Теория проектного обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 05:37, курсовая работа

Краткое описание

Теория проектов возникла во второй половине XIX века в США. В его основу заложены прагматические идеи американского философа и педагога Д. Дьюи (1859-1952г.). Продолжатель школы Д. Дьюи американский педагог У.Х. Килпатрик разработал основы теории метода проектов. Проектное обучение (его еще называют «метод проблем») используется в школах США и ряда других стран.

Файлы: 1 файл

Теория проектного обучения.doc

— 67.50 Кб (Скачать)
    1. Теоретические основы художественно-проектной  деятельности

    1.1. Теория проектного  обучения

 

      Теория  проектов возникла во второй половине XIX века в США. В его основу заложены прагматические идеи американского  философа и педагога Д. Дьюи (1859-1952г.). Продолжатель школы Д. Дьюи американский педагог У.Х. Килпатрик разработал основы теории метода проектов. Проектное обучение (его еще называют «метод проблем») используется в школах США и ряда других стран.

      В 20-е годы ХХ века в России метод  проектов также использовался в школе как средство развития учащихся. Идеи проектного обучения возникли в  России практически параллельно с разработкой американских педагогов. В 1905 году под руководством русского педагога С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже в советские времена, эти идее стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. В 1931 году постановлением ВКП (б) он запрещен как ошибочный и вредный.

      Проектные технологии относятся к технологиям  ХХI века, предусматривающие умение адаптироваться к стремительным  изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. Основы теории и практики применения проектного обучения разработаны в трудах П.П. Блонского, Б.В Игнатьева, Н.Н. Иорданского, П.Ф. Каптерева, Н.В. Матящ, П.Р. Полякова,В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева, В.Н. Шульгина и др.

      Проектная технология − система обучения, в которой знания и умения обучающиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Технология проектов всегда ориентирована на активную самостоятельную работу обучающихся (индивидуальную, парную и групповую), которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. По мнению ученых, переводить весь образовательный процесс на проектное обучение нецелесообразно.

      Цель  проектного обучения: создать условия, при которых обучающиеся приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; развивают коммуникативные умения, работая в различных группах (командах); у обучающихся формируются исследовательские умения (выявление проблемы, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа построения гипотез, обобщения); развивается системное мышление, внимание, воображение и память.

      Теория  проектного обучения является интегративной, так как она синтезирует в себе в той или иной мере все другие теории и концепции обучения.

      Технология  проектов всегда предполагает решение  какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование  разнообразных методов и средств  обучения, а с другой − применение интегрированных знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии и творческих областей.

      Исходными теоретическими положениями для  проектного обучения являются: в центре внимания − обучающийся, содействие развитию его творческих способностей; педагогический процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающегося, что повышает его мотивацию в учении; индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого обучающегося на свой уровень развития; комплексный подход разработки учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций обучающегося; глубокое осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

      Отличительными  особенностями проектной технологии, по мнению К.           Фрея является то, что участники  проекта: подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни; договариваются друг с другом о форме обучения;    развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех; организуют себя на дело; информируют друг друга о ходе работы; вступают в дискуссию.

      Основными понятиями теории проектного обучения являются дефиниции «проект» и «проектная деятельность». Под проектом понимается самостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услуга) − от идеи до ее воплощения. Проектная деятельность − это деятельность, направленная на         выполнение проектов.

      В педагогической практике применяются  различные виды проектов.

      Рассмотрим их классификацию.

      1. По степени участия обучающегося  в проекте: личностные, парные  и групповые.

      2. Проекты на основе доминирующей  деятельности обучающихся:

      практико-ориентированный (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению чего-либо); исследовательский (исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного изыскания); информационный (сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью презентации широкой аудитории – статья, информация в сети Интернет); творческий (максимально свободный авторский подход в решении проблемы). Продукты – альманахи, видеофильмы, произведение изобразительного искусства и т.п.; ролевой (литературные, исторические и т.п. деловые игры, результат которых остается открытым до самого конца).

      3. По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными. Монопроекты реализуются в рамках одной учебной дисциплины или одной области знания. Межпредметные выполняются во внеучебное время под руководством специалистов из разных областей знаний.

      4. По характеру контактов проекты бывают внутригрупповые, внутриинститутскими, региональными и международными. Два последних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современной компьютерных технологий.

      5. По продолжительности выполнения  проекта различают: мини-проекты  − укладываются в одно занятие  или даже его часть; краткосрочные  − на 4-5 занятий; недельные, требующие  на выполнение проекта 30-40 часов.

      Предполагается  сочетание аудиторных и внеаудиторных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы; долгосрочные (годичные) проекты, как  индивидуальные, так и групповые, выполняются, как правило, во внеучебное время.

      6. По характеру координации проекта: непосредственный (жесткий и гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

      На  практике чаще всего приходится иметь  дело со смешанными типами проектов.

      При выполнении проекта указывается: проблема; цели и задачи проекта; учебный материал, который предполагается задействовать для решения указанной проблемы (литература); теоретическая и практическая значимость в какой-либо области знаний; отдельно следует указать какие цели интеллектуального, нравственного, культурного развития обучающихся при этом ставятся; сроки выполнения проекта; состав группы; порядок оформления результатов проекта.

      Проекты выполняются в три этапа: подготовительный (исследовательский); технологический; заключительный. Каждый этап работы над  проектом должен иметь свой конкретный продукт. Оформление проекта включает: тема, предмет, группа, характер проекта (междисциплинарный), разделы науки, тип проекта, оборудование, цель и задачи проекта.

      Выполненные проекты публично обсуждаются, защищаются обучающимися и заканчиваются разными видами презентаций. К ним относятся: научный доклад, деловая игра, демонстрация видеофильма, экскурсия, телепередача, научная конференция, инсценировка, театрализация, игры с залом, защита на ученом совете, спортивная игра, реклама, пресс-конференция и др.

      Для оценки качества выполненного проекта  используются критерии. Они должны быть понятны и их должно быть не более 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация. Качество проекта должно осуществляться на основе внешней экспертизы.

      Педагог в процессе выполнения проекта выступает  как энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, »человек, задающий вопросы», координатор, эксперт. Позиция педагога должна быть открытой, дающей простор  самостоятельности обучающихся. Умение пользоваться методом проектов − показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития.

      Основные  требования к использованию технологии проектов: наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решений; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемой результатов; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); использование исследовательских процедур (определение проблемы, выдвижение гипотезы и вытекающих из нее задач и способов их решения, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы).

      Технология проектного обучения может быть реализована при преподавании любой предметной области знаний. Она может применяться как в  обычной аудитории в виде самостоятельной индивидуальной, групповой или парной работы обучающихся в течение различного времени, так и с использованием современных средств информатизации образования. Скибицкий Э.Г. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие /Э.Г. Скибицкий, И.Э. Толстова, В.Г. Шефель. − Новосибирск: НГАУ, 2008. −166 с. 

    1. Дизайн  как проектно-художественная деятельность
 

      Дизайн  – деятельность, заключающаяся в  проектировании, конструировании предметов, изделий, пространства или среды  вокруг человека (дизайн офисных интерьеров, дизайн частных интерьеров или элитный  дизайн квартир). Большую роль здесь  играет не только внешний облик, но и структура, функционирование объекта, потому дизайн офисных интерьеров, дизайн частных интерьеров, элитный дизайн квартир требуют как художественных способностей, так и технических знаний для создания дизайн проекта интерьера.

      Дизайн – один из самых молодых видов художественно-проектной деятельности. Его история берет свое начало на рубеже XIX и XX веков. Прошло чуть больше ста лет, и дизайн превратился в самостоятельный и один из самых влиятельных видов проектного и художественного творчества. Сегодня трудно себе представить какую-либо сферу человеческой деятельности, в которой бы не трудился дизайнер. Дизайн создает привлекательную и комфортную для человека среду, облегчая человеку работу и быт, воспитывает его эстетический вкус, ориентируясь на новейшие научно-технические достижения, технологии и материалы, самые современные веяния моды, самые изысканные запросы потребителей.

      Современный дизайн занимает активную позицию, все  больше и больше влияя на своих  старших собратьев по цеху – архитектуру и монументально-декоративное искусство.  

      Художественное  проектирование невероятно эффективнее  других подходов повышает у учащихся  мотивацию и способствует закреплению полученных знаний и навыков на практике, развивает уверенность в своих силах и всесторонне воспитывает личность обучающегося.

      Как уже говорилась выше, метод проектов – это гибкая модель организации  учебного процесса, ориентированная  на самореализацию учащегося путем  развития его интеллектуальных и  физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых, интересных информационных моделей. Метод художественного проектирования помогает определить новые направления в педагогической практике по формированию информационно – коммуникационной компетентности обучающихся и подготовке их к последующей профессиональной деятельности.

      Одна  из трактовок термина «художественное  проектирование» - «процесс конкретного  решения проектной задачи с применением  анализа объекта, разработка концепций, вычисления конкретных целей, проведения операций проектирования (моделирования, макетирования и пр.) разработки проектной документации…».

      Предлагаемая  модель обучения учащихся художественному  проектированию (дизайну), основанному  на использовании средств компьютерной графики и моделирования. Её особенность в том, что она связана с решением конкретных творческих задач, в реальной жизни необходимы не абстрактные знания о работе того или иного программного инструмента, а практические навыки и умения, позволяющие творчески, в максимально короткие строки, справится с конкретной производственной задачей.

      Основными этапами художественного проектирования являются: предпроектное исследование, художественно – конструкторский  поиск, разработка эскизного проекта, составление проектно-конструкторской документации, изготовление опытного образца и его испытание. Каждый из этих этапов наряду с традиционной формой представления может быть выполнен с применением компьютера. Приложение 1. (Этапы проектной деятельности.).

      Разработка  графических эскизов  и 3d-моделей позволяет сформировать творческий замысел на основе данных предпроектного исследования и нормативных документов (ГОСТов) и носит уже не исследовательский, а конструктивно - поисковой характер. Вырабатывается ряд конкретных эскизных предложений по конструкции, компоновке дикорировки будущего изделия выбираются программные средства и методика работы. Среди наиболее удобных для подготовки эскизов компьютерных программ в первую очередь необходимо перечислить редакторы CorelDRAW и AdobePhotohop, 3ds-max.

Информация о работе Теория проектного обучения