Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 10:49, доклад
Французский психолог и криминолог Г. Тард1 в 1890 г. выдвинул теорию обучения. Он считал, что всякому поведению, включая и преступное, обучаются. Следовательно, причины преступности надо искать в «подражании» и «обучении».
Он предложил три основные закономерности подражательного обучения:
-легче и лучше всего перенимают поведение друг друга индивиды, находящиеся в тесном контакте;
-подражание широко распространено в обществе, пронизывает его от самых верхних слоев до самых низших: молодые люди подражают взрослым, бедняки богатым и т.д. Преступность молодежи, пожилых людей и людей с низким статусом основана на стремлении стать вровень со взрослыми, богатыми и привилигированными соответственно;
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФИЛИАЛ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ
СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)
Кафедра уголовного права
Доклад
По дисциплине «Криминология»
На тему: «Теория обучения»
Выполнил:
Студент
гр. ЦДЮ 1.2-12
Бажин Е.
Принял:
Старший преподаватель
Смирных Д.А.
ВОРОНЕЖ
2014
Французский психолог и криминолог Г. Тард1 в 1890 г. выдвинул теорию обучения. Он считал, что всякому поведению, включая и преступное, обучаются. Следовательно, причины преступности надо искать в «подражании» и «обучении».
Он предложил три основные закономерности подражательного обучения:
-легче и лучше всего перенимают поведение друг друга индивиды, находящиеся в тесном контакте;
-подражание широко
- прежнее поведение человека при этом перекрывается новым, которое может либо усилить старое, либо целиком заменить его.
Подтверждения Теории обучения на практике можно наблюдать в криминальной среде американского общества.
В 1931 г. в США образовалось преступное сообщество «Коза ностра», в рамках которого функционировала так называемая корпорация «Убийство».
«Коза Ностра» (на сицилийском языке Cosa Nostra — «Наше дело») — сицилийская преступная организация, некоторыми определяемая как мафия2.
Действует на Сицилии с начала XIX века, превратившись в начале XX века в международную организацию. Первоначально организация занималась защитой (включавшей самые жестокие методы) владельцев апельсиновых плантаций и дворян, владеющих крупными земельными участками, в основном от себя же самих. Это были зачатки рэкета. Позже «Коза Ностра» расширила ареал своей деятельности, став преступной группировкой во всех отношениях. С 20 века главным направлением деятельности «Козы Ностры» стал бандитизм3.
Это преступное объединение проявляло серьезную заботу о подготовке кадров. Ученики убийц вплоть до овладения профессией получали зарплату (50 долларов в неделю). Обучение начиналось с мелких заданий — кражи автомобилей для перевозки трупов после совершения убийства наставниками.
Программа обучения включала приобретение техники «взбучки» (жестокого избиения) и «измордования»4, а также умения вести себя в полиции в случае ареста. Практикантам предоставлялась возможность наблюдать убийство, совершавшееся профессионалами. Руководители преступных групп постоянно вербовали новых учеников, наблюдая за местными подростками, набивающими себе руку в мелких налетах. Среди них отбирались наиболее способные.'
Ученые предлагают три различных подхода к обучению нормам поведения, которые взаимодействуют друг с другом:
- вырабатывается классический условный рефлекс. В этом процессе один раздражитель подменяется другим. На основе этого положения была разработана теория, по которой преступное, антисоциальное поведение является «естественным» и усиливающим себя в том случае, если оно приносит непосредственное удовлетворение личности. Которая ведет себя определенным образом (за один и тот же поступок ребенок наказывается родителями каждый раз, после чего он начинает чувствовать боль уже при мысли о совершении такого поступка). Этот страх и «боль», как раз и будут удерживать его от правонарушения.
- вторым подходом к обучению является выработка инструментальных условных рефлексов, т.е. человек учится на своих успехах и неудачах с помощью поощрений и наказаний (получает положительное или отрицательное подкрепление);
- третьим подходом является социальная теория обучения, которая рассматривает обучение человека как активный, познавательный, управляемый духовный процесс переработки опыта и знаний. Человеческое поведение - это не автоматическое, рефлекторное реагирование; в его основе лежит активный процесс, в котором решающую роль принадлежит мотивациям, чувственному восприятию и сложным мыслительным процессам. Эта теория была разработана на учете процессов познания, протекающих в мозгу между воздействиями раздражителя и реакции на него, т.е. на учете восприятий, воспоминаний, представлений, предчувствий и ожиданий. (Не каждый человек видел в своей жизни тяжкое преступление, но читал о них, видел на сцене театра, в художественном или документальном фильме; тесное общение с осужденными к лишению свободы также представляется не каждому, но мысленное «знакомство» с этой категорией граждан имеет каждый). Но насколько это нравиться или не нравится, определяет для себя каждый.
Главный вывод сторонников теории обучения в том, что преступником может стать любой человек. Прирожденных преступников не бывает5.
Список используемой литературы
1 Жан Габрие́ль Тард (фр. Gabriel Tarde; 12 марта 1843, Сарла, Франция — 1
2
http://www.corriere.it/
3
http://ru.Wikipedia.org/wiki/
4 избиения до полусмерти
5 Преступник и преступление / Г. Тард; Пер. Е. В. Выставкиной, под ред. М. Н. Гернета и с предисл. Н. Н. Полянского. — М.: т-во И. Д. Сытина, 1906. — XX, 324 с. — (Библиотека для самообразования, издаваемая под редакцией А. С. Белкина, А. А. Кизеветтера… [и других];