Особенности расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 20:12, контрольная работа

Краткое описание

В качестве объектов преступных посягательств со стороны несовершеннолетних чаще всего выступают собственность, личность и принадлежащие ей права – жизнь, здоровье, половая неприкосновенность, а также общественная безопасность, общественная нравственность и здоровье населения.

Оглавление

Введение.............................................................................................................................................3
1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершаемых несовершенолетними............................................................................................................4
2. Особенности организации расследования преступлений несовершеннолетних............9
2.1. Особенности возбуждения уголовных дел и планирования при
расследовании преступлений совершенных несовершеннолетними........................9
2.2. Особенности тактики (производства) отдельных следственных действий.............11
2.3. Особенности использования специальных знаний....................................................13
3. Особенности участия адвоката-защитника в производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних и о применении принудительных мер медицинского характера..............................................................................................................................14
Заключение......................................................................................................................................20
Библиография..................................................................................................................................23

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

Пример. Несовершеннолетние П. (17 лет) и А. (15 лет) решили «разобраться» с В., так как тот требовал, чтобы мать А. вернула ему долг. Заманив В. в пустующий дом, начали драку. П. подставил подножку, а затем включился А., нанес удар ножом, но на этом не остановился. Спросил у П.:  «В какой стороне сердце?» и нанес в область сердца несколько ударов. Потом отрезал у В. ухо, принес его домой и отдал собаке со словами «…тебе сегодня мясное дают».

Анализ материалов уголовного дела, проведенное судебно-психологическое экспертное обследование показали следующее. Оба несовершеннолетних с раннего детства были предоставлены сами себе, матери воспитанием детей не занимались, у А. отца не было, а у П. отец отбывал срок наказания. Из школы и А., и П. были исключены. П. с 13 лет состоял на учете в ИДН за самовольные уходы из дома, кражи, развратные действия в отношении несовершеннолетнего. Уклонялся от учебы и работы, был замечен в драках. Рассматриваемое уголовное дело для него второе. За время отбывания наказания характеризовался негативно, помещался в карцер за притеснение сокамерника. Психологическое обследование показало низкий уровень развития интеллекта; узость круга интересов, ригидность (тяжеловесность) мышления; эпилептоидно-истероидный тип акцентуации характера (у лиц такого типа проявляются поведенческие нарушения, взрывчатость, агрессивность, мстительность, эгоцентризм, склонность к демонстративному поведению и т.п.). П. охотно, с определенной рисовкой рассказывал о правонарушении, оправдывал свои проступки и преступления. В преступлении П. играл лидирующую роль. Его преступные действия носили осознанный, целенаправленный характер: им было выбрано удобное, безлюдное место, драку начал с подножки, с активного нападения, расправа была запланирована (о том, как «разбираться» с потерпевшим, обсудил с А. до случившегося). А. с 12 лет был поставлен на учет в ИДН за кражу из магазина; к уголовной ответственности привлечен не был, так как не достиг возраста уголовной ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Обследование А. показало низкий уровень развития интеллекта; неустойчивый тип акцентуации характера (представители этого типа легко попадают под влияние других, плывут по течению, безынициативны). А. «дружил» со старшими подростками, был склонен к легкому, праздному образу жизни. Групповые противоправные действия П. и А. носили взаимно провоцирующий характер. Кажущаяся анонимность группового поведения («Кто сделал? – Мы.») усиливала эффект подражания и эмоционального заражения.

2. Особенности организации расследования преступлений несовершеннолетних

2.1 Особенности возбуждения уголовных дел и планирования при
расследовании преступлений совершенных несовершеннолетними

Расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними, требует особых тактических и процессуальных подходов. Несовершеннолетними отечественное законодательство признает лиц в возрасте от 14 до 18 лет (лица до 14 лет считаются малолетними и не подлежат уголовной ответственности).

Как верно отмечают А.Г. Филлипов и А.Ф. Волынский, зачастую преступления, совершенные несовершеннолетними, характеризует подражание действиям взрослых преступников, известных из книг, кинофильмов, телевидения и т.д.[3]

В вечернее время несовершеннолетние чаще совершают хулиганства, причинение вреда здоровью, грабежи, разбои, иные преступления против личности; в дневное - кражи из квартир (преимущественно через форточки на первых этажах домов), половые преступления и некоторые другие виды правонарушений. В общественных местах несовершеннолетние нередко учиняют хулиганские действия, массовые беспорядки. Подростки совершают преступления преимущественно неподалеку от мест, где они проживают. Значительная доля несовершеннолетних преступников систематически употребляла алкоголь или наркотические средства.

Потерпевшими могут быть как взрослые, так и сверстники несовершеннолетних или более молодые подростки. В отношении взрослых подростки чаще совершают преступления группой (убийства, хулиганства, грабежи, разбои и т.д.). В отношении сверстников преобладают половые преступления, причинение вреда здоровью, хулиганские проявления.

Дополнительно к обстоятельствам, указанным в ст. 73 УПК РФ, подлежат установлению следующие обстоятельства: 1) возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения; 2) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности; 3) влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

Уголовное дело в отношении несовершеннолетнего, участвовавшего в совершении преступления, подлежит выделению в отдельное производство.

На начальном этапе расследования могут складываться следующие следственные ситуации: 1) потерпевшие и свидетели не знают преступников, но по внешнему виду и другим признакам указывают на несовершеннолетний возраст подозреваемых; 2) обстановка на месте происшествия, способ совершения преступления, предмет посягательства и другие признаки свидетельствуют о совершении преступления несовершеннолетними; 3) потерпевшие и свидетели знают преступников и уверенно называют их возраст.

В первой ситуации прежде всего проводятся осмотр места происшествия, допросы потерпевших и свидетелей, оперативно-розыскные мероприятия (с целью розыска подозреваемых), задержание, допросы подозреваемых, обыски по месту жительства и учебы (работы) несовершеннолетних, судебные экспертизы.

Во второй ситуации, при наличии материальных следов преступления, дополнительно обращается внимание на поиск интеллектуальных следов. Проводятся допросы свидетелей и потерпевших, поиск по горячим следам и задержание несовершеннолетних преступников, предъявление их для опознания и допросы подозреваемых. Затем проводятся обыски по месту жительства и учебы (работы) несовершеннолетних, назначаются соответствующие экспертизы.

В третьей ситуации действия следствия должны быть ориентированы на обнаружение и задержание несовершеннолетних, осмотр места происшествия, допросы задержанных, потерпевших и свидетелей, предъявление несовершеннолетних преступников для опознания, обыски и назначения экспертиз.

2.2 Особенности тактики (производства) отдельных
следственных действий

Задержание несовершеннолетних должно быть тщательно подготовлено. Необходимо получить информацию об особенностях личности несовершеннолетнего, агрессивности, дерзости. Исследуется его поведение во время и после совершения преступления. В момент задержания от подростков можно ожидать неадекватной реакции, вспышек агрессии, физического сопротивления. Часто реакция бывает нелогичной, иррациональной с точки зрения взрослого человека. Сам захват желательно проводить в ситуации, исключающей постороннее вмешательство. Это общее требование тактики захвата при задержании несовершеннолетних приобретает особую актуальность. Даже добропорядочные граждане при задержании подростка могут прийти ему на "помощь", особенно если члены группы захвата одеты в гражданскую одежду. Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен сотруднику милиции, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни людей. О задержании несовершеннолетнего незамедлительно должны быть извещены его законные представители.

Осмотр места происшествия по данной категории дел проводится в соответствии с общими тактическими рекомендациями. Особое внимание уделяется поиску следов, подтверждающих совершение преступления несовершеннолетними (особенностей единичных следов ног и дорожек следов, следов рук и т.д.). О совершении преступления несовершеннолетними может также свидетельствовать алогичность выразившихся в следах действий преступников - излишняя разбросанность предметов на месте преступления, их немотивированное повреждение. Особенности способа совершения преступления и характер похищенного также могут указывать на несовершеннолетний возраст преступника.

Допрос несовершеннолетних характеризуется серьезной процессуальной и тактической спецификой. Согласно ст. 425 УПК РФ допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности - более 4 часов в день.[4] В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе.

Перед началом допроса следователь должен получить представление о личности, интересах и образе жизни подростка. Очень важно установить психологический контакт с допрашиваемым подростком. Тон общения следователя с допрашиваемым должен быть ровным, благожелательным. Необходимо так формулировать вопросы, чтобы они соответствовали уровню интеллектуального развития допрашиваемого и были полностью понятны ему. Важно четко и доходчиво разъяснить допрашиваемому сущность преступления, в совершении которого он подозревается, и ответственность за данное преступление, предусмотренную законом. При допросе несовершеннолетнего необходимо использовать методы как логического, так и эмоционального убеждения. В связи с частой склонностью подростков к фантазированию особое значение приобретает правильная постановка контрольных вопросов. Все сведения, сообщенные несовершеннолетним, подлежат тщательной проверке.

При обыске по месту жительства или учебы несовершеннолетнего большую роль играют психологические приемы обыска. Это связано с тем, что подростки обычно хуже взрослых владеют своими эмоциями и их внешним выражением. Так, при использовании метода "словесной разведки" в ходе обыска по поведению несовершеннолетних, их мимике, изменению интонации и т.д. можно установить место сокрытия каких-либо волнующих подростка предметов. Подростки менее, чем взрослые, способны к организации сложных тайников.

2.3 Особенности использования специальных знаний

Основными видами экспертиз, назначаемых при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними, являются судебно-медицинская и судебно-психологическая экспертизы.

Назначение судебно-медицинской экспертизы обязательно для установления возраста подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение. Эксперт определяет возраст подростка на основании антропометрических признаков (строения тела, роста, веса, развития вторичных половых признаков, строения зубного аппарата и т.д.).

Судебная психологическая экспертиза проводится для определения степени умственного развития подростка, характера и причин отклонений в умственном развитии, возраста, которому соответствует умственное развитие подростка, выяснения осознаваемости подростком значения инкриминируемого ему деяния, выявления индивидуальных психологических особенностей подростка, оказавших существенное влияние на поведение несовершеннолетнего, установления факта повышенной внушаемости подростка и т.д.

Как верно отмечают О.Д. Ситковская[5], С.С. Шипшин и некоторые другие авторы, даже при отсутствии психиатрического (медицинского) критерия невменяемости ряд психологических факторов подростка может свидетельствовать о неспособности субъекта осознавать фактический характер своих действий и их общественную опасность и (или) в полной мере руководить своими действиями. К ним относятся, например, значительное отставание несовершеннолетнего в психическом развитии, являющееся следствием неправильного воспитания, педагогической запущенности и пр.; отсутствие способности к осознанно-волевому поведению из-за несоответствия индивидуально-психологических возможностей требованиям, предъявляемым экстремальной ситуацией; отсутствие избирательности осознаваемого поведения из-за интенсивного принуждения извне, а также вследствие временных функциональных состояний и нервно-психических перегрузок. Данные обстоятельства также являются объектами судебно-психологической экспертизы. При расследовании могут назначаться и иные виды экспертиз.

3.       Особенности участия адвоката-защитника в производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних и о применении принудительных мер медицинского характера

Для производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних законодателем установлен особый порядок уголовного судопроизводства с целью предоставления повышенного уровня гарантий для отдельных категорий лиц, которые в силу возраста особенно нуждаются в таковом. Учитывая это, большее значение в так называемом особом производстве играет участие адвоката.

Информация о работе Особенности расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними