Наука и религия. Современное естествознание и научный креационизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 12:18, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование возможности гармоничного сосуществования противоположных по своей сути форм общественного сознания религии и науки. Первый раздел посвящен изложению исторических вех борьбы и сосуществования религиозного и естественнонаучного мировоззрений. Аргументы, как в защиту, так и против каждой из концепций представлены во втором разделе. Основу третьего раздела составляют рассуждения о сосуществовании научного и религиозного подхода.

Оглавление

Введение 3
1. Исторический экскурс……………………………………………………………..........6
2. Борьба двух мировоззрений…………………………………………………………..13
3. Философия, религия и наука………………………………………………………….19
Заключение………………………………………………………………………………………..22
Список литературы……………………………………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

КСЕ контр без титульника.docx

— 48.54 Кб (Скачать)

     Контрольная работа

     Наука и религия. Современное естествознание и научный креационизм.

 

     

Содержание

 
 
 

Введение 3

     1. Исторический экскурс……………………………………………………………..........6

     2. Борьба двух мировоззрений…………………………………………………………..13

           3. Философия, религия и наука………………………………………………………….19 

Заключение………………………………………………………………………………………..22

Список литературы……………………………………………………………………………….23 
 

 

     

Введение

 

     Теория  происхождения видов Чарльза  Дарвина, шокировавшая общество XIX века, а так же обобщающая  ее теория эволюции, захватили умы людей уже боле полутора века назад. Несмотря на то, что теория эволюции является основной научной доктриной современности, религиозная теория креационизма находит своих сторонников и в наши дни. Было бы неправильно думать, что к сторонникам теории креационизма относятся только полусумасшедшие фанатики. Как за рубежом, так и в России проходят судебные процессы с требованием включить изучение научного креационизма наряду с теорией эволюции в рамках общеобразовательных школьных программ. Почему не смотря на, казалось бы, ошеломляющий научный прогресс, у креационистов остаются сторонники, некоторые из которых даже возглавляют наиболее сильные государства мира (например, Джорж Буш, президент США). Чтобы внести ясность в рассмотрение этих вопросов, необходимо разобраться с самими понятиями религия и наука, а так же всеобщей наукой – философией.

     Слово религия происходит от латинского religio, которое обозначает воссоединение, а именно воссоединение с Богом. Основной задачей религии является помощь в спасении человеческой души путем возвращение к Богу человечества, павшего в результате греха. Следует отметить, что в этом смысле религиями являются только Иудаизм, Христианство и Ислам. Остальные языческие верования следует отнести к культам. Основной отличительной чертой религии является вера. Источником религиозных знаний являются Священное Писание: Библия (Христианство), Тора и другие части Ветхого завета (Иудаизм), Коран (Ислам), так же Священное Предание (в некоторых религиях).

     Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных знаний о действительности. В отличие от веры в религии, основной признак науки это сомнение. Источником знаний являются эмпирически установленные факты и их теоретическое обобщение. Важным критерием оценки истинности научного знания является его практическая применимость, что делает науку производительной силой общества.

     Философия (греч. φιλοσοφια, буквально – любовь к мудрости, от φιληα – любовь и σοφια – мудрость), форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия направлена на выработку обобщённой системы взглядов на мир и на место в нём человека; она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Философия дает возможность выстраивать логические построения, отталкиваясь от фундамента, построенного на личных убеждениях философа об устройстве мира, при этом используя методы обобщения, проведения аналогий, стремления к красоте мысли, эстетике и др. То есть философия является синтезом двух противоположных категорий веры и логики. Именно такой диалектический подход к окружающему миру делает возможным существование науки. Следует отметить, что такой подход может приводить как к положительным, так и отрицательным последствиям, сказывающимся на развитии человеческого сообщества.

     Философия, оказывает всеобъемлющее влияние, как на личность, так и на общества, которые исповедуют ее. Это происходит, вследствие того, что философия является формой общественного сознания, объединяющая веру и логику. Так почему же до сих пор человечество не разделило естественнонаучную философскую концепцию мира, которая непосредственно следует из научных изысканий? Почему до сих пор остаются действующие церкви? Хотя сто лет назад один из адептов тории эволюции Геккель всерьез задумывался над тем, что делать с церковными зданиями после того, как церкви рано или поздно неминуемо будут закрыты за ненадобностью. Одно из этих предложений состояло в том, чтобы разместить в боковых продольных частях (нефах) христианских храмов гербарии и аквариумы и устраивать подобные прежним паломничествам экскурсии к находкам останков вымерших ящеров в Швабской Юре. По мнению Геккеля, это должно было дать возможность просвещенной публике узнать, какими мы были, когда нас еще не существовало, и что стало с нами в процессе эволюции. Для того чтобы ответить на этот вопрос достаточно ознакомится с демографической ситуацией. Рассмотрим ее на примере России. В начале XX века иметь десять детей считалось нормой. Уже в середине того же века этот показатель сократился до пяти-шести, к концу XX, началу XXI века нормой считается семья из четырех, трех или даже двух человек (считая мужа и жену). При этом семья, в которой родилось три ребенка, называется многодетной. В странах с европейской философией (в том числе и в России), построенной на основе естественнонаучной концепции устройства мира, наблюдается вымирание носителей этой философии (в современном мире для поддержания численности населения необходимо в среднем 2.2 ребенка на каждую семью). Большинство здравомыслящих людей не желают согласиться с таким положением дел, поэтому общество не  может принять полностью естественнонаучную концепцию. С другой стороны Церковь обращает внимание общества на эти опасности, например, грех становится все более и более модным. Именно Церковь обращает внимание на то, что отсутствие в современной европейской философии таких церковных категорий как нравственность, добро, грех, зло, которые не вписываются в естественнонаучную и гуманитарную концепцию современности, приводит к краху общества.

     Целью данной работы является исследование возможности гармоничного сосуществования  противоположных по своей сути форм общественного сознания религии  и науки. Первый раздел посвящен изложению  исторических вех борьбы и сосуществования  религиозного и естественнонаучного мировоззрений.  Аргументы, как в защиту, так и против каждой из концепций представлены во втором разделе. Основу третьего раздела составляют рассуждения о сосуществовании научного и религиозного подхода. 

 

     

1. Исторический экскурс

 

     История отношений религии и науки представляет собой весьма интересный предмет для изучения. Известно, что зачатки науки сформировались в результате практической необходимости, а так же для обслуживания мистических культов, последнее в основном связано с астрономическими наблюдениями. Известны существенные для своего времени научные достижения Шумер, Египта, Греции, Китая. Наибольший расцвет древней науки и философии относится к 300 годам до Р.Х. Именно тогда появились первые школы Платона и Аристотеля. Отметим, что эта кульминация совпала по времени с закатом древней Греции. Ренессанс древнегреческой философии  был связан с сильнейшим влиянием греческой культуры на интенсивно расширяющуюся Римскую империю, привнеся с собой эгоистичные гуманитарные ценности, которые так же привели к распаду империи.

     Дальнейшее  развитие науки и философской  мысли осуществлялась христианскими  деятелями. Основные научные центры более тысячи лет были связаны  с христианской деятельностью. Еще  на первых этапах были предприняты  попытки связать религию и науку, что оказало существенное влияние на развитие западноевропейской мысли. Например, хорошо известные пять доказательств бытия, выдвинутые Августином. Как справедливо замечает автор статьи про доказательства бытия Бога [2], любые доказательства подобного рода содержат в себе логическую ошибку (круг в доказательстве) и в конечном счете основываются на слепой вере. Тем не менее, западнохрисианская философская мысль продолжала двигаться в этой традиции, в конце концов, превратившись в схоластику. Вероятнее всего именно с этим же связана логическо-юридическая трактовка Католической Церкви религиозных вопросов.

     Важный  этап в развитии отношений между  наукой и религией связан с работой  Николая Коперника «Комментарии» (1515), и брошюрой «О вращениях небесных сфер» (1540). Николай Коперник служил каноником (священником, входящем в совет епископа) в г. Фромборке. Среди современников Коперник был известен как государственный деятель, искусный врач и глубокий знаток астрономии. Когда Латеранский собор (1512-17) организовал комиссию по реформе календаря, Коперник был приглашен в Рим, принять участие в её работе. Он доказывал преждевременность такой реформы, поскольку продолжительность года не была ещё достаточно точно известна.

     Создание  гелиоцентрической системы мира явилось результатом долголетнего труда Коперника. Он начал с попыток усовершенствовать геоцентрическую систему мира, изложенную в «Альмагесте» Птолемея. Многочисленные работы в этом направлении до Коперника сводились или к более точному определению элементов тех деферентов и эпициклов, посредством которых Птолемей представил движения небесных тел, или к добавлению новых эпициклов. Коперник, поняв зависимость между видимыми движениями планет и Солнца, хорошо известную ещё Птолемею, на этой основе построил гелиоцентрическую систему мира. Благодаря ей правильное объяснение получил ряд непонятных с точки зрения геоцентрической системы закономерностей движения планет. Таблицы, составленные Коперником, много точнее таблиц Птолемея, что имело большое значение для быстро развивавшегося тогда мореплавания. Широкое их использование способствовало распространению гелиоцентрической системы мира. Тем не менее, как физическое описание теория Коперника казалась многим современникам слишком противоречившей очевидным научным данным. Именно поэтому одним из первых против Коперника выступил известный и авторитетнейший астроном того времени Тихо Браге. Иными словами, налицо был конфликт науки вчерашнего дня с наукой дня сегодняшнего. Академик В.И.Вернадский замечал по этому поводу: «...было бы крупной ошибкой считать борьбу Коперниково-Ньютоновой системы с Птолемеем борьбой двух мировоззрений, научного и чуждого науке; это внутренняя борьба между представителями одного научного мировоззрения. Для тех и для других лиц окончательным критерием, поводом к изменению взглядов служат точно констатированные факты; те и другие к объяснению Природы идут путем наблюдения и опыта, путем точного исчисления и измерения. На взгляды лучших представителей обеих теорий сознательно одинаково мало влияли соображения, чуждые науке, исходившие ли из философских, религиозных или социальных обязательств. До тех пор, пока научно не была доказана невозможность основных посылок Птолемеевой системы, она могла быть частью научного мировоззрения».

     В связи с концепцией Коперника  нельзя не отметить еще два имени: Джордано Бруно и Галилео Галилея. Обычно, в качестве ярчайшего примера  того, как Церковь уничтожала науку, приводят пример сожжения Джордано Бруно  на площади Цветов в Риме 17 февраля 1600. Бруно Джордано (до принятия монашеского пострига – Филиппе) – итальянский религиозный мыслитель, поэт. Занимался магией и астрономией. Родился в 1543 г., в Ноле (отсюда и прозвище Ноланец). В 1563 вступил в монашеский доминиканский орден, однако за сомнения в догматах католической церкви (о пресуществлении и непорочном зачатии Девы Марии) навлек на себя подозрения в ереси, вынужден был бежать и в 1576 г. покинул Италию. Жил и преподавал во многих городах Европы.  Бруно исповедывал герметизм – магико-оккультное учение, восходящее, согласно его адептам, к полумифической фигуре египетского жреца и мага Гермеса Трисмегиста, чье имя мы встречаем в эпоху господства религиозно-философского синкретизма первых веков новой эры, и излагавшееся в так называемом «Герметическом корпусе»... Кроме того, герметизм располагал обширной астрологической, алхимической и магической литературой, которая по традиции приписывалась Гермесу Трисмегисту, выступавшему как основатель религии, провозвестник и спаситель в эзотерических герметических кружках и гностических сектах... Главное, что отличало эзотерически-оккультные учения от христианской теологии... – убежденность в божественной – нетварной – сущности человека и вера в том, что существуют магические средства очищения человека, которые возвращают его к состоянию невинности, каким обладал Адам до грехопадения. Очистившись от греховной скверны, человек становится вторым Богом. Без всякой помощи и содействия свыше он может управлять силами природы и, таким образом, исполнить завет, данный ему Богом до изгнания из рая [5]. Бруно интерпретировал идеи Коперника, облекая свои мысли, в определенную поэтическую форму. Он утверждал, что Вселенная бесконечна и существует вечно, что в ней находится бесчисленное количество населенных миров, каждый из которых по своему строению напоминает коперниковскую Солнечную систему. Следует отметить, что эта идея влияет на философскую мысль и до нашего времени.

     22 мая 1592 года Бруно был схвачен  инквизицией в Венеции и в  январе 1593 г. отправлен в Рим,  где после продолжительного тюремного заключения (разбирательства длились 8 лет), 17 февраля 1600 года, был сожжен как еретик и нарушитель монашеского обета. Общественности не известны научные труды Джордано Бруно. Поэтому этот печальный пример следует исключить из рассмотрения борьбы религии и науки, напротив данный эпизод следует отнести к борьбе мировоззрений.

     Перейдем  к рассмотрению дела о Галилео  Галилеи. Ярко иллюстрируют происходящее стихи поэта Сергея Данилова:

     Низкий  каменный свод... Крючья... Цепи... Тиски...

     От  жаровни с углями свеченье...

     Раскаленным железом скрутило виски.

     Отречения... Ждут отреченья...

     Однако, мучеником Галилео не был. Галилей  лично знал многих видных иерархов католической Церкви, и, более того, был в прекрасных отношениях с  ними, в том числе и с кардиналом Маффео Барберини, позже ставшим папой Урбаном VIII, во время правления которого и произошло расследование «дела Галилея». В ряде случаев католическая Церковь оказывалась гораздо более терпимой к деятельности ученого, чем большинство его коллег. В отличие от университетских профессоров, которые отказались признать, например, существование спутников у Юпитера (о чем говорил Галилей) и даже не удосужились взглянуть в телескоп, не доверяя какой-то «стекляшке», папа, на аудиенцию к которому был приглашен Галилео, с большим вниманием отнесся к его работам. Когда в 1616 году Галилей впервые открыто попытался привлечь внимание к идеям Коперника, ему было указано на то, что хотя данную теорию и возможно рассматривать как интересную математическую гипотезу, все же ее не следует привлекать к физическому объяснению мира. Подобной точки зрения придерживалось и большинство ученых того времени. Хотя и собственно научного спора – между геоцентрической системой Птолемея и гелиоцентрической Коперника – в «деле Галилея» не было: пропагандируемая им теория Коперника отвергалась еще (или уже?) на богословском и даже прежде всего на философском уровне. В выводах Коперника инквизиторы усматривали противоречие Священному Писанию и явное «превышение научных полномочий»: стремление объяснить тайны мироздания, что, по мнению средневековых богословов, было задачей, невозможной для науки. Поэтому оппоненты Галилея – эксперты, назначенные Святейшей Инквизицией, – не «снизошли» до рассмотрения собственно научной аргументации, будучи уверены в том, что таковая просто невозможна. Помня об использовании гелиоцентрических работ Джордано Бруно и возобновлении интереса к этим работам, в 1616 декретом инквизиции книга Коперника была внесена «впредь до исправления» в «Индекс запрещенных книг» и оставалась под запретом до 1828. Галилей пообещал – не распространять и не пропагандировать. Однако в 1633 году он опубликовал книгу «Диалог о двух главнейших системах мира». Папа Урбан VIII был не только прекрасно осведомлен о готовящемся труде Галилея, но и обсуждал с ученым отдельные его положения. И не просто обсуждал, а прямо просил своего друга Галилео подчеркнуть его (папы) знаменитый «богословский» довод о невозможности прийти с помощью науки к точным заключениям о строении мироздания. Папа был уверен в том, что любая научная (астрономическая) теория является лишь гипотезой и никак не может претендовать на большее, ведь разуму человека в принципе не дано постигнуть тайну Бога. Сегодня такая позиция папы вызывает в лучшем случае улыбку, однако во времена Галилея спорить с понтификом было небезопасно. Поэтому ученый пообещал все сделать. Каково же было удивления папы, когда вместо этого в труде флорентийца с упорством продвигались запрещенные идеи Коперника! А «светлые мысли» самого папы не только не стали смысловым центром труда, но были вложены в уста ретрограда Простака (Симпличио). Причем таким образом, что звучали не просто неубедительно, но совершенно смехотворно! Конечно, Галилей гораздо лучше папы понимал границы сфер компетенции науки и религии, поэтому в книге не было ни умаления науки, ни оскорбления религии. Однако папа – и небезосновательно: ему же обещали! – почувствовал себя обиженным. Получалось, что Галилей ложными обещаниями выманил право на публикацию книги, текст которой явно отличался от благословленного папой. Разве мог после этого ученый ожидать какой-то другой реакции, кроме воспоследовавшей? Во-первых, Галилей нарушил свое обещание 1616 года, во-вторых – предписание Декрета Индекса запрещенных книг, в котором учение Коперника было объявлено ложным. Обвинения в этих двух нарушениях и стали основой инквизиторского расследования. Кроме того, Галилей поступил с самим папой, мягко говоря, не по-дружески.

Информация о работе Наука и религия. Современное естествознание и научный креационизм