Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:00, курсовая работа
Различные теории является основой любых исследований, они определяют их цели, предмет, методы, дают свои понятия основных элементов предмета и т.д. Новыми исследованиями уже разработанная теория может быть, как подтверждена, опровергнута, так и поставлена под сомнение, т.е. может быть выдвинута новая гипотеза. Таким образом, процесс познания продолжается.
Введение……………………………………………………………………….4
Глава 1 Историческое становление зарубежных
криминологических теорий…………………………………………………..5
1.1 Виды криминологических теорий………………………………………5
1.2 Теории хромосом, нейрохирургии .………………………..9
1.3 Географическая теория и психофармакологическая теория………….13
Глава 2 Уголовно-социологические теории…………………………………16
2.1 Теория социальной дезорганизации……………………………………...16
2.2 Теория аномии и субкультуры……………………………………………18
2.3 Радикальные теории……………………………………………………….26
Глава 3 Социально-психологические теории преступности………………..28
3.1 Теория обучения и теория дифференциальной ассоциации…………….28
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованных источников ………
Одним из примеров несостоятельности этих теорий могут служить эмпирические исследования, в ходе которых установлено, что рабочие больше привязаны к своей собственности, чем средний слой, что они резче обсуждают имущественные преступления, что они больше поддерживают полицию и требуют увеличения ее численности и более жестких мер в отношении преступников.
Глава 3 Социально-психологические теории преступности.
3.1 Теория обучения и теория дифференциальной ассоциации.
Общепринято, что на поведение человека влияет его ближайшее и более широкое социальное окружение. Однако и сам человек своим поведением влияет на это окружение, формируя его; человек отнюдь не пассивен по отношению к своей среде, к группе. Самыми мощными по силе связей группами в обществе являются семья, школа, группа сверстников, профессиональный коллектив и группа свободного времени (досуга, ибо большую часть своего времени человек проводит в этих группах и в них социализируется).
Центральным понятием социально-психологических теорий преступности является социализация, целью которой служит адаптация и вживание индивида в принятые в обществе нормы поведения. Обратимся теперь к некоторым из криминологических теорий этого (социально-психологического) направления.
Она объясняет преступное поведение так: преступником может стать любой человек. Прирожденных преступников не бывает. Унаследовать можно лишь способность к обучению. Эта “предрасположенность” позволяет усваивать любые мыслимые формы поведения - как социально приемлемые так и девиантные, делинквентные и преступные. Первым, кто выдвинул эту теорию был Габриэль Тард. Он предложил три основные закономерности подражательного обучения: - легче и лучше всего перенимают поведение друг друга индивиды, находящиеся в тесном контакте; -подражание широко распространено в обществе, пронизывает его от самых верхних слоев до самых низших: молодые люди подражают взрослым, бедняки богатым и т.д. Преступность молодежи, пожилых людей и людей с низким статусом основана на стремлении стать вровень со взрослыми, богатыми и привилегированными соответственно; прежнее поведение человека при этом перекрывается новым, которое может либо усилить старое, либо целиком заменить его. Но при этом прежнее поведение являет собой переход к новому.
Применительно к окружающей среде люди используют три основные системы реагирования - рефлексы, инстинкты и усвоенные реакции. Обучение (усвоение) самая важная система реагирования в процессе адаптированного поведения человека. Его личностное развитие начинается с момента оплодотворения яйцеклетки. При этом активно взаимодействуют генетические компоненты обоих родителей. После рождения в дело вступает социальная Среда (уже здесь новорожденные отличаются друг от друга - одни много спят, другие много кричат и т.д. За телесным рождением человека следует духовно-социальное становление, т.е. человек учится быть человеком. Ученые предлагают три различных подхода к обучению нормам поведения, которые взаимодействуют друг с другом: вырабатывается классический условный рефлекс, открытый Иваном Павловым. В этом процессе один раздражитель подменяется другим. На основе этого положения была разработана теория (Гансом-Юргеном Айзенком (1977) и Гордоном Траслером (1962)) по которой преступное, антисоциальное поведение является “естественным” и усиливающим себя в том случае, если оно приносит непосредственное удовлетворение личности, которая ведет себя определенным образом (за один и тот же поступок ребенок наказывается родителями каждый раз, после чего он начинает чувствовать боль уже при мысли о совершении такого поступка. Этот страх и “боль” /рефлекторное сознание/ как раз и будут удерживать его от правонарушения). По сути эта теория является биосоциальной, а по содержанию психопатологической.[14]
Поэтому ее криминологи относят к психопатологии; вторым подходом к обучению нормам поведения является выработка инструментальных условных рефлексов (бехевиористическое направление), т.е. человек учится на своих успехах и неудачах с помощью поощрений и наказаний (получает положительное или отрицательное подкрепление); третьим подходом является социальная теория обучения, которая рассматривает обучение человека как активный, познавательный, управляемый духовный процесс переработки опыта и знаний. Человеческое поведение - это не автоматическое, рефлекторное реагирование; в его основе лежит активный процесс, в котором решающую роль принадлежит мотивациям, чувственному восприятию и сложным мыслительным процессам. Эта теория была разработана в основном Альбертом Бандурой (1979) , которую он строит на учете процессов познания, протекающих в мозгу между воздействиями раздражителя и реакции на него, т.е. на учете восприятий, воспоминаний, представлений, предчувствий и ожиданий. (Не каждый человек видел в своей жизни тяжкое преступление, но читал о них, видел на сцене театра, в художественном или документальном фильме; тесное общение с осужденными к лишению свободы также представляется не каждому, но мысленное “знакомство” с этой категорией граждан имеет каждый. Но насколько это нравиться или не нравится определяет для себя каждый).
Эта теория изначально предназначена для объяснения индивидуального преступного поведения. Исследования в этой области проводились известными криминологами Клиффордом Шоу (1930) , Эдвин Сазерленд (1939) и его ученик Дональд Кресси. Теория включает в себя восемь основных постулатов:
1. Преступному поведению учатся, а не наследуют;
2. Преступное поведение усваивается в ходе взаимодействия с другими людьми в процессе общения;
3. Важнейшая часть обучения уголовному поведению совершается в группах, связывающих своих членов тесными личными отношениями. Внеличностные средства коммуникации (теле-, кино- и видеофильмы, газеты и журналы) играют в процессе усвоения криминального поведения не столь важную роль;
4. Овладение криминальным поведением включает в себя изучение способов совершения преступлений, которые бывают и сложными, и простыми, а также специфических мотивов, влечений, оправданий и установок;
5. Рассматривая закон в положительном и отрицательном свете, преступники усваивают особую направленность мотивов и влечений. В одном обществе индивидуум контактирует с людьми, которые единодушно относятся к нормам закона, как к неукоснительно исполняемым правилам жизни, а в другом - оказываются в окружении людей, которые в своих оценках отдают предпочтение нарушению законов;
6. Человек становится преступником, когда усваиваемые им определения, благоприятствующие преступности, перевешивают в его сознании образцы законопослушного поведения;
7. Усвоение преступного поведения не ограничено только процессом имитации, подражания; и последний постулат этой теории
8. Хотя преступность - это выражение общих потребностей и ценностей, объяснять ее только этими потребностями и ценностями нельзя, ибо и непреступное поведение также является выражением тех же самых потребностей и ценностей.[15]
Из этой теории (дифференцированной ассоциации) Кресси сделал следующие выводы: необходимо существенно улучшить практику и условия воспитания в семье, школе, профессиональном коллективе и группах совместного проведения досуга; нельзя вместе содержать впервые осужденных вместе с рецидивистами; группы ресоциализации нужно организовывать по принципу “... чтобы кого-то в чем-то убедить, нужно убедиться в этом самому...”; можно создать и сохранять общество, лишенное преступности, благодаря системе поощрений.
Опросы ведущих криминологов показывают, что теория Сазерленда имеет очень большое влияние, хотя и вызывает споры. Мы с Вами будет за ними наблюдать, а пока перейдем к рассмотрению следующей теории Теории контроля. Согласно теориям контроля, которые были впервые предложены криминологами Альбертом Рейссом (1951), Ф. Айвеном Наем (1958) и Мартином Гоулдом (1963,1970) , социально конформному поведению надо обучать. Для изучения такого поведения и его усвоения решающее значение имеют формальный и неформальный контроль, а также контроль внешний и самоконтроль. Неформальный контроль по крайней мере столь же важен, как и формальный, который вследствие ценностных конфликтов между социальными группами в плюралистическом обществе имеет сравнительно большое значение, выполняет в этом обществе не только функцию устрашения, но и функцию формирования ценностей. Внешний контроль за счет процесса интернализации (или интериоризации) превращается во внутриличностный контроль, или самоконтроль. При успешной социализации родительский надзор замещается “психологическим присутствием” родителей. Для удовлетворения самоконтроля решающим моментом является самооценка и устойчивая связь с обществом. Все теории контроля исходят из того, что обыденное и вульгарное мышление неотделимы от преступных действий и обусловливают друг друга. Несомненно, большое влияние на постулаты теории контроля оказывает психоанализ Зигмунда Фрейда.
Фрейдовская внутрипсихическая динамика уже давно переведена в понятие социальной психологии и тем самым сделана операционной, наблюдаемой и эмпирически доказуемой.
Заключение
Причины и условия преступности едины для всех государств. Это социальные, экономические, политические, идеологические, духовные противоречия общества.
Чем острее такие противоречия, тем выше преступность. Обострение противоречий в России в 1990-х годах, рождение нового общества, на 90% криминальной этиологии, и многомиллионного населения бедных и нищих, духовный кризис, когда утрачены прежние идеалы коллективизма и патриотизма, а взамен ничего не рождено, психологический и идеологический вакуум с неизбежностью рождает озлобленность и отчаяние, которые в наименее нравственно прочных слоях населения приводят к правонарушениям и преступности.
Предупреждение преступности на макроуровне успешно осуществляется (по крайней мере, на нормативном уровне) в США и Италии. США первыми в мире приняли Программу борьбы с организованной преступностью и в течение 25 последующих лет вносят в нее коррективы, адекватные состоянию этого вида преступности и изменениям уголовного законодательства. Там же приняты в 1980-х годах обстоятельные программы по борьбе с криминальным наркотизмом.
Япония представляет интерес в плане предупреждения преступности на местном уровне и участия населения в пресечении преступлений. Эффективны системы предупреждения преступности в жилом секторе и на улицах, среди школьников. В них участвуют многочисленные студенческие, молодежные, женские организации. Хорошо поставлено оповещение полиции о правонарушениях, свидетелями которых или жертвами стали граждане.
Все большую роль в профилактике правонарушений и преступлений выполняют Типовые программы и рекомендации по предупреждению преступлений, разрабатываемые на Конгрессах ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Так, на девятом Конгрессе, состоявшемся 29 апреля — 8 мая 1995 года, были приняты Типовые программы и рекомендации по предупреждению экономической и организованной преступности, городских преступлений, преступлений, где жертвами выступают несовершеннолетние лица и женщины. Канадские и израильские делегации представили участникам Конгресса интересные буклеты с рекомендациями потерпевшим о том, как им следует себя вести во время или после совершения преступления, куда надлежит обращаться за скорой криминолого-профилактической помощью.
Профилактическая криминология плохо развита в России. Опыт зарубежных государств весьма полезен и должен быть использован.
Как говориться «врага нужно знать в лицо».
Теорий много, но они без практики мертвы
А практика без умна без теорий…
Так значит нужно узнавать, на месте не топчась
Чтобы преступность обуздать, чтобы отпор ей дать…
Список использованных источников и литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. // Российская газета. 1993г. № 273.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 17.06.1996 г. // Российская газета. 1996г. № 113.
3. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. - М., Академия МВД, РФ, 2003г.
4. Андреенкова В.П. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. – М., Наука, 2001г.
5. Антонян Ю.М., Бородин Р.В. Преступность и психические аномалии. – М., Наука 2006г
6. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М., Изд-во Московского университета, 2004г.
7. Бурлаков В.Н., Гилинский Я.И., Сморгунова А.Л., Шестаков Д.А.. Зарубежная и российская криминология сегодня.- М., 2000г.
8. Валицкая В.И., Мельникова Э.Б., Миньковский Г.М., Шупилов В.П. (Отв. ред.): Некоторые вопросы современной зарубежной криминологии и социологии права. // Сборник научных трудов М., 2003г.
9. Иншаков С.М. Зарубежная криминология.- М., 2006г.
10. Карпец И.И. Социалистическая криминология. Состояние. Задачи. // Сб.статей “Вопросы борьбы с преступностью”, № 47, М., 2002г.
11. Кудрявцева В.Н. Социальные отклонения – М., Юридическая литература, 2004г.
12. Михайлова Е.Н.. // Механизмы преступного поведения – М., 2001г.
13. Ратинов А.Р. Психология личности преступника // Личность преступника как объект психологического исследования. - М., 2003г.
14. Сморгунова А.Л. Современная зарубежная криминология критическое направление. Монография.- С-Петербург, 2005г.
15. Стручков Н.А. Криминология и проблема личности преступника // Теоретические проблемы учения о личности преступника.- М., 2003г.
3
[1] Иншаков С.М. Зарубежная криминология.- М., 2006г., С. 27.
[2] Ратинов А.Р. Психология личности преступника // Личность преступника как объект психологического исследования. - М.- 2003г., С. 103.
[3] Стручков Н.А. Криминология и проблема личности преступника // Теоретические проблемы учения о личности преступника.- М., 2003г., С. 105.
[4] Стручков Н.А. Криминология и проблема личности преступника // Теоретические проблемы учения о личности преступника.- М., 2003г., С. 125.
[5] Михайлова Е.Н.. Механизмы преступного поведения – М., 2001г. С. 135.
[6] Михайлова Е.Н.. // Механизмы преступного поведения – М., 2001г. С. 131.
[7] Валицкая В.И., Мельникова Э.Б., Миньковский Г.М., Шупилов В.П. (Отв. ред.): Некоторые вопросы современной зарубежной криминологии и социологии права. Сборник научных трудов М., 2003г.
С. 123.
[8] Валицкая В.И., Мельникова Э.Б., Миньковский Г.М., Шупилов В.П. (Отв. ред.): Некоторые вопросы современной зарубежной криминологии и социологии права // Сборник научных трудов М., 2003г. С. 131.
[9] Валицкая В.И., Мельникова Э.Б., Миньковский Г.М., Шупилов В.П. (Отв. ред.): Некоторые вопросы современной зарубежной криминологии и социологии права // Сборник научных трудов М., 2003г. С. 145.
[10] Михайлова Е.Н.. // Механизмы преступного поведения – М., 2001г. С. 75-89.
[11] Михайлова Е.Н.. // Механизмы преступного поведения – М., 2001г. С. 107.
[12] Сморгунова А.Л. Современная зарубежная криминология критическое направление. Монография.- С-Петербург, 2005г. С. 115.
[13] Сморгунова А.Л. Современная зарубежная криминология критическое направление. Монография.- С-Петербург, 2005г. С. 127.
[14] Кудрявцева В.Н. Социальные отклонения – М., Юридическая литература, 2004г. С. 75.
[15] Кудрявцева В.Н. Социальные отклонения – М., Юридическая литература, 2004г. С. 123.