Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 21:48, курсовая работа
Изучение личности несовершеннолетнего преступника имеет важное криминологическое и уголовно-правовое значение, т.к. в центре внимания оказывается подросток, сознание и психи¬ка которого, в отличие от взрослого индивида, находятся в ста¬дии формирования, вследствие чего они более восприимчивы, как к позитивным, так и к негативным влияни¬ям. В силу возрастных особен¬ностей личность несовершеннолетнего характеризуется специфическим набором психологиче¬ских свойств и качеств, которые подвергаясь воздействию неблагоприят¬ных условий жизни и воспитания, нередко деформируются, повышая тем самым вероятность преступного поведения.
2
Коновалова Ирина Анатольевна,
кандидат юридических наук,
доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин,
заместитель декана юридического факультета
Московского государственного областного
университета
Социально-психологическая и криминологическая характеристика несовершеннолетнего как субъекта преступления
корыстной направленности
Изучение личности несовершеннолетнего преступника имеет важное криминологическое и уголовно-правовое значение, т.к. в центре внимания оказывается подросток, сознание и психика которого, в отличие от взрослого индивида, находятся в стадии формирования, вследствие чего они более восприимчивы, как к позитивным, так и к негативным влияниям. В силу возрастных особенностей личность несовершеннолетнего характеризуется специфическим набором психологических свойств и качеств, которые подвергаясь воздействию неблагоприятных условий жизни и воспитания, нередко деформируются, повышая тем самым вероятность преступного поведения.
Причинностно-мотивационный комплекс подростковой преступности, как и преступности в целом, с одной стороны, обусловлен определенными особенностями личностных характеристик виновного, его психофизиологическими данными, а с другой, формируется в процессе жизнедеятельности индивида в рамках определенного общества и под непосредственным его влиянием. В этой связи прав С.С. Рыжаков, утверждая, что человек становится личностью в процессе социализации, т.е. в процессе воспитания и освоения социальных функций[1]. Отсюда возникает некое двуединство социального и биологического в человеке, его осознание себя частью общества, составляющим элементом сложной и многоликой социальной системы, что порождает как его личностное самосознание, так и восприятие в таковом качестве индивида окружающими.
Личность - это относительно устойчивая, динамичная, социально-обусловленная совокупность духовных, общественно-политических и морально-волевых качеств человека, сознание и поступки которого характеризуются определенной степенью социальной зрелости и стремлением проявить свою индивидуальность, индивидуальные особенности[2].
Сказанное выше свидетельствует о целостно-системном характере личности преступника, как и личности вообще, и обусловливает ее криминологическое изучение одновременно в двух аспектах: с одной стороны как объект социальных связей и влияний, с другой - как субъекта, способного к активной целенаправленной, преобразующей деятельности. Отсюда можно выделить две грани одной категории, две взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы признаков, раскрывающих различные стороны подростка, как субъекта корыстно-ориентированной преступности: объективную и субъективную[3].
При этом к первой подсистеме можно отнести такие группы признаков как социально-демографические, уголовно-правовые и социально-психологические, иначе говоря, социальные позиции и роли, деятельность личности. Ко второй - индивидуально-психологические, т.е. нравственно-психологические и физиологические (биологические).
Анализ криминологической характеристики несовершеннолетнего преступника предполагает комплексный подход к изучению различных сторон его личностных индивидуально-социальных проявлений. Однако учитывая многообразие и многогранность набора свойств и качеств человеческого существа, неразрывное единство, взаимосвязь и взаимообусловленность его социальной и биологической составляющих, представляется целесообразным остановиться на более существенных и значимых группах признаков, наиболее ярко и предметно характеризующих несовершеннолетнего как субъекта преступления корыстной направленности, что в полной мере отвечает целям настоящего исследования.
Исходя из сказанного, в рамках настоящей работы всестороннему рассмотрению и анализу будут подвергнуты социально-демографические, социально-психологические и индивидуально-психологические группы признаков, характеризующие личность корыстно ориентированного несовершеннолетнего преступника.
Некоторые из показателей, входящих в социально-демографическую характеристику, были обзорно рассмотрены выше в связи с общей криминологической характеристикой корыстной преступности несовершеннолетних. В рамках настоящей структурной части работы видится необходимым представить более развернутый криминологический портрет личности несовершеннолетнего преступника, совершающего корыстные преступления, основываясь на результатах проведенного изучения материалов уголовных дел, опросов осужденных, их учителей, родственников, знакомых, а также работников правоохранительных органов.
Социально-демографическая характеристика представляет собой информацию о социальном статусе, определяющем личность преступника как объект и субъекта общественных отношений. Ее содержание включает следующие признаки: пол, возраст, образование, социальное, семейное положение и другие.
Анализ выявленных в результате проведенного исследования социально-демографических признаков, позволил констатировать, что несовершеннолетний преступник, совершающий преступления корыстной направленности - это, как правило, лицо мужского пола. Доля девушек и юношей, совершивших корыстные преступления, соотносится приблизительно как 1:12.
Однако на фоне неоднородных региональных показателей наблюдается общий рост числа преступлений рассматриваемой категории, совершаемых лицами женского пола. Хотя, как уже было отмечено, девушками совершаются в основном преступления против собственности, данные опроса, проведенного среди сотрудников правоохранительных органов, свидетельствуют о значительном качественном преобразовании корыстной преступности несовершеннолетних женского пола. Растет число совершаемых ими корыстно-насильственных преступлений, при этом (частично затронем и социально-психологическую характеристику личности девушек) их противоправное поведение, по сравнению с юношами, часто отличается большей жестокостью, дерзостью и цинизмом при достижении корыстной цели[4].
По утверждению ряда криминологов, психологической особенностью рассматриваемой категории несовершеннолетних является более глубокая и резко выраженная деформация нравственно-психологических черт: пренебрежение к окружающим, попрание их достоинства, отрицательное отношение к принятым нормам поведения, моральная распущенность, грубость, упрямство, вспыльчивость и возбудимость. У несовершеннолетних девушек, совершивших преступление корыстной направленности, интенсивно формируется психология паразитизма, проявляемая в утрате интереса к учебе, работе, каким-либо действиям на пользу обществу в целом или коллективу в частности[5]. «Личностная деформация приобретает у таких девушек крайне уродливые формы, начинаясь в более раннем возрасте, чем у юношей»[6].
Анализ психологических и биологических особенностей представителей двух полов, их различие и степень влияния на детерминацию криминальной активности является предметом самостоятельного научного изучения. В рамках настоящего исследования ограничимся лишь констатацией того факта, что специфика биологических и социальных факторов оказывает определяющее влияние на характер и степень криминальной активности представителей различных полов.
Что касается следующей демографической характеристики, по данным проведенного анкетирования, наибольший удельный вес (33%) составили несовершеннолетние осужденные, совершившие корыстные преступления в возрасте 15 лет. На втором месте (28%) несовершеннолетние в возрасте 14 лет, на третьем (21%) - в возрасте 16 лет и далее (18%) - в возрасте 17 лет[7].
Важное значение для криминологической характеристики имеет выяснение общеобразовательного уровня корыстно ориентированных подростков, который напрямую связан с культурой личности, её социальным статусом, кругом контактов, жизненных планов и возможностей их реализации. Исследование материалов уголовных дел выявило уровень образования несовершеннолетних: неполное среднее образование на момент совершения преступления имели 31,8% подростков, общее среднее - 47,3% и средне-специальное - 19%.
Путем исследования материалов уголовных дел, а также посредством проведенного опроса анализируемого контингента подростков, удалось установить крайне негативное отношение несовершеннолетних к процессу обучения, практически полное отсутствие интереса к учебе: почти 100% респондентов ответили, что посещали школу неохотно, причем 62,3% учились на «3», 18,2% - на «2», 13% - на «4» и около 2% - на «5». При этом 21,4% несовершеннолетних на протяжении трех лет, предшествующих моменту совершения корыстного преступления, не учились в школе, 11% не посещали школу в течение двух лет и 10,3% - в течение одного года. Такое пренебрежение учебой осложняет развитие несовершеннолетних, затрудняя их социализацию, препятствуя формированию потребностей и интересов, оказывая деструктивное влияние на социально-полезную и значимую поведенческую активность подростков.
Негативное отношение к учебе связано, по мнению Р.Б. Бжиева, не столько с умственным развитием таких детей, сколько с отсутствием соответствующего воспитания в духе должного отношения к знаниям. Вследствие чего по мере укоренения утраты интереса к учебе, как черты личности, этот фактор начинает оказывать все большее влияние по принципу обратной связи на избирательность и характер действий несовершеннолетнего[8]. Произведенное психологическое тестирование анализируемой группы несовершеннолетних полностью подтверждает обоснованность приведенных суждений.
Уровень общего образования в большинстве случаев определяет и социальное положение несовершеннолетних, совершающих преступления корыстной направленности. Проведенное исследование в целом подтверждает ранее отмеченную общую тенденцию подростковой корыстной преступности. Так, выявленная доля трудоспособных несовершеннолетних, не имеющих постоянного места работы или учебы к моменту совершения преступления, составила 29%. При этом доля учащихся школ, средне-специальных и высших учебных заведений оказалась равной приблизительно 47%.
Полученные в ходе исследования данные о составе семьи несовершеннолетнего, совершившего преступление корыстной направленности, а также характере взаимоотношений между ее членами, свидетельствуют о неблагополучии, а порой и о глубоком кризисе, переживаемом значительной частью семей, в которых воспитывались подростки анализируемой группы. На момент совершения преступления только 37,5% лиц проживали в семье с обоими родителями, 44,2% воспитывались матерью, 4,1% - отцом, 6% - бабушкой и (или) дедушкой, 8,2% несовершеннолетних имели статус сирот и беспризорников.
При этом почти 35% несовершеннолетних преступников из юридически полных семей воспитывались в условиях фактически распавшихся семейных отношений. Отсутствие в семье одного из родителей в основном было обусловлено расторжением брака - 69,3%. Преобладающие взаимоотношения между членами семьи подростков в большинстве случаев сводились либо к грубым, циничным, сопровождавшимся постоянными ссорами, драками, взаимными оскорблениями - 29,7%, либо характеризовались минимальной степенью взаимного интереса, имели характер сдержанных, формальных - 54,8%.
Проанализированная выше социально-демографическая составляющая несовершеннолетнего преступника характеризует его с внешней стороны, а потому не дает полного представления о личности корыстно ориентированного подростка, а, следовательно, не может объяснить причину его преступного поведения. Вместе с тем, социально-демографические свойства являются существенным компонентом обобщенного представления о преступнике и имеют большое значение для разработки и осуществления мер профилактики криминального поведения подростков.
Внутреннее содержание личности несовершеннолетнего раскрывает психологическая характеристика, как определенная целостность, единство сознания и деятельности индивида, взаимодействие его с социальной средой. Отсюда и две ее составляющие, взаимодополняющие друг друга: социальная и индивидуальная.
В рамках первой из указанных категорий анализируются социальные позиции и роли, деятельность личности[9]. Раскрытие данной характеристики способствует выявлению механизмов взаимодействия несовершеннолетнего с ближайшей микросредой, выяснению неблагоприятных условий, под воздействием которых формируется криминально-ориентированная личность. Социально-психологическая характеристика предполагает анализ социально-ролевых функций индивида, выяснение того, какой статус занимает подросток в семье, в определенном коллективе.
Пределы изучения второй ограничиваются потребностно-мотивационной и ценностно-нормативной характеристиками. Она охватывает множество самых разнообразных проявлений субъективного мира. Под индивидуально-психологическими особенностями личности понимают относительно стабильную совокупность индивидуальных качеств, определяющих типичные формы поведения. К ним можно отнести: основные социальные ориентации, потребности, интересы, взгляды, убеждения, привычки, отношение к социальным институтам.
Социальное поведение несовершеннолетнего и его криминальная направленность являются результатом сложного взаимодействия различных факторов, сводящихся к психосоматической специфике конкретной личности и к комплексу внешних воздействий на нее. По справедливому замечанию В.М. Волковой, совокупность внешних факторов воздействия представляет собой условное пространство, на котором разворачивается процесс социально-криминального самоопределения. Во взаимодействии «личность - социальная среда» внешним условиям принадлежит особая роль, ибо сама индивидуальность формируется в значительной мере под их влиянием[10]. Действительно, становление личности происходит на основе заложенных в ней генетических задатков, которые качественно преобразуются в соответствии с физиологическим и психологическим развитием человека под влиянием таких социальных факторов, как экономические условия, культурные и моральные ценности, семья, школа, досуговая группа и т.п. В итоге социальная среда выступает «как совокупность стимулов и ситуаций, воздействующих на подростков, под влиянием которой приобретается человеческий опыт, формируются потребности и стремления, определенные способы поведения и жизненные позиции, и как регулятор удовлетворения жизнедеятельности человека в одном направлении, при условии ограничения и запретов в другом»[11].