Структура информационного потока субъективного взаимодействия психики с окружающим миром

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 20:54, реферат

Краткое описание

Психика находится во взаимодействии с соматическими (телесными) процессами. Психика оценивается по ряду параметров: целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация и т. д. Психика проявляется на определённой ступени биологической эволюции. Человеку присуща высшая форма психики — сознание. Изучением психики в основном занимаются науки психология, нейрофизиология, психиатрия.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….. 3
1 Психологическая сущность самосознания……………………………….. 5
2 Человек в реальном мире………………………………………………….. 13
3 Структура информационного потока субъективного взаимодействия психики с окружающим миром……………………………………………
16
Заключение………………………………………………………………… 20
Список литературы………………………………………………………… 24

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 159.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Содержание 

  Введение…………………………………………………………………….. 3
1 Психологическая сущность самосознания……………………………….. 5
2 Человек в реальном мире………………………………………………….. 13
3 Структура информационного  потока субъективного взаимодействия психики с окружающим миром……………………………………………  
16
  Заключение………………………………………………………………… 20
  Список литературы………………………………………………………… 24
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение 

   Пси́хика (от др.-греч. {, ψυχή } «дыхание, душа») — сложное понятие в философии, психологии и медицине.

  • Особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой.
  • Способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память и т. п.).
  • Системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

   Психика является основной, базовой, исторически  самой ранней составляющей менталитета. Психику следует понимать как своего рода рефлексию организма, то есть его способность к различным рефлексам, точнее, проявление им реакционных способностей на раздражители как внутреннего, так и внешнего миров человека.

   Психика находится во взаимодействии с соматическими (телесными) процессами. Психика оценивается по ряду параметров: целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация и т. д. Психика проявляется на определённой ступени биологической эволюции. Человеку присуща высшая форма психики — сознание. Изучением психики в основном занимаются науки психология, нейрофизиология, психиатрия.

   Психика - это внутренний, субъективный мир  человека, который возникает в  ходе активного отражения внешнего, объективного мира в виде образов, мыслей, чувств и поступков. Человеческая психика формируется у индивида только прижизненно в процессе социализации, т.е. освоения им достижений культуры определенной социальной общности. 

   Основными функциями психики являются отражение и регулирование, которые имеют взаимосвязанный и взаимообусловленный характер. Психическое отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения. Психическое отражение характеризуют следующие особенности:

   • оно дает возможность правильно  отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой; 
• сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;

   • постоянно углубляется и совершенствуется;

   •обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

   •преломляется через индивидуальность человека;

   •носит  опережающий характер.

   Тесная  взаимосвязь функций отражения  и регулирования обеспечивает целостность психики в норме, единство всех психических проявлений, интеграцию всей внутренней психической жизни человека. Посредством данных функций обеспечивается и непрерывное взаимодействие, взаимосвязь, интеграция человека с окружающей социальной и природной средой.

   Человек - существо сознательное. Специфика сознательного способа жизни человека состоит в его способности отделить в представлении себя, свое "Я" от своего жизненного окружения, сделать свой внутренний мир, свою субъективность предметом осмысления и понимания.  
 
 
 
 
 
 
 
 

   1 Психологическая сущность самосознания 

   В современной науке существуют три  взаимоисключающие точки зрения на генезис самосознания, принципиальные различия между которыми вызваны не столько наличием противоречивых данных, сколько несовпадающими определениями самого предмета изучения. Традиционным для большинства направлений психологических исследований является понимание самосознания как исходной, генетически первичной формы человеческого сознания.

   Сторонники  этой концепции ссылаются прежде всего на первоначальную, на уровне чувствительности, самоданность младенца, то есть на психологический уровень его самоощущения. На основе первичной самочувствительности и должен, по их мнению, происходить в дальнейшем синтез двух различных систем представлений: о себе как "Я", и о всем остальном, "не-Я". Затем начинает складываться целостное представление о своем теле, еще позже развивается предметное сознание, включающее не только пространственные, но и временные координаты и, наконец, завершающая ступень характеризуется наличием способности к целенаправленному самопознанию.

   Действительно, психологический механизм индивидуального  самосознания включает в себя основные формы первичного самоотражения  психических реакций ("интропсихические чувствования"), дающие информацию о биологическом мире человека. Ощущения состояния собственной активности, самоидентичности в данный момент или на протяжении определенного отрезка времени поддерживают у индивида обязательный для любого типа деятельности минимальный уровень способности к саморазличению.

   Структурное единство простейших форм самовосприятия, так называемое "чувство Я", благодаря которому человеку задается его психосоматическая целостность - неотъемлемая часть самосознания, его базис. Но признание этого факта еще не дает оснований для утверждения, что "чувство Я" развивается органично, само по себе, независимо от внешних раздражителей и поэтому должно считаться исходной формой человеческой психики в целом. Конкретный анализ того, как именно образуются у детей представления о собственном физическом облике, позволяет выделить два следующих основных канала их формирования: первый - самоощущение, самочувствительность, тесно связанные с жизнедеятельностью организма; второй - информация о собственных телесных признаках, поступающая в результате коммуникативных взаимодействий с окружающими.

   Возникновение в сознании ребенка топогностической схемы собственного тела становится возможным только в результате влияния  этих двух информационных потоков. Следовательно, нет достаточных оснований, чтобы рассматривать "чувство Я" как нечто совершенно автономное от процессов восприятия психикой внешних (для нее) факторов.

   Исходя  из концепции "первичности" нелегко  объяснить единство высших и низших форм (высшие как бы привносятся  на определенном этапе извне) и опредмеченный характер самосознания. Способность к самопереживанию оказывается особой универсальной стороной самосознания, которая его порождает, определяет механизм функционирования и едва ли не детерминирует остальные, дискурсивно-организованные формы психического самоконтроля.

   Существует  и диаметрально противоположная  точка зрения (Л.Л. Рубинштейн), согласно которой самосознание - высший вид сознания, возникший как результат предшествующего развития последнего. "Не сознание рождается из самопознания, из "Я", а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, но мере того, как она становится самостоятельным субъектом".

   В конечном счете эта концепция  построена на предположении об исключительно внешней (экстроспективной) направленности нашей психики на самом первом этапе ее развития, только в какой-то момент вдруг обнаруживающей способность к самовосприятию. Но экстроспективная гипотеза никогда и никем не была убедительно доказана и она мало помогает удовлетворительному объяснению многих накопленных в психиатрии фактов, например, случаев интравертивного поведения детей в младенческом возрасте.

   Те, кто отрицает активность интроспективного полюса психики в начальный период ее развития, вынуждены относить к  более позднему сроку и образование личностного начала нашей психики. Но тогда встает далеко не легкий вопрос о том, на какой структурно-психологической основе происходит синтез и присвоение (интернализация) продуктов начального опыта, а исходный момент активного самообращения субъекта приобретает характер внезапного скачка. Именно поэтому убежденному стороннику первичности исключительно экстроспективного сознания А. Валлону исчезновение у трехлетнего ребенка "слияния с окружающим миром" кажется, по его собственным словам, чем-то "неожиданным".

   Действительно, анализирующее самообращение на уровне понятийного мышления немыслимо  без достижения определенной достаточно высокой степени социализации индивида. Но все дело в том, что для дискурсивного определения, например, ощущений как "своих", кроме всего прочего, обязательно еще и функционирование (следовательно, предварительное наличие) устойчивой интегративной системы аффективного самовосприятия.

   Отражение внешнего мира - универсальный канал  социализации, определяющая сторона сознания. Но из этого еще не следует, что эта доминирующая сторона обладает первичностью и вне рамок динамического и функционального взаимодействия основных элементов структуры психики. То есть нет оснований утверждать, что сознание в своем развитии проходит через "чисто" экстроспективный этап, который предшествует (в смысле существования "до" и "без") интроспективному.

   Элементы  первичного различения себя и окружающего  мира существуют уже у многих животных ("...все функции человека имеют  свои зачатки в животном мире"), базируясь на характерных для живого организма "обладании самостоятельной силой реагирования" и наличии центрирующей основы восприятия. Это делает правомерным вопрос о системных предпосылках (таких, в частности, как единство нервной системы и синестезия) нашего самосознания.

   В современной психологии эта проблема традиционно разрабатывается преимущественно представителями психоаналитических школ. З. Фрейд считал самоотношение личности исключительным продуктом удовлетворения либидных и агрессивных инстинктов. Он рассматривал человека как изолированную систему, которая приводится в действие двумя импульсами: к выживанию (инстинкт "Я") и к получению удовольствия сексуального типа, связанного с разрядкой напряжения, которое локализуется в эрогенных зонах, прежде всего в гениталиях. И только необходимость удовлетворить свои сексуальные потребности заставляет человека вступать в контакты с другими людьми, отношения между полами уподоблялись З. Фрейдом рыночной ситуации. Каждый озабочен только удовлетворением своих потребностей, но как раз ради их удовлетворения он и вынужден вступать в отношения с другими людьми, предполагающими то, в чем он нуждается, и нуждающиеся в том, что он предлагает.

   В основе поведения человека, по мнению Фрейда, лежат сексуальные влечения. Эти явления - важнейший элемент человеческой "природы". "Нужно быть упорным лицемером, - писал едва ли не самый правоверный фрейдист Виттельс, - чтобы не замечать, что пьяница гладит свою бутылку с теми же нежными чувствами, с какими влюбленный свою возлюбленную. Ростовщик перебирает свое золото, как какой-нибудь Ромео волосы своей возлюбленной. Словом, самое важное единственно серьезное дело на белом свете - это любовь. Мы прекрасно знаем это. Все остальное, чтобы мы не предпринимали, доставляет нам радость, если мы его сексуализируем..." (Ф. Виттельс. Его личность, учения и школа. - С. 138, 139). "Собственность, - восклицает Виттельс, - насквозь пропитана сексуальностью".

Информация о работе Структура информационного потока субъективного взаимодействия психики с окружающим миром