Тактика защиты по делам о ДТП

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 12:01, дипломная работа

Краткое описание

Основной целью работы является изучение проблематики участия защитника по уголовным делам о ДТП и использование им криминалистических знаний и новаторских идей при защите.
Исходя из поставленной цели, задачами исследования являются:
1. исследование характеристики и классификации системы криминалистических знаний для защитника;
2. анализ осуществления функции защиты при проведении первоначальных следственных действий;
3. изучение стратегии и тактики защитника по уголовным делам о ДТП.
Предметом исследования является тактика защиты по уголовным делам о дорожно-транспортных происшествиях.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ………..
§ 1. Понятие и виды ДТП …………………………………………..
§ 2. Механизм и основные элементы ДТП…………………………
§ 3. Участники ДТП …………………………………………………
ГЛАВА II. ТАКТИКА ЗАЩИТЫ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О ДТП...
§ 1. Общее понятие защиты и ее функции………………………….
§ 2. Участие водителя в первичных следственных действиях Защита водителя на этом этапе………………………………..
§ 3. Следовая информация и ее роль в расследовании и защите…
§ 4. Вступление в дело профессионального защитника…………..
4.1. Обоснование допуска защитника к участию в деле на более ранней стадии………………………………………
4.2. Установление психологического контакта с подзащитным, преодоление барьеров……………………
4.3. Ознакомление с материалами дела……………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

дипл. Тактика защиты по делам о ДТП.doc

— 244.00 Кб (Скачать)


3

 

 

 

 

 

Дипломная работа

 

«Тактика защиты по делам о дорожно-транспортных происшествиях»

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….

ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ………..

§ 1. Понятие и виды ДТП …………………………………………..

§ 2. Механизм и основные элементы ДТП…………………………

§ 3. Участники ДТП …………………………………………………

ГЛАВА II. ТАКТИКА ЗАЩИТЫ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О ДТП...

§ 1. Общее понятие защиты и ее функции………………………….

§ 2. Участие водителя в первичных следственных действиях Защита водителя на этом этапе………………………………..

§ 3. Следовая информация и ее роль в расследовании и защите…

§ 4. Вступление в дело профессионального защитника…………..

4.1. Обоснование допуска защитника к участию в деле на более ранней стадии………………………………………

4.2. Установление психологического контакта с подзащитным, преодоление барьеров……………………

4.3. Ознакомление с материалами дела……………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………

3

 

7

7

11

14

16

16

 

17

26

28

 

32

 

35

41

49

52

ВВЕДЕНИЕ

 

Автомобиль товарищи, - не роскошь, а средство передвижения………

 

И. Ильф, Е. Петров

 

Да, именно этими словами в начале XXI века можно,  было наверное, начать разговор о дорогах, автомобилях и обо всем, что с этим связано. Появившийся в конце XIX века автомобиль прошел долгий путь развития и совершенствования, постепенно превращаясь из забавы и предмета роскоши в каждодневную реальность и необходимость. Транспортные потоки в городах и иных населенных пунктах возрастают с каждым годом. В настоящее время в собственности граждан Республики Беларусь находится около 1,5 миллиона автомашин. Причем, если в 1994 году на тысячу населения приходилось 80 единиц транспортных средств, то в настоящее время их стало уже около 150. Как следствие этого повышается интенсивность движения, оно существенно усложняется. Однако состояние дорог оставляет желать лучшего. Да и выполнение правил дорожного движения у многих не связывается с обеспечением безопасности как для себе, так  и для  других участников дорожного движения, а скорее с боязнью появления инспектора ГАИ и штрафом. К этому следует добавить типичную недисциплинированность пешеходов, по вине которых нередко возникают аварийные ситуации. И хотя привлечение их к ответственности в надлежащих случаях возможно, на практике это осуществляется редко[25, c.840].   И как следствие совокупности всех этих причин – участившиеся дорожно-транспортные происшествия.

Случается авария  - и стороны в ней участвующие, начинают выяснять, кто прав, а кто виноват.

Как правило, каждое ДТП порождает целый комплекс взаимосвязей и отношений. В зависимости от происшедшего ДТП можно классифицировать возникшие в последствии отношения как  гражданские и уголовные.

В тех случаях, когда в результате аварии пострадали только автомобили возникают гражданские правоотношения, выражающиеся в возмещении ущерба, причиненного автотранспортному средству. В Республике Беларусь с 1 июля 1999 года, было введено обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. И несмотря на то, что мера эта была безусловно важная и прогрессивная сам процесс введения этого вида обязательного страхования не был беспроблемным. Многие автолюбители до сих пор считают этот вид страхования дополнительным налогом или попросту «обдираловкой». И если бы не крупные штрафы из-за отсутствия страхового полиса, с удовольствием бы отказались от этой услуги. Однако, с точки зрения, гражданского права это был важный шаг на пути защиты интересов автолюбителей. Хотя проблем и пробелов в этом вопросе еще не мало. Вкратце упомянув о гражданских правоотношениях, возникающих в связи с происшедшими ДТП можно отметить, что этот вопрос в Республике Беларусь более менее урегулирован. Да и последствия столкновения автотранспортных средств, в которых не пострадали люди значительно безобиднее.

К сожалению, значительная часть ДТП влечет за собой не только повреждения автомобилей, но и угрозу здоровью и жизни человека.

Каждый, кто садится за руль автомобиля, порой по неосторожности, излишней самоуверенности, либо просто по воле случая может стать участником дорожно-транспортного происшествия в качестве потерпевшего или виновника. И не секрет, что сведение до минимума тяжести последствий случившегося во многом зависят от того, насколько человек внутренне подготовлен к той или иной ситуации.

Конечно, ДТП – явление неординарное и к нему нельзя подготовиться заранее, тем более, что каждая такая ситуация по сути своей неповторима, несмотря на то, что существуют определенные модели, характеризующие механизм столкновения автотранспортных средств, либо наезд на пешехода.

Смысл подготовки должен заключаться в том, что участник дорожного движения прежде всего должен сознавать меру ответственности за свои действия.

Оказавшись участником   ДТП, многие не знают, что делать, некоторые знают, но от неожиданности могут так растеряться, что попросту не видят происходящего вокруг, как будто это вообще их не касается. А кое-кто в стрессовой ситуации, да еще под давлением другой стороны или третьих лиц, вообще всю вину берет на себя.

Такое вряд ли произойдет с человеком, который внутренне подготовлен к любым неожиданностям. Эмоциональная, а главное правовая подготовка могут оказаться тем самым спасательным кругом, который поможет выбраться из самой, на первый взгляд безвыходной ситуации.

Кроме того, необходимо помнить, что независимо от того, является ли человек потерпевшим либо виновником ДТП он обладает конституционным правом на защиту.

Именно проблемам осуществления защиты, выработке тактики и характеристике методологии защиты по уголовным делам о ДТП и будет посвящена  дипломная работа.

Таким образом, основной целью работы является изучение проблематики участия защитника по уголовным делам о ДТП и использование им криминалистических знаний и новаторских идей при защите.

Исходя из поставленной цели, задачами исследования являются:

1.      исследование характеристики и классификации системы криминалистических знаний для защитника;

2.      анализ осуществления функции защиты при проведении первоначальных следственных действий;

3.      изучение стратегии и тактики  защитника по уголовным делам о ДТП.

Предметом исследования является тактика защиты по уголовным делам о дорожно-транспортных происшествиях.   

Тема осуществления защиты в уголовном процессе не нова в юридической науке. Однако она в большинстве работ получила свое звучание  как общие наработки по характеристике и проблематике обеспечения прав обвиняемого на защиту и деятельность адвокатов в качестве защитников. Приятно осознавать, что преподавательский состав Гродненского Государственного Университета тоже внес свой вклад в разработку этой проблемы. В этой связи уместно будет упомянуть работу доцента, кандидата юридических наук, преподавателя кафедры уголовного права ГрГУ им. Я. Купалы Соркина В.С. «Стратегия и тактика защиты по уголовным делам», а также работы  доцента, кандидата юридических наук, преподавателя кафедры уголовного права ГрГУ им. Я. Купалы Зорина Р.Г., который очень подробно и детально разработал вопросы тактики защиты по уголовным делам о ДТП.

Для полного раскрытия темы в работе выделяются 2 главы. Первая глава дипломной работы посвящена характеристике механизма ДТП и использованию специальных криминалистических знаний в построении защиты. Во второй главе работы анализируется участие профессионального защитника по уголовным делам о ДТП.

Нормативной базой исследования явились соответствующие положения Конституции Республики Беларусь,  Уголовно-процессуального кодекса, Закона об адвокатуре в Республике Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

§ 1. Понятие и виды ДТП

 

Любое происшествие (в том числе и дорожно-транспортное) подразумевает собой нарушение  правильно организованного процесса, приводящее к разрегулированию отношений между его участниками, или невозможности продолжения самого процесса.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – событие, возникшее в результате нарушения нормального режима эксплуатации или движения транспортного средства, повлекшее за собой травмирование или смерть людей, повреждение транспортных средств, грузов, дорожных и иных искусственных сооружений, причинение иного крупного материального ущерба[25, c.839].

Ввиду различных последствий ДТП,  уголовная ответственность наступает не всегда, а лишь в случае смерти потерпевшего, причинения тяжелого или средней тяжести вреда здоровью, крупного материального ущерба.

Различают несколько основных видов дорожно-транспортных происшествий это: наезд, столкновение, опрокидывание транспортного средства, падение, взрыв, пожар на транспортном средстве; другими видами дорожно-транспортных происшествий являются: выпадение пассажира из транспортного средства, получение им травмы при входе или выходе из транспортного средства,  на ходу и др.

Условно, большинство дорожно-транспортных происшествий можно разделить на аварии и катастрофы. К последним следует относить аварии связанные с большим количеством жертв, значительными разрушениями техники, дорожных и иных сооружений. Схематично это можно представить следующим образом (Схема. 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема. 1. Виды ДТП

 

Поскольку наиболее часто происходят наезды и столкновения. Думаю, что  целесообразно будет вкратце описать каждый из этих видов ДТП.

Наезд. Условно подразделяется на пять основных составных частей:

-         наезд – на пешехода;

-         наезд – на велосипедиста;

-         наезд – на гужевой транспорт;

-         наезд – на стоящее транспортное средство;

-          наезд – на иное препятствие.

При наезде на пешехода, согласно Р.Г. Зорину, имевшему практический опыт работы, наиболее часто встречаются следующие ситуации:

1)     водитель и пешеход видят друг друга;

2)     водитель видит пешехода, пешеход не видит машины;

3)     водитель не видит пешехода, пешеход видит машину;
4)     водитель и пешеход не видят друг друга.

В ситуациях, когда водитель не видит пешехода, возможны две ситуации:

1)     водитель должен и мог предвидеть появление пешехода;

2)     водитель не должен и не мог предвидеть появление пешехода[15, c.48-49].

Практика показывает, что как раз наибольшая часть дорожно-транспортных происшествий и несчастных случаев, связанных с наездом на пешехода происходит, как это не парадоксально, когда водитель и пешеход видят друг друга.
И для следователя и защитника очень важно определить какая из перечисленных выше позиций присутствовала в каждом конкретном наезде, поскольку это является одним из оснований для определения виновности-невиновности водителя и пешехода, а следовательно и критерием отнесения данного наезда на пешехода к разряду ДТП либо несчастного случая.
Говоря о наезде на пешехода следует также отметить и тот факт, что на водителя, как правило, возлагается больше ответственности в плане принятия мер к предотвращению происшествий.
Механизм наезда и процесс травмообразования при наезде на велосипедиста и гужевой транспорт, ввиду малой скорости их движения относительно автотранспортного средства можно считать аналогичным ранее рассмотренному.
Столкновение транспортных средств  - наиболее сложное по механизму дорожно-транспортное происшествие. Причинами тому являются: скоротечность дорожно-транспортного происшествия значительно затрудняющую определение динамики развития аварии, серьезностью повреждения транспортных средств, тяжелые травмы и гибель людей, и как следствие невозможность получения показаний.
Всеохватывающая  классификация  видов  столкновения  транспортных средств предложена Р.Г. Зориным. Схематично ее можно представить следующим образом (схема 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Тактика защиты по делам о ДТП