Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 06:22, реферат
Дидактика - это часть педагогической науки, раскрывающая в наиболее общем виде теоретические основы обучения и образования. В дидактике сформулированы и выражены эти основы в виде закономерностей и принципов обучения, задач и содержания образования, форм и методов преподавания и учения, стимулирования и контроля практически для всех систем обучения. Эти наиболее общие положения имеют отношение, стало быть, и к производственно- экономическому обучению.
Введение
1. Сущность дидактики
2. Принципы и задачи дидактического обучения
3. Дидактические методы обучения
4. Дидактические средства обучения
Заключение
Список литературы
· сознательность, активность, самостоятельность обучения - достигаются повышением ответственности обучаемых за результаты своей учебы и их раскрепащенностью в процессе познавательной, трудовой и игровой деятельности;
· прочность, осознанность
и действенность знаний и умений
- обеспечиваются творческим отношением
к учебно-воспитательному
Перечисленные принципы,
всю их совокупность не рекомендуется
рассматривать как некий свод
законов, как катехизис. Относиться
к ним ко всем и к каждому
в отдельности следует
Философия определяет функции как внешние проявления свойств какого-либо объекта в данной системе. С этой точки зрения, функции процесса обучения являются его свойствами, знания которых обогащает наше представления о нем и позволяет сделать его более эффективным. Понятие “функция” близко к понятию “задача обучения”. Функции обучения характеризуют сущность процесса обучения, тогда как задачи являются одним из компонентов обучения.
Задачи дидактики состоят в том, чтобы:
· описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации;
· разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, новые технологии обучения.
В решении этих
задач общая дидактика
3. Дидактические методы обучения
Методы обучения
- это способы организации
Педагогическая наука, точнее часть ее - Дидактика, выделяет три группы методов обучения:
· организации учебно-познавательной деятельности обучаемых;
· стимулирования учебно-познавательных процессов;
· контроля за эффективностью этих процессов и в целом всей деятельности.
Первая группа вбирает в себя словесные, наглядные и практические методы обучения. Сюда относятся: лекция, беседа, рассказ, демонстрация наглядного материала, упражнения, выполнение практических заданий и т. д. Во вторую группу (методов стимулирования) включают: деловые игры, дискуссии, “мозговые атаки” и другие активизирующие процесс познания методы, а также поощрения, создание ситуаций психологического комфорта или дискомфорта в результате нравственных переживаний и эмоциональных волнений. Вместе с тем и первая группа должна использовать методы активного обучения: лекции-дискуссии, чтение лекций двумя преподавателями и др. К третьей группе (методов контроля) относят устную либо письменную проверку усвоенных знаний, приобретенных навыков и умений.
Общение между людьми осуществляется в следующих 4-х структурах:
· опосредованное общение /в основном через письменную речь;
· общение в паре;
· групповое общение;
· общение в парах сменного состава.
Применение этих четырех структур общения в учебном процессе дает четыре формы организации процесса обучения:
· индивидуальная,
· парная,
· групповая,
· коллективная.
Эти четыре формы организации лежат в основе любого обучения. Поэтому мы их называем основными или базисными. Они - формы существования процесса обучения. Содержание обучения /образования/ становится достоянием сознания и деятельностью учащихся любого возраста благодаря применению этих форм. Наглядные и технические средства могут их совершенствовать и дополнять, но при этом основа сохраняется.
В практике обучения
на протяжении ряда столетий использовались
не четыре, а лишь три организационные
формы обучения: групповая, парная и
индивидуальная. Это традиционные формы.
К ним все привыкли, они давно
освоены учителям, и признаны официальной
педагогикой и органами управления
образованием во всех странах мира.
Только четвертая структура - общение
в парах сменного состава для
массовой школьной практики и теории
обучения на протяжении всего XX столетия
была принципиально новой. Ее мы назвали
«коллективная форма
4. Дидактические средства обучения
Понятие средства
обучения используется в дидактике
для обозначения одного из компонентов
деятельностей преподавателя и
учащихся наряду с другими компонентами
(образ конечного продукта, предмет
преобразования, средства и технология
деятельности). Средства обучения - это
материальный или идеальный объект,
который «помещен» между
Объекты, выполняющие
функцию средств обучения, можно
классифицировать по различным основаниям:
по их свойствам, субъектам деятельности,
влиянию на качество знаний и на
развитие различных способностей, их
эффективности в учебном
По субъекту деятельности средства обучения можно условно разделить на средства преподавания и средства учения.
Средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управляющей функции учителя. Они помогают возбудить и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшают наглядность учебного материала, делают его более доступным, обеспечивают более точную информацию об изучаемом явлении, интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести ее в индивидуальном темпе. Их можно разделить на средства объяснения нового материала, средства закрепления и повторения и средства контроля.
В использовании любого вида средств необходимо соблюдать меру и пропорции, определяемые закономерностями обучения, законом интериоризации. Отсутствие или недостаточное количество средств наглядности снижает качество знаний за счет уменьшения познавательного интереса и затруднения понимания и образного восприятия материала. Большое количество демонстраций создает развлекательное настроение учащихся. Оптимальным следует считать 4-5 демонстраций за урок, считая средства для самостоятельной работы учащихся и средства контроля.
Демонстрируемые предметы и рисунки на доске должны быть хорошо видны; в схемах, размеры изображений деталей должны определяться закономерностями зрительного восприятия.
В настоящее время
в практике обучения широко распространены
три подхода к разработке, конструированию
и использованию средств
· Разработка средств обучения не относится к преподаванию, поэтому необходимо использовать только то, что уже имеется в материальном оборудовании кабинета. Средства обучения отождествляются с обычными средствами наглядности, контроля и т.п., создающими известный комфорт.
· Второй подход
абсолютизирует роль средств обучения,
которые рассматриваются как
главные, единственно обеспечивающие
достижение цели, а все остальные
компоненты (методы, организация и
т.п.) должны соответствовать и
· Средства обучения
рассматриваются в системе
По составу объектов средства обучения разделяются на материальные (учебники и учебные пособия; таблицы, модели, макеты и другие средства наглядности; учебно-технические средства; учебно-лабораторное оборудование; помещения, мебель, микроклимат, расписание занятий, режим питания, другие материально-технические условия обучения) и идеальные (усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний: речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, диаграммы, произведения искусства, мнемотехнические приспособления для запоминания и др.
Материальные средства, необходимые для усвоения всей учебной дисциплины, составляют систему, производную от системы учебного предмета. Система средств обучения строится согласно учебного принципа:
· оборудование должно
полностью удовлетворять
· все приборы, имеющие общее назначение должны соответствовать друг другу и демонстрационным установкам,
· количество и типы средств обучения должны полностью обеспечивать материальные потребности учебной программы в системе, но без излишеств,
· средства обучения должны соответствовать реальным условиям работы и потребностям местного населения.
Наглядные пособия
выполняют следующие функции: ознакомление
с явлениями и процессами, которые
не могут быть воспроизведены в школе;
ознакомление с внешним видом
предмета в его современном виде
и в историческом развитии; наглядное
представление о сравнении или
измерении характеристик
Наглядные пособия классифицируются на три группы:
· объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);
· печатные пособия (картины, плакаты, портреты, графики, таблицы и т.п.);
· проекционные материалы (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.).
Заключение
Следовательно, для
реализации воспитательной функции
обучения учителю недостаточно знать
об объективном характере связи
обучения и воспитания. Чтобы оказывать
формирующее воздействие на учащихся
в обучении, учитель должен, во-первых,
анализировать и отбирать учебный
материал с точки зрения его воспитательного
потенциала, во-вторых, так строить
процесс обучения и общения, чтобы
стимулировать личностное восприятие
учебной информации учениками, вызывать
их активное оценочное отношение
к изучаемому, формировать их интересы,
потребности, гуманистическую
Носит развивающий характер, если специально направлено на цели развития личности, что должно находить реализацию и в отборе содержания образования, и в дидактической организации учебного процесса.
В конечном итоге результатом осмысления учащимися изучаемого материала являются его понимание, осознание причин и следствий познаваемых предметов, явлений, процессов и формирование понятий.
Но результатом осмысления изучаемого материала является не только его понимание. В процессе его у учащихся формируется умение сравнивать и анализировать изучаемые явления, вычленять их существенные и несущественные признаки, а также способность к рассуждениям, к выдвижению гипотез и теоретическим обобщениям, т.е. происходит умственное развитие. Кроме того, у них развиваются такие личностные качества, как любознательность, познавательная самостоятельность, формируются мировоззренческие и нравственно-эстетические взгляды и убеждения.
Список литературы
1. Кочетов А.И.
Организация самовоспитания
2. Педагогика / Под ред. С. П. Баранова и др. - М., 1996.
3. Харламов и.
Ф. Педагогика: Учеб. пособие для
студентов ун-тов и пед. ин-
4. Лихачев Б.Г. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов - М., 1992
5. Оконь В. Введение в общую дидактику - М., 1990.
6. Педагогика. Учебное
пособие для студентов
7. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. - М., 1996
8. Давыдов В.В.
Проблемы развивающегося
Тема 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
План
1. Понятие дидактики
2. Дидактические принципы
3.Дидактическое творчество
4. Современная дидактическая концепция
Своим происхождением термин "дидактика" обязан древней Греции. Дидактика – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Впервые это слово появилось в сочинениях немецкого педагога В. Ратке для обозначения искусства обучения. Как "универсальное искусство обучения всех всему" трактовал дидактику и Я.А. Коменский, опубликовавший в 1657 году свою знаменитую работу "Великая дидактика". В начале XIX в. И.Ф. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения.
В современном понимании дидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения.
Дидактика – теоретическая
и вместе с тем прикладная наука,
изучающая реальные процессы обучения.
Полученные в результате дидактических
исследований знания позволяют приводить
в соответствие с изменяющимися
целями содержание образования, устанавливать
принципы обучения, определять методы
и средства, создавать новые
Как теория образования и обучения, дидактика имеет свои понятия. Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. Отсюда определение сводится к следующему: дидактика – наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.
Принципы дидактики – это основные положения, которые определяют содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. То есть принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.
Информация о работе Дидактика как теория образования и обучения