцена приобретает устрашающие краски: бальная музыка гремела опять среди бешеной вьюги, проносившейся над гудевшим, как погребальная месса, океаном». «Погребальные» звуки, «траурные волны» — все это признаки смерти. 
«Замечательные повести, и рассказы Бунина открывают нам целый мир во всем его многообразии, заставляя пристально всмотреться в него, задуматься о вечных тайнах бытия, разобраться в окружающем и в самих себе.

Информация о работе Человек и окружающий мир в произведения Бунина