Дидактика как теория образования и обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 06:22, реферат

Краткое описание

Дидактика - это часть педагогической науки, раскрывающая в наиболее общем виде теоретические основы обучения и образования. В дидактике сформулированы и выражены эти основы в виде закономерностей и принципов обучения, задач и содержания образования, форм и методов преподавания и учения, стимулирования и контроля практически для всех систем обучения. Эти наиболее общие положения имеют отношение, стало быть, и к производственно- экономическому обучению.

Оглавление

Введение
1. Сущность дидактики
2. Принципы и задачи дидактического обучения
3. Дидактические методы обучения
4. Дидактические средства обучения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

психология и педагогика ВЗФЭИ.docx

— 65.53 Кб (Скачать)

· сознательность, активность, самостоятельность обучения - достигаются повышением ответственности  обучаемых за результаты своей учебы  и их раскрепащенностью в процессе познавательной, трудовой и игровой  деятельности;

· прочность, осознанность и действенность знаний и умений - обеспечиваются творческим отношением к учебно-воспитательному процессу как со стороны преподавателя, так  и обучаемых.

Перечисленные принципы, всю их совокупность не рекомендуется  рассматривать как некий свод законов, как катехизис. Относиться к ним ко всем и к каждому  в отдельности следует творчески, гибко, не шаблонно. И это прежде всего потому, что принципы всегда исторически конкретны, они должны читаться в конкретном социальном контексте, должны как можно полнее отражать реальные социальные потребности общества.

Философия определяет функции как внешние проявления свойств какого-либо объекта в  данной системе. С этой точки зрения, функции процесса обучения являются его свойствами, знания которых обогащает  наше представления о нем и  позволяет сделать его более  эффективным. Понятие “функция”  близко к понятию “задача обучения”. Функции обучения характеризуют  сущность процесса обучения, тогда  как задачи являются одним из компонентов  обучения.

Задачи дидактики  состоят в том, чтобы:

· описывать и  объяснять процесс обучения и  условия его реализации;

· разрабатывать  более совершенную организацию  процесса обучения, новые обучающие  системы, новые технологии обучения.

В решении этих задач общая дидактика использует достижения смежных наук: философии, психологии, возрастной психологии, кибернетики. Именно кибернетика в значительной степени обусловила разработку в  дидактике программированного обучения, алгоритмизацию и системно-структурный  подход в организации учебно-воспитательного  процесса в школе.

3. Дидактические  методы обучения

Методы обучения - это способы организации взаимосвязанной  деятельности педагога и обучаемых  в целях формирования знаний, навыков, умений, профессиональных, политических и нравственных качеств, необходимых  для успешного выполнения производственных задач.

Педагогическая  наука, точнее часть ее - Дидактика, выделяет три группы методов обучения:

· организации  учебно-познавательной деятельности обучаемых;

· стимулирования учебно-познавательных процессов;

· контроля за эффективностью этих процессов и в целом всей деятельности.

Первая группа вбирает в себя словесные, наглядные  и практические методы обучения. Сюда относятся: лекция, беседа, рассказ, демонстрация наглядного материала, упражнения, выполнение практических заданий и т. д. Во вторую группу (методов стимулирования) включают: деловые игры, дискуссии, “мозговые  атаки” и другие активизирующие процесс  познания методы, а также поощрения, создание ситуаций психологического комфорта или дискомфорта в результате нравственных переживаний и эмоциональных  волнений. Вместе с тем и первая группа должна использовать методы активного  обучения: лекции-дискуссии, чтение лекций двумя преподавателями и др. К  третьей группе (методов контроля) относят устную либо письменную проверку усвоенных знаний, приобретенных  навыков и умений.

Общение между  людьми осуществляется в следующих 4-х структурах:

· опосредованное общение /в основном через письменную речь;

· общение в  паре;

· групповое общение;

· общение в  парах сменного состава.

Применение этих четырех структур общения в учебном  процессе дает четыре формы организации  процесса обучения:

· индивидуальная,

· парная,

· групповая,

· коллективная.

Эти четыре формы  организации лежат в основе любого обучения. Поэтому мы их называем основными  или базисными. Они - формы существования  процесса обучения. Содержание обучения /образования/ становится достоянием сознания и деятельностью учащихся любого возраста благодаря применению этих форм. Наглядные и технические  средства могут их совершенствовать и дополнять, но при этом основа сохраняется.

В практике обучения на протяжении ряда столетий использовались не четыре, а лишь три организационные  формы обучения: групповая, парная и  индивидуальная. Это традиционные формы. К ним все привыкли, они давно  освоены учителям, и признаны официальной  педагогикой и органами управления образованием во всех странах мира. Только четвертая структура - общение  в парах сменного состава для  массовой школьной практики и теории обучения на протяжении всего XX столетия была принципиально новой. Ее мы назвали  «коллективная форма организации  процесса обучения», противопоставив  тем самым ее индивидуальной и  групповой формам.

4. Дидактические  средства обучения

Понятие средства обучения используется в дидактике  для обозначения одного из компонентов  деятельностей преподавателя и  учащихся наряду с другими компонентами (образ конечного продукта, предмет  преобразования, средства и технология деятельности). Средства обучения - это  материальный или идеальный объект, который «помещен» между учителем и учащимися и использован  для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности. Средства обучения оказывают  существенное влияние на качество знаний учащихся, их умственное развитие и  профессиональное становление.

Объекты, выполняющие  функцию средств обучения, можно  классифицировать по различным основаниям: по их свойствам, субъектам деятельности, влиянию на качество знаний и на развитие различных способностей, их эффективности в учебном процессе (в плане уменьшения количества ошибок при решении задач).

По субъекту деятельности средства обучения можно условно  разделить на средства преподавания и средства учения.

Средства преподавания имеют существенное значение для  реализации информационной и управляющей  функции учителя. Они помогают возбудить  и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшают наглядность учебного материала, делают его более доступным, обеспечивают более точную информацию об изучаемом явлении, интенсифицируют  самостоятельную работу и позволяют  вести ее в индивидуальном темпе. Их можно разделить на средства объяснения нового материала, средства закрепления  и повторения и средства контроля.

В использовании  любого вида средств необходимо соблюдать  меру и пропорции, определяемые закономерностями обучения, законом интериоризации. Отсутствие или недостаточное количество средств наглядности снижает  качество знаний за счет уменьшения познавательного  интереса и затруднения понимания  и образного восприятия материала. Большое количество демонстраций создает  развлекательное настроение учащихся. Оптимальным следует считать 4-5 демонстраций за урок, считая средства для самостоятельной  работы учащихся и средства контроля.

Демонстрируемые предметы и рисунки на доске должны быть хорошо видны; в схемах, размеры  изображений деталей должны определяться закономерностями зрительного восприятия.

В настоящее время  в практике обучения широко распространены три подхода к разработке, конструированию  и использованию средств обучения.

· Разработка средств  обучения не относится к преподаванию, поэтому необходимо использовать только то, что уже имеется в материальном оборудовании кабинета. Средства обучения отождествляются с обычными средствами наглядности, контроля и т.п., создающими известный комфорт.

· Второй подход абсолютизирует роль средств обучения, которые рассматриваются как  главные, единственно обеспечивающие достижение цели, а все остальные  компоненты (методы, организация и  т.п.) должны соответствовать и обусловливаться  спецификой средств обучения.

· Средства обучения рассматриваются в системе деятельности учителя и учащихся. Они выполняют  определенные функции и обеспечивают определенное ими качество знаний и  умственное развитие учащихся.

По составу  объектов средства обучения разделяются  на материальные (учебники и учебные  пособия; таблицы, модели, макеты и другие средства наглядности; учебно-технические  средства; учебно-лабораторное оборудование; помещения, мебель, микроклимат, расписание занятий, режим питания, другие материально-технические  условия обучения) и идеальные (усвоенные  ранее знания и умения, которые  используют учителя и учащиеся для  усвоения новых знаний: речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, диаграммы, произведения искусства, мнемотехнические приспособления для запоминания и др.

Материальные  средства, необходимые для усвоения всей учебной дисциплины, составляют систему, производную от системы  учебного предмета. Система средств  обучения строится согласно учебного принципа:

· оборудование должно полностью удовлетворять педагогическим требованиям, предъявляемым к другим элементам учебного процесса: наглядно воспроизводить существенное в явлении, быть легко воспринимаемым, обозримым, иметь эстетический вид и т.д.

· все приборы, имеющие общее назначение должны соответствовать друг другу и  демонстрационным установкам,

· количество и  типы средств обучения должны полностью  обеспечивать материальные потребности  учебной программы в системе, но без излишеств,

· средства обучения должны соответствовать реальным условиям работы и потребностям местного населения.

Наглядные пособия  выполняют следующие функции: ознакомление с явлениями и процессами, которые  не могут быть воспроизведены в школе; ознакомление с внешним видом  предмета в его современном виде и в историческом развитии; наглядное  представление о сравнении или  измерении характеристик явления  или процессов; этапы эксплуатации, изготовления или проектирования изделия; наглядное представление об устройстве предмета и принципе его действия, управление им, техники безопасности; ознакомление с историей науки и  перспективами ее развития.

Наглядные пособия  классифицируются на три группы:

· объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);

· печатные пособия (картины, плакаты, портреты, графики, таблицы  и т.п.);

· проекционные материалы (кинофильмы, видеофильмы, слайды и  т.п.).

Заключение

Следовательно, для  реализации воспитательной функции  обучения учителю недостаточно знать  об объективном характере связи  обучения и воспитания. Чтобы оказывать  формирующее воздействие на учащихся в обучении, учитель должен, во-первых, анализировать и отбирать учебный  материал с точки зрения его воспитательного  потенциала, во-вторых, так строить  процесс обучения и общения, чтобы  стимулировать личностное восприятие учебной информации учениками, вызывать их активное оценочное отношение  к изучаемому, формировать их интересы, потребности, гуманистическую направленность. Для реализации воспитательной функции  процесс обучения должен быть специально проанализирован и разработан учителем во всех его компонентах.

Носит развивающий  характер, если специально направлено на цели развития личности, что должно находить реализацию и в отборе содержания образования, и в дидактической  организации учебного процесса.

В конечном итоге  результатом осмысления учащимися  изучаемого материала являются его  понимание, осознание причин и следствий  познаваемых предметов, явлений, процессов  и формирование понятий.

Но результатом  осмысления изучаемого материала является не только его понимание. В процессе его у учащихся формируется умение сравнивать и анализировать изучаемые  явления, вычленять их существенные и несущественные признаки, а также  способность к рассуждениям, к выдвижению гипотез и теоретическим обобщениям, т.е. происходит умственное развитие. Кроме того, у них развиваются такие личностные качества, как любознательность, познавательная самостоятельность, формируются мировоззренческие и нравственно-эстетические взгляды и убеждения.

Список  литературы

1. Кочетов А.И.  Организация самовоспитания школьников, 1990

2. Педагогика / Под  ред. С. П. Баранова и др. - М., 1996.

3. Харламов и.  Ф. Педагогика: Учеб. пособие для  студентов ун-тов и пед. ин-тов. - М., 1990.

4. Лихачев Б.Г.  Педагогика. Курс лекций. Учебное  пособие для студентов - М., 1992

5. Оконь В. Введение  в общую дидактику - М., 1990.

6. Педагогика. Учебное  пособие для студентов педагогических  вузов и педагогических колледжей/  Под ред. И.П. Пидкасистого. - М., 1998

7. Подласый И.П.  Педагогика: Учеб. для студентов  высших пед. учеб. заведений. - М., 1996

8. Давыдов В.В.  Проблемы развивающегося обучения - М., 1996

 

Тема 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ  
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

План

1. Понятие дидактики

2. Дидактические  принципы

3.Дидактическое  творчество

4. Современная дидактическая  концепция

 

Своим происхождением термин "дидактика" обязан древней  Греции. Дидактика – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Впервые это слово появилось в сочинениях немецкого педагога В. Ратке для обозначения искусства обучения. Как "универсальное искусство обучения всех всему" трактовал дидактику и Я.А. Коменский, опубликовавший в 1657 году свою знаменитую работу "Великая дидактика". В начале XIX в. И.Ф. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения.

В современном понимании  дидактика представляет собой важнейшую  отрасль научного знания, которая  изучает и исследует проблемы образования и обучения.

Дидактика – теоретическая  и вместе с тем прикладная наука, изучающая реальные процессы обучения. Полученные в результате дидактических  исследований знания позволяют приводить  в соответствие с изменяющимися  целями содержание образования, устанавливать  принципы обучения, определять методы и средства, создавать новые образовательные  технологии.

Как теория образования  и обучения, дидактика имеет свои понятия. Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. Отсюда определение сводится к следующему: дидактика – наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Принципы  дидактики – это основные положения, которые определяют содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. То есть принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.

Информация о работе Дидактика как теория образования и обучения