Система органов прокуратуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:49, реферат

Краткое описание

В систему органов прокуратуры входят также военные прокуратуры, прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительно-трудовых учреждениях, транспортные и природоохранительные прокуратуры, которые могут образовываться Генеральным прокурором РФ и приравниваются к прокурорам областей или районов.
Военные прокуратуры занимают в системе прокуратуры РФ обособленное место. Они образуют подсистему органов военной прокуратуры. Построение органов военной прокуратуры соответствует построению военных судов.

Файлы: 1 файл

Система органов прокуратуры.docx

— 28.41 Кб (Скачать)

2.3. Принципы централизма  и единства прокурорского надзора.  Прокурорский надзор за исполнением  законов осуществляется на всей  территории РФ, что предопределило  создание множества органов в  соответствии с административно-территориальным  устройством нашего государства:  в районах, городах, областях, краях, республиках. Обеспечение  единства законнос-ти в стране потребовало объединения прокурорских органов в одну систему, которое было произведено на основе принципа централизма, в силу которого нижестоящий прокурор подотчетен вышестоящему с общим подчинением Генеральному прокурору РФ. В результате деятельность прокурорских органов приобрела особую организованность, согласованность и целенаправленность. Генеральный прокурор России обеспечивает верховенство и единство закона на всей ее территории, а каждый региональный прокурор -- в своем регионе.

В литературе данный принцип связывают с принципом  независимости прокуратуры и  объединяют их в одно руководящее  начало Лебединский В.Г., Каленов  Ю.А. Прокурорский надзор в СССР. М., 1957. С. 54; Прокурорский надзор в СССР: Учеб. / Под ред. М.П. Малярова. М., 1969. С. 24.. Подобное объединение вряд ли правильно. Несмотря на наличие самой тесной связи, эти принципы различны по содержанию, ибо отражают разные аспекты организации и деятельности прокурорских органов. Если с принципом независимости связывается признание их самостоятельности по отношению к различным органам государственной власти и управления, то с принципом централизма, наоборот, сопряжено их подчинение. Может показаться, что централизация прокурор-ского надзора представляет собой посягательство на независимость прокуратуры. Но сама по себе независимость в полной мере не гарантирует доброкачественности выполнения надзорных функций. Как показывает практика, в деятельности нижестоящих прокуроров порой имеют место различные недостатки и даже нарушения законности. Возникает необходимость принятия мер по их устранению, предупреждению. И эти меры должны быть приняты вышестоящими прокурорами. Таким образом, централизм, с одной стороны, является средством обеспечения независимости прокуроров, а с другой -- способом обеспечения единства законности в государстве.

Президент РФ, Федеральное  Собрание призваны принять меры по приведению конституций республик  в соответствие с Конституцией России. Как отмечается в п. 3 ст. 11 Закона о прокуратуре Российской Федерации, создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры  России, не допускается.

Централизм применительно  к прокуратуре включает в себя два вида подчинения: внутреннее и  внешнее.

Первое существует внутри прокурорской системы и заключается, как уже говорилось, в подчинении нижестоящего прокурора вышестоящему и общей подотчетности Генеральному прокурору РФ.

В литературе подчеркивается, что подотчетность прокурорского  надзора высшему органу государственной  власти -- самостоятельный принцип организации и деятельности прокуратуры Прокурорский надзор в СССР: Учеб. / Под ред. М.П. Малярова. М., 1969. С. 28.. Но данное положение ничем не обосновывается, ибо такое подчинение полностью охватывается принципом централизма в его широком понимании.

В Законе о прокуратуре  Российской Федерации принцип централизма  объединен с принципом единства прокурорского надзора. В п. 1 ст. 4 этого закона указывается, что органы прокуратуры составляют единую федеральную  централизованную систему с подчинением  нижестоящих прокуроров вышестоящим  и Генеральному прокурору РФ. Примерно то же говорится и в литературе Прокурорский надзор в СССР: Учеб. / Под ред. Б.А. Галкина. М., 1982. С. 57.. Безусловно, названные принципы связаны между  собой, но различны по значимости. Централизм сопряжен с объединением прокурорских органов в одну систему, единство же касается содержания их деятельности. Прежде всего нельзя определять принцип единства буквально как единство этой системы. Все системы однородных государственных органов едины, будь то суды, органы милиции, различные министерства, ведомства. Неправильно трактовать данный принцип и в том смысле, что каждый прокурор действует как представитель единой системы органов прокуратуры Звирбуль В.К. Конституционное закрепление прокурорского надзора как самостоятельной формы государственной деятельности // Становление и развитие прокурорского надзора. М., 1976. С. 47.. В этом ничего специфического нет. Каждое должностное лицо выступает в качестве представителя той системы органов, в которой оно работает.

Применительно к  прокуратуре принцип единства можно  определить как такое начало, в  силу которого каждый прокурор независимо от занимаемой должности осуществляет высший надзор за соблюдением законности в государстве. С данной точки  зрения и Генеральный прокурор РФ, и прокурор района или города, их помощники осуществляют высший надзор, а нижестоящие -- просто надзор за исполнением законов. Все прокуроры независимо от занимаемых должностей осуществляют высший надзор за соблюдением законности, основу которого составляют полномочия, данные им высшими органами государства. Они действуют как представители этих органов.

Принцип единства прокурорского надзора РФ исключает  совмещение прокурорского надзора  с какими-либо видами государственной  или общественной деятельности. Прокуратура  выполняет только одну функцию: осуществляет высший надзор за соблюдением законности в стране.

2.4. Принцип единоначалия. Вопрос об этом принципе в  прокурорском надзоре чрезвычайно  сложен. В литературе он был  сначала признан как само собой  разумеющийся, как основа правового  регулирования складывающихся при  его осуществлении отношений  Тадевосян В.С. Прокурорский надзор  в СССР. М., 1966. С. 59; Лебединский В.Г., Каленов Ю.А. Прокурорский надзор  в СССР. М., 1957. С. 59 и др.; затем отвергнут  как не имеющий существенного  значения при выполнении надзорных  функций Прокурорский надзор  в СССР: Учеб. / Под. ред. М.П. Малярова. М., 1969. С. 28.. Потом вновь поднялся этот вопрос, более того, стали высказываться суждения о принципе коллегиальности в деятельности прокуратуры Терское Г.А. Развитие коллегиальности в деятельности советской прокуратуры // Становление и развитие прокурорского надзора. С. 135.. Заметим, что в ст. 4 Закона о прокуратуре Российской Федерации, посвященной принципам прокурорского надзора, ни одно из указанных начал не нашло своего отражения.

Формы руководства  деятельностью прокуратуры имеют  существенное значение для повышения  ее эффективности, действенности. Их две: коллегиальность и единоначалие. Учитывая достоинства и недостатки этих видов управления, законодатель применительно к прокуратуре  избирает единоначалие. В условиях значительного роста преступности, нарушений законности во всех сферах общественных отношений оно практически  более оправданно, ибо позволяет интенсивнее вести борьбу с ними. Один руководитель суть одно толкование законов, надзор за исполнением которых осуществляют подчиненные ему работники. Он же стимулирует последних на оперативное принятие мер по устранению и предупреждению правонарушений, привлечение виновных лиц к ответственности.

В литературе утверждается, что единоначалие не является самостоятельным  принципом прокурорского надзора, будучи неотъемлемой составной частью принципа централизма Бровин Е.И. Система прокурорского надзора за соблюдением законности в местах лишения свободы // Вопросы теории и практики прокурорского надзора. Свердловск, 1979. С. 185.. Действительно, связь между ними существует, но они различны по своему содержанию. Если принцип централизма отражает подчинение нижестоящих органов прокуратуры вышестоящим, то принцип единоначалия указывает на способ управления прокурорской системой. Единоначалие в своем практическом проявлении имеет два аспекта: внешний и внутренний. Первый -- это управление вышестоящего органа нижестоящими; второй -- управление внутри конкретного органа.

Не совсем правильна  трактовка принципа единоначалия. Суть его видят в том, что прокурор единолично решает все вопросы, вытекающие из практической деятельности прокуратуры  Тадевосян В.С. Прокурорский надзор в СССР. С. 78.. Но единоначалие и единоличное  решение вопросов, возникающих при  осуществлении прокурорского надзора, не одно и то же. Исполняя служебные  обязанностей, помощники прокурора  часто сами разрешают вопросы, связанные  с выявлением нарушений законности и средствами реагирования на них. Единоначалие выражается в руководстве как прокурорскими органами, так и их работниками. Принцип единоначалия -- это такое положение, в силу которого руководство надзорной деятельностью осуществляет единолично прокурор, возглавляющий всю прокурорскую систему либо отдельный орган, структурное подразделение. Всю систему возглавляет Генеральный прокурор РФ; ее часть -- прокурор области, края, республики, входящей в состав федерации; орган -- прокурор района, города; структурное подразделение -- начальник управления, отдела.


Информация о работе Система органов прокуратуры