Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 15:04, реферат
то что нашед
Наука в современном мире
СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ НАУКИ
Современная наука в целом представляет собой сложную развивающуюся, структурированную систему, которая включает блоки естественных, социальных и гуманитарных наук. В мире существует около 15000 наук и каждая из них имеет свой объект исследования и свои специфические методы исследования. Наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь присущую ей развитую систему методов, принципов и императивов познания. Новое положение науки в 19-20 веках под влиянием интенсивного роста научной мысли выдвинуло на первое место прикладное значение науки как в общежитии, так и на каждом шагу: в частной, в личной и в коллективной жизни.
К числу важнейших функций науки относится предвидение. На предвидении фактически основыва¬ется вся практика человека. Включаясь в любой вид деятельности, человек зара¬нее предполагает (предвидит) получить некоторые вполне определенные резуль¬таты. Деятельность человека в своей основе организована и целенаправлен и в такой организации своих действий человек опирается на знания. Именно знания позволяют ему расширить ареал своего существования, без чего не может продол¬жаться его жизнь. Знания позволяют предвидеть ход событий, поскольку они неизменно включаются в структуру самих методов действия. Методы харак¬теризуют любой вид деятельности человека и в их основе лежит выработка особых орудий, средств деятельности. Как выработка орудий деятельности, так и их “применения” основаны на знаниях, что и дает возможность успешно предвидеть результаты этой деятельности.
Говоря о предвидении,
необходимо сделать ряд замечаний.
Могут сказать, что научное предвидение
ведет к ограничению
На разных этапах развития общества научные познания выполняли различные функции. Менялось и место науки в зависимости от условий ее развития и спроса на нее в те или иные эпохи. Так, античная наука опиралась на опыт математических и астрономических исследований, накопленный в более древних обществах (Египет, Месопотамия). Появившиеся там элементы научных познаний она обогатила и развила. Эти научные достижения были довольно ограниченны, но уже тогда многие из них использовались в земледелии, строительстве, торговле, искусстве.
Прошло немало времени, прежде
чем наука смогла стать определяющим
фактором в решении вопросов первостепенной
мировоззренческой значимости, касающихся
структуры материи, строения Вселенной,
возникновения и сущности жизни,
происхождения человека. Еще больше
времени потребовалось для
В качестве главных же критериев выделения функций науки надо взять основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и потребления научного знания. Ниже перечислены одни из главных функций:
познавательная функция
задана самой сутью науки,
мировоззренческая функция,
безусловно, тесно связана с первой,
главная цель ее - разработка научного
мировоззрения и научной
производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом "цехе" производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки;
культурная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Не забудем и того, что наука является культурным феноменом, самым имеет соответствующую направленность, занимает исключительно важное место в сфере духовного производства.
Ни одно серьезное изменение в общественной жизни, ни одна социальная, экономическая, военная реформы, так же как и создание национальной образовательной доктрины, принятие какого-либо серьезного закона, не могут сегодня обойтись без предварительных научных исследований, социологических и психологических прогнозов, теоретического анализа. Социальная функция науки более всего важна в решении глобальных проблем современности.
НАУКА КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Всю совокупность наук можно подразделить на математические, естественно-научные и гуманитарные (социальные) науки.
Математика имеет дело
с аксиоматически-дедуктивным
Физика относится к
области естествознания, поэтому, говоря
о системе научного знания, обычно
имеют в виду именно физическое естествознание,
до состояния которого другие науки
могут и должны подняться по мере
своего развития. Наука (в частности,
физика) в том виде, как ее понимают
в настоящее время, отвечает на вопрос
«почему?». Ответ на этот вопрос называется
объяснением. Поэтому научный тип
познания можно назвать объясняющим
познанием. Система научного объяснения,
если несколько упростить ее структуру,
имеет дело с тремя типами сущностей:
с фактом, который следует объяснить,
с математизированной теоретической
конструкцией, формулируемой как
общезначимая пропозиция, и начальными
условиями, сочетание которых с
общезначимой пропозицией дает в
результате простого логического вывода
тот факт, который мы хотим объяснить
(т. н. «номологически-дедуктивная» модель
объяснения). Эта же система в
том случае, если факт нам не известен,
но известны соответствующие условия,
уверенно контролировать которые позволяет
научный эксперимент, дает в итоге
предсказание (в этом состоит предсказательная
функция науки). Теоретические
Описанная вкратце система
научного познания позволяет провести
различие между собственно научной
установкой и техническим использованием
науки. Наука ориентирована на выработку
и выявление универсальных
В силу некоторых
особенностей научного
Можно предложить такой сценарий
цивилизационного развития, при котором
наука как таковая будет
В рамках экономической рациональности
и военно-политической логики понимания
задач науки ее фундаментальная
составляющая фактически превращается
в придаток отраслевого государственного
или частного промышленного комплекса.
Здесь она относится, скорее, к
малорентабельным издержкам, которых
если и нельзя совсем избежать, то следует,
во всяком случае, предельно минимизировать.
Если логика научного поиска так или
иначе строится на диверсификации методических
и теоретических подходов, зачастую
группирующихся вокруг одних и тех
же тематических направлений, то логика
экономического и государственно-
Образование — это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Содержание образования черпается и пополняется из следствия культуры и науки, а также из жизни и практики человека. То есть образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции.
Поэтому
образование становится
Основные социокультурные
функции и развивающийся
Образование — это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры. Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности. Содержание образования черпается и непрерывно пополняется из культурного наследия различных стран и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека. Мир сегодня объединяет усилия в сфере образования, стремясь воспитать гражданина мира и всей планеты. Интенсивно развивается мировое образовательное пространство. Поэтому в мировом сообществе высказываются требования формирования глобальной стратегии образования человека (независимо от места и страны его проживания, типа и уровня получения образования)
Образование - это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей.
Велика миссия образования
в развитии у молодого поколения
ответственного отношения к культуре
родного языка и языков международного
общения. Этому способствуют диалогические
формы обучения. Диалог — это
форма субъект-субъектного
Одновременно образование представляет собой процесс трансляции культурно-оформленных образцов поведения и деятельности, а также устоявшихся форм общественной жизни. В связи с этим все отчетливее видна зависимость развитых отдельных стран от уровня и качества образования, культуры и квалификации граждан.
Духовное в человеке
самопроявляется благодаря его
«врастанию» в культуру. Носителем
культуры выступает семья, и первая
осваивается в процессе обучения
и самообразования, воспитания и
самовоспитания, профессиональной деятельности
и общения с окружающими