Социально-психологическая и криминологическая характеристика несовершеннолетнего как субъекта преступления корыстной направленности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 21:48, курсовая работа

Краткое описание

Изучение личности несовершеннолетнего преступника имеет важное криминологическое и уголовно-правовое значение, т.к. в центре внимания оказывается подросток, сознание и психи¬ка которого, в отличие от взрослого индивида, находятся в ста¬дии формирования, вследствие чего они более восприимчивы, как к позитивным, так и к негативным влияни¬ям. В силу возрастных особен¬ностей личность несовершеннолетнего характеризуется специфическим набором психологиче¬ских свойств и качеств, которые подвергаясь воздействию неблагоприят¬ных условий жизни и воспитания, нередко деформируются, повышая тем самым вероятность преступного поведения.

Файлы: 1 файл

119_Konovalova.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

Микросоциальная среда, в пределах которой функционирует несовершеннолетний, способна либо ослабить или вовсе нейтрализовать последствия различных негативных явлений окружающей действительности, либо поставить ребенка в такие условия, при которых положительные стороны социальных процессов и явлений окружающей действительности, действуют значительно медленнее и слабее, чем это необходимо для позитивного формирования личности несовершеннолетних. По мнению С.Г. Огай, виды, формы и пределы социального взаимодействия устанавливаются, прежде всего, и преимущественно родителями, в связи с чем, социальная активность подростков существенно ограничивается: они не выбирают себе семью, родителей, родственников, школу, дети не имеют самостоятельности в социально-экономическом отношении, а потому не могут без помощи взрослых радикально менять свои взаимосвязи со средой (например, уйти из аморальной, криминальной семьи)[12].

Как было выяснено выше, семьи несовершеннолетних преступников корыстной направленности, как правило, характеризуются низким уровнем внутрисемейных связей, деформированием ценностно-нормативных регуляторов, слабой материально-бытовой обеспеченностью. Основываясь на данных проведенного среди анализируемой категории преступников опроса, а также руководствуясь знаниями психологии, именно неблагополучие семьи во многом предопределяет и стимулирует криминальную активность подрастающего поколения. Ощущаемый несовершеннолетними эмоциональный дискомфорт в бытовой сфере, связанный с отсутствием необходимого в подростковом возрасте внимания и понимания со стороны, прежде всего, родителей, рано или поздно должен обрести соответствующую компенсацию в других областях окружающей действительности. По мнению Н.П. Ереминой, «нездоровый психологический, нравственный климат в неблагополучных семьях с его душевным дискомфортом часто выталкивает юношу или девушку «на улицу» в поисках доброты, взаимопонимания и сочувствия и т.п. Нередко в городских семьях в силу занятости родителей на работе все общение, в котором так нуждаются подростки, сводится к запискам-приказам или телефонным «накачкам». Подлинные ценности при таких отношениях привить трудно»[13].

Отсутствие должного контроля, внимания и понимания со стороны родителей, равнодушие к внутреннему миру детей обусловливает соответствующее безразлично-поверхностное отношение несовершеннолетних к процессу обучения, тормозит социализацию ребенка внутри школы, что порождает соответствующие конфликты с учителями, проблемы в общении с одноклассниками.

У подростка возникает общая неудовлетворенность своим положением в той микросоциальной среде, которая ему была «навязана» в силу объективных обстоятельств. Ребенок не понимает требований, которые предъявляет ему общество, или понимает, но не желает их выполнять. Значительной части несовершеннолетних преступников корыстной ориентации присуще такое свойство, как отчуждение, т.е. нахождение личности на определенной социально-психологической дистанции от общества и его нравственно-правовых ценностей. Отчужденность порождает такую взаимосвязь между субъектом и окружающей его средой, при которой он противопоставляет себя как отдельным индивидам, так и обществу в целом, принимая интеллектуальную, а в ряде случаев и физическую, автономно-обособленную от внешней реальности форму жизнедеятельности. Вследствие некой изоляции, ухода в себя, нарушается процесс прогнозирования подростком своих поступков, наблюдается неприятие им общественных норм и требований, враждебное к ним отношение и, как следствие, происходит отрыв от социальной реальности. У подростков-преступников с корыстной ориентацией наблюдается ослабление эмоциональной привязанности, стремление избегать близких личных отношений с окружающими, что определяет их неспособность к сочувствию и сопереживанию[14].

Отчужденность выступает в качестве фактора, затрудняющего эмпатическую идентификацию с другими людьми и тем самым облегчающего совершение антигуманных действий по отношению к ним[15].

Состояние эмоциональной напряженности и психологической неудовлетворенности, в котором пребывают подростки, снимается за счет их вступления в досуговые товарищеские группы, которые дают несовершеннолетним возможность самоутвердиться, почувствовать свою значимость в пределах микросоциальной среды. Исследования показывают, что важнейшей психологической потребностью несовершеннолетнего-правонарушителя выступает потребность в принадлежности к группе, в которой он мог бы удовлетворить свои ведущие психологические потребности: в общении, в принятии и одобрении, в личностной ценности и самоуважении. Как правило, такой общностью оказывается группа с антисоциальной направленностью, членов которой объединяет, прежде всего, совместная антиобщественная деятельность. Как следствие, такие объединения играют большую роль не только в социализации подростков, но и в их криминализации. Следует учитывать, что утрата ребенком прочных связей с семьей и последующее вхождение в неформальное объединение несовершеннолетних еще не свидетельствует о неизбежности его становлении на преступный путь. Однако первоначальное стремление подростков к объединению и общению на фоне общности интересов и схожести жизненных ситуаций, при определенных условиях способно перерасти в осознанное желание противопоставить себя обществу, выделиться из массы, обогатиться за счет других, получить те духовные и материальные блага, которых они были лишены в семье.

При этом в зависимости от характера и содержания ранее сложившегося у несовершеннолетних под влиянием семьи и школы комплекса ценностно-нормативных установок, сближение с группой является либо решающим моментом в формировании их криминогенных ориентаций и взглядов, либо служит лишь стимулирующим и укрепляющим фактором.

Так, на вопрос: «что подтолкнуло тебя к совершению преступления?» из предложенных подросткам вариантов ответов самым распространенным оказался - «решающим фактором стало принятие меня в группу сверстников» - 26,9%. На втором месте - «я бы все равно пошел на совершение преступления, однако, в группе это было сделать легче» - 18,4%.

              Следует учитывать, что несовершеннолетним в значительной степени присуще такое свойство как подражание, через которое происходит социализация подростка, усвоение им норм поведения, накопление общественного опыта, навыков межличностного общения. Для несовершеннолетних подражание формам поведения, присущим членам группы, является средством присоединения к этой группе, поскольку, прежде чем стать членом группы, несовершен­нолетний наблюдает за ней, старается понять, что в этой группе принято; затем начинает устанавливать контакты с группой, подра­жая словам, жестам наиболее активных членов[16].

Под влиянием негативных явлений микросреды у несовершеннолетнего складывается ценностно-нормативная база, определенная система отношений к общепринятым в обществе социальным и другим нормам, которые, в свою очередь, налагают отпечаток на его потребности, интересы, мотивы, цели, эмоции и волю, продолжая формировать личность подростка с противоправным поведением.

              Глубокая деформация нравственных и правовых ориентаций и установок - характерная личностная особенность корыстно ориентированного несовершеннолетнего преступника[17].

В процессе исследования было выявлено, что около 95% лиц данной категории регулярно употребляют алкогольные или наркотические средства вместе с другими участниками группы. У таких лиц уменьшена мотивация к труду, вследствие чего складывается стереотип дозволенности присвоения преступным путем чужого имущества.

Уровень правосознания у несовершеннолетних, совершивших корыстные преступления, отражает социальную и правовую значимость содеянного: 97,3%респондентов признали свою вину[18], привлечение к уголовной ответственности не явилось для них неожиданностью. Хотя, по мнению Л.А. Ефименко, «несовершеннолетние не понимают социальную значимость закона, как регулятора общественных отношений. Правовая осведомленность у них базируется на фрагментарных знаниях уголовного закона, который они представляют как систему формальных запретов»[19].

Одновременно наблюдается и правовой нигилизм. Так, результаты анкетирования показали, что среди осужденных несовершеннолетних, отбывающих срок лишения свободы в воспитательной колонии за совершение преступления корыстной направленности, 64% задумывались о возможном наказании, но надеялись его избежать, 17% не задумывались об этом. Ощущение безнаказанности увеличивает криминальную активность подростков, влияет на степень опасности совершаемых преступлений, ее качественную и количественную характеристики.

              По результатам анкетирования, проведенного Е.С. Жигаревым, на вопрос: «с какого возраста наступает уголовная ответственность за совершение определенных видов преступлений?», правильно ответили 30,5% несовершеннолетних мужского пола и 22,7% - женского[20].

Важным личностным качеством человека является стремление к достижению высших, с его позиции, ценностей. Исследуемой группе несовершеннолетних был задан вопрос о том, достижение каких трех целей из перечисленных ниже они считают наиболее важным в своей жизни. В результате полученные ответы распределились следующим образом: благополучная семья - 75,8%; ведение свободного образа жизни, возможность ни в чем себе не отказывать - 47,9%; высокооплачиваемая работа - 42,4%; материальная обеспеченность - 41,7%; уважение окружающих - 39%; влиятельные друзья, знакомые - 20,1%; высокое образование, культура - 9,5%; известность, популярность, слава - 1,3%; другие - 6,2%

              Полученные данные свидетельствуют, что доминирующие позиции несовершеннолетних в основном связаны со стремлением к обладанию материальными ценностями. Так, если ранжировать полученные ответы, то первые три места, кроме стремления иметь хорошую семью, занимают жизненные успехи, связанные с материальным благополучием, достатком. Такое представление молодежи о социальном благополучии как о главной жизненной ценности в настоящее время превратилось в устойчивую тенденцию, по сравнению, например, с дореформенным периодом господства социалистических об­щественных отношений, когда существующей идеологией существенно занижалось значение материальных благ в жизни общества и человека. Иная крайность наблюдается сейчас.

              Выявленная общая ценностная ориентация на материальные блага непосредственно проявляется в мотивах совершения преступлений. Проведенное исследование (изучение материалов уголовных дел, опрос несовершеннолетних) позволило установить следующие мотивы преступлений: связанные с удовлетворением необходимых жизненных потребностей (приобрести необходимую одежду, продукты питания) - 69,6%; желание помочь семье - 33%; связанные с употреблением спиртных напитков и наркотических веществ- 41,7%; накопление денег, ценностей - 16,4%; приобретение дорогих вещей (престижные мотивы) - 19%; уговорили друзья, знакомые - 18,2%; увлекал сам процесс (азарт) - 7,4%; иные - 4,9%.

              Корыстные побуждения, как видно из приведенных данных, в основном сводятся к стремлению непосредственно приобрести материальные ценности или средства (деньги) для их приобретения. Самыми распространенными являются мотивы, связанные с удовлетворением необходимых жизненных потребностей - 69,6%. Такая ситуация не случайна, она определяется низким легальным доходом семьи несовершеннолетнего и той долей, которая приходится на каждого ее члена.

Значительный удельный вес мотивов, связанных с употреблением спиртных напитков - 23,7%, т.е. почти каждый четвертый несовершеннолетний не только употребляет спиртное, но и способен для его приобретения совершить преступление, причем даже с использованием насильственных способов и методов. Корыстно-насильственная мотивация носит сиюминутный и потребительский характер и у несовершеннолетних реализуется через наиболее опасные формы ее удовлетворения в отличие от собственно корыстной мотивации, которая проявляется страстью к накопительству или обеспечению себе наилучшего материального положения.

По результатам исследования около 4% респондентов мотивацию совершенного ими преступления определить не смогли. Как показывает проведенное изучение личностных особенностей этих преступников, а также анализ предшествующих преступлению событий и образа жизни анализируемой группы подростков в целом, совершенный ими «безмотивный» поступок является обычно результатом длительного внутреннего созревания антиобщественной направленности личности. Истоки такого поведения лежат в тех обстоятельствах, в которых личность формировалась.

По материалам уголовных дел, с учетом школьных и иных характеристик, а также проведенных с подростками бесед, можно выделить основные черты характера и психические особенности несовершеннолетних, совершающих корыстные преступления. Среди них преобладают раздражительность, неадекватное реагирование на психогенно-травмирующую ситуацию, склонность к импульсивным поступкам (около 80% несовершеннолетних исследуемой группы в той или иной степени свойственны перечисленные характеристики).

Более половины обследованных подростков характеризуются такими чертами как мягкость, податливость, внушаемость, и как следствие подверженностью негативному влиянию совершеннолетних правонарушителей либо своих более опытных сверстников.

Практически всем (93%) корыстно ориентированным несовершеннолетним свойственно индифферентное, циничное отношение к общепринятым человеческим ценностям, к бедам и неприятностям других людей, равнодушное отношение к праву, закону, нередко ярко выраженный правовой нигилизм.

Такие негативные черты как агрессивность и жестокость в основном присущи несовершеннолетним, совершающим корыстно-насильственные посягательства (разбой, грабеж). По мнению Р.Б. Бжиева, их характеризует низкий уровень процессов мышления и непосредственного запоминания по сравнению с подростками, не совершившими насильственные преступления, и одновременно меньшим уровнем истощаемости активного внимания[21]. Насилие и агрессия - однопорядковые категории; преступления, которым присущ агрессивно-насильственный, деструктивный характер, мотивированы враждой к людям, продиктованы озлобленностью, жестокостью, преследуют в качестве основной, либо факультативной цели причинение потерпевшему физического и (или) психического вреда.

Помимо перечисленных выше негативных черт, как показало проведенное исследование, некоторые несовершеннолетние преступники корыстной направленности обладают и рядом положительных, социально одобряемых свойств. Так, например, как добрые и отзывчивые, согласно проведенному опросу, были охарактеризованы 15% подростков, трудолюбие присуще 18% несовершеннолетних, уравновешенность и самообладание - 21%.

На вопрос о том, какие качества в друзьях ты ценишь больше всего, из предложенных в анкете вариантов ответов, большинство подростков остановилось на следующих: честность, смелость, порядочность, находчивость, верность, преданность, готовность прийти на помощь, радость за успехи друзей, переживание за их неудачи, склонность к риску, физическая сила и другие социально позитивные характеристики личности. Недостатками названы: упрямство, грубость, зависть, поиски выгоды лишь для себя, расчетливость и другие. Если учесть, что основная масса преступлений корыстной направленности совершается несовершеннолетними в группе, то и друзья, о которых идет речь в опросе, это в основном лица, совместно с респондентами совершающие криминальные посягательства. Очевидно, что у несовершеннолетних происходит раздвоение нравственных ценностей: будучи явно искаженными для процесса адекватной социализации внутри государства и общества в целом, они являются вполне пригодными и адекватными для общения в рамках антисоциальной группы. По мнению А.И. Долговой для подростков, совершающих преступления, характерны «ножницы», т.е. разрыв между ценностями, признаваемыми ими, и теми, которым они должны следовать и фактически следуют. Имеются в виду признаваемые ценности - не просто провозглашаемые, могущие рассматриваться в качестве показных, а те, которые правонарушители искренне считают нужными, полезными ценностями[22].

Информация о работе Социально-психологическая и криминологическая характеристика несовершеннолетнего как субъекта преступления корыстной направленности