Наука в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 15:04, реферат

Краткое описание

то что нашед

Файлы: 1 файл

наука и образование в современном мире.docx

— 36.32 Кб (Скачать)

 

 Образование как практика  социализации человека и преемственности  поколений. Образование проявляет  себя как практика социализации  человека и преемственности поколений  людей. В разных социально-политических  условиях, (и в период реформ) образование  выступает стабилизирующим фактором  между новыми социальными представлениями  и идеалами предшествующих поколений,  воплотившимися в исторической  традиции. Поэтому образование позволяет  удерживать процесс воспроизводства  и передачи исторического и  социального опыта и одновременно  закреплять в сознании молодого  поколения новые политические  и экономические реалии, новые  ориентиры общественного и культурного  развития. Не случайно одной из  главных задач образования является  подготовка молодого поколения  к самостоятельной жизни и  формирование образа будущего. Перспектива  будущего открывается в ходе  освоения различных форм жизнедеятельности  человека (обучения, труда, общения,  профессиональной деятельности, досуга).

 

В условиях радикального изменения  идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов и бытия  людей в целом именно образование  выполняет стабилизирующую функцию  и способствует адаптации человека к новым жизненным условиям.

 

В критические моменты  истории необходимо обеспечить преемственность  культурно-образовательной традиции, сохраняя самобытность народа и сложившуюся  систему ценностей. Сохранение вышеозначенных составляющих способствует их интеграции в системе мировых ценностей  как элементов макро-социума. При  этом традиция выполняет определяющую функцию в процессах образования  и воспитания нового поколения.

 

Жизнь человека — это звено в цепи поколений. То есть человек живет в про­странстве социально-культурной традиции, которая оказывает существенное вли­яние на формирование его характера, стиля поведения, устремлений, ценностей и интересов. В связи с этим отношения между традицией и новациями в сфере обра­зования и воспитания человека воплощают взаимосвязь между образованием и культурой народов в целом.

 

Система образования воплощает  в себе состояние, тенденции и  перспективы развития общества, или  воспроизводя и укрепляя сложившиеся  в нем стереоти­пы, или совершенствуя  его.

 

Социальная функция образования, с одной стороны, характеризуется  как подготовка поколения к самостоятельной  жизни, а с другой стороны, закладывает  основы будущего общества и формирует  образ человека в перспективе. Сущность подготовки к самостоятельной жизни  заключается:

 

 в формировании образа  жизни, принятого в обществе;

 

 в освоении различных  форм жизнедеятельности (образовательной,  трудовой, общественно-политической, профессиональной, культурно-досуговой, семейно-бытовой);

 

 в развитии духовного  потенциала человека для созидания  и творчества.

 

Поэтому для каждой социально-экономической  формации и культурно-исто­рического этапа развития общества и государства  характерна своя система обра­зования, а для народа, нации — система  воспитания. Однако в международных  педагогических системах существуют общие  черты. Именно они закладывают ос­новы  для процесса интеграции в мировое  образовательное пространство.

 

 Образование является  механизмом формирования общественной  и ду­ховной жизни человека  и отраслью массового духовного  производства.

 

Образовательные и воспитательные учреждения концентрируют высшие об­разцы социально-культурной деятельности человека определенной эпохи. Поэто­му социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования заключается в воз­можности развития познавательных и духовных потребностей человека. В целост­ной системе образования всех видов и уровней происходит накопление и разви­тие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны.

 

 Образование как процесс  трансляции культурно-оформленных  образцов человеческой деятельности.

 

В процессе обучения и воспитания человек осваивает социокультурные  нормы, имеющие культурно-историческое значение. В результате осваиваются  нормы морали и нравственного  поведения человека в социальной группе и на производстве, в семье  и общественных местах, а также  правила общения, межличностных  и деловых контактов. Не случайно смысл образования видят не только в трансляции социального опыта  во времени, но и в воспроизводстве  устоявшихся форм общественной жизни  в пространстве культуры.

 

 Образование как функция  развития региональных систем  и национальных традиций.

 

Специфика населения отдельных  регионов обусловливает характер педагогических задач. Молодежь включается в духовную жизнь города или села посредством  образования. В региональных образовательных  системах учитываются образовательные  запросы разных социокультурных  групп населения. Так, например, разработка образовательного стандарта определяется спецификой региона страны.

 

Например, для школ Санкт-Петербурга в региональный компонент включена дисциплина «История и культура Санкт-Петербурга», для школ Дагестана – «История и культура народов Кавказа».

 

 Образование является  тем социальным институтом, через  который передауются и воплощаются  базовые культурные ценности  и цели развития общества.

 

Образовательные системы — это социальные институты, осуществляющие целенаправленную подготовку молодого поколения к самостоятельной жизни в современном обществе. В процессе постановки целей и задач для конкретных образовательных систем необходимо уточнение социального заказа в рамках всей системы образования страны. Например, в 1970-80-е годы перед отечественной системой образования ставилась задача подготовки творческого, интеллектуал но и духовно развитого человека, гражданина своей Родины и интернационалиста, воспитанного в духе коммунистических идей и идеалов. В 1980-90-е годы приоритет отдается подготовке предприимчивого и коммуникабельного человека, владеющего иностранными языками. Если в первый период высокий социальный статус имели физики, математики, инженеры, то сегодня социально значимы юристы экономисты и бизнесмены, а также гуманитарии — филологи, переводчики, преподаватели иностранных языков.

 

Образовательные учреждения — это социальные институты, развивающаяся  сеть которых в качестве системы  дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и дополнительного образования  приобретает государственный статус системы образования в стране. В данном контексте образовательные  учреждения включены в социальную практику. Их социальная функция состоит в  предоставлении образовательных услуг  населению страны. Осуществление  социальной функции требует прогнозирования  и планирования развития образовании.  Последнее становится значимым компонентом  в процессе формирования государственной  образовательной политики страны. Государственную  норму того или иного типа образования  определяет государственный образовательный  стандарт. Одним из главных направлений  такой политики является разработка государ­ственных образовательных  стандартов для школы и вуза.

 

Государственные образовательные  стандарты определяют обязательную учеб­ную программу каждой школы  или вуза. Такой стандарт состоит  из двух частей. Первая часть — это набор обязательных для всех школ или вузов дисциплин, вто­рая часть—дисциплины по выбору. На уровне Российской Федерации первую часть называют федеральным, а вторую — региональным компонентом. На уров­не конкретного учебного заведения первая часть — обязательные дисциплины учебного плана для всех учащихся, вторая часть — предметы по выбору. Стан­дарт включает обязательный набор требований к подготовке выпускника школы или вуза.

 

 Образование в качестве  активного ускорителя культурных  перемен и преобразований в  общественной жизни и в отдельном  человеке.

 

Духовное начало в человеке самопроявляется благодаря его  «врастанию» в культурное наследие семьи и культурную традицию, которую  он осваивает на про­тяжении всей жизни посредством процессов  образования, воспитания и профес­сиональной  деятельности. Образование ускоряет этот процесс в ходе развития и  становления человека как личности, субъекта и индивидуальности. Этот факт до­казывается исследованиями и образовательной практикой. В  образовательном процессе педагоги создают условия и выбирают такие  средства и технологии, ко­торые обеспечивают личностный рост обучающихся, развитие их субъектных свойств и проявление индивидуальности. Каждая учебная дисциплина и опреде­ленная образовательная  технология ориентированы на развитие данных качеств.

Современное мировое  образовательное пространство

 

Образовательное пространство многомерно, оно включает в себя среду обитания, среду пребывания, образовательно-развивающее производство и другие показатели. При этом гармоничное  развитие обитателей этого пространства может происходить только во взаимосвязи  с состоянием окружающей социальной и природной среды, с условиями  жизни в семье, на улице. Ведущим  фактором общественного бытия в  этом пространстве является культура, которая выступает организующим и регулирующим началом уклада жизни, обеспечивает сохранение и воспроизводство  человеческих ресурсов, культуры здоровья и культуры здорового образа жизни, культуры осознания и разрешения противоречий бытия.

 

Образовательное пространство формирует единую нацию с общим  названием, единым государственным  языком, с общностью культуры, с  единым пониманием происходящего, с  общими целями и общими действиями по их достижению.

 

Образовательное пространство - это и объединяющая спасительная национальная идея, определяющая предназначение России, ее роль и смысл в развитии человечества.

 

В образовательном пространстве зарождается дух российскойгосударственности, формируются национальные ценности, национальные интересы и национальные ориентиры.

 

В образовательном пространстве закладываются навыки самоорганизации  исамоуправления народа, уклада его  жизни.

 

Образовательное пространство является цивилизационным понятием, поскольку удерживается благодаря  своим тысячелетним духовным и культурным корням.

 

В образовательном пространстве осуществляется связь поколений  и генерируются новые результаты жизнедеятельности.

 

Единое образовательное  пространство имеет свои государственные, общественные, политические, экономические, научные, педагогические, информационные, военные и иные составляющие фундаментального процесса образования. Его единство обеспечивается общепринятыми представлениями  об образовании (философией образования), Государственной Доктриной образования, Федеральным законом "Об образовании", Государственным стандартом образования  и, наконец, единой государственной  образовательной политикой.

 

В образовательном пространстве формируются представления об угрозах  безопасности личности, общества, государства  и мирового сообщества, о путях  их предотвращения или устранения, а также отношение граждан  к принимаемым мерам безопасности. Состояние образовательного пространства во многом определяет состояние общества и государства, их силу или слабость.

 

Образовательное пространство- это то поле общественной деятельности, на котором, и только на нем, могло  бы вырасти гражданское общество, поскольку именно в этом пространстве вырабатываются и закрепляются критерии гражданственности. Сегодня нет  никакого общества. Однако, приняв идею гражданского общества, нужно наполнить  своим, российским содержанием эту  фундаментальную идею западной политической культуры. Так,  у гражданского общества должна быть сформулирована качественно  иная, близкая к русской традиции, система ценностей и приоритетов, отличная от либеральной. При этом должен быть приоритет общественных интересов  над индивидуалистскими, этики солидарности, личной ответственности и общественного  долга над либеральными представлениями  о свободе и правах человека. Гражданское  общество объединяется на основе единой для всех платформы морально-нравственных ценностей, норм и установок, прав и  обязанностей человека, общества, государства, личной и должностной ответственности. Эта платформа формируется на основе принятого в обществе мировоззрения, государственной идеологии, а не идеологического многообразия, провозглашенного в Конституции РФ. В образовательном  пространстве должны действовать законы и принципы научного знания и социальной логики, единая мораль, общие нормы  и правила, общий образовательный  порядок со своими структурами образовательной  иерархии. И все эти его слагаемые, обеспечивающие устойчивость функционирования системы и качество образования, должны быть предметом общественного  договора, содержаться в нормотворческой  базе страны, реализовываться в государственной  образовательной политике.

        В  образовательном пространстве вся  деятельность образовательного, научного  и культурного сообщества, семьи,  родительской общественности, общественных  институтов, коммерческих структур, институтов власти, органов местного  самоуправления выстраивается вокруг  целеполагания обучения и воспитания, а также решения конкретных  задач выживания и развития  России.

 

Образовательные технологии конца ХХ-ХХ

I веков

 

ХХ век был отмечен  огромными достижениями в сфере  образования, которые легли в  основу как колоссальных социальных преобразований, так и научно-технического прогресса, характерных для этого  века.

Информация о работе Наука в современном мире