Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 05:37, курсовая работа
Теория проектов возникла во второй половине XIX века в США. В его основу заложены прагматические идеи американского философа и педагога Д. Дьюи (1859-1952г.). Продолжатель школы Д. Дьюи американский педагог У.Х. Килпатрик разработал основы теории метода проектов. Проектное обучение (его еще называют «метод проблем») используется в школах США и ряда других стран.
Теория проектов возникла во второй половине XIX века в США. В его основу заложены прагматические идеи американского философа и педагога Д. Дьюи (1859-1952г.). Продолжатель школы Д. Дьюи американский педагог У.Х. Килпатрик разработал основы теории метода проектов. Проектное обучение (его еще называют «метод проблем») используется в школах США и ряда других стран.
В 20-е годы ХХ века в России метод проектов также использовался в школе как средство развития учащихся. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработкой американских педагогов. В 1905 году под руководством русского педагога С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже в советские времена, эти идее стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. В 1931 году постановлением ВКП (б) он запрещен как ошибочный и вредный.
Проектные технологии относятся к технологиям ХХI века, предусматривающие умение адаптироваться к стремительным изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. Основы теории и практики применения проектного обучения разработаны в трудах П.П. Блонского, Б.В Игнатьева, Н.Н. Иорданского, П.Ф. Каптерева, Н.В. Матящ, П.Р. Полякова,В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева, В.Н. Шульгина и др.
Проектная технология − система обучения, в которой знания и умения обучающиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Технология проектов всегда ориентирована на активную самостоятельную работу обучающихся (индивидуальную, парную и групповую), которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. По мнению ученых, переводить весь образовательный процесс на проектное обучение нецелесообразно.
Цель проектного обучения: создать условия, при которых обучающиеся приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; развивают коммуникативные умения, работая в различных группах (командах); у обучающихся формируются исследовательские умения (выявление проблемы, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа построения гипотез, обобщения); развивается системное мышление, внимание, воображение и память.
Теория проектного обучения является интегративной, так как она синтезирует в себе в той или иной мере все другие теории и концепции обучения.
Технология
проектов всегда предполагает решение
какой-то проблемы, предусматривающей,
с одной стороны, использование
разнообразных методов и
Исходными теоретическими положениями для проектного обучения являются: в центре внимания − обучающийся, содействие развитию его творческих способностей; педагогический процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающегося, что повышает его мотивацию в учении; индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого обучающегося на свой уровень развития; комплексный подход разработки учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций обучающегося; глубокое осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Отличительными
особенностями проектной
Основными понятиями теории проектного обучения являются дефиниции «проект» и «проектная деятельность». Под проектом понимается самостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услуга) − от идеи до ее воплощения. Проектная деятельность − это деятельность, направленная на выполнение проектов.
В педагогической практике применяются различные виды проектов.
Рассмотрим их классификацию.
1.
По степени участия
2.
Проекты на основе
практико-ориентированный (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению чего-либо); исследовательский (исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного изыскания); информационный (сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью презентации широкой аудитории – статья, информация в сети Интернет); творческий (максимально свободный авторский подход в решении проблемы). Продукты – альманахи, видеофильмы, произведение изобразительного искусства и т.п.; ролевой (литературные, исторические и т.п. деловые игры, результат которых остается открытым до самого конца).
3. По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными. Монопроекты реализуются в рамках одной учебной дисциплины или одной области знания. Межпредметные выполняются во внеучебное время под руководством специалистов из разных областей знаний.
4. По характеру контактов проекты бывают внутригрупповые, внутриинститутскими, региональными и международными. Два последних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современной компьютерных технологий.
5.
По продолжительности
Предполагается сочетание аудиторных и внеаудиторных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы; долгосрочные (годичные) проекты, как индивидуальные, так и групповые, выполняются, как правило, во внеучебное время.
6. По характеру координации проекта: непосредственный (жесткий и гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
На практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов.
При выполнении проекта указывается: проблема; цели и задачи проекта; учебный материал, который предполагается задействовать для решения указанной проблемы (литература); теоретическая и практическая значимость в какой-либо области знаний; отдельно следует указать какие цели интеллектуального, нравственного, культурного развития обучающихся при этом ставятся; сроки выполнения проекта; состав группы; порядок оформления результатов проекта.
Проекты выполняются в три этапа: подготовительный (исследовательский); технологический; заключительный. Каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт. Оформление проекта включает: тема, предмет, группа, характер проекта (междисциплинарный), разделы науки, тип проекта, оборудование, цель и задачи проекта.
Выполненные проекты публично обсуждаются, защищаются обучающимися и заканчиваются разными видами презентаций. К ним относятся: научный доклад, деловая игра, демонстрация видеофильма, экскурсия, телепередача, научная конференция, инсценировка, театрализация, игры с залом, защита на ученом совете, спортивная игра, реклама, пресс-конференция и др.
Для оценки качества выполненного проекта используются критерии. Они должны быть понятны и их должно быть не более 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация. Качество проекта должно осуществляться на основе внешней экспертизы.
Педагог в процессе выполнения проекта выступает как энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, »человек, задающий вопросы», координатор, эксперт. Позиция педагога должна быть открытой, дающей простор самостоятельности обучающихся. Умение пользоваться методом проектов − показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития.
Основные требования к использованию технологии проектов: наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решений; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемой результатов; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); использование исследовательских процедур (определение проблемы, выдвижение гипотезы и вытекающих из нее задач и способов их решения, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы).
Технология
проектного обучения может быть реализована
при преподавании любой предметной области
знаний. Она может применяться как в
обычной аудитории в виде самостоятельной
индивидуальной, групповой или парной
работы обучающихся в течение различного
времени, так и с использованием современных
средств информатизации образования. Скибицкий
Э.Г. Методика профессионального обучения:
Учеб. пособие /Э.Г. Скибицкий, И.Э. Толстова,
В.Г. Шефель. − Новосибирск: НГАУ, 2008. −166
с.
Дизайн – деятельность, заключающаяся в проектировании, конструировании предметов, изделий, пространства или среды вокруг человека (дизайн офисных интерьеров, дизайн частных интерьеров или элитный дизайн квартир). Большую роль здесь играет не только внешний облик, но и структура, функционирование объекта, потому дизайн офисных интерьеров, дизайн частных интерьеров, элитный дизайн квартир требуют как художественных способностей, так и технических знаний для создания дизайн проекта интерьера.
Дизайн – один из самых молодых видов художественно-проектной деятельности. Его история берет свое начало на рубеже XIX и XX веков. Прошло чуть больше ста лет, и дизайн превратился в самостоятельный и один из самых влиятельных видов проектного и художественного творчества. Сегодня трудно себе представить какую-либо сферу человеческой деятельности, в которой бы не трудился дизайнер. Дизайн создает привлекательную и комфортную для человека среду, облегчая человеку работу и быт, воспитывает его эстетический вкус, ориентируясь на новейшие научно-технические достижения, технологии и материалы, самые современные веяния моды, самые изысканные запросы потребителей.
Современный дизайн занимает активную позицию, все больше и больше влияя на своих старших собратьев по цеху – архитектуру и монументально-декоративное искусство.
Художественное проектирование невероятно эффективнее других подходов повышает у учащихся мотивацию и способствует закреплению полученных знаний и навыков на практике, развивает уверенность в своих силах и всесторонне воспитывает личность обучающегося.
Как уже говорилась выше, метод проектов – это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых, интересных информационных моделей. Метод художественного проектирования помогает определить новые направления в педагогической практике по формированию информационно – коммуникационной компетентности обучающихся и подготовке их к последующей профессиональной деятельности.
Одна
из трактовок термина «
Предлагаемая
модель обучения учащихся художественному
проектированию (дизайну), основанному
на использовании средств
Основными
этапами художественного
Разработка графических эскизов и 3d-моделей позволяет сформировать творческий замысел на основе данных предпроектного исследования и нормативных документов (ГОСТов) и носит уже не исследовательский, а конструктивно - поисковой характер. Вырабатывается ряд конкретных эскизных предложений по конструкции, компоновке дикорировки будущего изделия выбираются программные средства и методика работы. Среди наиболее удобных для подготовки эскизов компьютерных программ в первую очередь необходимо перечислить редакторы CorelDRAW и AdobePhotohop, 3ds-max.