Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 12:01, дипломная работа
Основной целью работы является изучение проблематики участия защитника по уголовным делам о ДТП и использование им криминалистических знаний и новаторских идей при защите.
Исходя из поставленной цели, задачами исследования являются:
1. исследование характеристики и классификации системы криминалистических знаний для защитника;
2. анализ осуществления функции защиты при проведении первоначальных следственных действий;
3. изучение стратегии и тактики защитника по уголовным делам о ДТП.
Предметом исследования является тактика защиты по уголовным делам о дорожно-транспортных происшествиях.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ………..
§ 1. Понятие и виды ДТП …………………………………………..
§ 2. Механизм и основные элементы ДТП…………………………
§ 3. Участники ДТП …………………………………………………
ГЛАВА II. ТАКТИКА ЗАЩИТЫ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О ДТП...
§ 1. Общее понятие защиты и ее функции………………………….
§ 2. Участие водителя в первичных следственных действиях Защита водителя на этом этапе………………………………..
§ 3. Следовая информация и ее роль в расследовании и защите…
§ 4. Вступление в дело профессионального защитника…………..
4.1. Обоснование допуска защитника к участию в деле на более ранней стадии………………………………………
4.2. Установление психологического контакта с подзащитным, преодоление барьеров……………………
4.3. Ознакомление с материалами дела……………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
5)
Период от момента совершения ДТП до момента возбуждения уголовного дела (предъявления обвинения и т.д.) является крайне напряженным для участника ДТП. Согласно п. 4 ст.44 УПК РБ “защитник допускается к участию в уголовном деле с момента вынесения в отношении лица постановления о возбуждении уголовного дела, а также с момента фактического задержания, применения меры пресечения, признание лица подозреваемым или предъявление ему обвинения”.
Следовательно, до вступления в дело профессионального защитника функцию защиты необходимо осуществлять самому с точки зрения уголовно-процессуального кодекса. В этот период участник ДТП является субъектом уголовного процесса, который занимает положение свидетеля. Но в ходе расследования он может впоследствии стать подозреваемым либо обвиняемым. Данная неопределенность положения значительно ослабляет функцию защиты, поскольку именно в этот период следователь выполняет все основные следственные действия, в рамках предварительного следствия, а процессуальное положение свидетеля не позволяет человеку наиболее полно реализовать свои права, а уже тем более воспользоваться услугами защитника.
Проблематика защиты в этот период состоит и в том, что нарушена соразмерность функций обвинения и защиты.
Обвинение осуществляется следователем – человеком, с определенными профессиональными навыками. Он ведет в отношении участника ДТП уголовное преследование, изобличает его в совершении преступления и впоследствии предъявляет ему обвинение. Лицо в отношении которого проводятся эти действия, не имея никаких навыков и не получая консультаций профессионала пытается осуществлять собственную защиту.
Таким образом, в действиях следователя явно прослеживается обвинительный характер и направленность. Однако необходимо решительно отвергать трактовку деятельности следователя лишь в обвинительном плане. По крайней мере, она (деятельность) не должна быть исчерпана обвинительным характером. В этой связи интересно следующее мнение:
Деятельность следователя не может включать только обвинение, изобличение – она включает и защиту, как процессуальную функцию. Следователь не имеет права вести расследование только в обвинительном направлении. Следователь не имеет права упустить ничего, что благоприятствует обвиняемому оправдывает его, опровергает обвинение, ослабляет его, - а это и есть защита. Задачей следователя является не препятствовать обвиняемому в осуществлении права на защиту, а помогать и содействовать ему в этом[32, c.37-38].
Но и участник ДТП должен проявлять больше полезной активности на этапе предварительного следствия, поскольку от этого в немалой степени будет зависеть его дальнейшая судьба.
К числу первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий относятся следующие: осмотр места происшествия, осмотр транспортного средства на месте происшествия или в месте его обнаружения, осмотр трупа (на месте происшествия или в морге), осмотр документов, изъятых у водителя, медицинское освидетельствование водителя и потерпевшего (потерпевших) для установления состояния алкогольного или наркотического опьянения, изъятие и осмотр одежды потерпевшего, допросы очевидцев и иных свидетелей и водителя.
В зависимости от конкретных обстоятельств происшествия последовательность действий может быть различной, но осмотр места происшествия почти всегда предшествует всем остальным.
Одним из основных способов собирания доказательственной информации по делам данной категории является осмотр места происшествия. В любую погоду и любое время суток выезд на место происшествия должен быть произведен как можно быстрее, ибо дорожные происшествия чаще бывают на дорогах с интенсивным движением, нередко сопровождаются неблагоприятными метеорологическими условиями (дождь, снег и т.д.), вследствие чего быстро и легко изменяется следовая обстановка. Вместе с тем следует учитывать, что несвоевременным осмотром места происшествия может воспользоваться водитель транспорта, совершивший преступное нарушение правил движения для уничтожения следов происшествия, повреждения некоторых узлов машины с тем, чтобы впоследствии заявить о внезапном выходе из строя одного из них, влияющих на безопасность движения. От качества проведения этого следственного действия во многом зависит успех расследования.
Приступая к осмотру места происшествия, надлежит обеспечить безопасность его проведения (для чего выставляются соответствующие знаки-конусы, ограждения и т.д.). По моему, в состав следственно-оперативной группы целесообразно было бы включить помимо сотрудников ГАИ, специалиста криминалиста и автотехника, а при необходимости оперуполномоченного уголовного розыска (если водитель на машине скрылся с места ДТП и не выявлены свидетели), судебно-медицинского эксперта (если происшествие сопровождалось человеческими жертвами или необходимо изъять следы биологического происхождения). Однако, иногда осмотр места происшествия производится непрофессионально, что вызывает серию ошибок. В этой связи водителю необходимо максимально сконцентрироваться и корректно предложить свою помощь по восстановлению динамики и механизма ДТП и обнаружению значимых следов.
При осмотре места происшествия особое внимание должно быть уделено выявлению данных, необходимых для точного определения места и границ события, времени следообразования, установлению взаиморасположения следообразующих и следовоспринимающих объектов, извлечению из материальных источников информации о лицах, участниках происшествия, и механизме события преступления в целом. Осмотр участка (дороги), произведенный квалифицированно и своевременно (с подключением логических приемов мышления), позволяет уже в начале этого следственного действия установить обстановку на месте происшествия, точные координаты события, определить его границы, базовые ориентиры. На данном этапе водитель может высказать свое мнение об определении границ осмотра, указать место и время возникновения опасности.
Очень важно как можно быстрее определить и осмотреть с особой тщательностью центр места происшествия. Именно здесь бывает сосредоточена основная следовая масса. Для водителя уместным будет обратить внимание следователя на исчезающие вещественные доказательства, а также проследить, чтобы все следы были обнаружены, зафиксированы и изъяты (включая сравнительные образцы ).
Осмотр участка местности или дороги, прилегающих к месту ДТП, производится в случае, если есть основания полагать, что там могут быть обнаружены следы, относящиеся непосредственно к событию.
Осмотр транспортного средства, участвующего в происшествии, имеет не меньшее значение, чем осмотр места происшествия, особенно для выяснения механизма преступления и установления виновного лица. Транспортное средство обычно после аварии сохраняет на себе множество следов, и, как правило, они достаточно хорошо видны. Осмотр транспортного средства производится как часть осмотра места происшествия или как самостоятельное следственное действие, если транспорт находится в другом месте (в гараже). Предпочтительнее осматривать транспорт на месте аварии, ибо при его перемещении имеющиеся на нем следы могут исчезнуть.
Порядок осмотра транспортного средства определяется следователем с учетом информации об обстоятельствах события. Начинать осмотр транспортного средства следует с тех частей, где находятся или должны быть повреждения, следы и вещественные доказательства.
Осмотр трупа на месте позволяет получить данные о механизме происшествия в целом, о механизме контактного взаимодействия.
Сразу же после проведения осмотра места происшествия, если у следователя возникло подозрение относительно физического состояния водителя, немедленно проводится его медицинское освидетельствование. При установлении по результатам предварительной проверки нетрезвого состояния этот водитель направляется на судебно-медицинскую экспертизу.
Как правило, осмотр места ДТП исчерпывается проведением перечисленных выше следственных действий. Однако водитель вправе просить следователя о проведении дополнительных следственных действий. Например, определение реального коэффициента сцепления колес с дорогой, определение видимости и обзорности с места водителя и т.п.
Кроме осмотров на месте происшествия возможно проведение допросов водителя, потерпевших и свидетелей
В криминалистической науке разработан целый комплекс типовых программ допросов участников ДТП. Вот какую характеристику типовой программе дает Р.Г. Зорин[16, c.132]:
1. Типовая программа допроса отражает закономерное развитие ДТП, которое может содержаться в показаниях участников и очевидцев ДТП с учетом специфики происшествия.
2. Типовая программа допроса предполагает пластичную адаптацию к особенностям ДТП личности допрашиваемого и допрашивающего.
3. Типовая программа может дополняться, изменяться, сокращаться в зависимости от потребностей текущей следственной или судебной ситуации.
4. Типовая программа может меняться не только содержанием и числом вопросов, но и направленностью. Одним и тем же вопросом при различных сочетаниях можно установить элементы объективной и субъективной сторон состава преступления, находить смягчающие и отягчающие обстоятельства, выявлять сведения для прекращения (или возбуждения) уголовного дела.
5. Типовая программа функционально не связывает инициативу специалиста, ее использующего, а, напротив, раскрывает перспективу интеллектуального горизонта для развития профессионального мастерства.
Допросы потерпевших целесообразно проводить в первую очередь, так как именно они нередко могут сообщить о важных обстоятельствах происшествия. Если потерпевшие получили повреждения, не опасные для жизни, они допрашиваются прямо на месте происшествия. При допросе потерпевших выясняется: как происходило ДТП, с целью уяснения последовательности действий потерпевшего и других участников события; каковы причины происшествия (по мнению потерпевшего); не имеют ли потерпевшие каких-либо физических недостатков, мешающих им правильно ориентироваться в окружающей среде или быстро передвигаться (по этому вопросу дополнительно целесообразно проконсультироваться с лечащим врачом или допросить родственников, знакомых потерпевшего). Если водитель скрылся с места происшествия, то у потерпевшего следует выяснить вид, марку и другие внешние признаки транспортного средства (ТС), признаки внешности скрывшегося водителя (пол, возраст и проч.), направление, в котором он скрылся. Необходимо получить ответы на вопросы: где находился потерпевший в момент развития события, в каком направлении, каком темпе двигался, видел ли он движущийся транспорт, какие меры предпринимал водитель для предотвращения наезда или столкновения, какие сигналы светофора заметил потерпевший в момент происшествия. При оценке показаний потерпевших следует иметь в виду, что они могут находиться в состоянии добросовестного заблуждения (травмированная психика вызывает иногда ретроградную амнезию), искаженного восприятия происшедшего.
Допрос свидетелей. Свидетельские показания иногда являются единственным источником сведений об обстоятельствах ДТП. Свидетелями по этим делам могут быть водители ТС, не участвовавших в ДТП, пассажиры городского транспорта, пешеходы и иные лица. Из числа свидетелей важно выделить очевидцев, непосредственно воспринимавших динамику и механизм ДТП. Однако при их допросе следует учитывать, что быстротечность и драматизм события, его неожиданность, кратковременность его восприятия могут привести очевидца к неточной, отрывочной и противоречивой информации об обстоятельствах ДТП. Поэтому важно выявить всех свидетелей, совокупность показаний которых поможет максимально полно воспроизвести обстановку, роли ее участников в ДТП. Условно свидетелей можно подразделить на объективных и менее объективных.
Объективные свидетели – это те, которым в момент происшествия опасность не угрожала и они не заинтересованы в исходе дела.
Менее объективными являются друзья и родственники водителя и потерпевшего. Их показания нередко могут быть искажены.
При допросе водителя следует выяснить, как протекал весь процесс ДТП, какие были его действия и действия потерпевшего в момент аварии, с какой скоростью двигалось ТС, какие попытки делались водителем для предотвращения опасных последствий (торможение, маневр или то и другое), оказал ли он помощь потерпевшему, по какой причине скрылся с места ДТП, принимал ли меры к сокрытию материальных следов, кто может подтвердить данные водителем показания и т.д.
При необходимости осуществляется розыск скрывшегося водителя и автомашины. Для этого проводится комплекс следственных и оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которых используются данные о следах, оставшихся на проезжей части. Помощь в поиске могут оказать очевидцы, потерпевшие.
Необходимо отметить, что допросы проведенные на месте происшествия стимулируют дачу правильных показаний, поскольку процесс воссоздания увиденного происходит легче.
§ 3. Следовая информация и ее роль в расследовании и защите
В процессе первичных следственных действий (в частности при осмотре места происшествия) в деле о ДТП накапливается основная часть криминалистических сведений. И значительную долю в этом объеме занимают следы.
При расследовании преступлений выявление и исследование следов всегда занимали центральное место, поскольку последним являлись и являются основным источником доказательственной информации. Раскрытие преступления, успех расследования во многом зависят от того, насколько полно удалось выявить, закрепить, исследовать и эффективно использовать следы, отражающие различные обстоятельства совершенного преступления. Однако не менее важное значение имеют следы и для осуществления функции защиты, так как их доказательственный характер может быть использован и для выявления обстоятельств смягчающих вину.