Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 06:22, реферат
Дидактика - это часть педагогической науки, раскрывающая в наиболее общем виде теоретические основы обучения и образования. В дидактике сформулированы и выражены эти основы в виде закономерностей и принципов обучения, задач и содержания образования, форм и методов преподавания и учения, стимулирования и контроля практически для всех систем обучения. Эти наиболее общие положения имеют отношение, стало быть, и к производственно- экономическому обучению.
Введение
1. Сущность дидактики
2. Принципы и задачи дидактического обучения
3. Дидактические методы обучения
4. Дидактические средства обучения
Заключение
Список литературы
Дидактика - это часть педагогической науки, раскрывающая в наиболее общем виде теоретические основы обучения и образования. В дидактике сформулированы и выражены эти основы в виде закономерностей и принципов обучения, задач и содержания образования, форм и методов преподавания и учения, стимулирования и контроля практически для всех систем обучения. Эти наиболее общие положения имеют отношение, стало быть, и к производственно- экономическому обучению.
Исторически сложилось
так, что наряду с термином «педагогика»
долгое время в том же значении
использовался и термин «дидактика».
Впервые ввел его в научный
оборот немецкий педагог В. Ратке (1571-1635),
назвавший свой курс лекций «Краткий
отчет из дидактики, или искусство
обучения Ратихия». В том же значении
употребил это понятие и
В начале XIX века немецкий педагог Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Неизменным со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики - разработка проблем: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: когда, где, кого и зачем учить. Значительный вклад в развитие мировой дидактики внесли И.Г. Песталоцци (1746-1827), А. Дистервег (1790-1816), К.Д. Ушинский (1824-1870), Д. Дьюи (1859-1952), Г. Кершенштейнер (1854-1932), В. Лай (1862-1926) и др.
На развитие отечественной
дидактики в конце XIX-начале XX вв.
большое влияние оказали своими
трудами П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская,
С.Т. Шацкий и др. Особенно плодотворно
в отечественной дидактике
1. Сущность дидактики
В педагогической науке высказываются различные суждения относительно предмета дидактики как науки. Одни определяют в качестве предмета дидактики «обучение как средство образования и воспитания»; другие - закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения; третьи - взаимодействие преподавания и учения в их единстве; четвертые считают, что предметом общей дидактики является не только сам процесс преподавания - учения, но и условия, необходимые для его протекания (содержание, организация, средства и т.д.), а также различные относительно устойчивые результаты этих условий. Столь широкий разброс мнений ученых - дидактов в определении предмета дидактики объясняется тем, что процесс обучения в реальной педагогической действительности может носить как систематический, планомерный, целенаправленный характер, так и случайный, стихийный.
Процесс обучения
характеризуется
В процессе обучения
действительно имеет место
Осуществляясь на разных уровнях, процесс обучения носит циклический характер, и важнейшим, главным показателем развития циклов учебного процесса являются ближайшие дидактические цели педагогического труда, которые группируются вокруг двух основных целей:
· образовательная - чтобы все учащиеся овладели основами наук, приобрели определенную сумму знаний, навыков и умений, развили свои духовные, физические и трудовые способности, приобрели зачатки трудовых и профессиональных навыков;
Все это ведет к тому, что современная организация обучения направлена не столько на формирование знаний, сколько на разностороннее развитие ученика, в первую очередь умственное, обучение приемам умственной деятельности, анализу, сравнению, классификации и пр., обучение способности наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, обучение умению выделять цели и способы деятельности, проверять результаты ее.
Развитие сенсорной, двигательной, эмоциональной сфер личности в обучении отстает от интеллектуального развития. Между тем очень важно, чтобы в процессе обучения развивалась способность тонко и точно воспринимать свойства и явления окружающего мира: пространство, свет, цвет, звук, движение, т.е. чтобы ученик овладел глубиной и диапазоном восприятия своих органов чувств.
Развитие двигательной сферы ребенка состоит в том, чтобы, с одной стороны, формировать произвольные сложные движения в учении, труде, игре. С другой стороны, следует обеспечить активное и всестороннее физическое развитие школьников, поскольку оно важно и для здоровья, и для интеллектуальной, эмоциональной, творческой деятельности личности.
Обучение носит развивающий характер, если специально направлено на цели развития личности, что должно находить реализацию и в отборе содержания образования, и в дидактической организации учебного процесса.
· воспитательная - чтобы воспитать каждого ученика высоконравственной, гармонически развитой личностью с научно-материалистическим мировоззрением, гуманистической направленностью, творчески активной и социально зрелой. Соотношение этих целей в условиях современной школы таково, что первая соподчинена второй. Следовательно, главная цель образования - вырастить человека честного, порядочного, умеющего работать самостоятельно, реализовать свой человеческий потенциал. Другими двумя показателями развития циклов учебного процесса выступают средства обучения и его результативность как целостной динамической (деятельностной) системы.
Процесс обучения
носит также и воспитывающий
характер. Педагогическая наука считает,
что связь между воспитанием
и обучением является объективной
закономерностью, также как связь
между обучением и развитием.
Однако воспитание в процессе обучения
осложняется влиянием внешних факторов
(среда, микросреда и пр.), что делает
воспитание более сложным процессом.
Воспитывающим фактором обучения является
прежде всего содержание образования,
хотя не все учебные предметы имеют
равный воспитательный потенциал. У
гуманистических и эстетических
дисциплин он выше: преподавание музыки,
литературы, истории, психологии, художественной
культуры в силу предметного содержания
этих областей представляет больше возможностей
для формирования личности. Однако
нельзя утверждать об автоматизме воспитания
на этих предметах. Содержание учебного
материала может вызвать
Вторым фактором
воспитания в процессе обучения, если
не считать систему методов
Для реализации воспитательной
функции обучения учителю недостаточно
знать об объективном характере
связи обучения и воспитания. Чтобы
оказывать формирующее
Обучение - это
общение, в процессе которого происходит
управляемое познание, усвоение общественно-исторического
опыта, воспроизведение, овладение
той или другой конкретной деятельностью,
лежащей в основе формирования личности.
Воздействия преподавателя
Обучение в ходе общественного развития приобрело характер специфического вида общественной деятельности. Его сущность и назначение состоит в передаче социального опыта подрастающим поколениям.
Вычленение объекта
и предмета дидактики, как любой
другой области науки, связано, прежде
всего, с той областью реальной педагогической
действительности, которая выступает
в качестве обучения в самых разнообразных
его проявлениях. Оно может представлять
собой «интегральную часть
Информация о работе Дидактика как теория образования и обучения