Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 12:01, дипломная работа
Основной целью работы является изучение проблематики участия защитника по уголовным делам о ДТП и использование им криминалистических знаний и новаторских идей при защите.
Исходя из поставленной цели, задачами исследования являются:
1. исследование характеристики и классификации системы криминалистических знаний для защитника;
2. анализ осуществления функции защиты при проведении первоначальных следственных действий;
3. изучение стратегии и тактики защитника по уголовным делам о ДТП.
Предметом исследования является тактика защиты по уголовным делам о дорожно-транспортных происшествиях.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ………..
§ 1. Понятие и виды ДТП …………………………………………..
§ 2. Механизм и основные элементы ДТП…………………………
§ 3. Участники ДТП …………………………………………………
ГЛАВА II. ТАКТИКА ЗАЩИТЫ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О ДТП...
§ 1. Общее понятие защиты и ее функции………………………….
§ 2. Участие водителя в первичных следственных действиях Защита водителя на этом этапе………………………………..
§ 3. Следовая информация и ее роль в расследовании и защите…
§ 4. Вступление в дело профессионального защитника…………..
4.1. Обоснование допуска защитника к участию в деле на более ранней стадии………………………………………
4.2. Установление психологического контакта с подзащитным, преодоление барьеров……………………
4.3. Ознакомление с материалами дела……………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Схема. 2. Виды столкновения транспортных средств
Своеобразие такого вида дорожно-транспортных происшествий, как столкновение транспортных средств заключается в том, что при их расследовании необходимо учитывать, во-первых: личностные качества правонарушителей (социально-психологические, эмоциональные, волевые, интеллектуальные, профессиональные и т.д.); во-вторых: особенности средств преступления (транспортных средств) представляющих собой следообразующие объекты, и являющиеся, таким образом, носителями информации, имеющей доказательный характер.
Анализируя виды дорожно-транспортных происшествий, которые описанны выше, необходимо отметить, что процесс травмообразования – одна из важнейших составляющих, как при расследовании этих преступлений, так и при построении модели защиты, важнейшая, но не главная. Ключевыми элементами конкретного дорожно-транспортного происшествия являются механизм ДТП и обстановка его совершения, поскольку они характеризуют субъективную сторону данного вида преступлений.
Субъективная сторона дорожно-транспортного происшествия, как правило, характеризуется неосторожной виной по отношению к последствиям, хотя известны случаи умышленного совершения ДТП для сокрытия следов другого преступления, или маскировки другого преступления под ДТП.
§ 2. Механизм и основные элементы ДТП
Для тактически правильного построения защиты, необходима объективная криминалистическая и уголовно-правовая оценка обвиняемого, которая, в свою очередь, зависит от установления наиболее полного ряда обстоятельств, приведших к дорожно-транспортному происшествию. К таковым можно отнести:
- сложившуюся на момент ДТП дорожную обстановку;
- опасную обстановку и момент возникновения опасности;
- аварийную обстановку;
- зависимость или независимость наступления аварийных последствий от действий водителя;
- действия или бездеятельность водителя для предотвращения происшествия;
- психологическое и физиологическое состояние водителя в момент совершения ДТП;
- соответствие транспортного средства требуемым техническим нормам;
- состояние дорожного покрытия на месте совершения дорожно-транспортного происшествия.
Взаимосвязь перечисленных факторов влияющих на возникновение, развитие и завершение происшествия можно назвать механизмом ДТП, который, в свою очередь, сочетает в произвольном порядке элементы достаточно жесткой системы: “водитель-автомобиль-дорога-
Краткая характеристика основных элементов дорожно-транспортного происшествия может выглядеть следующим образом:
Дорожная обстановка – сложная и изменчивая совокупность обстоятельств, которые постоянно должен учитывать водитель в течение всего процесса движения. Только правильно оцененная дорожная обстановка помогает избежать ДТП. Дорожная обстановка складывается из дорожных условий, технических характеристик дороги, ее профиля, ширины, состояния видимости, обзорности, интенсивности и скорости движения машин, пешеходов, наличия знаков, сигналов светофора, поведения пешеходов и водителей других машин[16, c.13-14].
Все эти составляющие дорожной обстановки можно подразделить на статистические и динамические. Их взаимодействие и взаимосвязь в определенный момент времени могут сформировать конкретную неповторимую, возникшую единожды дорожно-транспортную ситуацию, предшествующую ДТП.
Дорожно-транспортная ситуация в рамках защиты рассматривается в нескольких аспектах[16, c.13-14]:
– как среда, в которой рождается, развивается и совершается ДТП;
– как причина ДТП, которая влияет на транспортное средство и водителя независимо от его личных качеств;
– как следствие неправомерных действий водителя;
– как полифункциональный механизм, слагающийся из действия многих водителей и пешеходов;
– как содержание элементов ситуации: скорости и направления движения транспортных средств, помех, обзорности и видимости, фактов маневрирования транспортных средств, состояние покрытия, ширины и числа рядов проезжей части, разметки, придорожных сооружений, геометрических параметров дороги и т.д.;
– как носитель опасности.
Исходя из вышеизложенного, можно вплотную подойти к рассмотрению механизма ДТП, составляющими элементами которого являются: момент возникновения опасности, опасная ситуация, аварийная ситуация и непосредственный контакт, формирование травмообразования.
Схема 3. Механизм ДТП
Попытаемся остановиться поподробнее на некоторых важных элементах изображенной выше схемы 3.
Очень важное значение для исследования механизма ДТП имеет момент возникновения опасности. Именно с этим понятием связывается возможность водителя предотвратить нежелательные последствия, но это в случае, если момент возникновения опасности и момент ее обнаружения водителем либо пешеходом совпадают. Однако в практике нередки случаи, когда источник опасности уже объективно существует и влияет на возникновение определенной дорожной ситуации, а участником движения, в силу каких-либо причин, он еще не воспринят и не отражен в сознании как сигнал к предотвращению аварийной ситуации. В подобных случаях, либо когда предпринятых мер оказалось недостаточно, или они были несвоевременными – возникает опасная ситуация – ее можно рассматривать как дорожную обстановку, либо определенный отрезок времени, когда еще возможно было предотвратить ДТП путем принятия срочных и эффективных мер.
Обязанность выходить из опасной ситуации возлагается в первую очередь на водителя транспортного средства, которому принадлежит преимущественное право на движение. Этому же водителю с преимущественным правом на движение принадлежит обязанность искать предотвращение ДТП в маневре, что должно быть произведено с момента обнаружения источников опасности на дороге[17, c.49].
Поведение водителя и пешехода в промежутке времени, именуемом опасной ситуацией характеризует субъективную сторону преступления и, следовательно, имеет немалое значение для построения тактики защиты.
В момент перерастания опасной ситуации в аварийную полностью исключается техническая возможность предотвратить ДТП и ситуация становится неуправляемой.
Аварийная ситуация (в своей кульминационной стадии) – это активный процесс травмоследообразования. А последующая стадия, при тщательном исследовании, помогает воссоздать практически всю динамику происшедшего ДТП.
§ 3. Участники ДТП
Сделав краткий обзор основных видов и элементов ДТП, хотелось бы уделить некоторое внимание и такому понятию как участник ДТП. Следует сразу уточнить, что в юридической литературе нет формулировки такого понятия. Принято считать, что “участники ДТП” – понятие достаточно всеобъемлющее, поскольку объединяет в себе следующий круг лиц:
- участники дорожного движения (водители, велосипедисты, пешеходы, пассажиры и т.д.);
- другие лица (должностные лица транспортных, дорожных, коммунальных и иных предприятий и организаций, рабочие производящие любые ремонтные работы на дороге);
- иные лица, действия которых могли повлиять на установленный порядок движения;
- другие лица присутствовавшие при ДТП, либо наблюдавшие его (свидетели).
Следует отметить, что, как правило, непосредственными участниками ДТП являются участники дорожного движения, но к участию в расследовании или к уголовной ответственности могут привлекаться и другие лица из перечисленных выше.
Как нет понятия “участник ДТП”, так и нет четко разработанной их криминалистической классификации. Поэтому будем рассматривать их в соответствии с уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным законодательством, где участники ДТП определены как:
- обвиняемый;
- потерпевший;
- свидетель;
- гражданский истец;
- гражданский ответчик.
Далее пристальное внимание будет уделено лишь одному из участников ДТП – обвиняемому, поскольку он – субъект защиты по уголовным делам о ДТП. Необходимо сделать оговорку о том, что обвиняемый – один из статусов подзащитного. Поэтому субъектами защиты также являются: подозреваемый, задержанный, подсудимый, осужденный.
ГЛАВА II. ТАКТИКА ЗАЩИТЫ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О ДТП
§ 1. Общее понятие защиты и ее функции
Защита – понятие широкое, включающее в себя как личную защиту, которую обвиняемый осуществляет сам, так и защиту, которую обвиняемый осуществляет с помощью защитника.
Право на защиту вступает в силу с момента привлечения данного лица к ответственности, предъявляемого к нему обвинения, ареста или задержания[15, c.7].
Суть процитированного выше заключается в том, что только с появлением обвинения, либо подозрения, лицу предоставляется право от него защищаться. Это выражение права на защиту закреплено в уголовно-процессуальном кодексе РБ (п.1 ст. 41 и п.1 ст. 43). Нормой закона определено и то, что органами уголовного преследования и органом ведущим уголовный процесс должна быть обеспечена возможность подозреваемому и обвиняемому осуществлять принадлежащее им право на защиту всеми законными средствами и способами.
Защита – это сознательная, целеустремленная деятельность субъектов защиты по осуществлению ее функций.
Функции защиты можно представить следующим образом:
- познавательная – исследование и систематизация закономерностей совершения и раскрытия преступлений, а также адекватных ситуациям закономерностей защиты;
- поисковая – поиск средств и методов защиты, оправдательных фактов и их истолкование в интересах подзащитного;
- коммуникативная – взаимодействие защитника с подзащитным, следователем и иными участниками уголовного процесса в интересах защиты;
- конструктивная – решение задач защиты по каждому обвинительному факту и поиски в нем оправдательных элементов;
- эвристическая – поиск нестандартных методов и программ защиты.
§ 2. Участие водителя в первичных следственных действиях. Защита водителя на этом этапе
Своеобразие защиты по уголовным делам о ДТП заключается в том, что первоначально функция защиты возложена на самого участника ДТП.
Итак, происходит ДТП и человек попадает в ситуацию для него необычную, нестандартную и крайне пугающую. Несмотря на то, что каждый из участников движения теоретически допускает возможность попасть в такую ситуацию, психологически никогда не готов к ней. Поэтому, именно, в это время так много ошибочных действий, либо бездействий в поведении участников ДТП. В криминалистической науке по делам о ДТП сформирован ряд типовых ситуаций и адекватных им следственных версий:
1) обстановка на месте происшествия зафиксирована без существенных изменений, водитель известен (он и транспортное средство находятся на месте происшествия). Следственные версии в такой наиболее распространенной ситуации следующие: а) происшествие возникло в результате нарушения правил дорожного движения водителем. б) происшествие возникло в результате грубого нарушения правил дорожного движения пешеходом. в) происшествие возникло в результате выпуска в эксплуатацию заведомо технически неисправных средств лицом, ответственным за безопасную работу транспорта. г) иных стечений обстоятельств, не охватывающихся предвидением участников ДТП;
2) обстановка на месте происшествия изменена его участниками. В данной ситуации необходимо дополнить названные версии следующей: изменение обстановки, реально характеризующей результаты ДТП, произведено с целью восстановления безопасности движения по транспортной артерии либо уничтожения материальных следов, указывающих на виновность кого-либо из участников происшествия;
3) обстановка на месте происшествия не изменена, в ней сохранены элементы ДТП, но водитель на автомашине скрылся с места происшествия (чаще всего эта ситуация встречается при серьезных вредных последствиях, либо при совершении ДТП в состоянии алкогольного или наркотического состояния, или при угоне транспортного средства). Наряду с версиями, перечисленными в первой ситуации, должны быть выдвинуты и версий о том, какое конкретное транспортное средство участвовала в ДТП и кто, им управлял;
4) обстановка, при которой в зоне дорожного движения обнаружен труп, но нет специфических признаков ДТП. В этом случае может быть выдвинута версия о попытке инсценировки ДТП с целью сокрытия другого преступления;
5) обстановка, при которой обнаружен труп, но не на трассе движения (на обочине, в лесном массиве и т.д.), при этом комплекс, повреждений на теле и следы наложения (частицы лакокрасочного покрытия, смазочных материалов и др.), следы волочения, свидетельствуют о совершенном ДТП. Следственные версии при такой ситуации: а) произошло ДТП, замаскированное под другое преступление; б) произошло иное преступление, инсценированное под ДТП.
Как видно, перечисленные выше криминалистические ситуации являются результатом действия людей, в соответствии с их субъективным восприятием сложившейся обстановки. Одни, к примеру, чувствуя свою вину либо меняют картину и отдельные элементы места ДТП, либо скрываются с места происшествия. Другие, напротив, оставляют все без изменения и даже после прибытия на место ДТП сотрудников ГАИ ведут себя крайне безучастно.
Каковы же правильные действия водителя?
1)
2)
3)
4)