Шпаргалка по "Криминологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:09, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 51 вопрос по дисциплине "Криминология".

Файлы: 1 файл

Шпаргалка по криминологии.doc

— 466.50 Кб (Скачать)

Успешное  предупреждение преступлений возможно лишь в том случае, если внимание будет сконцентрировано на личности преступника, поскольку именно личность является носителем причин их совершения.

Личность  преступника представляет собой  совокупность социально значимых негативных свойств, образовавшихся в ней в  процессе многообразных и систематических  взаимодействий с другими людьми. Социальный характер личности преступника позволяет рассматривать его как члена общества, социальных групп или иных общностей, как носителя социально типичных черт. Включение преступника в активное и полезное групповое общение — важное условие его исправления.

Криминологическое изучение личности преступника осуществляется для выявления и оценки тех  ее свойств и черт, которые порождают  преступное поведение, в целях его  профилактики. В этом проявляется  теснейшее единство трех криминологических проблем: личности преступника, причин и механизма преступного поведения, профилактики преступлений. При этом, личность преступника центральная в том смысле, что ее криминологические особенности первичны, поскольку являются причиной преступных действий,  поэтому именно они, а не действия или поведение должны быть объектом профилактических усилий

Тем не менее нужно изучать не только тех, кто уже совершил преступление, но и тех, чей образ жизни, общение, взгляды и ориентации еще только свидетельствуют о такой возможности, которая реальностью может и не стать. Значит, в сфере криминологических интересов находятся алкоголизм, наркомания, бродяжничество, проституция и другие непреступные антиобщественные явления и соответственно личность тех, кто совершает такие поступки.

К фундаментальным  методам изучения личности относятся  опрос и наблюдение, промежуточной  формой является психологическое тестирование (сочетающее в себе элементы первого  и второго).

Опрос -  получение информации на задаваемые вопросы. Опрос может быть устным (беседа, интервью) и письменным (анкетирование). Вариантом устного опроса является допрос.

В ходе изучения личности целесообразно опросить как само изучаемое лицо, так и  тех, кто может располагать о  нем какой-либо информацией.

В ходе опроса следует учитывать мотивы действий опрашиваемых. Далеко не все заинтересованы говорить правду о себе или о других, особенно если это негативная, порочащая или изобличающая информация. Информация, полученная в результате опроса, должна критически оцениваться, сопоставляться с данными, полученными из других источников. Она может анализироваться с точки зрения ее непротиворечивости и логической правильности.

Наблюдение - визуальное либо слуховое восприятие деятельности личности. Наблюдение может  быть непосредственным и опосредованным. При непосредственном исследователь лично наблюдает за проявлениями личности. К таким проявлениям относятся поступки, манера поведения, высказывания, внешность (одежда, прическа, татуировки, шрамы).

При опосредованном наблюдении исследователь изучает данные наблюдения, проведенного другими лицами. Методом опосредованного наблюдения может быть опрос, изучение документов, изучение фото-, кино- и видеопродукции, анализ записных книжек и дневниковых записей

Психологическое тестирование — изучение личности с помощью тестов.. Задания могут быть самыми различными: ответить на вопросы, истолковать, на что похоже пятно, нарисовать что-либо, придумать рассказ или завершить начатый рассказ (предложение),

Надежность  и практическую ценность тестирования иногда ставят под сомнение. Однако в отдельных случаях тестирование позволяет получить весьма ценную и интересную информацию, которая может быть отправной точкой более детального изучения личности.

 

13. Соотношение социального  и биологического в личности преступника и преступном поведении

Соотношение социального и биологического в  поведении человека не является статичным. В процессе развития организма и общественного развития человека это соотношение изменяется.

1. Развитие человеческого организма. Преобладают биологические факторы. На биологическое развитие индивидуума оказывают влияние 3 фактора: 1) генетические (наследственные); 2) экологические (влияние внешней среды); 3) индивидуальные (образуются под влиянием названных факторов).

В настоящее время наукой не доказано существование каких-либо прирожденных программ социапьно-попожительно го или же преступного поведения Генетика доказала, что приобретенные при жизни признаки наследовать невозможно, но при этом о биологическом элементе забывать не следует.

2. В процессе формирования личности биологический элемент выражен гораздо слабее, чем в предыдущем, а социальный - значительно сильнее.

В процессе формирования личности существенное значение имеют следующие биологические  факторы: пол, возраст, состояние физического и психического здоровья, а также наличие патологических отклонений.

Наибольшее  влияние на формирование личности оказывают  возрастные признаки. На разных возрастных этапах воздействие социальной среды  на личность не одинаково.

Так, незрелость нервной системы в раннем возрасте, неподготовленность организма ко многим психическим проявлениям, особенности юношеского восприятия окружающей действительности, повышенная эмоциональность и неумение реально оценить возможные последствия при неблагоприятных обстоятельствах могут способствовать совершению преступления.

3. Зарождение преступного намерения и реализация преступного замысла.

В этом звене взаимодействуют 2 социальных фактора:

- конкретная жизненная ситуация, имеющая значение для повода к совершению преступления;

- личность преступника со сложившейся криминогенной мотивацией.

Это звено  ближе всех других стоит к акту преступного поведения.

В поведение  человека включаются воля, творчество, эмоциональная сфера. Для индивидуальной специфики поведенческой реакции существенное значение имеют особенности биологии человека. Данное звено является реальным показателем соотношения социального и биологического факторов в личности, это соотношение влияет на характер и механизм совершаемого личностью преступления.

 

14. Структура причин  отдельного преступления (схема  и практические  выводы). Готовность  к совершению преступления (понятие,  составляющие готовности, виды криминальной  готовности).

Причина конкретного преступления - взаимодействие негативных нравственно-психологических свойств личности, сложившихся под влиянием неблагоприятных условий нравственного формирования индивида, с внешними объективными обстоятельствами, порождающими намерение и решимость.

В понятие  причин конкретного преступления включаются нехарактерные для лиц с правопослушным поведением, но типичные для преступников особенности формирования личности, ее социального и психологического статуса, деятельности и комплекса объективно существующих внешних обстоятельств, в которых она функционирует.

Причины конкретного преступления:

1) среда,  формирующая дисгармонию или  деформацию потребностей, интересов,  ценностных ориентации конкретной  личности, которые становятся основой  криминогенной мотивации;

2) криминогенная  мотивация;

3) ситуации, в которых находится личность в процессе формирования, жизнедеятельности и непосредственно в процессе совершения преступления и которые способствуют возникновению и реализации криминогенной мотивации в поведении (условия, способствующие конкретному преступлению);

4) психофизиологические  и психологические особенности  личности, усиливающие ее чувствительность  к криминогенным влияниям извне  и стимулирующие превращение  их во внутреннюю позицию.

Главная цель анализа преступного поведения - понять, как человек становится преступником

Существуют  два подхода к изучению взаимосвязи  явлений: факторный анализ и детерминизм (анализ элементов причинной связи).

При факторном  анализе констатируют лишь то, что преступность и определенные явления взаимосвязаны. Детально исследуя характер зависимости (прямая или обратная), измеряя величину связи (коэффициент корреляции), но не исследуется сам механизм причинной обусловленности

Детерминизм, включает сочетание факторного анализа с качественным; деление факторов на причины и условия, субъективные и объективные, непосредственные и опосредованные (причина явления, причина причины и т. д.); изучение причин преступности, основывающееся на анализе механизма преступного поведения, обобщении причин и условий преступлений и их классификации.

Для того чтобы понять, каким образом человек  становится преступником, необходимо проанализировать сложную цепочку  причинно-следственных зависимостей, которую в криминологии именуют  структурой причин отдельного преступления

  1. Формирование у человека отрицательных качеств личности (криминогенные). Под влиянием определенных неблагоприятных условий жизни у человека складываются негативные впечатления, взгляды, оценки
  2. Приобретение криминогенными качествами устойчивости. Под влиянием новых негативных воздействий или при длительном, многократном воздействии тех же отрицательных обстоятельств криминогенные качества приобретают устойчивость.

Два следующих  этапа — это соприкосновение  с обстоятельствами, затрудняющими  правомерное поведение, и обстоятельствами, облегчающими противоправное.

Попав в ситуацию, когда достичь своих  целей затруднительно, человек принимает  решение о совершении преступления. У него формируется мотив преступного  поведения. Этот процесс у преступников различных типов проходит по-разному. Степень легкости, с которой человек решается совершить преступление, зависит от наличия у него криминогенных качеств, а также от того, насколько устойчивы эти криминогенные качества

Приняв  решение совершить преступление, человек может и не реализовать  его при отсутствии необходимых условий.

Начавшееся  преступление может быть пресечено. Все, что влияет на принятие решения  о совершении преступления, является причинами преступного поведения. То, что способствует достижению преступного  результата -условия преступления.

Анализ  структуры причин отдельного преступления позволяет сделать следующие  выводы:

1. Различные  явления социальной жизни лишь  постольку могут быть причинами  преступности, поскольку выступают  причинами формирования криминогенных  качеств личности; факторами их устойчивости; обстоятельствами, затрудняющими правомерное поведение; условиями, делающими возможным преступное поведение

2. Чем  ближе к истокам преступного  поведения, тем значительнее роль  объективных факторов (условий жизни,  обстоятельств нравственного формирования личности).

На последних  этапах формирования преступного поведения  возможен один из трех вариантов соотношения  личности и объективных условий:

  1. личность оказывается чрезмерно зависимой от неблагоприятных внешних обстоятельств;
  2. роль личности и внешних обстоятельств равнозначна;
  3. личность независима от внешних обстоятельств, она играет главную, а подчас и единственную роль в генезисе преступления (сама создает условия преступной деятельности).

3. Каждый  из элементов структуры причин  отдельного преступления является объектом предупредительного воздействия. Если из этой структуры удалить хотя бы один элемент, то преступления не будет. Отсюда вытекают задачи предупреждения преступлений:

  1. изменять объективные условия жизни людей
  2. исправлять негативные качества личности.

Принятие  решения о совершении преступления - свидетельство либо наличия у  человека криминальной готовности, либо начала ее формирования.

Готовность  совершить преступление — это  такое состояние субъекта, при  котором он в любой момент может начать противоправную деятельность.

Готовность  к умышленному преступлению (криминальная готовность) складывается из ряда составляющих: интеллектуальной, психологической, нравственной, профессиональной, физической, материальной, организационной.

Информация о работе Шпаргалка по "Криминологии"