Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 12:01, дипломная работа
Основной целью работы является изучение проблематики участия защитника по уголовным делам о ДТП и использование им криминалистических знаний и новаторских идей при защите.
Исходя из поставленной цели, задачами исследования являются:
1. исследование характеристики и классификации системы криминалистических знаний для защитника;
2. анализ осуществления функции защиты при проведении первоначальных следственных действий;
3. изучение стратегии и тактики защитника по уголовным делам о ДТП.
Предметом исследования является тактика защиты по уголовным делам о дорожно-транспортных происшествиях.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ………..
§ 1. Понятие и виды ДТП …………………………………………..
§ 2. Механизм и основные элементы ДТП…………………………
§ 3. Участники ДТП …………………………………………………
ГЛАВА II. ТАКТИКА ЗАЩИТЫ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О ДТП...
§ 1. Общее понятие защиты и ее функции………………………….
§ 2. Участие водителя в первичных следственных действиях Защита водителя на этом этапе………………………………..
§ 3. Следовая информация и ее роль в расследовании и защите…
§ 4. Вступление в дело профессионального защитника…………..
4.1. Обоснование допуска защитника к участию в деле на более ранней стадии………………………………………
4.2. Установление психологического контакта с подзащитным, преодоление барьеров……………………
4.3. Ознакомление с материалами дела……………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Удачному процессу общения, выработке правильной стратегии и тактики защиты, способствует множество факторов; без которых достичь целей, определяемых защитой, невозможно.
Одним из таковых является процесс переживания.
Буквально с первых часов после происшедшего, у человека оказавшегося участником этого происшествия, возникает чувство неопределенности. Каким бы уравновешенным не был человек, после случившегося он становится заложником целого комплекса переживаний, представляющих собой наиболее сложную форму мыслительной деятельности. В него включаются все элементы составляющие основу высших психологических процессов: сознание, восприятие, внимание, память, мышление, эмоции и т.д.
Как правило, самые сильные переживания возникают у подзащитного по поводу криминальной ситуации, тем более, что субъективная сторона ДТП – почти всегда характеризуется неосторожной виной. В этой связи выделяют следующие основополагающие моменты в процессе переживаний подзащитного (по Соркину В.С.):
1. Подзащитный и защитник глубоко переживают возникшую криминальную ситуацию, в которой оказался подзащитный. При этом не имеет существенного значения, впервые ли он привлекается к уголовной ответственности или нет.
2. Защитник и подзащитный осознают, что перед ними стоит наитруднейшая задача выработки тактики и стратегии защиты.
3. Над подзащитным и защитником давлеет осознание того, что произошло в результате создания криминальной ситуации.
4. Комплекс переживаний, связанных с тем, что возникла криминальная ситуация. На данном этапе вся мыслительная деятельность подзащитного и защитника направлена на анализ возникшей криминальной ситуации, которой могло и не быть.
5. Комплекс переживаний, связанных с тем, что в результате возникновения криминальной ситуации подзащитный подавлен ощущением безысходности. Мыслительная деятельность подзащитного на данном этапе сводится к осознанию своей обреченности. Он не видит путей выхода из создавшегося положения и пытается внушить эту мысль защитнику. Необходимо отметить, что такого рода переживания являются самыми тревожными для подзащитного. Своевременно не оказанная ему защитником помощь может привести к тому, что подзащитный будет психологически сломлен.
Данные переживания нередко вызывают психотравму, которая сопровождается нелогичными, бездумными поступками. Как правило, следствием психической травмы является[16,c.111-112]:
- увеличение и интеграция отрицательных состояний: страха, тревоги, грядущего стыда, вины, комплексов неполноценности;
- снижение интеллектуальной активности;
- деформация привычных моторных динамических стереотипов, выражающихся в невыполнении ряда привычных действий;
- деформация волевых процессов;
- снижение самооценки, сопровождаемое неуверенностью даже при выполнении знакомых операции.
Задача защитника помочь человеку, уменьшить наступление негативных последствий психотравмы т.к. от этого зависит эффективность организации защиты. Человек в состоянии психотравмы уходит от активных действий по защите, оценивая ситуацию проявляет чрезмерную критичность к своим действиям, давая, таким образом, возможность следователю навязывать обвинение, признавать несуществующие ошибки и т.д.
В целом, процесс общения между защитником и подзащитным не всегда складывается гладко и имеет ряд трудностей, которые можно было бы разделить:
- барьер в общении;
- проблемы, связанные с оказанием помощи подзащитному.
Очень важно, чтобы барьер в общении не возник с момента первой встречи, поскольку дальнейшее общение между защитником и подзащитным будет значительно затруднено. Однако, если барьер все-таки возник, то необходимо искать пути по его преодолению. Одним из компонентов преодоления данного барьера может служить психологическая защита.
Психологическая защита – это специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Функцией психологической защиты является ограничение сферы сознания от негативных травмирующих личность переживаний[30, c.101].
Психологическая защита имеет ряд механизмов, которые можно было бы схематизировать следующим образом:
Схема 4. Механизмы психологической защиты
Понятие психологической защиты в большей степени присуще подзащитному. Это составляющая механизма самозащиты.
Способность у различных людей к психологической защите, сформирована различно. Умение психологически защищаться может выступать в 2-х формах:
1. как построение защиты против негативных последствий после ДТП, снижение влияния переживаний. Такая психологическая защита позитивна, она способствует умению человека не терять самообладание в самых сложных ситуациях и подстегивает и активизирует его мыслительную деятельность;
2. как источник психологического барьера. Такая форма психологической защиты затрудняет процесс общения. Человек изолирует себя от окружающей реальности и др. людей. В этих случаях защитнику приходится преодолевать такую психологическую защиту обвиняемого. Однако “процесс преодоления психологической защиты определенного человека – это не насильственное навязывание своей воли, оказание помощи при решении сложных жизненных проблем”[14, c.347].
Со стороны защитника порой необходимы более интенсивные усилия по преодолению, возникшего барьера между ним и подзащитным. В.С. Соркин предлагает следующую модель:
1. в общении защитнику необходимо учитывать внутренне состояние подзащитного. Кроме того, ему следует помнить о том, что он сам постоянно изучается подзащитным, чутко улавливающим малейшее изменение в психологическом состоянии защитника.
2. защитник должен помнить, что в криминальной или следственной ситуации у подзащитного активно проявляются вышеизложенные механизмы психологической защиты. вся поступающая от защитника информация в первоначальном варианте оценивается подзащитным, находящимся в подавленном состоянии, вызванном стрессовой ситуацией, крайне негативно.
3. подзащитному необходимо объяснить, что защитник только тогда сможет защитить его, когда между ними не будет и тени взаимного подозрения и недоверия, что достигается при помощи рациональной коммуникативности в общении.
4. защитнику следует быть предельно откровенным не только с подзащитным, но и с самим собой. Всякое недоверие, фальшь, допущенные с обеих сторон, сводят на нет все усилия и приводят как правило к отрицательному результату.
5. преодоление негативных установок следователя путем выработки правильной стратегии и тактики защиты.
6. Терпимость, корректность, тактичность и выдержанность в общении с подзащитным[31, c.46].
Модель эта носит общий характер. Она может и должна видоизменяться в зависимости от конкретной ситуации.
Таким образом, были проанализированы проблемы, связанные с возникновением барьера между защитником и подзащитным.
Однако в процессе оказания помощи подзащитному могут возникнуть и другие проблемы, в частности с возникновением критической ситуации. Основным условием выхода из подобных ситуаций является взаимная заинтересованность найти решение этой проблемы.
Общие рекомендации по действиям в критической ситуации могут выглядеть следующим образом:
1. Вернуть подзащитного в уравновешенное состояние, попытаться объяснить ему, что достижение результата невозможно без душевного равновесия;
2. Попытаться обеспечить психологическую совместимость, во избежании конфликтных ситуаций;
3. Преодолеть агрессивность в поведении, проявить умение подавлять личные обиды и антипатии;
4. Оценивать ситуацию только объективно и попытаться объяснить подзащитному возможный результат их совместных действий.
Подводя итог написанному, можно сделать вывод, что этап установления психологического контакта защитника и подзащитного – важный и необходимый процесс, которому следует уделять пристальное внимание. От успеха построения защиты на этом этапе во многом зависит успех всей защиты по уголовному делу.
4.3. Ознакомление с материалами дела
Перейдем к следующему этапу участия защитника в уголовном деле. В зависимости от стадии следствия он может включать в себя следующие моменты:
- ознакомление и изучение имеющихся материалов дела;
- поиск ошибок допущенных на этапе следственных действий без участия защитника;
- участие защитника в следственных действиях: экспертизах и следственных экспериментах.
На стадии ознакомления с материалами защитник имеет дело с той доказательной базой, которая была собрана следователем в ходе предварительного расследования.
Итак, на что же необходимо обратить внимание при ознакомлении и изучении материалов дела?
Объектом его оценочной деятельности являются главным образом, такие свойства доказательств как их относимость и допустимость.
Участвуя в деле с момента предъявления обвинения, защитник должен производить оценку собранных следователем документов с точки зрения их достаточности для привлечения лица в качестве обвиняемого. Однако, наиболее полно указанная деятельность разворачивается при ознакомлении защитника с материалами дела по окончании следствия, когда он имеет перед собой всю совокупность собранных доказательств и может судить также об их достоверности, силе и значении.
Защитнику на любой стадии расследования необходимо оценить исходную информацию для определения ее содержания, структуры, формы и т. д.
Методика изучения материалов уголовного дела защитником имеет некоторые специфические особенности (по В. С. Соркину):
1. Это самостоятельная стадия предварительного следствия.
2. В процессе ознакомления с материалами уголовного дела по окончании предварительного следствия у защитника складывается представление о качестве проведения предварительного следствия[31, c.55].
Результатом ознакомления становится анализ исходной информации и построение на его основе исходной модели защиты с учетом интересов подзащитного.
Следователь проводит следственные действия, результатом которого становятся вещественные доказательства и показания различных участников дорожно-транспортного происшествия и прочее. Его действия направлены на то, чтобы подтвердить либо опровергнуть субъективное истолкование событий. Таким образом, следователь претендует на то, что результаты выполненного им следственного действия в полной мере отвечают тем событиям, которые имели место в действительности. Задача защитника методами интеллектуальной обработки информации осуществить процесс ее оценки. Одним из таких методов является интерпретация.
Интерпретация – это сложный, многоступенчатый метод истолкования формы, содержания, структуры, связей элементов анализируемой криминалистической информации[13, c.191].
С точки зрения защиты интерпретация – это не только истолкование какой-либо информации, но и умение адаптировать полученную информацию в соответствии с функцией защиты.
Применительно к дорожно-транспортным происшествиям защитник в первую очередь анализирует и интерпретирует информацию, связанную с проведенными следователем в ходе расследования следственными действиями:
осмотром места происшествия, допросами и т. д. Для эффективной работы в этом направлении защитнику необходимо располагать обширным объемом криминалистических знаний.
Традиционно считалось, что криминалистика – это наука, задачами которой являются раскрытие, расследование и предупреждение преступлений. Наука эта относится к разряду динамично развивающихся. В связи с тем, что криминалистическая информация в настоящее время широко используется во многих других формах юридической деятельности возникла необходимость хотя бы условно разделить ее на отрасли в зависимости от сферы использования. Одной из таких отраслей можно считать криминалистику защиты, которая использует всю научную базу по раскрытию преступлений но с позиций защиты. По мнению Р.Г. Зорина, который один из первых заявил о криминалистике защиты как об отрасли науки, она имеет свой предмет, функции, методы, систему связей, задачи, принципы и т.д. Наиболее полно сущность криминалистики защиты раскрыта в формулировке и определении ее функций:
1. Познавательная функция выраженная в исследовании и систематизации закономерностей совершения и раскрытия преступлений, а также адекватных ситуациям закономерности защиты.
2. Поисковая функция, направленная на постоянный поиск адекватных ситуации средств и методов защиты, оправдательных фактов и их адекватного истолкования, интерпретации в интересах подзащитного.