Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 12:01, дипломная работа
Основной целью работы является изучение проблематики участия защитника по уголовным делам о ДТП и использование им криминалистических знаний и новаторских идей при защите.
Исходя из поставленной цели, задачами исследования являются:
1. исследование характеристики и классификации системы криминалистических знаний для защитника;
2. анализ осуществления функции защиты при проведении первоначальных следственных действий;
3. изучение стратегии и тактики защитника по уголовным делам о ДТП.
Предметом исследования является тактика защиты по уголовным делам о дорожно-транспортных происшествиях.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ………..
§ 1. Понятие и виды ДТП …………………………………………..
§ 2. Механизм и основные элементы ДТП…………………………
§ 3. Участники ДТП …………………………………………………
ГЛАВА II. ТАКТИКА ЗАЩИТЫ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О ДТП...
§ 1. Общее понятие защиты и ее функции………………………….
§ 2. Участие водителя в первичных следственных действиях Защита водителя на этом этапе………………………………..
§ 3. Следовая информация и ее роль в расследовании и защите…
§ 4. Вступление в дело профессионального защитника…………..
4.1. Обоснование допуска защитника к участию в деле на более ранней стадии………………………………………
4.2. Установление психологического контакта с подзащитным, преодоление барьеров……………………
4.3. Ознакомление с материалами дела……………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
3. Коммуникативная функция, выраженная в интенсивном межличностном взаимодействии защитника с подзащитным, следователем и иными участниками уголовного процесса в интересах стратегической линии защиты.
4. Процессуальная функция. Выражается в строгом и неуклонном соблюдении норм УПК, обеспечивающих статус защитника системой прав и обязанностей.
5. Конструктивная функция, направленная на решение задач защиты по каждому обвинительному факту и поисках в нем оправдательных элементов.
6. Эвристическая функция, направленная на порождение нестандартных, инновационных методов и программ по защите обвиняемого (подсудимого)[17, c.8].
Доказательства в криминалистике защиты согласуются в терминах с общей теорией доказательств, однако имеют специфическую оправдательную направленность, интерпретирующих смысл факта с позиций обстоятельств, смягчающих вину.
Для защитника очень важно как можно больше и глубже проанализировать и преобразовать исходный материал традиционной криминалистики в криминалистику защиты. Детальный и всеохватывающий анализ позволяет защитнику выработать концепцию защиты:
- исходя из комплекса доказательств, имеющихся в деле;
- исходя из позиций поиска следственных ошибок.
Следственная ошибка – это следственное внешне выраженное неадекватное ситуации действие (бездействие) с отрицательным результатом [17, c.33 ].
Следственную ошибку можно охарактеризовать с объективной и субъективной стороны.
Объективность ошибки состоит в том, что ошибка естественно заложена следственной ситуацией в процесс развития следствия по делу. Решение любой проблемы предполагает многовариантность. При выборе варианта следователь не имеет объективной возможности оценить достоинства всех возможных вариантов.
Субъективность следственной ошибки состоит в том, что категория “ошибочность” фокусирует личностное отражение любого объективного явления. Причина субъективности следственной ошибки лежит в некоторой неподготовленности следователя к восприятию ошибки как явления и отсутствии должных методик своевременного обнаружения и профилактики ошибок[11, c. 98].
Задача защитника найти следственную ошибку и использовать ее с максимальной пользой при защите. Следственная ошибка позволяет изменить направленность доказательств, и дать возможность защитнику ходатайствовать о проведении повторных и дополнительных следственных действий.
Необходимо заметить, что проведение следственных действий с участием защитника значительно повышают их значение для последующего использования их в построении защиты. Однако защитник зачастую не использует всех прав, не эффективно участвует в следственных действиях, кроме участия в допросах и предъявления обвинения [33, c.92]. Чтобы не оказаться в роли такого же пассивного участника следственного действия и извлечь из него максимум полезного для дальнейшей защиты, защитнику необходимо основательно подготовиться. Следует разработать перечень вопросов, которые необходимо задать участникам следственного действия, выработать модель проведения следственного действия, максимально спроецированную на достижение желаемого результата т. д.
Как правило, к повторным следственным действиям, проводимым с участием защитника можно отнести: повторный осмотр места происшествия в совокупности со следственным экспериментом, повторные допросы участников дорожно-транспортного происшествия, проведение повторных экспертиз.
Участие защитника в проведении следственного эксперимента.
Защитник может принимать участие в данном следственном действии как самостоятельно так и вместе с подзащитным.
Исходя из характера этих задач, различают следующие виды следственных экспериментов по делам о ДТП.
1. По определению видимости и обзорности.
2. По определению скорости транспортного средства:
• перед происшествием;
• в момент происшествия;
• после происшествия на значимых для дела участках пути,
3. По определению скорости пешехода (пострадавшего):
• в период появления на полосе движения транспортного средства;
• в период продвижения по полотну дороги на различных участках пути.
4. По установлению возможности участников ДТП слышать, видеть механизм происшествия с учетом изменяющейся видимости, обзорности.
5. По определению времени, необходимого пешеходу для пересечения дороги по определенной траектории (в различных режимах).
6. По определению возможности выполнения комплекса действий водителя по предотвращению ДТП, после совершения дорожно-транспортного происшествия.
7.По установлению механизма следообразования следов протектора, следов протаскивания пострадавших по проезжей части с использованием муляжей, манекенов.
В ходе проведения следственного эксперимента защитник может:
- задавать вопросы участникам;
- заявлять ходатайства;
- делать письменные замечания по поводу правильности проведения эксперимента (включая предложения своих вариантов ) и полноты записей в протоколе.
Участие защитника в процессе назначения судебных экспертиз.
Особое место при расследовании данной категории занимает автотехническая экспертиза, которая является одним из видов инженерно-транспортных экспертиз. Автотехническая экспертиза назначается для установления механизма ДТП, определения технического состояния ТС, его отдельных узлов и агрегатов, технической оценки действий водителя во время ДТП, установления причинной связи между техническими неисправностями ТС и событием происшествия и решения других вопросов. Своеобразием автотехнической экспертизы является то, что в ней в качестве исходной информации выступают не только материальные объекты, но и фактические обстоятельства, содержащиеся в протоколах осмотра места происшествия и ТС, фотоснимках, киносъемке либо видеозаписи, схемах (планах), протоколах допроса очевидцев, потерпевших, следственного эксперимента, очной ставки и т.п. Поэтому любая небрежность и неточность, допущенная следователем, может повлиять на вывод эксперта.
Наряду с автотехнической может быть назначена и транспортно-трасологическая экспертиза. Она помогает идентифицировать транспортное средство по следам, оставленным им на месте дорожно-транспортного происшествия, а также установить направленность движения ТС, точное место кульминационной стадии, разграничить следы первичного и повторного соударения и т. д.
Судебно-медицинская экспертиза решает вопросы о причине и времени смерти, механизме повреждений на теле человека, степени тяжести вреда причиненного здоровью потерпевшего и др.
При расследовании уголовных дел о ДТП возможно проведение судебно-материаловедческой экспертизы (горюче-смазочных материалов, лакокрасочных покрытий, волокон тканей и др.).
По данной категории уголовных дел экспертизы могут назначаться и комплексно.
Защитник должен располагать специальными знаниями о современных возможностях экспертиз, при их назначении следить за выполнением принципов ее проведения, а при ознакомлении с заключением оценить материалы с позиций полноты обоснованности и доказанности.
Подводя итог написанному в целом, следует отметить, что в процессе работы невольным образом делался упор на изучение проблем защиты через призму исследования отдельных этапов ее осуществления. И это не случайность. Думается, что именно таким образом можно наиболее полно раскрыть данную тему. Выстраивая общую стратегию защиты адвокату необходимо помнить, что она является лишь каркасом, к которому необходимо примерить каждую из криминалиных и следственных ситуаций.
Непосредственной целью деятельности защитника в уголовном процессе является достижение такого результата по делу, в котором были бы реализованы все права и законные интересы обвиняемого: а) с фактической стороны – установлены все обстоятельства, свидетельствующие в пользу подзащитного; б) с юридической – вынесено соответствующее этим обстоятельствам законное и обоснованное решение[33, c.19].
Только дав надлежащую оценку каждой криминальной и следственной ситуации можно выработать наиболее приемлемые тактические
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Институт защиты по уголовным делам является важным, необходимым и многослойным элементом в системе правосудия. К сожалению, научные разработки по проблемам защиты являются большой редкость.
Следует признать, что состояние защиты с позиций научной оснащенности оставляет желать лучшего:
1. Отсутствует научно-обоснованная методология защиты по уголовным делам в целом.
2. Отсутствует типовая модель стратегии защиты на различных этапах предварительного и судебного следствия.
3. Нет сбалансированной концепции психологической защиты.
4. Не существует научных разработок по тактике защиты в системе следственных действий.
5. Необходимы разработки по специальному адвокатскому мышлению.
6. Отсутствует система научно-обоснованных методик защиты по отдельным категориям уголовных дел.
Нерешенность многих вопросов института защиты делает защитника человеком, не обеспеченным интеллектуальным инструментом для решения своих профессиональных задач. Актуальность проблемы чувствуется острее учитывая то, что рассмотрение дел по дорожно-транспортным происшествиям составляет все более значимую часть в общем количестве рассматриваемых уголовных дел. Проблемы защиты по уголовным делам о ДТП не могут носить какой-либо специальный характер и затрагивать только плоскость уголовно-процессуальной деятельности. Они являются общей социальной проблемой, в решение которой вольно или невольно включается значительное число людей. От того, как будут складываться их взаимоотношения во многом зависит их дальнейшая судьба, судьбы родных и близких.
Понятие тактики защиты и тактических приемов используемых адвокатами – очень подвижное, не упорядоченное жесткой системой правил. Исходя из этого, защитник не только может, но и должен подходить к рассмотрению каждого конкретного дела творчески, используя предоставленную свободу выбора тактических приемов и применение их сообразно ситуации.
Думается, что все имеющиеся по этой теме теоретические разработки и рекомендации не могут рассматривать без полновесной законотворческой базы. Активная нормотворческая деятельность последних лет к сожалению, не разрешила всех вопросов в реформировании и совершенствовании института защиты. Первым шагом в концепции судебно-правовой реформы начатой в Республике Беларусь в 1992 году стал Закон РБ “Об адвокатуре”. Данный нормативный акт определяет понятие и задачи адвокатуры, ее место в системе правоохраны и определяет данный институт как важное звено в механизме обеспечения защиты прав человека. Важными документами можно считать Постановление №11 Пленума Верховного Суда Республики Беларусь (10.12.1993) “О практике применения законов, обеспечивающих право на защиту в уголовном процессе ” и Декрет Президента Республики Беларусь №12 (03.05.1997) “О некоторых мерах по совершенствованию адвокатской нотариальной деятельности”. Объективные реалии действительности вызвали реформирование уголовно-процессуального законодательства и принятие в Республике Беларусь нового уголовно-процессуального кодекса.
Однако, проблемы в области защиты по уголовным делам о ДТП пока существуют и требуют дальнейшего исследования и разрешения. Значимость этой проблемы ее комплексность, масштабность выдвигает настоятельную необходимость активизировать работу по ее решению. Думается, что работа должна вести в двух направлениях: а) дальнейшее совершенствование законодательства по институту защиты в целом; б) совершенствование правового регулирования отношений в области дорожного движения. В настоящее время ведется работа над проектом Закона “О дорожном движении”. Он должен стать основой дорожного законодательства, восполнить пробелы в правовом регулировании общественных отношений в этой области, способствовать повышению уровня правового воспитания участников дорожного движения.
Думается, определенные затраты в связи с принятием и реализацией этого закона будут оправданы. Ведь в комплексе мер, направленных на укрепление законности правопорядка, безопасность дорожного движения занимает далеко не последнее место.
А пока снова и снова разбиваются автомобили, причиняется ущерб здоровью, гибнут люди, калечатся судьбы.
1. Декрет Президента Республики Беларусь № 12 от 3 мая 1997 года «О некоторых мерах по совершенствованию адвокатской и нотариальной деятельности».//Сб. Декретов и указов Президента Республики Беларусь. – 1997. - № 14.
2. Закон Республики Беларусь «Об адвокатуре» // Звязда. -1993. - 14 июля.
3. Конституция Республики Беларусь. – Минск: Беларусь, 1997.
3. Постановление № 11 Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 10 декабря 1993 г. О практике применения законов, обеспечивающих право на защиту в уголовном процессе. //Судовы веснiк. – 1994. №1.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 24 июня 1999 года. –Мн.: Алмафея, 2000. – 400 с.
5. Аврах Я.С. Психологические проблемы защиты по уголовным делам. –Казань: КГУ. – 1978. – 215 с.
6. Акинча Н.А. Участие защитника на предварительном следствии в советском уголовном процессе. –Саратов: СЮИ, 1967. – 110 с.
7. Белкин Р.С. Криминалистика и доказывание. –М.: Юр. лит., 1989. – 210 с.
8. Волчонок Ю.И. Некоторые вопросы участия защитника на предварительном следствии. –Кемерово, 1983. – 140 с.
9. Гаврилов С.Н. Адвокат в уголовном процессе. –М.:. 1996. – 102 с.
10. Закатов А.А. О достоверности показаний потерпевших при расследования дел об автодорожных происшествиях.//Проблемы расследования и предупреждения дорожно-транспортных происшествий. - М.: ВСШ МВД СССР, 1974. - С.106 109.
11. Зорин Г.А. Криминалистическая эвристика. - Т. 1, 2. -Гродно: ГОУТ, 1994. - 210, 224 с.
12. Зорин Г.А., Зорин Р.Г. Типовые программы допросов участников ДТП. - Гродно: ГОУТ, - 1995. - 125 с.
13. Зорин Г.А. Криминалистическая методология. –Мн.: Алмафея, 2000. – 608 с.
14. Зорин Г.А. Теоретические основы криминалистики. –Мн.: Алмафея, 2000. – 416 с.
15. Зорин Р.Г. Криминалистическая теория защиты по уголовным делам о дорожно-транспортных происшествиях. –Гродно: ГрГУ, 1999. – 121 с.
16. Зорин Р.Г. Защита по уголовным делам о дорожно-транспортных происшествиях. –Мн.: Алмафея, 2000. – 336 с.